Бинарное занятие для детей подготовительной к школе группе по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» на тему: «Я рисую музыку»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Фомина Елена Евгеньевна

        

     Цель: Развитие и обогащение художественно – эстетического потенциала детей.

      Задачи:

  1. Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования;
  2. Развивать общую и мелкую моторику рук, память, внимание, логическое мышление, мимические мышцы лица;
  3.  Обогащать словарь дошкольников;
  4. Доставить детям удовольствие и эстетические переживания;
  5. Создать атмосферу приятного досуга.

                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_risuyu_muzyku.docx28.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бинарное занятие для детей подготовительной к школе группе по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

на тему: «Я  рисую музыку»

Занятие  подготовили: музыкальный руководитель Фомина Елена Евгеньевна и воспитатель Лепехова Наталья Ивановна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №20 «Теремок» Г.О. Балашиха

  Цель: Развитие и обогащение художественно – эстетического потенциала детей.

Задачи:

  1. Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования;
  2. Развивать общую и мелкую моторику рук, память, внимание, логическое мышление, мимические мышцы лица;
  3.  Обогащать словарь дошкольников;
  4. Доставить детям удовольствие и эстетические переживания;
  5. Создать атмосферу приятного досуга.

                 

Материалы и оборудование:

Альбомные листы, баночки с водой, кисти, гуашь, салфетки, трафареты, поролоновые губки, трубочки – соломинки, магнитофон, проектор, музыкальные инструменты.

Видеофрагменты:

1 – Незнайка (из мультфильма « Незнайка на Луне»)

2 -  Добрая фея (из мультфильма «Золушка»)

3 – Карабас Барабас (из мультфильма «Золотой ключик или приключения Буратино»)

4 – Снежная Королева (из мультфильма «Снежная Королева») 

Музыкальные фрагменты:

«Гимн Незнайки и его Друзей»;

Музыка из «Детского альбома» П.И.Чайковского («Камаринская», «Утро», «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков»);

«Озорная полька»

 

Ход непосредственной  образовательной деятельности:

1.Ведущий (музыкальный руководитель)

Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие. Мы попробуем нарисовать музыку, передать ее характер с помощью красок. На этом занятии мы послушаем   грустную и веселую музыку.

   А  сказочные герои  помогут нам в этом. Они придут к вам прямо из сказки, где живут, дружат и  играют, но все они очень разные. У каждого свой характер.  Давайте попробуем их угадать.

Показ видеофрагмента №1.

Что это за герой? (Незнайка)

Из какой сказки? (Незнайка на луне)

Какой у него характер?  (весёлый, задорный)

Показ видеофрагмента №2.

А это какая сказка? ( Золушка)

Что это за героиня? ( Добрая фея)

Какая она? (добрая, ласковая, нежная)

Какие эмоции вызывают у вас эти герои?

     У каждого сказочного героя свой характер, и у каждого музыкального произведения –  свой характер. Это зависит от того, что или кого характеризует музыкальное произведение.

     Сейчас прозвучит музыка, и вы движениями покажите характер музыки (Можно танцевать, приседать, маршировать, качать руками)

Звучит весёлая музыка. ( «Камаринская» П.И Чайковский)

Какая музыка звучала? (весёлая)

Какое желание возникает у вас, слушая музыку? (Танцевать, веселиться, прыгать, бегать, смеяться)

   Каким героям соответствует эта музыка? (Незнайке и Доброй фее)

Фея предлагает вам похлопать в ладоши,

Незнайка – поиграть на музыкальных инструментах в такт музыке.

 (Под музыку озорной  польки дети играют на музыкальных инструментах, передают характер и настроение)

 2.Ведущий (воспитатель)

Ребята, это музыка по характеру какая? (весёлая)

А как мы можем это показать? (улыбнуться, подпрыгнуть радостно)

Как вы думаете, какими цветами можно было нарисовать такую музыку? (красный, желтый, оранжевый, ярко-зелёный)

Это, какие тёплые или холодные цвета? (тёплые)

А как вы думаете, почему их назвали тёплыми? (потому, что напоминают огонь, солнце)

Какие изображения вы представляете, слушая эту музыку?

Практическая работа:

- Ребята, мы с вами сказали, что музыка у нас была по характеру радостная.  А радость и веселье как нельзя лучше смогут отобразить тёплые цвета. Давайте, мы сейчас с вами попробуем нарисовать это настроение на листе бумаги  (педагог проходит к столу с красками и материалами и показывает детям технику рисования).

- Я предлагаю вам использовать метод кляксография.

- Как вы думаете, что значит слово кляксография? (рисование кляксами).

 Для того что бы нам нарисовать этим методом нам необходимо сначала намочить кисть в воде и, не убирая излишки, набрать  краску. На листе бумаги внизу сделаем кляксу. Теперь на кляксу нужно подуть с помощью трубочки – соломинки. Делаем глубокий вдох через нос и выдыхая  через рот, направляем струю воздуха на кляксу в разные стороны (педагог показывает).

Аналогичным способом сделаем  ещё 2 кляксы. Я предлагаю использовать светло зелёный цвет.  

- Посмотрите, на что это похоже? Правильно, на травку. Сейчас мне хочется добавить сюда тёплых и радостных одуванчиков. Для этого я возьму губку круглой формы, нанесу с помощью кисточки на неё жёлтую краску и сделаю отпечатки там, где у нас будут расти одуванчики.  

- Посмотрите, какой летний рисунок у меня получился. Так и веет от него теплом. Теперь, я приглашаю вас за ваши столы и предлагаю вам нарисовать свои одуванчики.

Дети рисуют под звучание весёлой музыки.

По окончанию ребятам предлагают посмотреть работы других детей.

На что похожи наши рисунки? (на цветочные поляны)

Как вы думаете, подходит ли наш рисунок услышанной музыке? Почему? (музыка и рисунок,   весёлые и радостные по  характеру)

Какие цвета нам помогали? (тёплые)

Какой метод мы использовали? (метод кляксографии)

  1. Ведущий (музыкальный руководитель)

К нам  пришли ещё не все герои. Угадайте их.

 

Показ видеофрагмента №3.

Кто это? (Карабас Барабас)

Дайте характеристику этому герою. (Злой, коварный)

Показ видеофрагмента №4.

Что это за герой? (Снежная Королева)

Какая она? (холодная, строгая, злая)

Снежной Королеве и Карабасу Барабасу не понравилось наше радостное настроение. Снежная Королева заморозила Добрую Фею, а Карабас Барабас напугал Незнайку.

Сейчас прозвучит музыкальное произведение композитора ПИ Чайковского («Болезнь куклы»), а вы   покажите характер музыки.

Какая музыка звучала? (грустная)

Почему музыка грустная? (потому, что наши герои грустят)

Что вам хочется сделать,  слушая эту музыку? (хочется плакать, спрятаться)

Какие движения у нас будут  под эту музыку? (плавные)

 Покажем, как Снежная Королева замораживает Добрую Фею.

Ребята  выполняют движения в такт музыке.

  1. Ведущий (воспитатель)

   А какие цвета подойдут для этой  музыки? (синий, черный, белый, фиолетовый, сине-зелёный)

Это тёплые или холодные цвета? (холодной)

Почему? (потому, что напоминают снег, лед, дождь)

Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?

Практическая работа:

- Рисовать грустную музыку я вам предлагаю  методом  тампонирования. Для этого нам понадобится губка прямоугольной формы и трафарет (педагог проходит к столу с красками и материалами и показывает детям технику рисования).

- Вы, наверное, хотите узнать, почему у меня трафарет в виде цветочка, а не снежинки. Мы же с вами говорили про Снежную королеву.  Она холодная и суровая, живёт во льдах. Поэтому, я предлагаю вам нарисовать цветы синей или фиолетовой краской. Может  они немного смягчат её характер, и она подобреет? По цвету они похожи на снег и лёд, но ни такие острые и колючие.

- Итак, в середину листа кладём трафарет цветка. Очень важно во время работы не сдвинуть её с места. На губку кистью  набираем краску холодных тонов. Затем делаем губкой отпечатки по трафарету. В работе постарайтесь использовать  холодные цвета. После того как тампонированием вы выполнили работу можно дополнить  завитками.

Во время рисования звучит грустная музыка.

 По окончанию ребятам предлагают посмотреть работы других детей.

Ребята, какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эти рисунки?

Какие цвета помогли нам передать это настроение?

Как  назывался наш  метод рисования?

Смогли ли мы выразить через рисунок настроение героев?

Давайте подумаем как нам помочь фее?

Чего боится Снежная Королева? (солнечных лучей)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» под музыку «Восход солнца»

Солнце красное взойдёт         (ладошки противоходом, разворот

                                                   ладоней с прямыми раскрытыми

                                                   пальцами)    

И на помощь нам придет        (руки в замок)

Станет солнце припекать        (руки в замке, поднимать пальцы

                                                    поочерёдно, начиная с мизинца)

Станут птички распевать        (руки в замке, движения локтями

                                                   вниз – в стороны)

Солнце, солнце грей сильней  (потирание ладоней)

Не жалей своих лучей             (руки в замке, поднимать пальцы

                                                     поочерёдно, начиная с мизинца)

Королеву растопи                    (потирание поочерёдно от кончиков

                                                     пальцев в локтям)

Светом землю озари               (упражнение кулак – ладонь)

Выглянуло солнышко и Снежна Королева растаяла, (На экране изображение солнца) Добрая Фея ожила, и Незнайка развеселился, а Карабас Барабас испугался и убежал.

Вот мы и помогли нашим героям. Ведь в сказках всегда добро побеждает зло.

Фоном звучит весёлая музыка.

Незнайка  пригласил  Добрую Фею на танец. Давайте и мы тоже потанцуем.

Дети  выполняют танцевальные движения ( Танец «Приглашение»).

Итог:

 Вот и закончилось наше занятие.

Что вам запомнилось больше всего?

Вам понравилось рисовать музыку?

Какие методы рисования использовали на занятии?

Какая музыка звучала?

Кто ее написал?

Что общего было на нашем занятии  между музыкой и изобразительным искусством? (характер , настроение музыки и рисунка)

Музыку можно на только слушать, изображать движениями, но ещё можно нарисовать, что мы и сделали сегодня на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность «Подснежники» с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Данный конспект занятия разработан по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Целью, которого является формирование интереса к созданию изображения, используя различные художест...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Золотая осень»

Стимулировать желание создать свой рисунок (осенний лес) с помощью нетрадиционной техники рисования манной крупой, (заранее окрашенной в различные оттенки). Совершенствовать технику рисования. Заклады...

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» "Зима"

Цель: Закрепление умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы, используя нетрадиционную технику...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: « Зима в лесу»

Цель: Закрепление умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы, используя нетрадиционную технику.Задачи:1. Образовательная:- развивать умение рисовать пластиковыми вилками по бумаг...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование,аппликация,конструирование,лепка)

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группепо образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование,аппликация,конструирование,лепка)...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Морозные узоры»

Изобразительная деятельность "Морозные узоры".Методические приёмы:1. Игровая ситуация «Путешествие в сказку».2. Игровая ситуация «Письмо от деда Природоведа».3. Игров...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему:"Зима"

Цель: Закрепление умения передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы.  Программные задачи:1. Образовательная- формировать умение рисовать гуашью, правильно подбирать фон;-...