Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Моряки» (возрастная категория детей – 4-7 лет)
учебно-методический материал (средняя группа)

Людмила Николаевна Исаева

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Моряки» (возрастная категория детей – 4-7 лет)

(разработала Исаева Людмила Николаевна, воспитатель МАДОУ «ЦРР детский сад №128» г. Владимира

Задачи:

  • воспитывать у детей уважительное отношение к  людям морских профессий;
  • создать условия для возникновения интереса к совместной сюжетно-ролевой игре «Путешествие на корабле»;
  • развивать позитивные взаимоотношения между детьми на примере моряков (взаимопомощь, взаимовыручка, умение работать в команде, совместно принимать решения).
  • развивать  умение создавать предметно-игровую среду, умение перестраивать игровое пространство группы в соответствии с замыслом игры;
  • формировать представления о труде работников порта и людях морских профессий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Моряки» (возрастная категория детей – 4-7 лет)

(разработала Исаева Людмила Николаевна, воспитатель МАДОУ «ЦРР детский сад №128» г. Владимира

Задачи:

  • воспитывать у детей уважительное отношение к  людям морских профессий;
  • создать условия для возникновения интереса к совместной сюжетно-ролевой игре «Путешествие на корабле»;
  • развивать позитивные взаимоотношения между детьми на примере моряков (взаимопомощь, взаимовыручка, умение работать в команде, совместно принимать решения).
  • развивать  умение создавать предметно-игровую среду, умение перестраивать игровое пространство группы в соответствии с замыслом игры;
  • формировать представления о труде работников порта и людях морских профессий.

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре

Роли/ Игровые действия

«Банк идей»: варианты игровых ситуаций

  • Чтение художественной литературы:

      - С. Козлов «В порту», «Теплоход»

      - В. Маяковский  «Это книжечка моя про моря и  про маяк»

      - Никанор Иванович Босой «История кораблей»

      - В. Сутеев «Зайкин кораблик», «Кораблик»

      - Цыферов Г.М. «Пароходик»

      - Святослав Владимирович Сахарнов «Самый

   лучший пароход»

 - Русская народная сказка «Кораблик»

       - Ирис Ревю «Сказка про маленький Кораблик»

       - А. Некрасов «Маяк»

       - М. Бальшинцов «Новые пароходы»

       - Татьяна Харибина «История о двух кораблях»  

  • Загадки о море Валентины Черняевой 
  • Беседа с рассматриванием картинок на тему: «Профессия – моряк»
  • Виртуальная экскурсия «На теплоходе»
  • Продуктивные виды деятельности: конструирование кораблей из настольного и напольного строителя, рисование «Карта морских путей «фарватера»
  • Сюжетно-дидактическая игра «Морское путешествие»
  • Дидактические игры «Кто больше назовет действий (морские профессии), «Помоги оснастить корабль для морского путешествия»
  • Подвижная игра «Море волнуется»
  • Просмотр мультфильмов:

- «В порту»
- «Катерок»
- «Кораблик»

  • Прослушивание песен «Бескозырка», «Юный капитан», «Да, нужен отдых парусам»,  «Мечтаю о море»
  • длинная веревка или скакалка (импровизированный канат);
  • морская одежда: капитанская фуражка, бескозырка, «морской» воротничок;
  •  «морские» аксессуары: компас, флажки, якорь, спасательный круг;
  • штурвал;
  • набор «Маленький доктор;
  • набор кухонной посуды и продуктов.

Капитан возглавляет экипаж и палубную службу. Капитан отвечает за всё происходящее на корабле, никто не вправе не исполнить приказ капитана.

 Палубная служба: офицеры – старший помощник, второй, третий, четвёртый помощники капитана. Они прокладывают курс на картах, проверяют оборудование, тренируют экипаж, несут ходовую вахту в море и следят за погрузкой судна в порту.

Штурман прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов. Штурман управляет судном, следит за точностью движения корабля, соответствию заданного курса.

Лоцман – моряк, хорошо знающий береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские суда, особенно в местах, представляющих опасность. Лоцмана доставляют на катере, иногда на вертолёте к судну, запросившему  лоцмана, и он проводит  судно по безопасному маршруту.

Радиооператор отвечает за выполнение правил радиосвязи с береговыми радиостанциями, следит за исправностью радиотехнических средств и навигационных приборов.

Рядовой состав (палубная команда):

Матросы готовят к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизмы – занимается смазкой, уборкой, покраской. Все основные работы выполняют матросы. Они трудятся в машинном отделении, выполняют различные работы на палубе, выполняют приказы, которые им отдает боцман (старший матрос, бригадир).

 Судовой врач следит за состоянием здоровья экипажа и пассажиров корабля, проводит необходимые лечебные мероприятия. 

Судовой повар (кок).  Корабельный повар, готовит пищу для команды, кормит команду.  

  •  «В порту»
  •  «Морские учения»
  • «Морское путешествие»
  •  «Пассажирский пароход»
  •  «Торговое судно»
  •  «Морские спасатели»
  •  «Военный корабль»
  •  «Морской круиз»
  • «Путешествие в далекие страны»

Примерное содержание сюжетно-ролевой игры (краткий план-сценарий основных игровых действий)

  1. Кораблестроители приходят на верфь (место для строительства кораблей), строят корабль, оборудуют его всем необходимым.
  2. Моряки готовятся к плаванию:
  • Капитан осматривает корабль,  дает указания палубной службе по исправлению недочетов.
  • Офицеры палубной службы – помощники капитана проверяют оборудование, тренируют экипаж)
  •  Штурман несет ходовую вахту ( проверяет механизмы управления кораблем, исправность  штурвала)
  1. Матросы проходят осмотр у судового врача, готовят к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизмы – занимаются смазкой, уборкой, покраской, выполняют различные работы на палубе, выполняют приказы, которые им отдает боцман.
  2. Судовые  врачи проверяют состояние здоровья экипажа, проводят необходимые лечебные мероприятия. 
  3. Судовой (корабельный) повар (кок),  готовит пищу для экипажа, кормит команду.  
  4. Экипаж корабля посещает парикмахерскую и магазинчик, расположенные в порту.
  5. Капитан корабля советуется с лоцманом, моряком, хорошо знающим береговую обстановку и местный фарватер и они вместе составляют  безопасный маршрут. 
  6. Помощник капитана отдает команду экипажу корабля прибыть на корабль и построиться на вечернюю поверку. После переклички он докладывает капитану и получает от него команду к отбою. Экипаж расходится по каютам отдыхать после рабочего дня.
  7. Работники портового магазина и парикмахерской закрывают свои заведения и тоже отправляются домой, отдыхать после рабочего дня.

Взаимодействие с родителями в процессе игры

  • Оформить ширму-передвижку « Книги эти прочитаем, все о моряках узнаем,

                                                       В море станем выходить – крепче станем мы дружить!»

  • Рекомендации о просмотре мультфильмов на «морскую» тему.
  • Оказание помощи в подготовке атрибутов к игре и пошиве элементов «морской одежды» - бескозырок и воротников.

Литературно-информационная поддержка сюжетно-ролевой игры «Путешествие на корабле»

Беседа «Профессия – моряк»

     Мечтой большинства мальчишек является профессия моряка. Моряк — объединяющее наименование всех морских профессий, это человек, который работает на транспортном судне или служит на корабле Военно-морского флота. Привлекает возможность покорять бесконечные пространства на большом, современном судне, увидеть другие страны, морских обитателей. В этой профессии много интересного, захватывающего, она подходит для настоящих мужчин, отважных, сильных.

«БОРТ» - бок, боковая стенка судна. «ВЕРФЬ» - место постройки судов. «ГАВАНЬ» - защищённое место в порту для стоянки, погрузки и выгрузки судов. «КОМПАС» - основной мореходный инструмент, показывает направление сторон света и направление, по которому идёт судно. «РЫНДА» - судовой колокол. Так же – звон судового колокола в полдень. «ТРАП» - лестница корабля. «ЯКОРЬ» - приспособление для удержания судна на месте. «ФАРВАТЕР» - часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов и являющаяся судоходным путём.

     Моряками называют всех служащих судна, корабля. В команде есть несколько специалистов: капитан, штурман, боцман,  матросы.

Капитан возглавляет экипаж и палубную службу, куда входят офицеры – старший помощник, второй, третий, четвёртый помощники капитана, а также рядовой состав – боцман, матросы, повара, радиооператоры и врачи. Капитан отвечает за всё происходящее на корабле, никто не вправе не исполнить приказ капитана. Капитан руководит всей командой, отдает приказы, при необходимости меняет курс. У него есть несколько помощников. Стать капитаном, помощником можно после окончания высшего учебного заведения.

Штурман прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов. Штурман управляет судном, следит за точностью движения корабля, соответствию заданного курса.

Палубные офицеры прокладывают курс на картах, проверяют оборудование, тренируют экипаж, несут ходовую вахту в море и следят за погрузкой судна в порту.

Лоцман – моряк, хорошо знающий береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские суда, особенно в местах, представляющих опасность. Лоцмана доставляют на катере, иногда на вертолёте к судну, запросившему  лоцмана, и он проводит  судно по безопасному маршруту.

 Радиооператор отвечает за выполнение правил радиосвязи с береговыми радиостанциями, следит за исправностью радиотехнических средств и навигационных приборов.

МАТРОСЫ Палубная команда готовит к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизма – занимается смазкой, уборкой, покраской. Все основные работы выполняют матросы. Они трудятся в машинном отделении, выполняют различные работы на палубе, выполняют приказы, которые им отдает боцман.  Матросы, машинисты обучаются в мореходных училищах.

Судовой врач следит за состоянием здоровья экипажа и пассажиров корабля, проводит необходимые лечебные мероприятия. 

СУДОВОЙ МЕХАНИК Судовой механик следит за исправностью всех механизмов корабля: двигателя, приборов, электрооборудования.

КОК. Есть на корабле и кок, который кормит команду. Корабельный повар, готовящий пищу для команды. КАМБУЗ Корабельная кухня.

     В профессии моряка важны ответственность и трудолюбия. Нужно уметь трудиться в команде, обладать быстрой реакцией. В море часто случаются сложные ситуации, необходима выдержка, выносливость. Моряки дальнего плавания не бывают дома по несколько месяцев, нужно быть готовым к тому, что с родными придется расставаться надолго.

Д/игра «Назови профессию»

Кто управляет кораблём? (капитан)

Кто помогает капитану?  (старший помощник)

Как называют повара на корабле?  (кок)

Как называют людей, которые строят корабли?  (кораблестроитель)

Д/игра «Загадки и отгадки»

                  ***

В море ходит белый дом –

Окна есть, труба и дом,

Оглушительно ревёт

Его имя…  (Пароход)

              ***

Какие красавцы,

Всегда и везде.

На суше родятся –

Живут на воде.  (Корабль)

               ***

Он  парус поднимает,

А ветер парус подгоняет.

И к далёким берегам,

Его гонит по волнам.   (Парусник)

                ***

В глубине морской живёт,

Чудо - юдо «многоног».

Восемь ног у чуда – юда,

Он зовётся.  (Осминог)

              ***

Хищница опасная,

В море синем шмыг да шмыг.

Страшная, зубастая,

Всех подряд глотает в миг.   (Акула)

                ***

С хвостом, но не зверь,

Плывёт под мостом,

Виляя хвостом.   (Рыбка)

Игра «Море волнуется раз»

Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и говорит слова:

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура замри»

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый пошевелился, тот и выбывает. Победителем станет тот, кто продержится долго всех.

«Корабль»  загадка для малышей

Евгений Шаталов


Ветер парус надувает,
Парус в даль меня несёт,
Чайка с криками летает,
Рядом кит со мной плывёт.

В океанах и морях,
Словно в небе дирижабль,
Я качаюсь на волнах,
Как зовут меня? Корабль.

Чтение художественной литературы:

Русская народная сказка «Кораблик»

Плывёт по реке лапоть. Увидала мышка и говорит:

— Какой кораблик хорошенький, из лыка плетённенький и новенький!

Села в него и поплыла. Бежит заяц, увидал лапоть и говорит:

— Какой кораблик хорошенький, из лыка плетённенький и новенький! Кто в кораблике плывёт?

— Я, мышка-теретишка!

— Куда плывёшь?

— Плыву в дальние царства, в соседние государства, других посмотреть и себя показать. А ты кто?

— Я зайка-побегайка! Возьми и меня с собой.

Взяла мышка с собой зайца, и они поплыли дальше. Бежит лиса, увидала лапоть и говорит:

— Какой кораблик хорошенький, из лыка плетённенький и новенький! Кто в кораблике плывёт?

— Я, мышка-теретишка!

— Я, зайка-побегайка!

— Куда плывёте?

— Плывём в дальние царства, в соседние государства, других посмотреть и себя показать. А ты кто?

— Я лиса — дивья краса! Возьмите меня с собой.

Взяли мышка и заяц с собой лису и поплыли дальше. Бежит волк, увидал лапоть и говорит:

— Какой кораблик хорошенький, из лыка плетённенький и новенький! Кто в кораблике плывёт?

— Я, мышка-теретишка!

— Я, зайка-побегайка!

— Я, лиса — дивья краса!

— Куда плывёте?

— Плывём в дальние царства, в соседние государства, других посмотреть и себя показать. А ты кто?

— Я волк —серый бок! Возьмите меня с собой.

Взяли мышка, заяц и лиса с собой волка, и они поплыли дальше. Идёт медведь, увидал лапоть и говорит:

— Какой кораблик хорошенький, из лыка плетённенький и новенький!

И заревел:

Ух-гу- гу, поплыву!

Ух-гу-гу, поплыву!

По воде, по воде,

Чтобы видели везде!

Полез медведь на кораблик. Лапоть затрещал, лыко лопнуло—и кораблик развалился. Бросились звери в воду, до берега добрались и разбрелись кто куда.

В. Сутеев «Зайкин кораблик»

Построил Ванечка кораблик. А капитаном сделал своего любимого плюшевого зайчика. Подул попутный ветер - и поплыл кораблик по реке.
Плывёт кораблик, ветер паруса раздувает!

Подлетела к кораблику птичка и пропела:
- Капитан, капитан! Возьми меня с собой! Я издалека лечу, у меня крылышки устали! Пусти меня отдохнуть!

- Садись! - говорит капитан зайка. - Вдвоём плыть веселее!
И полетел кораблик дальше по реке. Увидел кораблик утёнок. Поплыл за ним, еле догнал!
- Возьмите меня с собой! - говорит. - Мне вон туда надо, в камыши, меня там мама ждёт!

 - Не возьмём! - чирикнула птичка. - Ты и сам доплыть можешь!

- Ну возьмите, пожалуйста, я маленький, я устал! - просит утёнок.
- Ну, садись, - согласился зайчик, -отвезём тебя к маме!
Плывёт кораблик дальше, быстро плывёт! Увидела кораблик лягушка.

- Ква-ква-ква! Ну и дела! Корабли по реке пустили! КВАпитан! КВАпитан! ПроКВАти на корабле!
- Нет! Нет! - закричали птичка и утёнок. - Нам и так уже тесно!
- Ну проКВАти! - квакает лягушка. - НиКВАгда на кораблях не плавала! Всю жизнь мечтаю!

Ну как тут откажешь?
Разрешил капитан лягушке на корабль запрыгнуть.
Поплыл кораблик дальше. Медленно плывёт, еле-еле. Пассажиры недовольны: что случилось? То летел под всеми парусами, а теперь еле ползёт.

В. Сутеев «Кораблик» (сказка)

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

— Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

— Мы не умеем плавать, — сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь?! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок — ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали — и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!


«Пароходик»  Цыферов Г.М.

Короткая история о пароходике, который забыл, как надо гудеть. Он спрашивал и у щенка, и у поросенка, но никто ему не помог. И только маленький мальчик с дудочкой научил кораблик, как надо гудеть…

Ты знаешь, где живут зимой речные пароходики?

Они грустят в тихих бухтах и гаванях о добром лете.

И вот однажды такой пароходик до того загрустил, что забыл, как надо гудеть.

Наступило лето. Но пароходик так и не вспомнил, как надо гудеть. Поплыл он вдоль берега, встретил щенка и спрашивает:

— Вы не знаете, как надо гудеть?

— Нет, — сказал щенок. — Я лаю. Хочешь, научу? ГАВ-ГАВ!

— Что вы, что вы! Если я буду говорить «ГАВ-ГАВ!», все пассажиры разбегутся.

Поплыл пароходик дальше. Встретил поросёнка и спрашивает:

— Вы не знаете, как надо гудеть?

— Нет, — сказал поросёнок, — я умею хрюкать. Хочешь, научу? ХРЮ-ХРЮ!

— Что вы, что вы?! — испугался пароходик. — Если я буду говорить «ХРЮ-ХРЮ!», все пассажиры рассмеются.

Так и не научили его щенок и поросёнок гудеть. Стал пароходик у других спрашивать.

Рыжий жеребёнок сказал: «ИГО-ГО-ГО!» А зелёный лягушонок — «КВА-КВА-КВА!».

Совсем пароходик приуныл. Уткнулся носом в берег и засопел. И вдруг видит: сидит на бугорке маленький мальчик и грустит.

— Что с тобой? — спросил пароходик.

— Да вот, — кивнул мальчик, — я маленький, и меня все, все учат. А я никого не могу научить.

— Но если ты не можешь никого ничему научить, то мне незачем тебя спрашивать…

Пароходик пустил задумчивое облачко дыма и хотел уже плыть дальше, как вдруг услышал:

— Ду-ду-дуу!

— Кажется, что-то гудит? — сказал он.

— Да, — ответил мальчик, — когда мне грустно, я всегда играю на своей дудочке.

— Кажется, я вспомнил! — обрадовался пароходик.

— Что ты вспомнил? — удивился мальчик.

— Я знаю, как надо гудеть! Ду-ду-ду-у! Это ты научил меня!

И грустный мальчик весело засмеялся.

А пароходик загудел на всю реку:

— Ду-у-у-у!

И все мальчики и пароходики на реке ответили ему:

— ДУ-У-У-У-У!!!

«Сказка про маленький Кораблик» Ирис Ревю

Жил-был маленький Кораблик. Он был красивым и смелым. Не было дня, чтобы Кораблик не плавал. За ним часто наблюдала бирюзовая Волна. А он наблюдал за ней.

Волна приходила каждое утро. Иногда она была спокойна, а иногда озорничала: поднималась высоко-высоко, а потом с шумом бросалась на раскаленный песчаный берег. Вскоре Волна уходила и возвращалась вновь.

Когда чудачества бирюзовой Волны заканчивались, Кораблик спокойно плавал.

Однажды с маленьким Корабликом решил поиграть беспечный Ветер. В тот день Ветру было скучно, он никак не мог найти того, кто позабавит его. Ветер весело подгонял Кораблик, и тот все дальше и дальше уплывал от берега. Кораблик весело смеялся.

Но вскоре Ветру надоело играть с маленьким Корабликом, и он решил разбудить серую Тучку. Тучка не была готова к игре. Она выглядела злой и нахмуренной. И все вокруг вдруг стало темным и мрачным.

Маленькому Кораблику стало страшно. Зачем он так далеко отплыл от берега? И в какой стороне его дом?

Затосковал маленький Кораблик. Кто поможет ему в открытом море? Кругом вода и ничего больше. Даже чайки куда-то исчезли.

Но вдруг… Или ему это показалось? Его подхватила какая-то мощная волна и направила в сторону берега. И тут Кораблик узнал ее. Это была та самая бирюзовая Волна, которую он знал с самого детства. Она направляла его к дому.

— Ура! – закричал маленький Кораблик.

Он сразу почувствовал себя увереннее.

— Полный вперед! – командовал Кораблик сам себе.

Когда он прибыл к родному берегу, Волна сказала ему:

— С чужими и незнакомыми ходить в открытое море опасно!

Хорошо, что все закончилось хорошо!

В жизни будь осторожен, дружок!

Спокойной ночи!

«Самый лучший пароход» Святослав Владимирович Сахарнов

Тимкин отец был матросом.

Как-то Тимка спросил:

— Пап, ты на каком пароходе сейчас плаваешь?

Отец засмеялся:

— На самом лучшем. Наш пароход самый большой, самый быстрый, с белой трубой и золочёной сиреной. Гудит — хоть уши затыкай: ту-уу-мб!.. Хочешь, приходи смотреть!

На другой день Тимка отправился в порт. Самый лучший из кораблей он увидал сразу. Он стоял неподалёку — огромный, с белой трубой, двуногими мачтами и золотой сиреной. На носу прямыми буквами было написано: «ПЯТИЛЕТКА».

На причале кучами лежали серые ушастые мешки. Три резиновые дорожки — транспортёры — бежали по роликам с берега на «Пятилетку».

Грузчики хватали мешки и бросали их на транспортёры. Мешки ползли вверх по дорожкам, выше, выше и — кувырк! — летели в пароходное пузо — трюм.

Из широченной пароходной трубы клубами валил серый дым. Один клуб опустился к земле и накрыл Тимку. «Апчхи!»

Тимка подошёл к транспортёру.

— Дяденька, а куда эти мешки? — спросил он.

— В Индию! — буркнул грузчик. — Не мешай — отходить сейчас будет.

Индию Тимка знал. Оттуда привозят слонов и кинокартины. Но отец в Индию не собирался. Как же так?

Озадаченный Тимка сел в сторонке.

Погрузку закончили.

Заработали машины: бух-бу! бух-бу! Между «Пятилеткой» и причалом появилась полоска воды.

— Папа! — крикнул в отчаянии Тимка.

Подул ветер и развернул на мачте красный флаг.

Но тут случилось неожиданное. Ветер дунул изо всех сил. Он налетел на пароход и с размаху упёрся в его широкий, как парус, борт. Пароход качнулся и навалился на причал. Заскрипело железо.

Тимка сжался от страха. «Сейчас треснет!» — подумал он.

Машины «Пятилетки» замолчали, но она продолжала ползти вдоль причала, растирая в пыль края бетонных плит.

И вдруг из-за поворота гавани появился маленький чёрный пароходик с тонкой закопчённой трубой. На носу его стоял матрос в серой куртке.

Пароходик подбежал к «Пятилетке», развернулся под самым её носом и, упираясь в высокий борт, начал отталкивать «Пятилетку» от берега.

Выл ветер. Но пароходик не сдавался. Дрожа от натуги, он медленно поворачивал огромный корабль.

Матрос в серой куртке изловчился и бросил на его палубу толстый тяжёлый канат.

Тогда пароходик стал впереди «Пятилетки» и, натянув канат, потащил её из порта.

Он шёл мимо других кораблей, и дым из их труб садился на его закопчённые, усталые бока.

В море «Пятилетка» отцепила канат, заревела басом: «Благодарю-у-у!» и ушла.

Пароходик, тоненько, по-мальчишечьи, свистнув, повернул назад.

Когда он подошёл к причалу, Тимка ахнул: на носу пароходика стоял в серой куртке его отец...

 «В порту» С. Козлов

Мы пришли сегодня в порт.
Мы стоим, разинув рот.
Та вода, что у причалов,
И которая вдали,
И в которую сначала
С моря входят корабли, —
Эта территория
Зовётся 
акватория.

Пошумев моторами,
Выпустив дымок,
Через акваторию
Мчится катерок.

Словно цапли-великаны,
По причалам ходят краны,
Носят в клюве финики
С острова Мартиники.

Танкер нефтеналивной
К пристани стоит спиной,
А к плывучим докам
Повернулся боком.

Мимо бочек и досок
С каблучка да на мысок
Обойдём мы все причалы,
Постоим, пойдем сначала.

Это кто на весь причал
Хриплым басом зарычал?
Как же тут не зареветь?
Как же тут не загудеть?
Старый, бурый лесовоз
Пол тайги сюда привез
А посажен, как медведь,
Здесь на якорную цепь…

Мимо бочек и досок
С каблучка да на мысок
Обойдем мы все причалы,
Постоим, пойдем сначала.

Чайки носятся в порту…
С обезьянкой на борту,
Посетив другие страны,
Захватив китовый ус,
Встал на рейде очень странный
Иностранный сухогруз:
Сухогруз алжирский
Полупассажирский.

Мимо бочек и досок
С каблучка да на мысок
Ходит важный старичок,
Аккуратный морячок, —
Трубку курит в кулачок,
Носогреечкой пыхтит,
За погрузкою следит.

Грузчики кричат: — Вирай!
Грузчики кричат: — Майнай!
— Вира! Вира!
Подымайте!
— Майна! Майна!
Опускайте!
Майна — вниз!
Вира — вверх!
Топот,
Грохот,
Шутки,
Смех, —
Разгружают пароход:
Это прибыл бегемот.

А к причалу номер два
Привезли живого льва.
Клетку тросом подцепили,
«Вира!» — крикнули,
И вот
Лев по воздуху плывет:
Льва живого погрузили
На турецкий пароход.

В трюме лев мигнул, зевнул —
И отправился в Стамбул.
Лев — силач,
Лев — трюкач,
Лев —
Потомственный
Циркач!

А в порту грузовики
Возят ящики,
Тюки,
Возят уголь,
Лес,
Овес,
Даже старый паровоз —
Хоть у деда много дел —
Въехал в порт и загудел:
— Я приехал под руду-у-у!
Кто с рудою на борту-у?..

День и ночь
Грохочет порт.
Мы стоим разинув рот.

А. Некрасов «Маяк»

     Как-то раз я попал на маяк, и мне там показалось не очень интересно. Стоит высокая башня на крутой пустынной скале. На башне по вечерам зажигают большой фонарь, и он всю ночь горит мигающим светом. По утрам фонарь гасят и подолгу работают наверху: налаживают лампы, протирают зеркала, чистят стекла, чтобы ярче светило. И так каждый день, вот уже тридцать лет, и зимой и летом.

     Редко-редко кто зайдет к смотрителям маяка, редко-редко кто скажет спасибо... «Скучная работа»,— подумал я.

     И вот однажды плыли мы в тех самых местах. К ночи разыгралась буря. Волны то и дело накрывали наш маленький кораблик. И так несладко, а тут еще машина встала, и нас понесло на берег.

     Темно, волны, как горы, толпятся вокруг, ветер свистит и несет нас, а куда несет, неизвестно. Вот-вот, кажется, бросит на скалы и расколет, как грецкий орех... И тут уж начали думать: может, шлюпку спустить, покинуть корабль?

     Вдруг в темноте над волнами мелькнул огонек. Мелькнул, погас и опять мелькнул, и опять...

     — Маяк открылся,— сказал наш капитан и вздохнул,— теперь нам скалы не страшны, прямо в бухту несет...

     Тут про себя я сказал спасибо смотрителям. Сказал и подумал: «За тридцать-то лет не раз, наверное, вот так же благодарили их моряки в темные бурные ночи».

В. Маяковский

 «Это книжечка моя про моря и про маяк» (иллюстрации Павлеева А. В.)

Разрезая носом воды,

ходят в море пароходы.

Дуют ветры яростные,

гонят лодки парусные.

Вечером,

        а также к ночи,

плавать в море трудно очень.

Всё покрыто скалами,

скалами немалыми.

Ближе к суше

        еле-еле

даже

    днём обходят мели.

Капитан берёт бинокль,

но бинокль помочь не мог.

Капитану так обидно –

даже берега не видно.

Закружит волна кружение,

вот

    и кораблекрушение.

Вдруг –

        обрадован моряк:

загорается маяк.

В самой темени как раз

показался красный глаз.

Поморгал –

            и снова нет,

и опять зажёгся свет.

Здесь, мол, тихо –

                все суда

заплывайте вот сюда.

Бьётся в стены шторм и вой.

Лестницею винтовой

каждый вечер,

            ближе к ночи,

на маяк идёт рабочий.

Наверху фонарище –

яркий,

        как пожарище.

Виден он

            во все моря,

нету ярче фонаря!

Чтобы всем заметиться,

он ещё и вертится.

История о двух кораблях.  Татьяна Харибина

Много-много лет назад в одно и то же время в одной и той же точке земли стартовали в свой первый рейс два корабля. Один из них, сильный, большой и красивый, гордо направился к бескрайнему синему горизонту. А где-то недалеко начал своё путешествие маленький бумажный кораблик. Перед тем, как поплыть, он начал молиться: «Дорогой Боже, я очень прошу Тебя, помоги мне. Я знаю, что одному мне ни за что не доплыть, но я доверяюсь Тебе. Прошу Тебя, веди меня Сам! Аминь».

Большой корабль успешно отчалил и нёсся вперёд на самой большой скорости. Он хотел как можно быстрее дойти до другого берега! Он был уверен, что со всеми трудностями справится сам. У бумажного кораблика дела обстояли иначе — любая, даже самая маленькая волна угрожала ему гибелью. Но он непрестанно обращался к Господу, и волны чудом обходили его стороной. Он был уверен, что Господь — его капитан, и пока Он с ним, ничего не случится.

А большой корабль не желал молиться. Он думал: «Зачем мне просить кого-то о помощи? Я сильный, мощный, оснащённый системами безопасности. Я сам справлюсь с любым затруднением и любой опасностью! Да и вообще, о каких опасностях может идти речь — мне ничего не угрожает. Я непотопляемый!»

И вот, оба корабля вступили в очень опасную зону: здесь бушевали волны, а также плавали огромные куски льда — айсберги. Маленький кораблик непрестанно молился:

— Господи, пожалуйста, сбереги меня, сохрани мою жизнь!

Господь ответил ему:

— Не бойся! Доверься Мне, следуй за Мной, куда Я поведу, и ты будешь в безопасности.

Кораблик полностью доверился Богу и продолжил путь.

Большой корабль даже не подумал о молитве. И поскольку он не хотел обращаться к Богу, Господь Сам обратился к нему:

— Почему ты не хочешь разговаривать со Мной? Я так хочу тебе помочь!

На что корабль гордо ответил:

— Мне не нужна Твоя помощь! Мне ничего не страшно, я неуязвим!

Господь все ещё пытался образумить его:

— Пожалуйста, одумайся, сбавь скорость! Не будь таким самонадеянным, ведь ты находишься в смертельной опасности, а Я хочу тебя спасти!

Но корабль не прислушался к последним словам предупреждения и на максимальной скорости гордо направился вперёд…

Бумажный кораблик под водительством Божьим благополучно преодолел самый опасный участок пути. А с большим кораблём произошла трагедия. Он заметил льдину слишком поздно, скорость была слишком большой, чтобы затормозить или развернуться, в итоге произошло столкновение, и корабль стал медленно опускаться на дно.

А бумажный кораблик, повидавший много опасностей в открытом океане, в одно тихое, ничем не приметное утро причалил к противоположному берегу. И тогда он вознёс молитву благодарности, хвалебный гимн, прославляющий Небесного Отца, неоднократно спасавшего и направлявшего его в пути. Он понимал, что жив только благодаря Его заботе и водительству.

Ответь на вопросы:

1. Какие два корабля отправились в путешествие?

2. Для какого корабля это путешествие могло стать опасным?

3. Что делал в плавании каждый из кораблей?

4. Какой корабль пришёл первым?

5. Каким кораблём ты хотел бы быть в этой истории?

История кораблей

Однажды, очень давно, человек сидел на берегу реки. И было ему очень грустно. Все фрукты с деревьев он уже съел, а животные в страхе разбежались.

Река была неширокая – и человек видел, что на том берегу раскинулся богатый фруктовый сад, а зайцы и олени доверчивы, как маленькие дети. Но плавать человек не умел и потому грустил ещё больше. И тут он увидел, что по реке плывёт травинка, а на ней – муравей. Отважный пловец уцепился за травинку всеми лапками и нёсся по течению. И человека осенило. Он тоже так сможет!

Травинка ему, конечно, не подойдёт. А вот если срубить ствол большого дерева… Да, тогда всё должно получиться! Так он и поступил. Сперва ничего не выходило. Бревно вертелось, и удержаться было невозможно. Однако кушать человек хотел всё сильнее, поэтому он подумал-подумал – и решил обтесать бревно каменным топором. Так появилась самая первая лодка!

Со временем человек научился делать лодки из разных материалов – например, из звериных шкур – и плавать повсюду, объедая фрукты с веток и отлавливая зайцев. Шли годы. Нетронутых деревьев и непуганых зверей оставалось всё меньше, плыть приходилось всё дальше. И в какой-то момент человек добрался до берега моря. Другого берега он не увидел, но воображение нарисовало ему сказочные земли за горизонтом. Тут уж и лодку пришлось строить по-новому. Большую и надёжную, из крепких деревьев. Одной пары вёсел, чтобы двигать её по воде, было мало. И тогда человек придумал парус – такую огромную простыню на палке. А заодно и руль, чтобы этой лодкой управлять.

Первыми мореходами были отважные викинги. Говорят, они аж до самой Америки доплыли. Но больше всех в древности плавали по морям греки. Корабли у них были преогромные. Когда парусов не хватало, на вёсла сажали целую кучу народа. Такие лодки назывались галерами. Гребцам на них жилось очень тяжело – весь день приходилось ворочать громоздким веслом.

В средние века люди уже вовсю плавали по морям. И Америку открыли второй раз после викингов, и Индию. Чтобы увезти домой все сокровища, которые они добывали в этих странах, им требовались корабли ещё больших размеров. Так появились фрегаты и галеоны. Каждый из них был – как целый дом. Парусов – тьма-тьмущая. Корабли украшали резьбой, а на носу обязательно ставили статую – считалось, что она защищает корабль и моряков.

Поскольку заполучить сокровища хотели все кому не лень, в море часто происходили сражения. Тогда же появились пираты – они грабили всех подряд. Подплывут, обстреляют из пушек – и пиши пропало. Когда людям это надоело, они стали делать корабли из железа. В то время как раз изобрели паровой двигатель – в него только уголь кидаешь, и он сам вращает мотор. Корабли стали ещё больше, крепче и быстрее! Теперь человек смог плавать повсюду. Не осталось ни одного, даже самого малюсенького острова, куда бы он не приплыл!

Прошло ещё немного времени и люди придумали самолёты. Да и воевать всем порядком надоело. Сейчас корабли заняты мирным делом – перевозят грузы и пассажиров. Те, с пушками, тоже остались – но только так, на память.

Никанор Иванович Босой

 «Новые пароходы» М.Бальшинцов

—    Ты куда смотришь? — спросил Аленушку Андрейка.

—    Я на море. А ты?

—    А я на новые пароходы. Давай смотреть вместе.

—    Давай.

И ребята стали смотреть на пароходы, которые строились на берегу. Пароходы стояли, окруженные досками, подпорками, лестницами, и были издали похожи совсем не на пароходы, а на какие-то недостроенные дома. Это потому, что у них не было еще ни труб, ни мачт.

Только один пароход стоял уже с трубами и мачтами. Рабочие кончали его красить. Всю нижнюю часть, ту, что будет под водой, красили в темно-красный цвет, а верхнюю—в голубой.

—    Этому пароходу уже недолго скучать на берегу,— объяснил Сергей Кузьмич.— Через несколько дней краска высохнет, спустят новый пароход на воду, и пойдет он плавать по морям.

—    Папа, а как его зовут? — спросил Андрейка.

—    «Соколом».

—    Мой папа знает, как зовут все пароходы,— сказал Андрейка.

—    Мой папа тоже знает,— ответила Аленушка.

На берегу вдоль всего залива широко раскинулся завод. С лодки было хорошо видно, какой он огромный. На этом заводе строили новые пароходы и ремонтировали старые.

ПАРОХОД «СМЕЛЫЙ»

Лодка, постепенно замедляя ход, подошла к огромному пароходу. Он был ростом с пятиэтажный дом. Приходилось высоко задирать голову, чтобы увидеть верхнюю палубу. Это был настоящий океанский пароход. Он побывал в далеких странах, в долгих плаваниях и вот теперь тоже пришел сюда для ремонта. Звали его «Смелый».

Андрейкин папа, Сергей Кузьмич,— главный инженер завода, папа Алены, Петр Николаевич,—бригадир бригады, приехали с рабочими осмотреть пароход «Смелый» и решить, можно ли его починить так, чтобы он снова мог плавать по морям и океанам.

—    Эй, эй! — закричал Аленин папа, сложив руки у рта рупором.

—    Эй, на «Смелом»! Давай трап!

—    Есть дать трап! — ответил кто-то сверху, и по борту начала спускаться длинная узкая лестница; у моряков она называется трапом.

Один за другим поднимались рабочие по трапу на пароход.

—    Папочка, а я? — спросила Аленушка.

—    Ты? По-моему, и тебе, и Андрею уже пора домой.

—    Папочка, пожалуйста! Еще не пора! Возьми нас посмотреть — совсем на немножечко... на одну минуточку!

Аленушка умоляюще глянула на папу. Андрейка молчал, но ему, конечно, тоже хотелось на пароход.

— Сергей Кузьмич,— сказал Аленин папа,—я думаю, на немножечко можно...

—    Ия думаю, Петр Николаевич, что можно,—ответил Сергей Кузьмич.—Только слушайте, ребята: капитан на этом пароходе очень строгий. Поэтому, чур, по палубе не бегать, не прыгать, никуда без спросу не лазить и слушаться с первого слова!

Ребята наперебой закричали:

—    Не будем бегать, не будем лазить, не будем слушаться!

—    Как это — не будете слушаться? — засмеялся Сергей Кузьмич.

—    Будем, будем! Мы нечаянно, мы ошиблись...— И Андрейка решительно потянул за собой Алену поближе к трапу.

Но перебраться с моторной лодки на трап не так-то просто, особенно маленькой девочке. Лодку все время качало. Волны то поднимали ее, то опускали.

Петр Николаевич взял на руки Алену и, когда нос лодки поравнялся с нижней ступенькой трапа, ловко на нее перепрыгнул, а за ним последовал и Сергей Кузьмич.

Сергей Кузьмич протянул руку Андрейке—тот прыгнул сам и гордо посмотрел на Аленушку.

Все поднялись по трапу и очутились на нижней палубе парохода «Смелый». Здесь рабочую бригаду ожидала команда парохода.

—    Здравствуйте, товарищи! — сказал Сергей Кузьмич.

—    Здравствуйте! — дружно ответили моряки.

Аленушка стала прежде всего смотреть, кто из моряков — капитан. Она уже хотела спросить Андрейку, но в это время к Сергею Кузьмичу подошел высокий моряк в фуражке, обшитой золотым шнуром.

«Наверное, капитан»,— подумала Аленушка.

Высокий моряк приложил руку к козырьку и сказал:

-г— Капитана срочно вызвали на берег. Я его заменяю. Разрешите представиться: первый помощник капитана—Скворцов.

Помощник капитана поговорил еще немного с Сергеем Кузьмичом и с Петром Николаевичем, а затем, улыбаясь, обратился ко всей рабочей бригаде:

—    Ну, товарищи доктора, можете начинать осмотр. Вы ведь сами знаете: когда заболевает кто-нибудь из близких, с каким волнением ждешь, что скажет доктор! Вот и мы с волнением будем ждать, что вы скажете о состоянии нашего «Смелого».

Хотя помощник капитана как будто бы шутйл, но на самом деле он и все матросы очень волновались. Они любили свой корабль и знали, что после долгих и тяжелых плаваний он порядочно износился. А вдруг во время осмотра выяснится, что «Смелому» нельзя уже выходить в море, что на нем уже опасно плавать? Снимут тогда с их парохода все, что на нем есть годного, поставят на другие корабли, а старый корпус «Смелого» отправят на завод для переплавки в железо. Ведь такие случаи бывали...

БРИГАДА ОСМАТРИВАЕТ ПАРОХОД

Бригадир Петр Николаевич стал назначать, кому из рабочих куда пойти и что осмотреть.

—    Есть осмотреть машину! Есть осмотреть трюм! — по-морскому отвечали рабочие и сейчас же уходили.

А вместе с рабочими уходили и моряки. Пароходные механики уходили вместе с заводскими механиками в машинное отделение, монтеры с монтерами — на электростанцию.

Ушли слесари проверять, как действуют водопровод и паровое отопление. Радиотехники ушли на пароходный радиотелеграф. Плотники и столяры ушли осматривать деревянные части парохода: стены, потолки, полы.

Всюду начался осмотр. Рабочие проверяли машины, топки, котлы. Они выстукивали, выслушивали, осматривали весь пароход от носа до кормы, от верха до самого низа. Но особенно внимательно осматривали трюм—нижний этаж парохода.

Трюм —это глубокий и широкий подвал, куда складываются грузы. Здесь днем и ночью горят электрические лампочки, потому что в трюме нет ни одного окна: ведь он находится под водой.

Петр Николаевич сам выстукивал в трюме молотком стены и дно, смотрел, не протекает ли вода, о чем-то совещался с рабочими и матросами и затем, когда они снова поднялись на палубу, озабоченно сказал Сергею Кузьмичу и помощнику капитана:

—    Меня беспокоит подводная часть.

Помощник капитана заволновался:

—    Вы думаете — что-нибудь серьезное?

_ Подождем    водолазов,— ответил    Петр    Николаевич,—

послушаем, что они нам скажут.

Андрейка дернул Алену за руку:

—    Ты слышала?

—    Что?

—    Про водолазов — вот здорово!

ВОДОЛАЗЫ

Водолазный катер остановился бок о бок с пароходом.

Ребята стояли на палубе, у самого борта, и не отрываясь глядели вниз. Вот водолазу надели на голову большой круглый медный шлем с толстыми стеклами вместо глаз. Водолаз медленно начал спускаться по железной лестнице прямо в воду. Он спускался все ниже и ниже и наконец скрылся под водой.

И только сейчас Аленушка заметила, что за водолазом тянулись два длинных хвоста. Один толстый, похожий на пожарную кишку, а второй — какой-то провод.

_ А зачем ему пожарная кишка?—тихонько спросила Андрейку

Алена.

—    Какая же это пожарная кишка?! — громко возмутился Андрейка и при этом покосился на стоящего рядом моряка.— Это не кишка, а шланг—по нему проходит воздух, чтобы водолаз мог дышать под водой. А провод—это телефон.

Андрейка все знал про водолазов.

Водолаз уже спустился под самый корабль. Он там должен был точно узнать, какие повреждения в низу парохода, нет ли в его подводной части пробоин, щелей и много ли ракушек прилипло к бокам и дну парохода. Обо всем, что водолаз видел под водой, он говорил по телефону на катер. С катера его слова сейчас же передавали на пароход, где Петр Николаевич все записывал в свою записную книжку. Записывал и подсчитывал. И все находящиеся на палубе—и помощник капитана, и матросы—то и дело поглядывали на Петра Николаевича, понимая, что от его подсчетов зависит судьбе парохода «Смелый».

ЧТО РЕШИЛИ

—    Дядя Петя,—сказал Андрейка, подойдя вместе с Аленкой к Петру Николаевичу,— мы вам хотим что-то сказать по секрету.

—    По секрету?—удивился Петр Николаевич, и они втроем отошли в сторонку.

—    Дядя Петя,— тихо спросил Андрейка,— как вы думаете, можно починить «Смелый» или его уже никак нельзя починить?

—    Гм... Гм...— откашлялся Петр Николаевич и посмотрел куда-то вдаль.

—    Папа,— сказала Аленушка,— пожалуйста, почини «Смелый». Все матросы волнуются, и мы тоже волнуемся...

—    А вы думаете, мы не волнуемся?—серьезно, с укоризной произнес Петр Николаевич.—Тоже волнуемся. Но теперь уже скоро все выяснится...

На палубу стали приходить рабочие, закончившие осмотр. Они подавали Петру Николаевичу листы бумаги. На них было написано, что и где нужно ремонтировать.

—    Ну, кончили осмотр? Как наши дела? — спросил вернувшийся на пароход капитан.

—    Придется вас поставить на полный ремонт,— улыбаясь, ответил Сергей Кузьмич.

—    На ремонт? Значит, еще поплаваем! Вот спасибо! — обрадовался капитан.— Ну что,ж, ремонт так ремонт. А когда вы его окончите? Долго ли нам ждать?

Пока они разговаривали, бригадир Петр Николаевич подошел к своей бригаде, поговорил с рабочими и вернулся к капитану.

—    Мы с бригадой решили отремонтировать пароход поскорее,— сказал он.— Мы его спустим на воду к празднику Первое мая.


«Загадки о море» Валентины Черняевой 


1. Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
ЯКОРЬ

2. Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
ПАРУС

3. Оснащён он гарпунами,
Ходит в море за китами,
И везёт китов домой.
Это судно — ...
КИТОБОЙ

4. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
МАЯК

5. Взял мальчишка хворостинку,
Прицепил к ней паутинку,
Маленький крючочек,
Красный поплавочек,
И свинцовое грузило
К хворостинке прицепил он —
Вот и весь набор снастей.
Чем он ловит карасей?
УДОЧКА

6. Чьи на море корабли?
Из какой они страны?
Чтобы это знать могли 
Капитаны, боцманы,
Эти разные квадраты
Прицепляют на канаты
И на мачтах поднимают.
Семь ветров их раздувают.
ФЛАГИ

7. Если входят корабли
В порта акваторию,
Нужно, чтоб их провели
Водной территорией.
Как к причалу подойти?
Ведь фарватер под водой.
Кто подскажет, как пройти?
Отгадайте, кто такой?
ЛОЦМАН

8. Поднимает якоря,
Возит грузы за моря,
Только лишь сухие грузы:
Бочки ящики, арбузы...
Не берёт он жидкий груз,
Потому и ...
СУХОГРУЗ

9. Разбивая толстый лёд,
Он один вперёд идёт,
А за ним только потом
Корабли идут гуськом.
ЛЕДОКОЛ

10. Туч нагнал сердитый ветер.
Небо в тучах, нет просвета,
И разбушевалось море
Всем судам морским на горе.
Ночь настала прямо днём.
Как мы это назовём?
ШТОРМ

11. По волнам он скок да скок.
Что же это за дружок?
Рыба дёрнет за крючок —
Он ложится на бочок.
ПОПЛАВОК

12. За борт глянь, не видно дна.
Вот так моря глубина!
Дно потом всё ближе, ближе...
Мы на что уселись днищем?
МЕЛЬ

13. Он на мостике стоит
И в бинокль морской глядит,
Не страшит девятый вал —
Крепко держит он штурвал.
Он на судне — царь и пан.
Кто же это? …
КАПИТАН

14. Кто готовит всё по-флотски:
Макароны, борщ и клёцки,
Кашу, блинчики, компот,
Кухню камбузом зовёт?
КОК

15. Если этот флот военный,
То тогда уж непременно
На судах его матросы
С ленточками это носят.
БЕСКОЗЫРКА

16. Капитан, на парад
Белый надевай наряд.
Будний день наступит, так
Чёрный ты надень пиджак.
У пиджаков название —
Одно. Не важно звание.
КИТЕЛЬ

17. Куртки моряков из ваты
Называются ...
БУШЛАТЫ

18. Он морских просторов царь,
Океанов государь,
Кладов он на дне хранитель 
И русалок повелитель.
НЕПТУН

19. Кто скафандр надевает
И на глубину ныряет?
Кто в ботинках со свинцом
Ходит там по дну пешком?
ВОДОЛАЗ

19. Как у гуся ласты
На его ногах,
Он, обычно, в маске
Или же в очках,
Сзади — два балона,
В балонах — кислород,
И, как-будто рыбка,
Он в воде плывёт.
АКВАЛАНГИСТ

20. Носит офицер-моряк
Строгий, форменный пиджак,
Ну, подумай-ка немножко,
Как зовётся та одёжка?
КИТЕЛЬ

21. Не могу жить без начала,
Я — верёвка для причала,
Делу всякому — венец,
А зовут меня ...
КОНЕЦ

22. Нужна мне для рыбалки нить.
Хотел у продавца спросить,
Мол, есть она ль в продаже тут,
Да позабыл, как нить зовут.
Вспотел мой нос до блеска.
Я вспомнил! Это — …
ЛЕСКА

23. Он и повар, и моряк.
Звать его скажите как?
Всё по-флотски, кашу, сок
Приготовит вкусно ...
КОК

24. Меньше, чем море, 
Больше, чем пруд —
Как водоём
Этот средний зовут?
ОЗЕРО

25. Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль ...
КАПИТАН

26. Под водой подлодка ходит.
Что на море происходит?
Капитану и со дна
Даль морская вся видна
В глаз, что поднят над волной.
Как зовут прибор такой?
ПЕРИСКОП

27. В походы ходят водные туристы
Не по тропинкам, а по речкам чистым.
Скользит плавсредство, рассекая носом гладь,
Туристы как ту лодку будут называть?
БАЙДАРКА

28. От ключей и от ручьёв
Собралась водичка в нём.
Этот водоём нам нужен.
Он глубок, не то, что лужа,
Но и не беда, не горе,
Что чуть меньше он, чем море.
Мы под парусом идём.
Как зовётся водоём?
ОЗЕРО

29. Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
ШТОРМ

30. Ты, как рядовой в пехоте,
Служишь рядовым в Морфлоте.
Боцман приказал? Скорее
Лезь по лесенке на рею.
И не трусь, не вешай нос!
Ты в тельняшке! Ты — …
МАТРОС

31. Как зовётся рыбка та?
От рогатого скота
У неё, рыбёшки имя.
Не корова, он без вымя,
Но с копытами, рогат,
Тёлочке он младший брат.
Он — телок, не старичок.
И зовут его — …
БЫЧОК

32. Закрепляют ловко тросы,
Драят палубу матросы —
На борту у них аврал!
— Моряки, вы гостя ждёте?
— Да! Главнейшего на флоте!
Едет в гости …
АДМИРАЛ

33. Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке.
И зовётся судно …
ТАНКЕР.


Моя мечта
Валентина Стёпкина

Вот вырасту и стану капитаном,
Я так люблю большие корабли!
И поплыву по синим океанам,
На самый дальний краешек Земли.
И ты готовься в путь, друг верный Тузик,
Тебя с собою мне придётся взять.
Корабль мой повезёт большие грузы,
А их надёжно нужно охранять.

«Я стану капитаном!» 
Елена Долгих

Готовит утром мама
Мне завтрак капитана -
Тарелка каши манной
Большой стакан сметаны.
Вот вырасту и стану
Бродить по океанам.
И скажет гордо мама:
«Я - мама капитана!»

«У матросов есть матроски»
Леонид Грушко

У матросов есть матроски -
Сине-белые полоски.
Капитану не обидно:
В них матросов лучше видно.
Щеголяют - брюки клёш,
Посмотрите - всяк хорош!

 «Кораблик»
Наталья Быстрова

Там далёко в далеке
Плыл кораблик по реке,
Паруса над головой
И семь футов под кармой.
Капитан в трубу глядит
Дым в усы пуская,
Чайка в воздухе парит
Мачту задевая.
Боцман проверяет курс
Обходя все мели,
А матросы драят ют
По дороге к цели.
Чей же парусник плывет?
Как его название?
Запускали мы корабль
Дома с папой в ванне.

«В Африку на корабле!»
Прокопьева Юлия 

Ту-ту-ту на корабле
К неизведанной земле,
Прямо к Африке плывём,
Новых там друзей найдём!
«Вот и Африка! Ура-а!!!»-
Закричала детвора!

Мы увидим там Сахару!
Подплывём к Мадагаскару!
А поплыли мы по Нилу,
Взяли на борт крокодила!
Рад и счастлив крокодил-
На корабль наш угодил!

А жирафа с бегемотом
Мы забрали у болота.
Взяли тигра, зебру, льва,
Носорога и слона!
И плывём мы по волнам,
Как же весело всем нам!

Вдруг из моря выплыл кит:
« Не пущу вас!» - говорит.
«А ещё, я как нырну,
И корабль переверну!»
И сказали звери дружно,
Что сердитым быть не нужно:
«Ищем новых мы друзей-
С нами плавать веселей!»

«Ха-ха-ха, хоть я большой,
Но совсем-совсем не злой!
Это просто я шучу.
А давайте - прокачу!»
Новый друг плывёт вперёд
И кораблик наш везёт!

 «Юнга»
Савельева Ольга


Юнга плавает в морях,
Бескозырка в якорях.
На большущих кораблях
Побывал во всех морях.
Покорял он океан,
Повидал немало стран.
Он не струсил в ураган,
Не свернул с пути в туман.
Юнга все команды знает,
Капитаном стать мечтает.

«Будет сын наш капитаном...»
Светлана Братухина

Будет сын наш капитаном,
Он кораблик смастерил.
Встал с утра он очень рано,
Яхту на воду пустил.
Очень рады все игрушки,
Просят все на перебой,
И утята, и лягушки,
В дальний путь чтоб взял с собой!
Все готовы к отправленью,
И подняты паруса.
Ждут команду приключенья
И, как в сказке, чудеса.)
Подрасту - и в капитаны
Покорять волну, моря.
Бескозырку с якорями
Подарили мне не зря.
Я уже умею строить
Из бумаги корабли
Слову волка верить стоит,
Не уютно - на мели.
Нам под киль четыре фута.
Или может даже семь
Ветерок всегда попутный,
И - прощайте насовсем
Вместе с вашей кашей манной,
С тихим часом белым днём.
А девчонок сарафанных
Мы с собою не берём 
Отбываем мы надолго -
Наш матросский сложный труд.
Буду там морским я волком!
Пусть нас лучше дома ждут. 

«Моряк»
Сергей Чертков

Плывёт моряк на корабле
Он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море - дом его родной.

«Мечта мальчишки»
Светлана Лемаева

Я на берегу сижу
И на море вдаль гляжу.
Волны корабли качают,
Но матросы не скучают.
Моряком я стать мечтаю,
Книги о морях читаю.
Палубу хочу я мыть
И морской устав учить.
Ночью светят маяки.
Как бесстрашны моряки!
Их шторма не испугают,
Вмиг решенья принимают.
Хочется штурвал крутить,
Путь по карте проложить.
Где-то ждут чужие страны...
Пусть ведут нас капитаны!

«Стану моряком»
Светлана Торопова

Когда я вырасту, то стану моряком!
В тельняшке полосатой
Матросом быть усатым
Мечтаю. Буду плавать с попутным ветерком.
Потом и капитаном,
Бороться с ураганом
Отважно в море выйду, навстречу с маяком.
Кораблики пускаю,
О странствиях вздыхаю,
Где кит махнёт однажды огромным плавником.
Вернусь домой с прибоем
Удачливым Героем
Ведь остров я открою, который незнаком!

«Капитан»

Сергей Никифоров -Старший


По реке плывёт баркас,
На воде качается.
У руля сидит Тарас,
Солнцу улыбается.
Влево, вправо по волнам
Рыскает судёнышко.
Поскрипит то тут, то там -
Мель цепляет донышко.
Чтоб успешно избежать
Всяких неприятностей,
Непременно надо знать
Перечень опасностей.
Изучил маршрут Тарас – 
Мели все проверены.
И плывёт его баркас
По волнам уверенно.

«Кораблик»
Татьяна Бутакова

Плывёт, плывёт кораблик
По глади голубой.
Плывёт, плывёт кораблик
Зовёт меня с собой.
На палубе матросы
Драят леера,
И боцман наблюдает,
Как идут дела.
А отважный капитан
На мостике стоит,
И в подзорную трубу
Зорко вдаль глядит.
Плыви, плыви,кораблик
По глади голубой.
Вернись, вернись,кораблик
Скорее к нам домой!

«Капитан»
Татьяна Дубовская


Я отважный капитан.
Дали мне задание.
Ухожу я в океан.
"Мама, до свидания!"
Нет смелее моряка.
Я штурвал держу.
Вот уже не первый день
По морям хожу.
Палуба качается,
Я в море не один,
Во-о-он совок валяется -
Это мой дельфин.
В Антарктиду плыть хочу, -
Но бросил куклу кто-то...
"Стоп, машина! - я кричу. -
Человек за бортом!"
Океаны и моря
Ждут меня совсем не зря.
Ждите, ждите, а пока
Я играю в моряка.

«Капитан»
 
Татьяна Лаврова

Мчит кораблик по волнам,
Я отважный капитан.
Возглавляю целый флот,
С русским флагом он идёт!

Свищет ветер, волны бьются,
Моряки в ответ смеются.
Нам не страшен ураган.
Я бесстрашный капитан!
Ничего, что слишком мал,
Кораблю я имя дал.
Я назвал его «Отважный»!
Жаль, кораблик мой - бумажный.

«Моряки» 

Евгений Иваницкий

Что нам нужно? Наша дружба, волны, ветер и маяк.
Что мы делали на суше? Ты моряк и я моряк.
Каждый хочет плыть на помощь и кого-нибудь спасти.
Сын, ты станешь капитаном, надо только подрасти.
Мы поплыли морем Чёрным, морем Красным, как заря,
Белым, Жёлтым - есть на свете акварельные моря.
По пустыне океана плыли будто бы во сне.
Звёзды яркие над нами, звёзды тусклые на дне.
В небе галочка на память - мы запомним навсегда
И фонтаны над китами, и подводные стада,
И огни святого Эльма, и рванину парусов,
Ожиданье, очертанья неоткрытых островов,
Как с пиратами сражались, и срывали чёрный флаг,
Как из трюма выпускали исхудавших бедолаг,
Плыли с картою сокровищ, бушевал девятый вал!..
Мама нас звала обедать, и обед наш остывал.
С мамой спорить бесполезно, наша мама всех главней.
Налегке спешим обратно без дублонов и гиней.
Дан приказ, а мы матросы. «Есть! - кричим на корабле, -
Рифы слева, рифы справа! Мы плывём к родной земле…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Танкер - грузовое судно» в старшей группеАвтор: Рябинина Татьяна Евгеньевна,  МАДОУ детский сад № 1 «Ласточка» городского округа города БорТема данной ...

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Морские путешественники»

Технологическая карта была разработана для детей старшей группы....

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «На ферме» (возрастная категория детей – 6 – 7 лет)

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «На ферме»  (возрастная категория детей – 6 – 7 лет)Игровые задачи: ·         Вос...

Технологическая карта сюжетно-ролевая игра "Аптека" для детей 4-5 лет.

Технологическая карта сюж.рол.игра "Аптека" средняя группа.Цель –  Формирование умения моделировать игровую  ситуацию в аптеке.Образовательные: -Расширять знания воспитаннико...

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры в группе для детей с ТНР "Банк"

Цель: развитие позитивной социализации у детей с ТНР посредствам сюжетно-ролевой игры «Банк»...

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры "Моряки" во второй младшей группе.

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры "Моряки" (возрастная категория детей: 3-4 года)....

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» для детей 5 - 6 лет

Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Поликлиника». Закрепить знания о труде медицинского персонала, о специализации врачей (окулист, педиатр, кардиолог), ...