Методическое пособие МИР ДЕТСКИХ ИГРУШЕК
учебно-методическое пособие

Татьяна Михайловна Лихацкая

МИР ДЕТСКИХ ИГРУШЕК Методическое пособие 

Автор: Лихацкая Татьяна Михайловна 

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx55.9 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №137»

660005 г. КРАСНОЯРСК, УЛ. КРАСНОДАРСКАЯ 9а т. 224-76-95, e-mail: mdou137@yandex.ru

ОКПО 41068530,  ОГРН 1022402486941,  ИНН 2465041268,   КПП 246501001

                                                   

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Красноярск

2019

Содержание

Введение                                                                                                              2

Понятие «игрушка»                                                                                            3      

История возникновения игрушки в человеческом обществе                           3

Возникновение игрушки в России                                                                     6

Классификация игрушек                                                                                    8

Влияние игрушки на психическое развитие ребенка                                      14

Психолого-педагогические требования к выбору игрушки                            18

Критерии отбора игрушки                                                                                22

Список литературы                                                                                             27

Введение

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.

        В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

        Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Особенно важно это в отношении детей, с раннего возраста лишенных родительского внимания и заботы: речь, в частности, идет о детях-воспитанниках учреждений социальной опеки (приютах, детских домах и т.д.).

        Специалисты детских социальных учреждений (психологи, педагоги, социальные педагоги и др.) должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.

        

Понятие  «игрушка»

    Латинское слово для обозначения игрушек связано со словами  шум, движение, без чего немыслимы почти все детские игры. Французы приблизительно до1523 года называли игрушку словом итальянского происхождения (дитя), и только в 1523 году впервые встречается современное слово для игрушки.

 В историко-искусствоведческом культурологическом подходе игрушка понимается как «зеркало жизни» и «друг ребенка» (Н.Д Бартрам), т.е. как знак конкретной культуры, культурная универсалия [26].

На уровне языкового «здорового смысла» традиционное определение игрушки:  «вещь для игры » (В.И. Даль).

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

История возникновения игрушки в человеческом обществе.

         Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку – неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней [2].

Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.

Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление  коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство игрушек коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Крупнейшее событие гомеровской Греции – Троянская война – нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка «Троянский конь», которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок [15].

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, как бы кукла не убежала из гробницы. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Особую роль, как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в «Законах» сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Детская современного дошкольника заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества, историей развития ребенка в обществе [15].

 

Возникновение игрушки в России

Археологические находки свидетельствуют о большом разнообразии видов игрушки, существующих в древней Руси. Они доказывают, что русские мастера издавна правильно понимали ее назначение – забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.

Исследования многих авторов показали, что в игрушке находили свое отражение исторические особенности развития общества, условия климата, географического положения страны, градации ведения хозяйства, своеобразие коммуникаций народа. Особенности общественного строя обуславливали наличие игрушек, которые в свою очередь способствовали развитию в ребенке качеств, востребованных обществом. И до настоящего времени в игрушке продолжают находить свое отражение основные черты нации. Ее охарактеризовать как символ народа и источник формирования личности ребенка.  

Появление игрушек ученые связывают с уровнем развития производительных сил. Чем примитивнее был этот уровень развития производительных сил, тем раньше включались дети в труд взрослых безо всякой предварительной подготовки и становились самостоятельными производителями. Так первобытные собиратели – муж, жена, дети – все сообща переходили с места на место в поисках съедобных кореньев и плодов. На более высокой ступени развития общества включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности потребовало специальной подготовки в форме овладения простейшими орудиями труда. Возникают уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям; с ними дети упражняются в условиях, приближающихся к реальной деятельности взрослых, но не тождественных ей. Конкретный вид этих «орудий», зависит от того, какая отрасль труда является основной в данном обществе. Так, у народов Крайнего Севера необходимым орудием оленевода, охотника, рыболова является нож, топор, лыжи. К этим общим для этих народов орудиям, которыми дети должны овладеть как можно раньше, у охотничьих народов прибавляются - лук и стрелы, у рыболовов - удочка, у оленеводов - аркан. Для детей крестьян, занимающихся земледелием, специально плели маленькие корзинки, лукошки, делали маленькие грабельки, коски и т.д. Другими словами, отношение между ребенком и обществом, в котором он живет можно представить в виде схемы «общество - игрушка – ребенок», где игрушка является своеобразным связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь. Это положение отчетливо прослеживается не только во взаимоотношениях, присущих первобытно-общинному строю, но и на гораздо более поздних этапах общественного развития. Например, в конце 19 века среди игрушек, выпускаемых в России, можно было встретить такие, как «Крестьянка с детьми», «Скотный двор», «Сани крестьянские с лошадьми в шерсти». Все они готовили детей к предстоящей взрослой жизни [2].

Древние русские игрушки («потешки»), как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. Деревянные «потешки» были в обиходе восточнославянских племен еще в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший средневековый «меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен», показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками.

Классификация игрушек

Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. Он подчеркивал, что «только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика»[2.].

В своей классификации Е.А. Аркин положил внешние признаки в основу и выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

  1. звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и

      т.д.;

  1.  двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д.;
  2.  образные игрушки - изображения животных и куклы;
  3.  веревочку, из которой делают различные, порой самые

      замысловатые фигуры.

Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методические рекомендации для педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка.  

В современной педагогике более подробной  классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А.Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:  

  • игрушки моторно-спортивные - мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки и мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики и  глазомера;
  • игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. -  содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
  • творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство;
  • техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;
  • настольные игры  способствуют развитию сообразительности,  внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;
  • веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;  
  • музыкальные игрушки -  поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией -   служат средством развития музыкального слуха;
  • театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие [24].

В психологии классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

  • игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);
  • игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.) [20].

Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение) [20].

В раннем возрасте ребенок получает так называемые дидактические, то есть обучающие, игрушки, в действиях с которыми ребенок учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов. К этой группе относятся народные игрушки - мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, матрешки, пирамидки. Все эти игрушки за последние годы очень сильно изменили свой внешний вид. Например, игрушки-вкладыши имеют самые различные формы: геометрических фигур, фруктов и овощей, очертаний различных животных. Русские матрешки  неоднократно меняли цвет и узоры на своих «нарядах». Но, несмотря на эти изменения, неизменной осталась обучающая функция этих игрушек. Русскую матрешку педагоги и сейчас рассматривают как классический дидактический материал. С ее помощью ребенка можно научит сравнивать предметы по высоте, ширине, объему, цвету. Сама конструкция матрешки, и всевозможных игрушек-вкладышей предоставляет ребенку возможность самоконтроля. Попробуйте неправильно собрать матрешку - не удастся, только вкладывая в большую меньшую, ребенок может последовательно сложить все фигурки в одну. Поэтому такие игрушки часто называют автодидактическими [20].

В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулирует ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение - радость и доброжелательность.

Кроме фактуры материала большое значение для ребенка имеет размер игрушки, ее пропорции и цвет.

Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:

  • «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик и маленький яркий рот и обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров;
  • характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;
  • куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению;
  • этнографические куклы,  внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа [20].

В последние годы игрушки начинают рассматриваться с точки зрения психотерапевтического воздействия на ребенка, поэтому появляются другие классификации игрушек. Возникло новое направление - куклотерапия, использующая в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, социального педагога, психолога, врача).

Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, американский психолог  Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:

- игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство, кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби - кукла с «пустым» (не разрисованным) лицом), которые могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувств.

К ним также относятся машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски.

- игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из них можно строить - все это дает возможность почувствовать ему, что  не существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей [17].

Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность педагогу представить все многообразие современных игрушек.  Понять, что они не только способствует появлению у ребенка определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к сопереживанию),  но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость, гнев, враждебность и т.п.).

Влияние игрушки на психическое развитие ребенка.

В своей работе с детьми дошкольного и более старшего возраста педагог должен опираться на знания об особенностях развития психики ребенка на более ранних этапах онтогенеза, так как многие трудности, проявляющиеся в поведении, детей зачастую связаны с не сформированностью психических функций именно в этот период.

Исходя из положения А.Н. Леонтьева о существовании ведущего вида деятельности в каждом периоде онтогенеза, рассмотрим взаимосвязь характера ведущей деятельности, особенностей игрушки и ее влияния на развитие психики ребенка [10].  

В первом полугодии жизни ребенка ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, в процессе которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание предмета. Поэтому игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, привлекающими внимание ребенка, и вместе с тем удобными и безопасными. Как правило, ребенок в качестве своих первых игрушек получает подвески, которые будут привлекать внимание малыша, заставят поворачивать к ним голову,  затем тянуться рукой.

На 3 - 4 месяце жизни начинается  развитие хватания, проявляющееся в попытке удержать предмет, который взрослый вкладывает в руку ребенка. Поэтому следующей игрушкой ребенка являются погремушки различного вида, обязательным требованием к которым является размер и форма, удобные для удержания в руке ребенка.

Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность малыша, которая выдвигается на положение ведущей. Первые манипуляции очень просты: ребенок схватывает предмет, затем, подержав его некоторое время, выпускает и т.д.  Для того, чтобы побуждать ребенка к более сложным манипуляциям (размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а также игрушки, меняющие положение и перекатывающиеся при несильном толкании (резиновый мячик, неваляшки, пластмассовые шары и т.п.).  Когда малыш начнет ползать, к уже имеющимся игрушкам следует прибавить катающиеся игрушки со встроенным музыкальным прибором, который при движении издавал бы мелодичные звуки (за такой игрушкой интереснее ползать) [20].

Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода.  

Усвоение предметной деятельности ребенком происходит через развитие соотносящих, т.е. приводящих два или несколько предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения (например, складывание пирамидки из колец, закрывание коробок крышками). И орудийных действия, т.е. действий, в которых один предмет - орудие - употребляется для воздействия на другие предметы  (например, ложка, чашка, савок, игрушечные молоток, пила и др.).

Поэтому в этом возрасте у ребенка обязательно должны быть так называемые дидактические игрушки разного вида (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.) и игрушки - копии реальных предметов (посуда, ведерко, совочек, лопатка, лейка и др.).

Внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста начинают зарождаться другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему). Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п.

В дошкольном возрасте игра, которая является одним из средств социализации, становится ведущим видом деятельности. Ее содержанием является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых (реальные действия взрослых людей, отношения между ними, подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли) [23].

В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых приобретают куклы, игрушечные мебель, посуду, заводные игрушки, автомобили (легковые и грузовые), игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.

В среднем дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте, но акцент смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли, каждым участником игры. Поэтому для творческой игры детей этих возрастных групп нужны такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию. Например, для капитана важно иметь подзорную трубу, фуражку с «крабом», врачу – халат, шприц и т.п.

Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что ее развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета  ребенком раннего возраста.

Поэтому  кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием.

К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.п.  Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых.

Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства [23].

Психолого-педагогические требования к выбору игрушки.

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а, следовательно, без игрушки.  

Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Это, с одной стороны; с другой стороны, игрушка - тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Чтобы сориентировать взрослых в необъятной стихии рынка игрушек, мы решили рассказать о наиболее ценных из них и полезных [3].

Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (динозавры, пауки, покемоны и пр.), невиданные даже самыми молодыми родителями.  

Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребенку? В сложившейся стихии рынка ответ на эти вопросы чрезвычайно труден. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку и пр.). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет.

Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, но нужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии. Очевидно: такими критериями владеет далеко не каждый родитель. Здесь необходимо участие педагогов, психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации понимают закономерности развития ребенка, особенности его игры в разный возрастной период.

Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Прежде всего, подчеркнем: развитие ребенка происходит в разных видах деятельности, в ходе которых малыш преобразует не только предмет своей деятельности, но и самого себя. Самостоятельная и осмысленная активность ребенка в любой ее форме - важнейший результат развития и проявление его внутреннего мира. Осознание окружающего мира происходит, прежде всего, в действии. Ребенок, осваивающий окружающий мир и «строящий» самого себя, - это ребенок, стремящийся действовать в этом мире [9].

Исходя из этого, главная функция игрушки - активизация детской деятельности. Игрушку в качестве предмета, специально созданного взрослыми для детей, можно рассматривать как своеобразное (и, пожалуй, самое распространенное) средство развития. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития. Этот аспект должен отчетливо осознаваться: выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать.

Среди всех видов деятельности детей психологи выделяют две группы. В первую входят те виды, внутри которых происходит преимущественное освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми и на этой основе - социальное и личностное развитие ребенка, т.е. его желания, интересы, чувства. Вторую группу составляют виды деятельности, внутри которых происходит усвоение способов действия с предметами и на этой основе формирование интеллектуальных, познавательных сил детей, их технических возможностей. Исходя из этого общепринятого разделения, имеющийся массив можно условно разделить на две группы.

1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.

2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.

Данное разделение крайне удобно, поскольку позволяет определить для каждого возраста главную линию развития и соответствующую ей деятельность, т.е. выделить приоритетные виды игрушек. Так, например, для детей от одного года до 3 лет главная, ведущая деятельность - предметная, в которой ребенок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей. Поэтому нужны, прежде всего, игрушки второй группы. А в дошкольном возрасте - от 3 до 6 лет - ведущей деятельностью становится ролевая игра, для которой необходимы игрушки первой группы. Кроме выделенных двух линий развития, есть и третья. Речь идет о физическом развитии и воспитании ребенка. Задача укрепления здоровья, формирования физических качеств: силы, выносливости, ловкости, меткости и пр. - важнейшая для воспитания детей [9].

Итак, исходя из сказанного, следует: первое и необходимое требование к игрушке - потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Выбирая забаву, нужно, с одной стороны, ориентироваться на возраст (и, следовательно, главный тип деятельности), а с другой - стремиться к тому, чтобы в распоряжении были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности. Возможность (или невозможность) активного действия ребенка зависит от многих качеств, например от величины игрушки. Огромные мягкие «животные» (собаки, бегемоты, слоны), которые трудно взять в руки, не предмет детских действий. Те же мягкие игрушки, но меньших размеров вполне могут использоваться в детской игре. Большое значение имеют и технические качества. Если кольца пирамиды с большим трудом надеваются на стержень, части матрешки со скрипом соединяются друг с другом, а колеса машинки плохо прокручиваются, ребенок не может осуществлять с этими игрушками соответствующие действия, хотя сами по себе эти виды имеют несомненное развивающее значение. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, казалось бы, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон, открывает разнообразные возможности для детской активности. Но такое «разнообразие» дезориентирует ребенка: он не знает, что делать - возить ли, разговаривать ли по телефону или кормить? Причем полноценное выполнение всех этих действий весьма ограничено - перевозить что-либо на такой игрушке невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь), телефонная трубка все время падает, а слон не в полной мере слон, поскольку он телефон на колесах. Гораздо полезнее в этом плане было бы «разъединить» все функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предмета [13].

 Критерии отбора игрушки:

1.Простота и доступность. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но - подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать - возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия невозможно. На таком слоне ничего не перевезешь - на него ничего не положишь и никого не посадишь, телефонная трубка все время падает, да и слоном его считать не совсем правильно, ведь это все-таки телефон, причем, на колесах. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы [14].

2.Стимуляция активных действий. «Полезность» игрушки - далеко не единственный критерий оценки. В ней как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребёнка - важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения у детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки), малыш хочет скорее взять её в руки и начать игру.

3. Поощрение самостоятельности. Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Возможность или невозможность самостоятельного действия зависит от некоторых незначительных и незаметных для взрослых деталей. Например, типичная и очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает зайчик или котёнок. Но всё дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находится сверху (и нажимать нужно вниз) - всё в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиванию зайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди, и для её нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой (иначе она сдвигается назад) самостоятельная игра для ребёнка становится невозможной - необходима помощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление зайчика.

Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки как пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами «подсказывают» правильный способ действия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее испугают, чем вызовут желание играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения - важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность [22].

4. Этика, эстетика, культура. К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому, недопустимы.

При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект. Многие народные и авторские игрушки являются произведениями искусства. Важно отметить их психологическое значение, поскольку художественные качества игрушки с одной стороны делают её привлекательной для ребёнка, а с другой - формируют его эстетический вкус.

Важный момент в оценке игрушки - её связь с окружающей общественной жизнью. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. «Традиционность» игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, сергиево-посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность[23].

По мнению  Н.А. Виноградовой и Н.В. Поздняковой обязательными требованиями, предъявляемыми, к игрушкам является невозможность:

-         провоцировать ребенка на агрессивное действие;

  • вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, роли которых выполняют играющие партнеры и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
  • провоцировать игровые сюжеты, связанные с без нравственностью и насилием;
  • вызвать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

С точки зрения Н.А. Виноградовой и Н.В. Поздняковой особую психолого-педагогическую ценность имеют игрушки, обладающими следующими качествами:

  • полифункциональность;
  • дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию ,ознакомление с цветом и формой и т.д)
  • возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, например, для коллективных построек);
  • высокий художественно-эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

  Таковы самые общие требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для ребёнка.


Список литературы

  1.  Аркин,  Е.А.  Из истории игрушки [Текст] / Е.А.Аркин // Дошкольное воспитание, – 1995. - № 3. – с.8-15.
  2.  Аркин,  Е.А.  Ребенок в дошкольные годы [Текст]: учеб. пособие /Под ред. А.В. Запорожца, В.В Давыдова. – М.: Просвещение, 1967, – с.221-235.
  3.  Батурина, Е.А. Игрушки в семье  [Текст] / Е.А. Батурина // Дошкольное воспитание, -1974. № 9.- с.82-85.
  4.  Бениаминова, М.В. Воспитание детей [Текст] / учеб. пособие /М.В. Бениаминова. – М.: Медицина, 1981.- с.90-107.
  5.  Воспитание детей в игре [Текст] / Под ред.  Д.В.  Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979. – с.27-36.
  6.  Горностаева, Л.И.  Игрушки в детском саду [Текст] / Л.И. Горностаева // Дошкольное воспитание, 1973. № 2.–с.20-24.
  7.  Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г.  Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – с.146–157.
  8.  Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей [Текст] / пособие для воспитателей детского сада / Е.В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 1988. –с50-69.
  9.  Игрушка в жизни ребенка [Текст] / Под ред. Е.А.  Коссаковской . – М.:  Просвещение, 1980. –с.62-64.

10.Игрушки и пособия для детского сада [Текст] / Под ред. В.М. Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987. –с.6-13.

11.Крупская,  Н. К. Об игрушках для дошколят [Текст] / – Пед. соч. //Н.К. Крупская.  Т.6.

12.Линькова, Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей [Tекст] / Н.П. Линькова. – М.: Просвещение, 1969. – 7-34 с.

          13.Локуциевская,  Г.Н. Техническая игрушка [Текст] / Г.Н. Локуциевская // Дошкольное воспитание, 1972. № 5. –с.18-23.

14.Локшин,  А.  Игрушки древнего мира [Текст] / А. Лошкин // Дошкольное воспитание, 1976. № 3. – с.15-18.

15.Лосева, В.К.  Психосексуальное развитие ребенка [Текст] / Под ред. А.И. Лунькова. - М.: Просвещение,1995.-

16.Лэндрет,  Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст] / Г.Л. Лэндрет. - М.: Просвещение,1998.

17.Менджерицкая, Д. В.  Воспитателю о детской игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. – М.: Просвещение, 1982. –с.18-25.

18.Менджерицкая, Д.В. Флерина об игре и игрушке [Текст] / Д.В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание, 1969. № 3. – с.15-24.

19.Мухина,  В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка [Текст] /В.С. Мухина // Вопросы психологии, 1988. № 2. – с.123-128.

20.Новоселова, С.Н. Для самых маленьких [Текст] / С.Н.Новоселова // Дошкольное воспитание, 1978. № 6. – с.90-99.

21.Павлова,  Л. Какие игрушки предпочитают малыши [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание, 1997. № 12. –с.86-89.

22.Урунтаева, Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка [Текст]:  учеб.  пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1997. –с.81-85.

23.Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия [Текст] / Э. Финк // Проблема человека в западной философии. М.: Академия, 1988.  с.357-403.

24.Флерина, Е.А.  Игра и игрушка [ Текст] : Пособие для воспитателя детского сада /Е.А. Флерина. - М.: Просвещение, 1973.

25.Эльконин, Д.Б Психология игры [Текст] : учеб. пособие / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1978. –с.304.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.

В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Учебно - методическое пособие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в магазин игрушек»

Уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Игрушки»: обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых ...

Учебно-методический комплект: Методическое пособие "Организация работы по краеведению в детском саду с детьми 6-7 лет" и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-7 лет с взрослым по программе "Моя малая родина - Кузбасс"

Название работы: Методическое пособие «Организация работы с детьми 6-7 лет в детском саду по краеведению» и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-8 лет с вз...