Исследовательско - творческий проект «Танграм» - волшебный квадрат»
проект по математике (подготовительная группа)

Манзюк Светлана Борисовна

«От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». В. Сухомлинский

 

Цель: создать условия для развития логического мышления, познавательных и творческих способностей детей в процессе проектной деятельности, закрепить у них знание геометрических фигур, познакомить детей старшего дошкольного возраста с игрой-головоломкой «Танграм».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_tangram.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательско-творческий проект «Танграм"-волшебный квадрат»

Автор С.Б. Манзюк

Исследовательско - творческий проект «Танграм» - волшебный квадрат»

«От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». В. Сухомлинский

Цель: создать условия для развития логического мышления, познавательных и творческих способностей детей в процессе проектной деятельности, закрепить у них знание геометрических фигур, познакомить детей старшего дошкольного возраста с игрой-головоломкой «Танграм».

Задачи:

1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах и их свойствах.

2. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

3. Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

4. Развивать конструктивные и творческие способности детей, фантазию, творческое воображение.

Вид проектаисследовательско  -творческий.

Участники: дети старшей  группы, воспитатели, родители воспитанников.

Сроки реализации: октябрь  2016 года – апрель  2017 года.

Продукт проекта: составление картотеки к игре-головоломке «Танграм», выставка детского творчества: мозаика из геометрических фигур «Танграма» (фотографии, изготовление поздравительных открыток с использованием мозаики из геометрических фигур «Танграма».

Предполагаемый у воспитанников результат:

- Проявляют интерес к играм-головоломкам;

- Стремятся к достижению поставленной цели;

- Самостоятельно преодолевают трудности в решении познавательных задач;

- Умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации;

- Умеют дружно работать в паре, помогать товарищу.

Формы реализации проекта:

- Обучение в процессе совместной деятельности;

- Игровые задания на составление фигур с постепенным усложнением;

- Индивидуальная творческо-исследовательская деятельность;

- Совместная творческая деятельность в подгруппе детей (3-6 человек).

Методы и приемы:

- Практические (игровые);

- Моделирование;

- Экспериментирование;

- Воссоздание по образцу;

- Преобразование;

- Конструирование.

Дидактические средства:

- Дидактическая игра «Танграм»;

- Схемы-модели для составления узоров.

Функции участников:

- Воспитатель – реализация проекта;

- Дети – презентация результатов проекта;

Родители

Актуальность проекта:

Головоломки – игрушки на все времена. До появления настольных и бурного развития компьютерных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка «Танграм». Игра способствует развитию наглядно - образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей; направлена на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть», - все то, чем так необходимо овладеть ребенку-дошкольнику.

Этапы реализации проекта:

I этап – организационный:

- Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;

- Составление поэтапного плана проекта;

- Подбор литературы по выбранной тематике проекта;

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

II этап - планирование реализации проекта:

- Определение задач;

- Планирование деятельности в рамках проекта;

- Подборка игровых заданий по дидактической игре;

- Определение тематики и разработка конспектов ООД.

III этап – реализация проекта:

- Определение направлений в работе с родителями;

- Непосредственная работа с детьми по теме проекта;

- Привлечение родителей к сотрудничеству с воспитателем;

- Внедрение разнообразных заданий, игровых ситуаций по выбранной дидактической игре;

-Использование разнообразных приемов и подходов в процессе математического развития детей;

- Представление результатов проекта.

Реализация проекта (по блокам)

I блок

Перспективное планирование по работе с детьми для реализации проекта «Танграм»-волшебный квадрат»

Сентябрь

Октябрь  - декабрь

Январь-февраль

практический этап непосредственного выполнения работы с головоломкой:

творческий этап:

продумывание объекта конструирования:

- составление узоров по схемам-моделям (от простого к сложному);

- использование игровых ситуаций - заданий с художественным содержанием в процессе всей образовательной деятельности;

- самостоятельное экспериментирование детей с геометрическими фигурами головоломки «Танграм»;

продумывание объекта конструирования:

- составление детьми по собственному замыслу картинки - мозаики из геометрических фигур игры «Танграм».

Месяц

Форма работы

Ответственный

Примечание

Сентябрь-октябрь

Проведение вводной беседы «Знакомство с головоломкой «Танграм» (история возникновения, суть и назначение игры, из чего состоит, правила игры)

Воспитатель

Приложение №

Второй этап

Ноябрь

Составление фигуры из двух-трех элементов;

-из треугольников составить квадрат, трапецию;

-прикладывание деталей друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка.

Воспитатель

Приложение №

Третий этап

Декабрь

воссоздание фигур по образцам контуров .

2. Отгадывание загадок по темам: животные, птицы

3. Досуг по развитию математических представлений для детей.

Приложение 6

Приложение

Январь

Аппликация при помощи мозаики из геометрических фигур игры «Танграм» по замыслу детей.

2. ООД по развитию математических представлений с применением развивающих игровых технологий «Путешествие на планету «Математика».

Февраль

Изготовление дидактической игры «» 

Итоговое мероприятие «Открытка для папы» при помощи мозаики из геометрических фигур игры «Танграм».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы на познавательно-исследовательским, творческим проектом "Этот волшебный подводный мир"

В материале описана подробная работа для создания долгосрочного познавательно-исследовательского, творческого проекта "Этот волшебный подводный мир". Почему эта тема интересна для дошкольник...

Сценарий к защите познавательно-исследовательского, творческого проекта "Этот волшебный подводный мир"

Целью проекта было закрепление представлений об обитателях морей и океанов через досуговую и игровую деятельность.     Задачи:узнавать и различать мо...

Конспект занятия «Домик для Лисы» с детьми старшего дошкольного возраста и родителям (законными представителями) ( в рамках работы центра «Танграм - волшебный квадрат» клубного часа на тему «Дружат взрослые и дети»)

Создание  условий для развития к детей с ОВЗ наглядно-образного мышления, познавательных и творческих способностей, закрепление у них знание геометрических фигур в процессе организации развивающе...

Доклад по проекту для детей старшей группы «Танграм – волшебный квадрат»

Интеллектуальное развитие выступает в качестве главного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда формируются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависи...

Занятие для детей средней группы "Танграм-волшебный квадрат"

Задачи:     -формировать представление о танграме, закрепить понятие головоломка.        -учить выделять особые признаки фигур с помощь...

Занятие для детей средней группы по теме «Логические упражнения. Танграм- волшебный квадрат»

Занятие для детей средней группыпо теме «Логические упражнения. Танграм- волшебный квадрат»Ломакина И. Г., воспитатель МКДОУ д/с «Солнышко»Приоритетная образовательная область:...