План по самообразованию «РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»
материал (средняя группа)

План по самообраззованию «РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ». Рисование пластилином (пластилинография) - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в программе дошкольного образования. Пластилинография доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

«РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»

                                    Воспитатель: Алимахмадова Наталья Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) диктует обновление содержания и форм работы с детьми. В данном документе определены направления развития и образования детей: художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование, элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [16]

Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н.А. Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой, И.А. Лыковой и др.

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке (исследования Давыдовой Г.Н,   Погодиной С.В.).

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Мы можем наблюдать, что в последнее время разнообразие материалов используемых на занятиях лепкой в программных документах появилось сравнительно недавно. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ.

Данные показывают, что каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие воображения, а также овладения детьми умением находить оригинальные способы для создания художественного образа. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, можно использовать нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинографию».

Актуальность: Рисование пластилином (пластилинография) - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в программе дошкольного образования.

Пластилинография доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Трехмерное изображение объемных предметов помогает дошкольникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают дошкольникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.

Конечно, каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать.

Но приобретаемый опыт прочно входит в деятельность педагогов. Благодаря интернету можно отметить, что работа с цветным пластилином в дошкольном детстве, все чаще и чаще прослеживается именно как средство развития творчества детей дошкольного возраста.  

Цель: развитие пластического творчества детей 4-5 лет средствами пластилинографии.

Задачи: 

-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.

-Рассмотреть значение  пластилиновой живописи для всестороннего развития дошкольников.

-Проанализировать содержание и методику обучения детей  пластилиновой живописи.

 -Разработать конспекты НОД по пластилинографии с детьми 4-5 лет.

-Оформить в группе уголок для родителей с наглядным изображением (работы воспитателя в качестве образца и работы детей) и кратким изложением того, что представляет собой пластилинография, ее значение в развитии личности.

-Создать развивающую среду, пополнить различными видами пластилиновых масс,  бусинками, крупным бисером, крупами различных видов, различными видами печаток, трафаретов, альбомами с образцами, алгоритмами, моделями и схемами.

-Выявить результативность проведенной работы по развитию пластического творчества средствами пластилинографии у детей 4-5 лет.

Формы работы:

• Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.

• Наблюдения.

• Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.

• Организация выставок.

• Изготовление подарков.

• Чтение художественной литературы.

• Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность детей:

• Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала

• Создание поделок.

Ожидаемый результат работы с детьми:

• У детей появится устойчивый интерес к занятию пластилинографией.

• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.

• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.

• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных материалов для декорирования.

Научатся использовать материал для работы:

- Цветной картон

-Различные материалы для оформления работ (ленточки, крупы, пайетки и т. д.)

- Доска.

-Стека, чтобы разрезать пластилин, делать надрезы и рисовать необходимые элементы.

- Тонкая палочка (для проколов, отверстий).

- Формочки.

Особенности используемого материала:

Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:

- долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

- в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

2. При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.

3. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.

4. На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.

5. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.

План работы

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме (в течение года)

Беседа «Путешествие в Пластилинию».

- Историческая справка о пластилине.

- Виды пластилина, его свойства и применение.

-Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином.

- Разнообразие техник работ с пластилином.

Анкетирование родителей «Как вы развиваете творчество детей дома?»

Октябрь

«Урожай в банке»

 Цель: учить создавать изображение фруктов и овощей на плоскости с помощью пластилина, закрепить приёмы техники «платилинография»: отщипывание, раскатывание, надавливание. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, внимание, фантазию, воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Рекомендации для педагогов и родителей на тему «Как выбрать пластилин, его разновидность»

Консультации для родителей «Пластилинография - это интересно!»

Ноябрь

 «Осенние зонтики»

Цель: Учить создавать цветное изображение «зонтика» на плоскости при помощи пластилина; закреплять умение и навыки - отщипывание, скатывание шариков и жгутиков. Побуждать в самостоятельном выборе цвета.

Консультация для педагогов: «Нетрадиционное рисование пластилином».

Оформить статью в родительский уголок: «Важные секреты по работе с пластилином».

Декабрь

«Новогодняя игрушка»

Цель: Формировать у детей обобщённое представление о ёлочных игрушках. Продолжать осваивать навык мозаичной пластилинографии –скатывать мелкие шарики нужного цвета, заполняя поверхность объекта, слегка прижимая.

Оформление памятки для педагогов, родителей «Пластилинография-это интересно!»

«Рассматриваем и оцениваем детские работы»

Выставка детских работ

Январь

«Снежинка»

Цель: Учить придумывать и воплощать узор «снежинка», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать и закреплять навыки- отщипывание, скатывание жгутиков, сплющивание.

«Прилетели снегири»

Цель: учить передавать форму предмета (снегиря, учить размазывать пластилин в одном направлении, развивать творческие способности, мелкую моторику.

Открытый просмотр для педагогов. Анализ и самоанализ открытого просмотра.

Консультация для родителей: «Занятия с пластилином в домашних условиях».

Февраль

«Кораблик для папы»

Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости объект «кораблик» сочетая разные приёмы техники. Закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, общую и мелкую моторику, воспитывать самостоятельность.

Проведение мониторинга с целью выявления технических навыков и творческой активности

Папка - передвижка «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей».

Март

Цветы для мамы «Мать – и мачеха».

Цель: Формирование композиционных навыков. Учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета; использовать в работе стеку.

Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

«Воздушные шары»

Цель: создать красивые воздушные шары для героев. Учить создавать барельефные изображения по контору. Развивать моторику руки, согласованность в движении обеих рук.

Апрель

«Пасхальное яйцо» Цель: Учить создавать выразительный образ предмета «Пасхальное яйцо» посредством передачи объёма, цвета, украшения. Познакомить с новым видом работы многослойная пластилинография; развивать фантазию, сенсорную сферу, воспитывать любознательность

«Бабочка красавица»

Цель: Учить изображать на горизонтальной плоскости природный объект - бабочку. Закрепить навык работы с пластилином в способе обратная пластилинография. Развивать творческое воображение, внимание.

Консультация для воспитателей

«Нетрадиционное рисование пластилином»

Выставка совместного творчества детей и родителей.

Май

Подготовка отчета по теме самообразования

«Осьминог»

Цель: Продолжать освоение приёмов пластилинография, закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закрепить умение аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Развивать моторику рук, творческую активность и самостоятельность.

"Вот что я умею"

Цель: Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.

Выступление с опытом работы на итоговом педсовете

Галерея лучших детских работ

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2014

2.Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009.

3.Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий.- Скрипторий, 2015.- 151 стр.

4.Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.- Скрипторий, 2015.- 64 с.

5. Грибовская А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет.-М.:Сфера, 2016.-80с.

6. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.

7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.– М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2014

8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.-М.: Карапуз, 2014-140

9. Московка О.С. "Я леплю из пластилина", изд. «Карапуз", М. 2013г.

10. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации). Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2010. — 96 с.

11.СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
          12.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. — М.: Астрель-АСТЕрмак, 2014

13.Погодина С.В.Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/- 2-е изд., исправлено и дополнено. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

14.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

15.Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия/ Сост. С.В. Лыков. - М.: Академия, 2014. - С. 458-465

16. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 2014-46с.

17.Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2015.

18.multiurok.ru

19.pdnr.rua30164.html

20. dist.avpu.ru

21.MyIntelligentKids.com

22.https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=763

23.https://www.maam.ru/detskijsad/metod-plastilinografi-kak-metod-dlja-razvitija-melkoi-motoriki-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию " «Развитие речевого творчества детей средствами декоративно – прикладного искусства»

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматр...

План по самообразованию. «Развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии».

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, ноучитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения,для развития творческих способностей недостаточно стандар...

План по самообразованию «Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики»

Долгосрочный план по самообразованию для воспитателей подготовительной группы по теме «Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики»...

план по самообразованию "Развитие речи у детей 4-5 лет через устное народное творчество"

Цель: объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, продолжать развивать творческие способности, познавательные и коммуникативного...

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии разработана на основе методических рекомендаций Т.Г. Неретино...

План по самообразованию "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности" подг.гр.

Работа по данной теме позволяет научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт-всё это помогает осуществить театр....

Индивидуальный план работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством пластилинографии».

Индивидуальный план работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством пластилинографии»Выполнила: воспитатель Долматова М.В.МБДОУ "Детский сад № 68...