Педагогический практикум «Развитие речедвигательной сферы детей через обучение игре на ложках»
методическая разработка

Шадрина Лариса Николаевна

Авторская методическая разработка из опыта работы музыкального руководителя по обучению педагогов (воспитателей) приемам игры на ложках для эффективного развития речедвигательной сферы детей в рамках воспитательно-образовательного процесса в МАОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_23.04.docx447.37 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический практикум

«Развитие речедвигательной сферы детей

через обучение игре на ложках»

                                                      Шадрина Лариса Николаевна

                                                   музыкальный руководитель

                                                       МАОУ  «Прогимназия №119»

Форма проведения: педагогический практикум.

Участники:

Воспитатели МАОУ

Оборудование:

Ложки

Компьютер

Проектор

Музыкальный центр

Цель практикума: обучение воспитателей приемам игры на ложках для развития речедвигательной сферы детей в рамках воспитательно-образовательного процесса в МАОУ.

Задачи:

1. Познакомить участников практикума с историей возникновения ложки как музыкального инструмента (Презентация).

2. Познакомить участников практикума с методами и приёмами игры на ложках, которые позволяют развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.

3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей с речевой патологией.

Актуальность:

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской и мордовской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах    и     стремление    более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные способности,  побудило нас организовать  в  детском  саду  ансамбль народных  инструментов «Веселые ложкари».

Такая форма работы помогает в  формировании слухо – зрительно -двигательной координации у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития средствами музыкально-ритмических занятий.  Именно музыка помогает детям изображать волшебный музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений. Эти ощущения дети начинают отображать с помощью слов, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.

Обучать игре на ложках, помогут следующие этапы:

а) Знакомство с инструментом, его особенностями и исполнительскими возможностями.

Начинать обучение нужно со знакомства с историей ложки (Презентация) и просмотра видеороликов (на проекторе) качественного исполнения на ложках, ставя перед собой главную задачу на этом этапе – увлечь педагогов и зародить в них желание научиться играть и узнать о народных традициях.

б) Постановка исполнительского аппарата - корпуса.

«Шофер» - характерные движения кистями имитирующие крутящий руль.

«Домик» - левая рука расположена над левым бедром, правая показывает между ними – потолок, или пол (позже удары с ложками).

Эти упражнения помогаю приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.

в) Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка.

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается характерный красивый звук. Предлагая педагогам попробовать тот или иной прием игры, обязательно нужно развивать их умение анализировать, поэтому характеризуя звук, попутно беседуем, задавая наводящие вопросы, тем самым мы дополнительно пополняем словарный запас и фонематический слух.

Сейчас вместе, дружно попробует сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со  мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

Ритмическое упражнение:

1,2,3 – ты на ложки посмотри,

1,2,3,4 – вот мы ложечки купили

1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!

Обязательно включение в занятия речевого материала в самых разнообразных формах, а поскольку наша задача еще и  обогащение духовной культуры через игру на народных музыкальных инструментах мы используем также малые фольклорные формы (потешки, прибаутки…), тексты народных песен и т.д.

Для этого, продолжая осваивать самый основной и простой прием, удары ложка об ложку, мы  используем фольклорный материал, русскую народную песню "Как у наших у ворот", чтобы выполнить главную задачу – сочетать ритмичные удары с четким проговаривание текста используем проектор (метод – схематизация).

Выпал беленький снежок,

Соберемся мы в кружок.

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Мы из снега слепим ком

Куклу сделаем потом

А теперь похлопаем,

Ножками потопаем

Отряхнулись, улыбнулись,

Друг за другом повернулись.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\выступление на методобъединении\Сканирование\Изображение 366.jpg

Прием игры «Маятник»   - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.    Ударяют    тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном:

Тик-так, тик-так

Язычок катался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Главный принцип – сделать занятия интересными в игровой форме, поэтому изучая следующий прием называем его «Лошадка» и «Зайка»:  прячем черпачок в ладошку и ударяем по нему открытой ложкой, это напоминает цоконье копыт:

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой, гладкой.

Или «Зайка прячет ушки» – звук более глухой, открывает ушки – звук звонче (черпачок в руке выполняет роль резонатора).

Следующий прием игры «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по ладошке, ложки как мячики, отскакивают:

Скачет мячик прыг да скок,
         Скачет мячик на порог.
         Скачет десять раз подряд
         От ладошки и назад.

«Трещотка» самый  распространенный  исполнительский  прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

- Что за треск на всю округу?
          - Это мы трещим с подругой! -
          Ох, трещотки хороши,
          Прямо праздник для души!

А сейчас мы предлагаем применить уже известные приемы игры на ложках (на свой выбор), под русскую народную песню «Во кузнице», снова четко пропевая или проговаривая  текст песни.

Во-ку, во-ку-узнице, во-ку, во-ку-узнице.

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Таким образом,   воздействие музыки, слова и  движения (в данном случае четкое отстукивание ритма  и  упражнения на развитие чувства ритма) помогает  преодолению речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей с речевой патологией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность.

Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность"....

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"...

Практическое занятие «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованные игры»

Цель: Повышение психологической компетентности родителей по использованию театрализованных игр, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников.Задачи:1. Сформировать представление о возможн...

Сообщение из опыта работы «Развитие музыкально – творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой детского музыкального воспитания австрийс...

Развитие эмоциональной сферы ребенка через театрализованные игры.

В данной статье представлен новый подход к театрализованной деятельности в ДОУ. Театрализованные формы музицирования дают детям незаменимый опыт эмоционального развития и самовыражения. Поэтому очень ...

Методическая разработка открытого занятие «Развитие речедвигательной сферы детей дошкольного возраста через обучение игре на ложках»

Музыкальное занятие  в игровой форме с детьми дошкольного возраста старшей группы на развитие чувства ритма движений и синхронизации речи с движением, совершенствование общей и мелкой моторики, к...