Самоонализ педагогической деятельности
материал

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoonaliz_pedagogichesoy_deyatelnosti.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Если воспитатель имеет только любовь к делу, он будет хороший воспитатель. Если воспитатель имеет только любовь к детям, как отец, мать, - он будет лучше того воспитателя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к детям. Если воспитатель соединяет в себе любовь к делу и к детям он – совершенный воспитатель».

                                                                                                              Л.Н. Толстой

Почему я выбрала профессию педагога? Что удерживает меня в ней? Этот вопрос я задаю себе постоянно. Ведь еще совсем недавно, я и не думала , что свяжу свою жизнь с такой замечательной профессией , как «Воспитатель». Многие мои близкие пытались отговорить меня от выбора этой «неблагодарной» профессии, говорили, что будет много трудностей. Да, бывает очень трудно. Приходится иметь дело с разными людьми, разными характерами, находить  индивидуальный подход к каждому участнику педагогического процесса, а иногда это бывает настолько трудно, что ты не знаешь, что делать. Но стоит ребенку тебе улыбнуться, или увидеть как ребенок делает какое – либо новое открытие, и искренне, по детски, радуется этому,  и  ты понимаешь, что просто не в силах их предать. И так день за днем мы вместе мы идем по тропе открытий, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я учусь у них преданности, искренности, любви.

 Свою педагогическую деятельность я начала не так давно. Всего 3.5 года назад я переступила порог дошкольного учреждения МБДОУ Светлинский детский сад «Светлячок». Группа в детском саду, в которой я сейчас работаю, носит название «Непоседы»

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ Светлинского детского сада «Светлячок».

Целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования, воспитания и развития личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Реализовать системный подход для обеспечения максимально комфортного пребывания ребенка в детском саду и его всестороннего развития;
  2. Создать условия для развития детей с учетом их возрастных и психологических особенностей;
  3. Создать условия для оздоровительной работы с детьми;
  4. Совершенствовать педагогическое мастерство, анализировать свою работу с позиции завтрашнего дня, искать наиболее эффективные пути обучения, развития и воспитания детей;
  5. Оказать помощь родителям в повышении их психолого- педагогических знаний.

В настоящее время работаю с детьми 6-7 лет. Нашу группу посещают 15 детей: 5 девочек и 10 мальчиков. Все дети разные: по темпераменту, характеру, состоянию здоровья. Некоторые дети малообщительны, замкнуты, гиперактивны, тревожные дети. Моя задача, найти контакт с каждым ребенком, помочь ему адаптироваться в социальном мире. Наблюдая за поведением детей группы, отметила, что мальчики очень подвижны и динамичны, они не могут ограничить себя только игровым уголком, им нужно пространство для перемещений и активных действий. Девочки же более комфортно себя чувствуют в ограниченном пространстве: им достаточно уголка или стола с атрибутами. Но, несмотря на это, дети легко объединяются в небольшие подгруппы в совместной  игровой деятельности на основе общих интересов, взаимных симпатий. Конфликты между детьми, если возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.

Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, когда ребенок и я общаемся и действуем «на равных». В группе создаю атмосферу доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, поощряю проявление его индивидуальности, учитываю интересы каждого, обеспечивая комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности детей. Даю возможность высказываться, отстаивать и опровергать свое или чужое мнение. Стараюсь создать такие условия, чтобы ребенок мог проявить себя, выразить свое отношение к тем или иным явлениям. Не стараюсь «постричь под одну гребенку» и «сделать удобными» , пытаюсь рассмотреть  индивидуальность в каждом ребенке , и поддержать сильные стороны , тем самым исправлял слабости.

Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход обучения, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. Содержание обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности.

Использую следующие методы и приемы обучения:

- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;

- проблемные и игровые обучающие ситуации;

- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);

- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);

- учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию, предоставляя возможность детям самим выбрать занятие по интересам( в свободной деятельности, во время прогулок). Отмечаю новые достижения каждого ребенка в различных видах деятельности. Стараюсь создать условия, в которых неуверенные в себе дети достигают успехов. В группе преобладает доверительный стиль общения.

Первостепенной задачей во всех возрастных группах является укрепление и сохранение здоровья детей. И здесь мне на помощь приходили здоровье сберегающие технологии: динамические паузы помогали снять утомляемость детей во время занятий и после них (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз); ритмическая гимнастика помогала укреплять физическое здоровье детей; гимнастика после сна имеет большое значение для профилактики заболеваний. В нее включаются элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, игры для улучшения самочувствия детей; пальчиковая гимнастика помогала развивать мелкую моторику рук; сказкотерапия позволяла понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении; музыкотерапия использовалась для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя; релаксация помогала снять повышенное нервно- психическое напряжение, нормализовать эмоциональное состояние. В результате применения их на практике позволило получить стабильную посещаемость и  снизить заболевания и количество часто болеющих детей.

Воспитанники нашей группы «Непоседы» развиваются согласно возрасту, осваивают программный материал на доступном уровне. Дети разносторонне развиты. В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников. Такие как:

- проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь преднамеренно создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;

- исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, обучаю детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;

- метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Здесь я решаю задачу активно помогать детям в их деятельности;

- интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.

 -  информационные технологии, которые неразрывно связаны с научно техническим прогрессом. Информационно – коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, Информационные технологии  прочно вошли в воспитательно  - образовательный процесс дошкольных учреждений. Интернет  изменил всю мою трудовую деятельность. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество педагогического процесса, индивидуализировать обучение детей, обогатить и обновить воспитательно-образовательный процесс и значительно повысить эффективность любой деятельности в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО.

- метод проектов- самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок- родители, воспитатель-родители. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости  каждого в коллективе.

                                                                                                                                                                   

Работу воспитателя невозможно представить без взаимодействия с родителями. Работу и общение с родителями понимаю как процесс сотрудничества, поэтому одной  из важных задач моей педагогической деятельности  является партнерское взаимодействие с родителями. Стараюсь всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата. Преемственность  и содействие между детским садом и семьей благоприятно сказывается на эмоциональном и психологическом развитии и состоянии детей. Поэтому, в работе с родителями, стараюсь каждую встречу сделать наиболее познавательной, интересной, доступной в оказании практической помощи в решении возникших проблем, знакомлю с содержанием, задачами, методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе учебного года были поставлены цели и задачи:

  • Объединить усилия семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника;
  • Распространять педагогические знания среди родителей;
  • Оказать практическую помощь в воспитании детей;
  • Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка.

В приемной группы оформлен родительский уголок, стенды «Для вас родители», «Уголок здоровья»,  папки-передвижки, где помещались информация для родителей, и рекомендации, а также выставки работ детей по художественному творчеству. В течение года проводилось консультирование родителей по успеваемости детей и другим актуальным проблемам, родительские собрания, постоянно обновлялся материал в родительском уголке в соответствии с сезоном, затрагивались темы безопасности, оздоровления и закаливания детей. Использовался метод анкетирования по выявлению проблем, актуальных вопросов. Семьями были изготовлены множество поделок к выставкам, совместно проводились акции, досуги, праздники, развлечения.

Совместно с воспитанниками и их родителями были реализованы следующие проекты:

  1. «Русская Изба»
  2. «Мы здоровью скажем да!»
  3. «Война глазами детей»
  4. «Зимующие птицы»

Ежегодно дети совместно с родителями участвуют в творческих выставках, предлагаемых ДОУ:

  • «Новогодняя игрушка»
  • «Мамы руки золотые»
  • «Театральная кукла своими руками»

Освоение воспитанниками образовательной программы по областям прослеживается в динамике роста результатов. Деятельность ребенка оцениваем с точки зрения его субъективных возможностей, персонального развития посредством наблюдений. Сравнительный анализ уровня развития детей группы можно отследить в мониторинге, который проводится с детьми 2 раза в год в сентябре и мае месяце.

Сравнительный анализ оценки личностного развития

детей группы «Непоседы» за 2017- 2020 уч.год.

Средняя группа

2017-2018 уч.год

Старшая группа

2018-2019 уч.год

Подготовительная к школе группа

2019-2020 уч.год

на

начало

года

на

конец

года

на

начало

года

на

конец

года

на

начало

года

на

конец

года

Познавательное

развитие

70 %

87.5 %

70 %

87.5 %

83 %

97.5 %

Речевое развитие

77.5 %

82.5 %

67.5 %

72.5 %

80 %

97.5 %

Художественно-

Эстетическое развитие

67.5 %

80 %

67.5 %

82.5 %

75 %

95 %

Социально-

Коммуникативное

развитие

77.5 %

85 %

68 %

82.5 %

75 %

95 %

По результатам диагностирования можно сделать вывод, что дети нашей группы умеют сравнивать, обобщать, логически мыслить, анализировать, считать, решать задачи. У них отмечается достаточный уровень произвольности внимания, памяти, восприятия, а также сформирован широкий кругозор.  В этом учебном году в подготовительной группе  «Непоседы», согласно результатам итогового мониторинга, достигнуты высокие результаты освоения программы детьми, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС.

Результатами комплексного подхода к воспитанию и обучению детей стали участия и победы наших воспитанников в различных конкурсах:

  • Международный дистанционный конкурс «Старт»
  • Международный дистанционный конкурс «Звездный час»
  • Творческий конкурс « Рисуем вместе с папами»
  • Конкурс чтецов «Защитники отечества»
  • Конкурс чтецов «Хлеб всему голова»

Для  того, чтобы достичь более высоких образовательных результатов, в группе создана предметно- развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка: игровую, познавательную, речевую, исследовательскую, творческую и двигательную

Основные цели организации Центров:

  • ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;
  • каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;
  • для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.

Каждому ребенку представлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования. Предметно - развивающая среда постоянно пополняется и обновляется, в зависимости от темы недели. Мною были разработаны дидактические игры « Прочитай слова по первым буквам», «Не ошибись», «Геометрическое лото».

Для повышения своего педагогического уровня прохожу тестирования, олимпиады, викторины. А также участвую в онлайн- конференциях, прослушиваю вебинары. В 2018- 2019 году работала по  темой самообразования  «Речевое развитие детей старшего дошкольника». В данной момент продолжаю работу  над темой «Развитие изобразительного творчества средствами экспериментирования».

Нельзя достигнуть хороших результатов, не имея единомышленников, нужна система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми. Мои взаимоотношения с коллегами складываются хорошо. Порой приходится решать непростые задачи, и чтобы их решить быстро и качественно, мы привыкли работать «в одной команде», помогать друг другу. Мои коллеги любят свою работу, относятся к ней честно. За что я их уважаю и ценю. Думаю, они платят мне тем же. Конечно же уровень мастерства растёт незаметно. Секрет в постоянном поиске, развитии. Дети не дают стоять на месте. Чтобы продуктивно трудиться, я неустанно работаю над своим самообразованием, отслеживаю новинки методической литературы, осваиваю новые педагогические технологии, общаюсь с интересными мне людьми. Всё это не даёт мне стоять на месте.

Несмотря на все это ,  в своей профессиональной деятельности испытываю определенные трудности: недостаточное оснащение ТСО, своевременным демонстрационным и наглядным материалом по познавательному развитию, развитию речи и т.д. Для информирования собственного педагогического мнения, соответствующего духу времени, надо много читать, думать, переосмысливать свой педагогический опыт. Время требует использования в своей деятельности новых информационных технологий, я пока еще в недостаточной степени освоила компьютер. Для этого в моих планах на будущее – посещение курсов «Пользователь персонального компьютера», и конечно же  продолжить работу по профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, а также созданию благоприятного психологического микроклимата в группе и в работе с семьями воспитанников, изучению новых технологий и методик в воспитании и обучении детей.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что современная деятельность педагога требует постоянного повышения качества образовательного процесса, своего профессионального мастерства посредством внедрения инновационных методов, приемов и технологий, умения творчески применять свои знания, анализировать результаты своей деятельности. Новые ориентиры, программы, определенные федеральным государственным стандартом, помогут успешно решить поставленные перед нами задачи.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Светлинский детский  сад «Светлячок»

Самоанализ деятельности

педагогического работника

Арбузовой Е. В.

                                                         

2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...