Проект Знакомство с профессиями
проект

Тростина Ирина Геннадьевна

Проект "Знакомство с профессиями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professii.docx60.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40»

 

ПРОЕКТ

«ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ»

                                                                                          Автор проекта:

                                                                  Тростина Ирина Геннадьевна  

г. Саранск 2019


Образовательный  проект «Знакомство с профессиями»

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны

И актуальны, и важны.

И вы скорее подрастайте

Профессией овладевайте

Старайтесь в деле первым быть

И людям пользу приносить!

Актуальность

Экономика и дошкольник на первый взгляд кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но  в тоже время очень интересна. Именно поэтому сложные экономические процессы так привлекают малышей, и первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне: из беседы с друзьями, просмотра телевизора, из наблюдения за поведением взрослых.

Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент, и, конечно же, работник. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом  для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Начинать целенаправленную работу по экономическому воспитанию детей лучше всего в старшем дошкольном возрасте, поскольку дети начинают выделять себя в системе взаимоотношений благодаря предметно-операционной деятельности.

Цель: познакомить детей с разнообразием профессий и важностью труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.

Задачи:

  1. Формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых.
  2. Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
  3. Продолжать знакомить детей с профессиями своих родителей.
  4. Воспитывать уважение к труду людей.
  5. Познакомить детей с литературными, художественными, музыкальными произведениями по тематике.

Проблема: Создание психолого-педагогических условий экономического воспитания детей младшего дошкольного возраста через все виды детской деятельности.

Новизна проекта: Новизной экономического проекта является личностная включенность воспитателей, детей и родителей. Проект позволяет воспитателям, детям и их родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: социализация, безопасность, труд, социальный мир и предметное окружение, развитие речи, изобразительную деятельность, региональный компонент.  Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном.

Практическая значимость проекта: Уже в дошкольном возрасте все дети мечтают кем-то стать. Это не означает, что ребенок всерьез задумывается о будущей работе. Скорее, это впечатление, которое произвели на малыша люди определенных профессий.

В детстве привлекают профессии героические – летчик, пожарный, космонавт, полицейский или моряк. Они для ребенка овеяны ореолом романтизма, и он непременно хочет быть похожим на таких людей.

Девочки мечтают стать артистками, певицами, балеринами, фигуристками, то есть, выбирают профессии, которые вызывают восхищение. Но, детям нравятся чисто внешние признаки, они и понятия не имеют, что каждая профессия – это тяжелый каждодневный труд.

Рассказывая детям о самых разных профессиях, нужно быть максимально честными и объективными. Нельзя говорить о каких-то специальностях пренебрежительно, тем более, запугивать малыша «непрестижными» работами: «Будешь плохо учиться, станешь дворником, как дядя Миша!»

Ребенку нужно прививать уважение ко всем профессиям, объяснять, что не место красит человека, а совсем наоборот. Вещи и предметы, окружающие нас, созданы руками людей разных профессий – строителями, столярами, ткачами и портными. И то, что мама подает на обед, не упало с неба, а является результатом труда хлеборобов, пекарей, доярок и так далее.

Ненавязчиво знакомить ребенка с разными работами позволяют стихи о профессиях. В доступной, занимательной форме они рассказывают о привлекательных сторонах даже самых скромных профессий. Стихи помогают развивать помять, абстрактное мышление, речь ребенка, изменять его отношение к окружающему миру.

Направления деятельности:

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с разнообразием профессий и важностью труда в любой профессиональной деятельности, в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение разнообразия профессий, связанное с практическими делами (сюжетно ролевые игры, дидактические игры и др.).

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

Основное содержание проекта:

Тип проекта: игровой, исследовательский, информационный.

Методы и приемы работы:

Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр.

Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; изготовление с детьми наглядных пособий.

Целевая аудитория

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, педагоги.

 Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.

Возраст детей: проект рассчитан на работу с детьми среднего дошкольного  возраста (4-5 лет).

Условия реализации образовательного проекта: проект  разработан на один год; предназначен для детей среднего дошкольного  возраста (4-5 лет).

Формы организации деятельности детей: групповая.

Ресурсы:

Информационное обеспечение проекта:

Консультации для родителей;

Консультации для воспитателей;

Дидактический материал

методическая литература 

художественная литература

Материальное обеспечение проекта.

Телевизор, экран, проектор, магнитофон, интерактивная доска, уголки экономической направленности.

План реализации проекта: 

1 этап: Подготовительный

1.Диагностирование детей.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

4. Разработка учебно-тематического плана.

5. Создание условий для организации работы

2 этап: Основной

1. Цикл познавательных мероприятий

2. Исследовательская и практическая деятельность

детей по изучению объектов живой и неживой природе.

3 этап: Заключительный

1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

2.Оформление презентации.

Ожидаемые результаты:

Дети:

1. Сформировались представления о профессиях: врач, дворник, повар, швея, военные профессии.

2. Понимают значения слова «Профессия»

3. Умеют самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.

4. Уважительно относятся к людям разных профессий.

Педагоги: 
1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экономической культуры дошкольника.

2. Повышение профессионального мастерства: повысится экономическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экономическом просвещении воспитанников. 
3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе. 
4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители:
1.Обогащение уровня экономических знаний родителей. 
2. Появится понимание необходимости в экономическом воспитании детей.
3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экономическому воспитанию дошкольников.

Вывод

Таким образом, экономическое воспитание, является значимой частью в жизни дошкольников.  Формирование экономического сознания приближает детей к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление. Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений, учат бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. 

Анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

Дети проявляют интерес к трудовой деятельности взрослых, имеют представления о разных профессиях, понимают значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей. Проявляют интерес к  профессиям своих родителей.

Повысился уровень экономических знаний родителей, участия родителей  в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.

Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к предметам, людям;  бережному отношение к материально – техническому окружению и к результатам человеческого труда.

Перспективный план работы с родителями:

Месяц/неделя

Совместная деятельность

Цель

Сентябрь

Анкетирование родителей «Что вы знаете об экономике»

Цель: выявить уровень

экономических знаний у родителей

сентябрь-октябрь

Подбор материалов и литературы для работы по проекту.

Цель: приобщать родителей, к совместной деятельности с педагогами и детьми.

Декабрь

Консультативный пункт: Консультация «Дошкольник и экономика»

Цель: развивать желание родителей, давать детям доступные знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.

Март

«Полезные советы родителям по экономическому воспитанию»

Цель: конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».

Май

Папка-раскладушка «Вот что мы узнали»

Цель: расширение педагогического кругозора родителей.

Перспективный план работы с педагогами:

Месяц/неделя

Вид деятельность

Программное содержание

Октябрь

Семинар-практикум «Экономика для взрослых и детей».

Цель: совершенствовать профессиональную подготовку воспитателей в работе с детьми. Создать условия для развития творческого потенциала педагогов.

Февраль

Консультация: «Особенности и формы организации работы с родителями по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель: ознакомить воспитателей с  особенностями и формами организации работы с родителями по экономическому воспитанию детей.

Май

Открытый просмотр непосредственно-образовательной  деятельности: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей, систематизировать и углубить знания педагогов по теме «Экономическое воспитание»

Перспективный  план деятельности с детьми в рамках проектной деятельности:

Месяц/неделя

Образовательный модуль

тема

Программное содержание

Оборудование

Совместная деятельность с детьми

Октябрь

«Профессии работников детского сада»

   Воспитатель

Познакомить с профессией воспитатель, его трудовыми процессами.

Развивать связную речь детей, учить отвечать на вопрос предложениями.

Развивать логическое мышление и внимание.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточки «Профессии» (воспитатель).

Стихотворение Найдёновой. Н «Ольга Павловна»

Беседа «Профессия воспитатель», рассматривание иллюстраций.                                       

Разучивание стихотворения «Ольга Павловна»

Октябрь

«Профессии работников детского сада»

Повар

 Познакомить детей с профессиями повара, с его профессиональными действиями, с предметами – помощниками

 Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду Развивать способность к общению, речь.

Карточки «Профессии» (воспитатель); пластилин; муляжи овощей и фруктов для игры.

Беседа «Профессия повар», рассматривание иллюстраций.                                      Экскурсия на пищеблок.

Знакомство с поварами.                                           Лепка «Чашка и блюдце.

Дидактическая игра «Сварим борщ и компот».                                                Чтение художественной литературы С.Беляева «Спасибо поварам».

Безопасность «Осторожно электроприборы».

Ноябрь

«Профессии работников детского сада»

Музыкальный руководитель

Формировать представление о профессии музыкального руководителя;

-развивать интерес к труду музыкального руководителя;

-воспитывать уважительное отношение к старшим,

-закрепить знания об музыкальных инструментах.

Музыкальные инструменты.

Наблюдение за работой музыкального руководителя.

Экскурсия в музыкальный кабинет. Рассмотреть музыкальные инструменты.

 Игры детей на музыкальных инструментах.

Беседа «Для чего человеку нужна музыка».

Пальчиковые игры «Раз, два три — я играю, посмотри».

«Профессии работников детского сада»

Прачка

-формировать представление о предметах бытовой технике, используемой дома и в детском саду (стиральная машина, утюг, гладильная доска), о значимости их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчения труда человека;

-воспитывать бережное отношение с бытовой техникой, уважение к труду прачки.

 

-продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;

-формировать представление о содержании и структуре труда прачки;

-закрепить навыки безопасного поведения при работе с бытовыми приборами;

-воспитывать уважительное отношение к труду прачки.

Игрушки: гладильная доска, утюг, стиральная машина.

Карточки «Предметы бытовой техники»

Занятие – экскурсия «Труд взрослых – прачка» 

Беседа о бытовой технике, которая помогает в работе прачки.

Рассматривание картинок с изображением бытовой техники.

Беседа: «Как вести себя с бытовыми приборами».

Сюжетно – ролевая игра «Прачечная»

Декабрь

«Строительные профессии»

Строители

Обобщить знания о строительных профессиях; показать значимость профессии строителя. Развивать кругозор детей, внимание, память, речь, мышление. Воспитывать желание оказывать помощь и уделять внимание нуждающимся в этом, а так же воспитывать уважительное отношение к труду человека

Карточки «Профессии» (строитель);

деревянный конструктор; строительная каска.

Беседа «Строители», рассматривание иллюстраций.

Самостоятельные игры детей: «Строители»

Дидактическая игра «Какой дом».

Январь

«Работник торговой точки»

Продавец

Формировать представления детей о профессии продавца; совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей

Карточки «Профессии» (продавец);

альбом,   цветные карандаши для каждого ребёнка.

Беседа «Продавец», рассматривание иллюстраций.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Рисование «Вспомни, что ты купил в магазине, и нарисуй»

Февраль

«Военные профессии»

Военные

- Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ; у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов). 
- Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, артиллеристы, летчики, пограничники)
- Обогащать лексический запас слов по теме (Отечество, защитник), закреплять знания прилагательных. Формировать умение образовывать родительный падеж имен существительных. 
- Воспитывать гордость за наших воинов.

Карточки «Профессии» (воспитатель);

военная форма  (для девочке); пластилин, цветной картон, цветная бумага,  ножницы, клей для каждого ребёнка.

Беседа «Военные профессии», рассматривание иллюстраций.

Лепка «Самолёт».

Изготовление подарков ко Дню Защитника Отечества.

Итог деятельности: Участие в утреннике: «Поздравляем мальчиков, дедушек и пап».

Выучить наизусть стихи о профессиях военных (моряки, танкисты, артиллеристы, летчики, пограничники и т.д.) 

Март

«Ну а если случится беда, то они помогут всегда…»

Полицейский

. Познакомить детей с профессией полицейского.

2. Рассказать о роли полиции в жизни людей.

3. Познакомить детей с различными службами полиции.

4. Воспитывать уважение и любовь к людям данной профессии.

Карточки «Профессии» (полицейский);поэмы С. Михалкова «Дядя Степа» и  «Дядя Степа- милиционер»;

макет светофора.

Беседа «Профессия полицейский», рассматривание иллюстраций.

Чтение поэмы С. Михалкова «Дядя Степа», в том числе «Дядя Степа- милиционер».

 сюжетно-ролевую игру «Зеленый огонек».

«Профессия – побеждать огонь»

Пожарный

 Систематизировать знания детей о профессии пожарного, определить какими качествами должен обладать человек этой профессии. Повторить правила поведения во время пожара.

Карточки «Профессии» (пожарный);

фото с изображением горящего дома; мольберт; картинки с изображением пожароопасных предметов и предметов, которые не представляют угрозы для возникновения пожара; простые карандаши и листы с заданиями на каждого ребёнка; картинки с изображением правил, которые надо соблюдать, чтобы не произошло возгорания, смайлики для всех детей.

Беседа «Профессия пожарный», рассматривание иллюстраций.

Игровая ситуация «Если случился пожар»

Рисование «Пожарная машина»

Апрель

«Профессии медицинской направленности»

Врач, медсестра.

Обогатить представления детей о работе врача, обогащение словарного запаса детей.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых, а именно врача, бережно относиться к своему здоровью.

Карточки «Профессии» (Врач);

детские белые медицинские халаты, шапочки; самодельные медицинские карты, листочки для рецептов, направлений на уколы и прививки, таблетки; предметы из набора “Кукольный доктор” (фонендоскоп, пинцеты, шпатели, шприцы, бинты и др.); пустые флакончики, коробочки из-под лекарств, кусочки поролона и др.

Беседа «Профессия врач», рассматривание иллюстраций.

Беседа «Предметы помощники».

Встреча «У нас в гостях врач педиатр».

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Чтение худ. Литературы А.Барто «Очки», О.Емельянова «Врач».

Аппликация «Витаминки для Иринки».

Конструирование «Больница для кукол»     

Май

«Что мы узнали»

Викторина:

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Развитие детей посредством игрового ознакомления с профессиями. Вызвать у детей интерес к окружающему миру, закреплять знания и представления о профессиях. Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Формировать готовность детей к совместной деятельности и воспитать дружеское взаимоотношение между детьми. Формировать желание играть в сюжетно-ролевые игры, раскрывать роли. И воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Карточки «Профессии»;

предметы: молоток, нитки с иголкой, кисточка,  ножницы, шприц, фотоаппарат; руль, градусник, очки, шприц и др.

Рассматривание альбома и предметных картинок, изображающих разные профессии.

Экскурсия в магазин, на почту.

Беседа: «Профессии наших родителей».

Разговор «Кем я хочу стать»

Итоговое занятие: «Все работы хороши» (Обр. обл. «Ребёнок и общество»).

Сюжетно ролевые игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница».

Игра «Кто где работает», «Кому это нужно».

Дидактическая игра «Найди нужную профессию».

Подвижная игра «Мы водители»

Педагогический мониторинг по экономическому воспитанию.

1. Сформировались представления о профессиях: врач, дворник, повар, швея, военные профессии.

2. Понимают значения слова «Профессия»

3. Умеют самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.

4. Уважительно относятся к людям разных профессий.

Оценка уровня развития:
1 балл – не  называет  или называет 1 признак, вид;

2 балла –  называет  самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства;

3 балла -  называет  самостоятельно2-3 вида или явления, свойства

От  21 до 15-высокий уровень

От 15 до 7-средний уровень

От 7 до 0-низкий уровень

Список использованных источников:

Литература

  1. Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с.3.
  2. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.140.
  3. Власова И.В., Прохорова Н.П. Ключ к сердцу ребенка  // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.121.
  4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  6. Капкова Е.Б. Необходимо объединить усилия //Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.143.
  7. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика доя малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 118.: ил.
  8. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников дошкольного образовательного учреждения / Авт.–сост.: Л.С. Киреева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ,2003. – 96с.
  10. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  11. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  12. Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.93.
  13. Шалаева Г.П. Меры времени, длины, массы, стоимости. Маленький гений – М.: Филол. о – во «Слово»: ООО  «Изд-во «ЭКСМО», 2003, –63с.    
  14. Шаламова Т.П. Приобщаем детей к миру экономики // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.89.
  15. Шатова А.Д. Дошкольник и … экономика // Обруч. 1999. №1.
  16. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание.1994. №8
  17. Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и … дети»// Детский сад от А до Я.2003. №4. с.148
  18. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 80 с.
  19. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Знакомство с профессией "Повар"

Проектная деятельность для детей младшей группы...

Педагогический проект "Знакомство с профессией повар"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ  ПОВАР»                                   ...

Проект "Знакомство с профессией повара"

Проект для детей 2 младшей группы....

Проект "Знакомство с профессиями"

Проект "Знакомство с профессиями"...

Проект "Знакомство с профессией медика детей среднего дошкольного возраста"

У детей среднего дошкольного возраста происходят значительные трансформации в области игровой деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, которые характеризуются появлением ролевых и реальных ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ "ПОВАР"

Этот проект направлен на знакомство с профессией "Повар"через все виды деятельности....

проект "Знакомство с профессией медсестры"

проект представлен в текстовом материале Знакомство детей первой младшей группы с профессией медсестры...