экспериментально- исследовательский проект «Где живёт звук?»
опыты и эксперименты (старшая группа)
По составу участников - индивидуальный
Тип проекта: исследовательский
Продолжительность: средней продолжительности (февраль- апрель)
Проблемные вопросы: «что такое звуки?», «как они получились?»
«почему их так много, целое море?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» П. СЕЛЕНГИНСК МО «КАБАНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Советом педагогов приказом № ____ от
МАДОУ д /с «Теремок «___» ______ 2019 года
Протокол № ____ заведующая МАДОУ
От «___» _____ 2019 года. д/с «Теремок
_______Ткачева О.Н.
экспериментально- исследовательский проект
«Где живёт звук?»
для детей 4-5 лет
Музыкальный руководитель
Литвинова И.В.
2019г.
«Где живёт звук?»
По составу участников - индивидуальный
Тип проекта: исследовательский
Продолжительность: средней продолжительности (февраль- апрель)
Проблемные вопросы: «что такое звуки?», «как они получились?»
«почему их так много, целое море?»
Гипотеза: звук образуется, когда что-то дрожит, значит звучит…
Цель: познакомить детей с принципами образования и улавливания звука. Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки.
Задачи:
- воспитывать интерес к звучащему миру;
-развивать наблюдательность;
-развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов).
Актуальность:
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки? Почему их так много - целое море? Откуда берутся звуки?
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
• Детские музыкальные инструменты.
• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)
• Материал для изготовления игрушек-инструментов
Учебно-методическое:
• Детская художественная литература;
• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
• Музыкально-дидактические игры
Предполагаемый результат
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;
Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.
Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.
Реализация проекта
Пособия и материалы | Задачи | Опыты | Дидакт. и речевые игры | Слушание |
«Почему все звучит?» | ||||
Стихотворение- Что такое звук? Скажи! Постучи и пошурши, Покричи и позвени, Звук, попробуй, догони! Даже если подойдешь Очень осторожно, Не увидишь, не найдешь, А услышать можно | закрепить у детей знание звуков улицы, дома; - подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками; - учить соотносить звуки и образы; - развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление | «Музыка или шум», «Почему все звучит», «Откуда берется голос».
| «Замри и слушай»;
«Подбери инструмент» | «Много разных звуков», нем. н.м., сл. Т. Боровик; А/з «Звуки окружающего мира» М.Потоловский «Лошадка»; Э. Григ. «Птичка»; Л. Дакен. «Кукушка»; Д. Россини «Кошачий дуэт». |
«Знакомство с деревянными звуками». | ||||
деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон | привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами; - развивать тонкость и чуткость тембрового слуха; - вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева. | «Найди звук»; «Коробочка с секретом». | «Определи по ритму»; «Палочка-стукалочка». | П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; Ю. Чичков. «Ложкари»; В. Мурадели «Дятел». |
«Знакомство с металлическими звуками» | ||||
металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические Музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, бубенцы. . | развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами; - учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах; - формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях. | «Как распространяется звук?» | «Колокольцы- бубенцы?» «Туча», шотл. нар. песня. | М. Андреева. «Перезвон колокольчиков»; В.Агафонников «Сани с бубенцами»; З. Левина. «Неваляшки»; В. Гаврилин. «Тройка»; колокольный звон; В. Кикта. «Гусляр Садко» |
«Знакомство с шуршащими звуками» | ||||
бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани. Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки. | развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки; - побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя; - воспитывать коммуникативные качества в диалогах и спорах «бумажных персонажей». | «Почему не слышно?», «Сделай маракас» | «Шорох к шелесту спешит» Э. Мошковская, «Определи по тембру», «Мы-веселые мышата» | Ж. Косма. «Опавшие листья»; А. Токмакова «Медведь» |
«Знакомство со «стеклянными звуками» | ||||
Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины. валдайские колокольчики, треугольники. | привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты - побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами; - развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа. | «Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучит по-разному?» | «Повтори звуки», «Хрустальный колокольчик» (В. Данько) | К. Сен-Санс. «Аквариум»; П. Чайковский. Танец феи Драже (балет «Щелкунчик») |
«Звуки природы» | ||||
Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, треугольник, стеклянная бутылка. Материалы и пособия: пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч | заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов; - учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка); - развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки). | «Звуки в воде», «Где живет эхо?» | «Солнышко и тучка». «Море», «Что за желтый мячик?», «Шаловливые сосульки», «Весенний фонтан» Т. Боровик | «Осень» Г.Левдокимова «Ветер» В. Степанова; «Дождик и ливень» Г.Левдокимова «Осень» Ю. Чичкова; «Лес шумит», «Солнце крыши золотит» Р.Леденева; «Зима» Г. Свиридова; «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковского; «Весна» А. Вивальди; «Музыка» Г. Струве. |
Итог проекта – Презентация - апрель.
Выставка самодельных музыкальных и шумовых инструментов.
Результаты проекта:
В результате выполнения проекта у детей произошло:
развитие познавательных способностей,
развитие творческого мышления,
развитие коммуникативных навыков,
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365782-1386784814.jpg)
Экспериментально-исследовательский проект «Развиваем пальчики»
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детск...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365782-1386784814.jpg)
Экспериментально-исследовательский проект «Веселые пальчики»
Актуальность. В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова – Фомина и др.) доказано, что на становлении детской речи положительно сказывается развитие мелко...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/17/picture-438432-1397739857.jpg)
Экспериментально-исследовательский проект "День и ночь"для детей младшего дошкольного возраста
Проект интересный и увлекательный. Дети на разных занятиях (формирование целостной картины, лепка, аппликация,физкультура) изучают день и ночь. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/27/picture-739413-1472262743.jpg)
Исследовательский проект " Где живёт молоко?"
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста...
Исследовательский проект "Где живёт звук?"
Исследовательская деятельность дошкольниковна музыкальных занятиях...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-853884-1479634363.jpg)
Исследовательский проект «Где живёт звук?»
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию т...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1497244-1700724382.jpg)
Исследовательский проект «Где живёт звук?»
Основное предназначение проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных обра...