Авторская программа по ФЭМП средствами конструирования "Евклидики"
рабочая программа

Программа по ФЭМП средствами конструирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_programy_evklidiki.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация парциальной программы

по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Евклидики».

Математика как наука обладает уникальной возможностью интеллектуального и личностного развития ребенка, способствует формированию таких жизненно важных личностных качеств, как внимание, память, аккуратность, ответственность, последовательность, целеустремленность, любознательность, креативность.

Для математической деятельности дошкольников с задержкой психического развития характерны: отсутствие интереса к выполнению математических заданий, не целенаправленность, низкий уровень самостоятельности, критичности по отношению к результатам своей деятельности, недостаточное внимание к содержанию заданий, низкий уровень сенсорного развития, своеобразие формирования количественных представлений и способов решения арифметических задач, низкий уровень развития вычислительных навыков, сложности в овладении пространственно – временными представлениями. И как правило, формирование элементарных математических представлений происходит медленно и требует не малых усилий от педагогов, работающих с детьми данной категории.

Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания детей с задержкой психического развития - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально интересными, эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку с задержкой психического развития максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

Исследования последних лет, проводимые педагогами и психологами, признают такой вид деятельности, как конструирование одним из эффективных способов развития и формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи: Н.Н.Поддьяков, А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван,  Л.А.Парамонов, Л.В.Куцакова. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей    строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, способствует сенсорному развитию, развитию познавательных процессов,   образное мышления.

Не стоит также забывать, что существующие нормативные документы определяют наглядно-практический метод моделирования, одним из ведущих в математическом образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. 

На современном этапе развития системы дошкольного образования принцип интеграции образовательных областей является обязательным условием реализации основной общеобразовательной Программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Приведенные выше условия, а также богатейший практический опыт натолкнули специалистов нашего учреждения на идею создание программы, позволяющей повысить результативность коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития.

Педагогами нашего учреждения была разработана адаптированная общеразвивающая познавательная интегрированная программа «Евклидики». В основе которой лежит деятельностный подход. Отличительной особенность программы является то, что формирование, развитие, закрепление элементарных математических представлений у детей происходит в процессе конструирования, которое сопровождается выполнением ряда игр и упражнений, направленных на познавательное и речевое развитие детей.  Что позволяет решать одновременно ряд коррекционных задач, добиваясь более высокого уровня продуктивности коррекционного процесса.

Данная программа реализуется в процессе интеграции следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Целью программы является формирование, развитие и закрепление элементарных математических представлений, развитие социально- коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР по средствам конструирования.

Задачи программы ориентированы на достижение поставленной цели путем следующих конкретных действий

- закреплять представления о форме, цвете, величине и способах обследования объектов и предметов окружающего мира;

- закреплять навыки счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, соотнесения числа и количества; составления чисел из двух меньших и из единиц в пределах первого десятка;

- закреплять навыки порядкового счета;

- способствовать формированию и развитию пространственных и временных представлений;

- закреплять навыки ориентировки во времени, в пространстве и на плоскости;

- стимулировать развитие речи, мышления, памяти, внимания;

-активизировать устную речь, развивать коммуникативные навыки;

-расширять объем словаря;

- формировать навыки грамотного оформления высказывания (практические навыки словообразования и словоизменения);

- развивать связную речь;

- развивать интерес к конструированию, знакомя с различными видами конструкторов и их деталями;

-развивать умение создавать постройку по условиям;

-формировать навык работы со схемой, развивать навыки чтения схемы;

- развивать умение преобразовывать образец;

-формировать навык создания замысла, умения намечать тему постройки, подбирать нужный материал;

-формировать умение планировать и анализировать свою деятельность;

- воспитывать умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом и сюжетом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, добиваться общей цели;

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и реализуется в группах компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ЗПР и рассчитана на два года (старшую и подготовительную группу). Ее реализация предполагает проведение непрерывной образовательной деятельности 1 раз неделю, 34 занятий в год продолжительностью 20-25 минут.

Программой предполагается, что непрерывная образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений строится на основе интеграции с конструированием и реализуется в рамках заданной лексической темы, с учетом основных направлений коррекционной работы по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим и развитию речи, социально-коммуникативному развитию дошкольников с ЗПР.

Непрерывная образовательная деятельность в рамках реализации программы представляет собой специально сконструированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка. Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности.  Особое внимание уделяется построению образовательных ситуаций. Деятельность организуется с учетом индивидуально-типологические особенностей воспитанников.

Программа рассчитана на реализацию в групповой, подгрупповой, индивидуальной форме – с учетом структуры дефекта, особенностей нарушений воспитанников с задержкой психического развития и предполагает взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми группы: логопеда, дефектолога, воспитателей.

В конструировании применяются конструкторы : Лего «Первые механизмы», «Техника», «Транспорт», «Продукты питания», «Изобретатель»; большой блочный и малый блочный конструкторы; большой геометрический и малый геометрический конструкторы;  «Логическая мозаика Фребеля », «Блоки Дьенеша» , «Палочки Кюизинера»;  конструкторы «Клик», «Репейник» ( пушистые шарики), «Винты» (разной величины), «Тико», «3Д математика»; магнитные конструкторы «3Д магнитный конструктор», «Магнитные блоки»; конструктор металлический, наборы деревянных конструкторов, суставных конструкторов «Собирай- ка», конструктор ленточный «Виплей», бросовый материал (бумага, ленты, пуговицы, пробки)

На сегодняшний день программа доказала свою эффективность и успешно реализуется в группах компенсирующей направленности для воспитанников с задержкой психического развития.

Учитель-дефектолог, учитель-логопед Кишова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Театрализованная деятельность как средство активизации речи дошкольников в условиях образовательной среды"

Разработчики программы: Хохлова Л.А., Власова В.С., Содатова Т.Н., Меледина Е.П., педагоги МАДОУ ЦРР д/с № 56 г.о. Самара. Данная программа представляет собой описание системы работы с детьми старшего...

авторская программа по ФЭМП для средней группы в д\с

дополнительное образование дошкольников...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская программа" Сюжетно-ролевая игра как средство социально личностного развития детей"

Из опыта работы.В настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника. В современной культуре детства положение игры становится все более д...

Авторская программа по степ - аэробике "Степ - логоритмика как эффективное средство автоматизации звуков у дошкольников с ФФНР"

Наименование опытаСтеп -  логоритмика  как эффективное средство автоматизации звуков у дошкольников с ФФНР.Условия возникновения.Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием ...