Технология развития вокальных умений детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и упражнений (Т. Орлова, С. Бекина)
рабочая программа

Мартынова Светлана Михайловна

В данной публикации представлена технология развития певческих умений посредством музыкально-дидактических игр и упражнений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

(Т.М.Орлова, С.И.Бекина)

 Исполнительская музыкальная деятельность ребенка дошкольного возраста представляет собой совокупность общих и специальных исполнительских умений.

Для исполнительской музыкальной деятельности необходимы разнообразные умения: певческие, танцевально-ритмические, умение играть на детских музыкальных инструментах.  

Методики и программы музыкального воспитания и развития дошкольников: Н. А. Метлова, Т. С.  Бабаджан, Н. А. Ветлугиной, Е. А. Дубровской, А. Н. Зиминой, Э. П. Костиной, Г. П. Новиковой, О. П. Радыновой, С. М. Шоломович, Е. И. Юдиной и других ведущих педагогов страны, направлены на развитие этих умений.

К общим исполнительским умениям относятся:

 умение художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, проявляющееся в готовности ребенка слушать и вслушиваться в музыку; эмоционально реагировать на характер музыкальных частей и фраз;

·                  умение понимать (декодировать) музыкальный образ, которое раскрывается в адекватных эмоциональных реакциях на характер музыкального произведения, в стремлении понять и прочувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;

·                  умение в деятельности выразить эмоциональное отношение к музыкальному образу, которое связано со стремлением ребенка отразить результаты восприятия музыкального образа доступными действиями (в слове, рисунке, движении, игре и т.д.);

·                  умение интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности, что выражается в продумывании ребенком характера будущего музыкального образа; в поиске адекватных средств его выражения.

Эти умения являются общими для всех видов исполнительской деятельности. Развивая и обогащая их, педагог готовит ребенка к более успешному овладению специальными исполнительскими умениями, активизирует музыкальные способности дошкольника.

Теперь конкретизируем принципы, на которых базируются педагогические технологии организации исполнительской музыкальной деятельности детей или технологии развития общих исполнительских умений дошкольников в музыкальной деятельности.

1. Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе исполнительской музыкальной деятельности.

2.      Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объясняющий необходимость использования первичной диагностики особенностей общих и специальных исполнительских умений детей и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе развивающей работы.

3.      Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе исполнительской деятельности, означающий учет в организации данного процесса музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской исполнительской музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта, поддержания этих качеств и свойств в ней.

4.      Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации исполнительской деятельности, означающий свободу ребенка в исполнительской деятельности, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка в результате исполнительства. В ходе такого взаимодействия ребенок выбирает средства интерпретации и выражения воспринятого музыкального образа, виды музыкально-художественной деятельности, в которой бы воплотились его идеи. При соблюдении этого принципа ребенок наряду со взрослым выступает инициатором исполнительской деятельности.

5.      Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе исполнительской деятельности. Основной задачей для воспитателя становится разрешение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, приемлемыми для конкретного ребенка способами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности, желание участвовать в музыкально-исполнительской деятельности.

Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации исполнительской деятельности дошкольников, в целом всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Подразумевает этот принцип и тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду, поскольку музыка непрерывно и постоянно сопровождает педагогический процесс дошкольного учреждения.

7.      Принцип целенаправленности восприятия музыки в развитии общих исполнительских умений дошкольников, означающий, что именно эта цель преследуется руководителем в процессе организации восприятия музыкальных произведений детьми. В соответствии с данной целью педагог определяет этапы педагогической технологии, оснащает их адекватными методами и приемами, которые содействуют художественно-эмоциональному восприятию музыкального образа ребенком, деятельностному выражению эмоционального отношения ребенка к воспринимаемому образу, интерпретации и созданию музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.

8.              Принцип отбора музыкальных произведений в организации детской исполнительской деятельности, означающий, что отбирать музыкальные произведения для развития общих исполнительских умений дошкольников следует в соответствии с вышеупомянутыми критериями.

9.      Принцип продуктивности исполнительской музыкальной деятельности дошкольников, означающий, что процесс исполнительства в дошкольном детстве имеет некий творческий результат — продукт (в логике развития общих исполнительских умений это воспринятый музыкальный образ, который ребенок готов воплощать в разных видах музыкальной деятельности адекватными средствами).

10. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития общих исполнительских умений в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать и отображать музыкальные образы.

11.  Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации детской исполнительской деятельности, предполагающий систематическую работу по развитию общих исполнительских умений дошкольников, постепенное усложнение задач развития, музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы. Этот принцип означает и взаимодополняемость усилий, которые прикладывают воспитатель и музыкальный педагог в интегративном развитии общих и специальных исполнительских умений своих воспитанников.

Одним из приоритетных направлений моей работы  - применение педагогической технологии развития певческих умений дошкольников посредством музыкально-дидактических игр и упражнений

Цель: развитие общих и специальных певческих умений детей дошкольного возраста.

Задачи младшей группы в области пения:

  • Учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
  • Внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согасные в конце и середине слов;
  • Правильно передавать мелодию в диапазоне ми-си; петь с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него;
  • Формировать коллективное пение: учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.

Задачи средней группы в области пения:

  • Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
  • Правильно передавать мелодию в пределах ре-си;
  • Различать звуки по высоте;
  • Внятно произносить слова;
  • Брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
  • Вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;
  • Уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью  педагога);
  • Петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный)

Задачи старшей группы в области пения:

  • Учить детей петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне ре-до2,
  •  брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами;
  • произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.
  • Продолжать учить правильно передавать мелодию, петь меццо форте (умеренно громко) и пиано (тихо) в разных темпах самостоятельно (в сопровождении музыкального инструмента, с воспитателем, без музыкального сопровождения).
  • Учить сольному исполнению ранее выученных  песен.

Задачи подготовительной группы в области пения:

  • Учить детей петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание в пределах до1-ре2, правильно передавая мелодию;
  • брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
  • Учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню;
  • петь индивидуально и коллективно.
  • Продолжать развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность.
  • Развивать стремление самостоятельно исполнять песни.

Этапы  технологии

1 этап — знакомство детей с музыкально-дидактическими играми и дальнейшее развитие музыкально-слуховых представлений с их помощью.

2 этап — знакомство детей с игровыми певческими упражнениями и дальнейшее развитие певческих умений с их помощью.

3 этап — создание непринужденной обстановки на музыкальных занятиях, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно.

На 1-м этапе решаются задачи:

·         вызвать у детей желание и интерес к музыкально-дидактическим играм;

·         при помощи музыкально-дидактических игр развивать у детей музыкальные способности — звуковысотный, тембровый и ритмический слух.

На 2-м этапе проходит знакомство детей с упражнениями, способствующими развитию у них певческих умений.

Работа осуществляется в основной части музыкального занятия.

Перед разучиванием этих песен воспитатель на предварительном этапе занятия работает над развитием общих исполнительских умений дошкольников — художественно-эмоциональным восприятием музыкального образа предлагаемых песен, пониманием (декодированием) этих образов, деятельностным выражением эмоционального отношения к ним, интерпретацией и созданием музыкальных образов песен в разных видах музыкальной деятельности.

Педагог в условиях занятия использует разнообразные певческие упражнения на чистоту интонирования мелодии.

Пение про себя — по знаку музыкального руководителя часть ранее выученного музыкального произведения дети исполняют как обычно, а часть — «молча», пропевая мелодию внутренним слухом. Сигналом к пению про себя служит мимика музыкального руководителя — утрированно сомкнутые губы, дающие условный знак: «поем про себя».

Приемы работы над песней (младшая, средняя группы):

Обучение приемам звукообразования (кантилены) – применение русских народных попевок, потешек, прибауток. Обращать внимание на певческое дыхание – пропевание музыкальной фразы на одном дыхании; применение дирижерского жеста: показ рукой динамики, акцентов; эмоциональный рассказ о содержании песни.

Певческая установка в младшей и средней группах: учить сидеть прямо, занимая все сиденье, опираясь на спинку стула, руки свободно лежат вдоль туловища, кисти у живота, ноги вместе.

Приемы работы над песней (старшая группа):

Использование игр-упражнений; пение в сопровождении фортепиано, затем без инструмента с помощью педагога, затем самостоятельно; пение в сопровождение металлофона, пение всей группой, подгруппами, индивидуально стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, пение по музыкальным фразам («цепочкой»); эмоциональный рассказ о содержании песни.

Певческая установка в старшей группе: во время пения дети сидят прямо, не прислоняясь к спинке стула, для того, чтобы у них активней и удобней работала главная дыхательная мышца – диафрагма. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища у живота. Голову держать прямо, без напряжения и без вытягивания шеи, рот открывать свободно (нижняя челюсть опускается вниз, а не в ширину, так как это способствует крикливому пению). Губы подвижны, упруги. Не рекомендуются искусственные позы: «руки за спиной», «лодочкой», «замочком».

Приемы работы над песней (подготовительная к школе групп):

 по музыкальным фразам (цепочкам); пение а капелла (без музыкального сопровождения); подбор к песням пословиц, потешек, поговорок; использование музыкально-дидактических игр и упражнений.

Певческая установка в подготовительной к школе группе: во время пения дети сидят прямо, не прислоняясь к спинке стула. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища (нельзя предлагать «положить руки на коленочки», так как эта поза мешает активной, удобной работе диафрагмы). Голову держать прямо, без напряжения и без вытягивания шеи, рот открывать свободно (не в ширину, а вертикально). Губы упруги, подвижны. Не рекомендуются искусственные позы: «руки за спиной», «лодочкой», «замочком». Положение при пении целесообразно менять (сидя, стоя у инструмента, в центре зала, свободно группируясь, инсцеруя). При этом важно учитывать, разучивается песня или повторяется.

На 3-м этапе предлагаемой технологии решаются задачи:

·         разнообразить содержание музыкального занятия игровыми приемами, сюрпризными моментами, направленными на закрепление певческих умений;

·         заинтересовать детей, вызвать в них желание заниматься пением.

Для реализации поставленных задач организуются фронтальные типовые занятия.

Календарно-тематическое планирование музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-слуховых представлений для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Период прохождения материала

Название игры

Задачи

Сентябрь

«Чудесный мешочек», «Петушок»

Развивать звуковысотный слух

Октябрь

«Птицы и птенчики»

Развивать звуковысотный слух

Ноябрь

«Курица и цыплята»

Развивать звуковысотный слух

Декабрь

«Угадай-ка»

Развивать звуковысотный слух

Январь

«Прогулка»

Развивать чувство ритма

Февраль

«К нам гости пришли»

Развивать чувство ритма

Март

«Нам игрушки принесли»

Развивать тембровый слух

Апрель

«Колпачки»

Развивать тембровый слух

Май

«Наш оркестр»

Развивать тембровый слух

Календарно-тематическое планирование музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-слуховых представлений для детей старшего дошкольного возраста

Период прохождения материала

Название игры

Задачи

Сентябрь

«Музыкальное лото»

Развивать звуковысотный слух

Октябрь

«Ступеньки», «Найди нужный колокольчик»

Развивать звуковысотный слух

Ноябрь

«Наше путешествие»

Развивать чувство ритма

Декабрь

«Учитесь танцевать»

Развивать чувство ритма

Январь

«Слушаем внимательно»

Развивать тембровый слух

Февраль

«Определи инструмент»

Развивать тембровый слух

Март

«Музыкальные загадки»

Развивать тембровый слух

Апрель

«Громко-тихо запоем»

Развивать диатонический слух

Май

«Слушаем музыку»

Развивать память  и музыкальный слух

Календарно-тематическое планирование песен-упражнений

на развитие музыкального слуха и голоса в младшей группе

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь-октябрь

  • Вырабатывать устойчивое, слуховое внимание;
  • Учить чисто интонировать большие секунды, упражнять в умении чисто пропевать терцию (сверху вниз)

«В огороде заинька», муз. В, Карасевой,. Сл. Н. Френкель; «Би-би-би» (секунда)

Ноябрь-декабрь

  • Упражнять детей в чистом пропевании секунды, кварты, терции.

«Да-да-да», муз. Е. Тиличеевой (пропевание поступенного движения мелодии); «Ау» (кварта); «Баю-баю» (терция), «В огороде заинька», муз. В, Карасевой,. Сл. Н. Френкель

Январь-февраль

  • Упражнять детей в чистом пропевании больших и малых секунд, терции, кварты; подводить к умению чисто петь квинту.

«Где мои детки?» (квинта)

Март-апрель

  • Упражнять детей в чистом пропевании секунды, кварты;
  • Учить воспринимать звуки, чувствуя их различия по протяжности.

«Сорока-сорока» (р.н.пр.), «Мы идем с флажками», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Дождик» (р.н.п.), обр. Т. Попатенко.

Май

  • Упражнять детей в чисто пропевании следующих интервалов: большая и малая секунды, терция, чистая кварта (вверх и вниз)
  • Учить точно передавать простой ритмический рисунок.

«В огороде заинька», муз. В, Карасевой,. Сл. Н. Френкель; «Бая-баю»(терция); «Ай» (кварта); Мы идем с флажками», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

Календарно-тематическое планирование песен-упражнений

на развитие музыкального слуха и голоса в средней группе

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь-октябрь

  • Упражнять детей в умении чисто пропевать кварту, терцию, секунду (вверх-вниз);
  • Учить показывать рукой направление звука  (сверху вниз или снизу верх)
  • Упражнять в четкой передаче простого ритмического рисунка.

«Зайка», муз. В, Карасевой, сл. Н. Френкель; «Паровоз», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Андрей-воробей» (р.н.п), обр. Ю. Слонова.

Ноябрь-декабрь

  • Расширять у детей певческий диапазон с учетом их индивидуальных возможностей;
  • Подводить детей к умению контролировать слухом качество пения;
  • Слышать и показывать рукой направление движения мелодии вверх и вниз;
  • Точно воспроизводить простой ритмический рисунок;
  • Учить петь подвижно, легко, и естественным голосом;
  • Подводить к выразительному исполнению, передавая характер песни;
  • Следить за произношением гласных и согласных в середине в конце слов.

«Паровоз», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Андрей-воробей» (р.н.п), обр. Ю. Слонова; «Вот иду я вверх», муз. Е. Тиличеевой; «Мы идем с флажками», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

Январь-февраль

  • Упражнять в чистом интонировании большой секунды, терции, кварты (вниз, вверх);
  • Воспроизводить рукой движение мелодии вниз и вверх (поступенное и скачкообразное);
  • Упражнять в точно передаче ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом)

«Петрушка», муз. В, Красевой, сл. Н. Френкель; «Зайка», муз. В, Карасевой, сл. Н. Френкель; «Спите куклы», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Вот иду я вверх», муз. Е. Тиличеевой.

Март-апрель

  • Упражнять в точном интонировании скачков на кварту вверх и вниз, квинту и сексту вверх;
  • Учить точно воспроизводить ритмический рисунок песни, играя на одной пластинке металлофона, отстукивая палочками и прохлопывая.

«Петрушка», муз. В, Красевой, сл. Н. Френкель; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Андрей-воробей» (р.н.п), обр. Ю. Слонова.

Май

  • Закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное ;
  • Показывать рукой звуковысотное положение мелодии;
  • Точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок попевки хлопками, отстукивая на пластинке металлофона и пропевая;
  • Проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей.

«Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Петрушка», муз. В, Красевой, сл. Н. Френкель; «Мы идем с флажками», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Андрей-воробей» (р.н.п), обр. Ю. Слонова.

Календарно-тематическое планирование песен-упражнений

на развитие музыкального слуха и голоса в старшей группе

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь-октябрь

  • Упражнять детей в различении звуков по высоте (в пределах квинты), в чистом интонировании квинты, кварты (вверх, вниз); в умении удерживать интонацию на одном звуке;
  • Учить различать звуки по длительности;
  • Закреплять у детей умение точно передавать в пении поступенное движение мелодии вверх, вниз и скачкообразное (в мелодии встречаются терции и кварты)

«Не летай, соловей» (р.н.п), обр. В. Кикты; «У кота воркота» (р.н.м.); «Эхо», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «Едет, едет, паровоз», муз. Г. Эрнесакса, сл. С. С. Эрнесакса; «Солнышко-ведрышко», муз. В. Карасевой, сл. народные.

Ноябрь-декабрь

  • Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать большую и малую терции, большую и малую секунды, скачки на кварту, квинту; подводить к умению уверенно пропевать скачок в мелодии на сексту вверх;
  • Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии, отдельных музыкальных фраз хлопками, на металлофоне, во время пения.

«Чики-чики-чикалочки» (р.н.п.), обр. Е. Тиличеевой; «Барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Народные (повторно); «Едет, едет паровоз», муз. Г. Эрнесакса, сл С. Эрнесакса (повторно); «Прибаутка» (р.н.п), обр. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

Январь-февраль

  • Совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии (вверх и вниз);
  • Уметь показать рукой (играть на металлофоне) движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков.

«Конь», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Бубенчики», муз. Е, Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «Арстиска», муз. Д. кабалевского, сл. В. Викторова; «Небо синее», муз. Е, Тиличеевой, сл. М. Долинова.

Март-апрель

  • Уточнять у детей умение различать высокие, средние, низкие звуки в пределах квинты;
  • Уметь интонировать мелодию в поступенном ее движении вверх, а также чисто пропевать скачок на квинту и кварту вниз;
  • Петь малую и большую секунды (вверх и вниз);
  • Уметь точно воспроизводить простой и более сложный ритмический рисунок (пунктирный ритм, четверть с точкой и четверть, слигованную восьмой); прохлопать, простучать, сыграть, спеть.

«Бай, качи-качи-качи» (р.н.п); обр. М. Магиденко; «Куда летишь, кукушечка?» (р.н.п), обр. В. Агафонникова; «Цветики», муз. В. Карасоевой, сл. Н. Френкель (повторно); «Жучка и кот» (ч.н.п.); «Смелый пилот», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Труба», муз. Е, Тиличеевой, сл. Найденовой; «Весенняя песенка», муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко; «А я по лугу» (р.н.п.), обр. Н. Метлова.

Май

  • Работать над расширением диапазона детского голоса; способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к низким звукам и наоборот (в пределах диапазона);
  • Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных и интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы;
  • Содействовать развитию у детей музыкальной памяти;
  • Работать над точностью интонации при скачках мелодии на кварту, квинту

«Чики-чики-чикалочки» (р.н.п.), обр. Е. Тиличеевой; «Бубенцики», муз. Е, Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «У кота воркота» (р.н.п.); «Скачем по лестнице», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «Дятел», муз. Н. Леви, сл. А. Фаткина; «Смелый пилот», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Барашеньки» (р.н.п.), обр. Н. Френкель.

Календарно-тематическое планирование песен-упражнений

на развитие музыкального слуха и голоса в подготовительной к школе группе

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь-октябрь

  • Расширять диапазон детского голоса;
  • Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы;
  • Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни.

«Лиса по лесу ходила» (р.н.п.), обр. Т. Попатенко, «На зеленом лугу» (р.н.п), «Кукушка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Додинова.

Ноябрь-декабрь

  • Уточнирь умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции;
  • Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз;
  • Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;
  • Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки;
  • Учить детей удерживать интонацию на одном звуке.

«Спите куклы», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «В школу», муз. Е, Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Конь», муз. Е, Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Горошина», муз. В, Карасевой, сл. Н. Френкель; «Как под наши ворота» (р.н.п.); «Вальс», муз. Е. Тиличеевой.

Январь-февраль

  • Продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;
  • Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии;
  • Упражнять в четкой дикции;
  • Формировать хорошую артикуляцию.

«Труба», муз. Е, Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Куда летишь, кукушечка?» (р.н.п.); «Лошадки», муз. Ф. Лещинской, сл. Н. Кучинской, пер. с польского Н. Найденовой.

Март-апрель

  • Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием (на фланелеграфе) ритмического рисунка мелодии.
  • Продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном, повторяющемся звуке;
  • Упражнять в чистом пропевании секунды вверх и вниз, в чистом интонировании поступенного движения мелодии вниз,  ход мелодии на квинту вверх, малую терцию вверх и вниз, сексту вверх, кварту – вниз  и мажорное трезвучие сверху вниз.

«В школу», муз. Е, Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Скок-поскок» (рус.нар.попевка), обр. Г. Левкодимова; «Вальс» муз. Е, Тиличеевой; «Лошадки», муз. Ф. Лещинской, сл. Н. Кучинской, пер. с польского Н Найденовой; «Куда летишь, кукушечка?» (р.н.п.)

Май

  • Закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше-ниже;
  • Учить детей распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка вначале;
  • Упражнять в чистом интонировании кварты (вверх-вниз) и квинты (вверх);
  • Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до2, до#2, ре2)

«В бору», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Кузнец», муз. И. Арсеева, сл. Нар., пер с англ. С. Маршака; «Мы поем», муз. И. Арсеева, сл. А, Харитонова; «Поет, поет, соловушка» (р.н.п.), обр. Г. Лобачева; «Пастушья песенка» (франц.н.п.)

Список литературных источников:

  1. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с., ил.
  2. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет: Кн. Для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада/Сост. Т.М.Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1985. – 143 с.: ил.
  3. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада/Сост. Т.М.Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.: ил.
  4. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Кн. Для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада/Сост. Т.М.Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.

АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр....

« Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»

Статья « Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр с мультимедийной поддержкой»...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр...