методическая разработка непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "Птицы в городе"
методическая разработка (средняя группа)

Ершова Надежда Валерьевна

«Птицы в городе »

Цель: Расширение  представлений детей о зимующих птицах с помощью практико-ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком.

Задачи:

  • Расширять представление о зимующих птицах их названиях, среде обитания, строении перьевого покрова  и его значении.
  • Активизация практического опыта детей через решение мнемотаблиц, загадок.
  • Воспитывать интерес к птицам и желание заботиться о них.

Методы и приемы:

1. Игровой (Коробочка с кормами, сортировщики))

2. Наглядный (Показ карточек, мнемотаблицы)

3. Практическая деятельность (собрать птичку и украсить перьями)

Материалы и оборудования:

Демонстрационный материал с изображением птиц; кормушки для птиц – 5 шт., гнезда – 6 шт.; корзиночка с кормом; мнемотаблица; виды перьев: картинки и натуральные; птицы из картона и ниток – 6 шт.; материал для конструирования птицы: плоскостной макет, заготовки перьев.

Ход занятия

- Ребята, вот раньше я иду утром на работу и слышу вокруг приятное щебетание. А я сегодня шла к вам в сад и заметила одну странную вещь. Предлагаю послушать вам вместе со мной эти звуки и сравнить их. Что тут не так, чем они отличаются? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц» и звуки улицы).

- А куда же подевались птицы? (ответы детей)

- Как называются эти птицы, которые улетели в тёплые края?

 А вы знаете птиц, которые остаются у нас зимовать? Как они называются? (Ответы детей)

Я вам буду загадывать загадку, а вы попытаетесь её отгадать. Заодно проверим вашу внимательность и то, как вы знаете птиц.

Любит прыгать и летать,

Любит зёрнышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик-Чирик».

(Воробей)

- Воробей –маленькая, весёлая, шустрая птичка с  коричнево-серой окраской  и черными пятнами.  Ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умеет, а только прыгает. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Поэтому мы с вами можем их часто видеть.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. 

Звонко тенькает:

«Тень, тень!»

(Синица)

- Синица – это очень шустрая и бойкая птичка. Синицы не улетают на зиму, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Осматривая самые узкие щели на коре деревьев, эти птицы вытаскивают оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. В холода в поисках еды они прилетают к жилью человека. Живет синица в парках, садах, лесах.

Кто так громко стрекочет.

Рассказать нам что-то хочет?

(Сорока)

- Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо

Окраской сероватая, повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая – известная персона. Это – …

(Ворона)

- Вороны бывают, как чёрные с серым, так и полностью черного цвета. Обычно, вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон, всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Зимой на ветках - яблоки!

Скорей их собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это….

(Снегири)

- Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Выносливая птица,

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном!

 ( голубь)

- Осенью и зимой очень холодно. Птицам приходится тяжело. Страшное –это голод.  Но когда корма мало, птицам становится трудно, если им не помочь.

-Ребята, а вы знаете,  чем питаются птицы осенью, зимой? Где они добывают корм ?(Ответы детей). Насекомые пропали, семена растений опали на землю и спрятаны под снегом. Мы сейчас с вами сделаем небольшие запасы для птичьих кормушек. Вот тут я принесла пакет с кормом, но пока к вам шла он перемешался. А вы знаете, что каждая птичка любит свой корм. Я захватила с собой баночки, чтоб разложить корм, потом их закроем и он уже никуда не денется.

- Предлагаю игру: «Кого чем угостим?»

(на столе  карточки с изображением птиц; корм в коробочке; баночки для сортировки корма. Затем нужно предложить детям накормить птичек ,т.е. соотнести корм с птицей, который она ест)

Воробей–овес, синица – сало, снегирь- рябину,семена еловых шише, ворона и  голуби – семечки.

 Физкультминутка "Серенькие перышки".

А сейчас мы с вами «превратимся» в воробушков и немного отдохнём.

Воробьи - воробушки,(похлопывание руками по бокам)

Серенькие перышки! (махи руками вверх - вниз)

Клюйте, клюйте крошки (стучим указательным пальчиком по ладошке)

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют.(показываем пальчиком вправо и влево)

И погладить не дают.

Как бы нам поладить( разводят руки в стороны и поднимают плечики)

чтоб дались погладить?(хлопки в ладоши).

 

-Ребята,  как вы думаете, птицам, которые остаются с нами зимовать, холодно?  (ответы детей) Тогда попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

- Оказывается, у птиц к зиме вырастает подпушек под перышками. Да, перья у птиц очень не простые! Все перья можно разделить на две группы:

  • пуховые, которые согревают птиц.
  • контурные, защищают от дождя, снега, от повреждений, ветра...

Игра «Собери птичку».

Дети собирают по контуру птицы её перьевой покров. (на тело пуховые пёрышки, на крылья- контурные  и хвост. Перья приклеиваются на липучках.

Ребята, птицу мы собрали.  Давайте ещё раз повторим названия перьев и их значение для птицы. (ответы детей)

- Правильно.

 

Подведение итогов, рефлексия:

- Ребята, о ком сегодня мы говорили на занятии? Что вы узнали нового? Что помогает птице взлететь и держаться на воздухе? Предохраняют от ушибов, намокания? Почему птицы не замерзают зимой? Как мы можем помочь птицам зимой?

- Ребята, мы сегодня узнали новое о птицах, вы работали старательно. Давайте не будем останавливаться на достигнутом. Будем заботиться о птицах, кормить их. А какой птички любят корм, вы теперь знаете. Спасибо вам за помощь, желаю, чтобы к вам зимой прилетало много птиц.

Очень жаль мне расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять.

Ребята, с вами было очень интересно.

До новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_v_gorode.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

НОО с детьми среднего дошкольного возраста

«Почему птицы зимой не замерзают?»

Цель: Расширение  представлений детей о зимующих птицах с помощью практико-ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком.

Задачи:

  • Расширять представление о зимующих птицах ихназваниях, средой обитания, строением перьевого покрова птиц и его значением.
  • Активизация практического опыта детей через решение мнемотаблиц, загадок, моделирование.
  • Воспитывать интерес к птицам и желание заботиться о них.

Методы и приемы:

1. Игровой (Коробочка с кормами, сортировщики))

2. Наглядный (Показ карточек, мнемотаблицы)

3. Практическая деятельность (собрать птичку и украсить перьями)

Материалы и оборудования:

Демонстрационный материал с изображением птиц; кормушки для птиц – 5 шт., гнезда – 6 шт.; корзиночка с кормом; мнемотаблица; виды перьев: картинки и натуральные; птицы из картона и ниток – 6 шт.; материал для конструирования птицы: плоскостной макет, заготовки перьев.

Ход занятия

- Ребята, вот раньше я иду утром на работу и слышу вокруг приятное щебетание. А я сегодня шла к вам в сад и заметила одну странную вещь. Предлагаю послушать вам вместе со мной эти звуки и сравнить их. Что тут не так, чем они отличаются? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц» и звуки улицы).

- А куда же подевались птицы? (ответы детей)

- Как называются эти птицы, которые улетели в тёплые края?

 А вы знаете птиц, которые остаются у нас зимовать? Как они называются? Я вам буду загадывать загадку, а вы попытаетесь её отгадать. Заодно проверим вашу внимательность и то, как вы знаете птиц.

Любит прыгать и летать,

Любит зёрнышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик-Чирик».

(Воробей)

- Воробей –маленькая, весёлая, шустрая птичка с  коричнево-серой окраской  и черными пятнами.  Ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умеет, а только прыгает. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Поэтому мы с вами можем их часто видеть.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. 

Звонко тенькает:

«Тень, тень!»

(Синица)

- Синица – это очень шустрая и бойкая птичка. Синицы не улетают на зиму, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Осматривая самые узкие щели на коре деревьев, эти птицы вытаскивают оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. В холода в поисках еды они прилетают к жилью человека. Живет синица в парках, садах, лесах.

Кто так громко стрекочет.

Рассказать нам что-то хочет?

(Сорока)

- Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо

Окраской сероватая, повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая – известная персона. Это – …

(Ворона)

- Вороны бывают, как чёрные с серым, так и полностью черного цвета. Обычно, вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон, всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Зимой на ветках - яблоки!

Скорей их собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это….

(Снегири)

- Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Выносливая птица,

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном!

 ( голубь)

- Осенью и зимой очень холодно. Птицам приходится тяжело. Страшное –это голод.  Но когда корма мало, птицам становится трудно, если им не помочь.

-Ребята, а вы знаете,  чем питаются птицы осенью, зимой? Где они добывают корм ?(Ответы детей). Насекомые пропали, семена растений опали на землю и спрятаны под снегом. Мы сейчас с вами сделаем небольшие запасы для птичьих кормушек. Вот тут я принесла пакет с кормом, но пока к вам шла он перемешался. А вы знаете, что каждая птичка любит свой корм. Я захватила с собой баночки, чтоб разложить корм, потом их закроем и он уже никуда не денется.

- Предлагаю игру: «Кого чем угостим?»

(на столе  карточки с изображением птиц; корм в коробочке; баночки для сортировки корма. Затем нужно предложить детям накормить птичек ,т.е. соотнести корм с птицей, который она ест)

Воробей–овес, синица – сало, снегирь- рябину,семена еловых шише, ворона и  голуби – семечки.

 Физкультминутка "Серенькие перышки".

А сейчас мы с вами «превратимся» в воробушков и немного отдохнём.

Воробьи - воробушки,(похлопывание руками по бокам)

Серенькие перышки! (махи руками вверх - вниз)

Клюйте, клюйте крошки (стучим указательным пальчиком по ладошке)

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют.(показываем пальчиком вправо и влево)

И погладить не дают.

Как бы нам поладить( разводят руки в стороны и поднимают плечики)

чтоб дались погладить?(хлопки в ладоши).

-Ребята,  как вы думаете, птицам, которые остаются с нами зимовать, холодно?  (ответы детей) Тогда попробуем вместе разобраться в этом вопросе.

- Оказывается, у птиц к зиме вырастает подпушек под перышками. Да перья у птиц очень не простые! Все перья можно разделить на две группы:

  • пуховые, которые согревают птиц.
  • контурные, защищают от дождя, снега, от повреждений, ветра...

Игра «Собери птичку».

Дети собирают по контуру птицы её перьевой покров. (на тело пуховые пёрышки, на крылья- контурные  и хвост. Перья приклеиваются на липучках.

Ребята, птицу мы собрали.  Давайте ещё раз повторим названия перьев и их значение для птицы. (ответы детей)

- Правильно.

Подведение итогов, рефлексия:

- Ребята, о ком сегодня мы говорили на занятии? Что вы узнали нового? Что помогает птице взлететь и держаться на воздухе? Предохраняют от ушибов, намокания? Почему птицы не замерзают зимой? Как мы можем помочь птицам зимой?

- Ребята, мы сегодня узнали новое о птицах, вы работали старательно. Давайте не будем останавливаться на достигнутом. Будем заботиться о птицах, кормить их. А какой птички любят корм, вы теперь знаете. Спасибо вам за помощь, желаю, чтобы к вам зимой прилетало много птиц.

Очень жаль мне расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять.

Ребята, с вами было очень интересно.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (ознакомлению с родным городом).Тема: "Мы очень любим город свой..."

Материал содержит конспект  непосредственной  образовательной деятельности для  детей    среднего дошкольного возраста по познавательному развитию  (ознакомлению с р...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста в области "Познание" с использованием здоровье сберегающих технологий по теме "Путешествие в осенний лес"

Конспект занятия на осеннюю тему в группе среднего дошкольного возраста.Цель : формирование познавательного развития у детей дошкольного возраста Задачи :  - Закрепить знания детей о характе...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми Средней дошкольной группы Тема: «Как цыпленок нашёл друзей»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьмиСредней дошкольной группыТема: «Как цыпленок нашёл друзей»...

Методические разработки: Совместная образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста Тема: «СКАЗКА О ТЁПЛОЙ СТРАНЕ И ХОЛОДНОЙ СТРАНЕ".

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада № 13 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга.   КОНКУРС: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАЛИТР...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Мой город Новосибирск».

Цель: закрепление представлений детей о Родине.Задачи:Образовательные: уточнить знания детей о родном городе, символике (герб, флаг), о достопримечательностях.Развивающие: продолжать развивать ин...

Методическая разработка содержания образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме «Знакомство с первоцветами»

Знакомство с первоцветами дошкольников, достаточно усложняется тем, что еще довольно низкий температурный режим в это время года, краткосрочный период времени цветения, возникает трудность в наблюдени...

Методическая разработка образовательной деятельности для детей средней группы. ОО "Речевое развитие", "Лисичка в гостях у ребят"

Методическая разработка образовательной деятельности для детей средней группы. ОО "Речевое развитие" "Лисичка в гостях у ребят". Направлена на закрепление знаний детей о русских на...