Исследовательский проект «Где живёт звук?»
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Мухаметзянова Алиса Ильгизовна
Основное предназначение проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Как следствие, проектная деятельность даёт возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия.
Предлагаем вашему вниманию иследовательский проект «Где живёт звук?»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Где живёт звук?»

Музыкальный руководитель: Мухаметзянова А.И.

Ханты-Мансийск

Участники проекта: дети старшей группы

Тип проекта: исследовательский

Продолжительность: средней продолжительности 

Проблемные вопросы: 

«что такое звуки?»

«как они получились?»

«почему их так много, целое море?»

Гипотеза: дрожит, значит звучит…

Цель: познакомить детей с принципами образования и улавливания звука. Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки 

Задачи: 

1.воспитывать интерес к звучащему миру

2.развивать наблюдательность

3.развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)

Актуальность

 Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального? У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно.

В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты. У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

• Детские музыкальные инструменты.

• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)

• Материал для изготовления игрушек-инструментов

Учебно-методическое:

• Детская художественная литература;

• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;

• Музыкально-дидактические игры

Предполагаемый результат

-Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности, поспособствует развитию творческих способностей;

-У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;

-Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.

-Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.

Реализация проекта

Пособия и материалы

Задачи

Опыты

Дидакт.

и речевые игры

Слушание

 «Почему все звучит?»

 

закрепить у детей знание звуков улицы, дома;

- подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками;

- учить соотносить звуки и образы;

- развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление

«Музыка или шум»,

«Почему все звучит»,

«Откуда берется голос».

 

«Замри и слушай»;

«Где живут звуки?».

«Много разных звуков», нем. н.м., сл. Т. Боровик;

А/з «Звуки окружающего мира»

М. Потоловский. «Лошадка»;

Э. Григ. «Птичка»;

Л. Дакен. «Кукушка»;

Д. Россини «Кошачий дуэт».

«Знакомство с деревянными звуками».

деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки

Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон

привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами;

- развивать тонкость и чуткость тембрового слуха;

- вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева.

«Найди звук»;

«Коробоч-

ка с секретом».

«Определи по ритму»;

«Палочка-стукалочка».

П. Чайковский.

«Марш деревянных солдатиков»;

Ю. Чичков. «Ложкари»;

В. Мурадели «Дятел».

«Знакомство с металлическими звуками»

металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические Музыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы.

.

развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами;

- учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах;

- формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях.

 «Как распространяется звук?» 

«Колокольцы-бубенцы?»

«Туча», шотл. нар. песня.

М. Андреева. «Перезвон колокольчиков»; В. Агафонников. «Сани с бубенцами»;

З. Левина. «Неваляшки»; В. Гаврилин. «Тройка»; колокольный звон;В. Кикта. «Гусляр Садко»

«Знакомство с шуршащими звуками»

бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани.

Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки.

развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки;

- побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя;

- воспитывать коммуникативные качества в диалогах и спорах «бумажных персонажей».

  «Почему не слышно?», «Сделай маракас»

«Шорох к шелесту спешит» Э. Мошковская, «Определи по тембру»,

«Мы-веселые мышата»

Ж. Косма. «Опавшие листья»;

А. Токмакова «Медведь»

«Знакомство со «стеклянными звуками»

); Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины.

Музыкальные инструменты: металлофоны, валдайские колокольчики, треугольники.

привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты

- побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;

- развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа и озвучивать его.

«Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучит по-разному?» 

«Повтори звуки», «Хрустальный колокольчик» (В. Данько)

К. Сен-Санс. «Аквариум»;

П. Чайковский.

Танец феи Драже (балет «Щелкунчик»)

«Звуки природы»

Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, фужеры, треугольник, стеклянная бутылка.

Материалы и пособия: пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч

заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов;

- учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка);

- развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки).

 «Звуки в воде», «Где живет эхо?»

«Солнышко и тучка». «Море», «Что за желтый мячик?», «Шаловливые сосульки», «Весенний фонтан» Т. Боровик

«Осень» Г. Левдокимова; «Ветер» В. Степанова;

«Дождик и ливень»

Г. Левдокимова; «Осень» Ю. Чичкова; «Лес шу-мит», «Солнце крыши золотит» Р. Леденева;«Зима» Г. Свиридова; «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковско-го;«Весна» А. Вивальди; «Музыка»Г. Струве.

Итог проекта

1.Презентация

1. Концерт «Радуга звуков»

2. Выставка самодельных музыкальных и шумовых инструментов.

Результаты проекта:

В результате выполнения проекта у детей проявились:

- познавательный интерес,

- творческое мышление,

-развились коммуникативные навыки,

-предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,

- умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Выводы:

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.

В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.

Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

Литература

1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002

2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008

3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003

4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003

5.«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект " Где живёт молоко?"

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста...

Исследовательский проект "Где живёт звук?"

Исследовательская деятельность дошкольниковна музыкальных занятиях...

экспериментально- исследовательский проект «Где живёт звук?»

По составу участников -           индивидуальныйТип проекта: исследовательскийПродолжительность: средней продолжительности (февраль- апрель)Пробл...

Исследовательский проект «Где живёт звук?»

Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию т...

Презентация познавательно-исследовательского проекта 2 младшей группы «Кто в домике живёт?»

Формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не пр...