Конспект НОД по краеведению в старшей группе на тему: «Прогулка по Якорной площади».
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: Знакомство детей с историей Якорной площади, с её достопримечательностями.
Предварительная работа:
- Организация развивающей среды (наличие тематических альбомов, иллюстраций и фотографий с изображением  Кронштадта)
- Беседы о достопримечательностях Кронштадта;
- Отгадывание загадок, ребусов, чтение и заучивание стихотворений на данную тему;

-работа с мнемотаблицами по данной теме.
Материалы, оборудование: ИКТ «Якорная площадь», фотографии, ребусы, цветные карандаши, д/и «Собери картинку» (достопримечательности Якорной площади)
Ход НОД.

1. Рассказ о Якорной площади. Якорная площадь – сердце Кронштадта, откуда, чаще всего, начинается знакомство с городом. Находится в историческом центре города между Советской улицей и Обводным каналом— в северной части, техническим оврагом Петровского дока и Манежным переулком— в южной части. С запада площадь ограничена стеной кронштадтского адмиралтейства, с востока — сквером Кронштадтского Морского собора. На Якорную площадь ведут со стороны Советской улицы— Советский мост (через Обводный канал), со стороны Манежного переулка через овраг—Макаровский мост(от Красной улицы) и Верхний Доковый мост (от Коммунистической улицы). На Якорной площади сохранилась уникальная чугунная мостовая— едва ли не единственная в России. Подобными чугунными шашками в Кронштадте выложена также проезжая часть Пенькового моста. Чугунная мостовая Якорной площади протяжённостью ок. 200 метров (ок. 15 тыс. чугунных шашек) в марте 2012 года была разобрана и находилась на реставрации до 2013 года.

- А почему Якорная площадь носит такое название? (ответы детей, ребус). Связано это с тем, что здесь было организовано хранение корабельных якорей. С восемнадцатого века площадь и носит такое название.

2. Рассказ о Морском Соборе.

На якорной площади располагается грандиозный Морской собор.

Морской Никольский собор— одна из главных достопримечательностей Кронштадта. Это не только главный храм Военно-морского флота России, но и филиал Центрального военно-морского музея, памятник погибшим морякам. Он — ориентир для кораблей и судов, идущих по Кронштадтскому корабельному фарватеру: его золотой крест и серебряный купол, украшенный золотыми якорями, видны из далека. В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учрежден комитет по постройке собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).

Первоначально Николай II утвердил проект архитектора А. И. Томишко, который, однако, был подвергнут критике со стороны комитета по постройке собора. Затем разработка проекта была поручена знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921). Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятникам всем погибшим при исполнении своего долга морякам. 27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади, где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.

10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков и всех путешествующих. За Морским собором в 1911-1914 годах садовым мастером Э. Г. Гильбихом был разбит Соборный сквер.

Морской собор- самое высокое здание в Кронштадте (75,3 м). В ясную погоду виден с любого берега Финского залива.
3. Графический диктант «Морской собор»

4. Физминутка.

5. Справа от собора на Якорной площади был воздвигнут памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову, который погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года неподалеку от Порт-Артура, во время русско-японской войны . Его автор, скульптор Л. Шервуд, выполнил монумент с небывалой экспрессией. Бронзовый памятник стоит на краю мощной гранитной скалы, а морская волна, набегающая на нее, очертаниями напоминает японского дракона. Волна готовится увлечь флотоводца в бездну, а Макаров, как известно, погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине. В нижней части памятника— на лицевой стороне: краткая история создания памятника и девиз Макарова— «Помни войну», а на трёх других сторонах— барельефы с основными эпизодами его жизни и деятельности.
Памятник Макарову является настоящим украшением Якорной площади и Кронштадта в целом.

6. Мнемотаблица “Памятник адмиралу С.О. Макарову».

7. На Якорной пощади, расположен мемориальный комплекс – вечный огонь на братской могиле, где захоронены моряки – участники восстания 1906 года, а также погибшие в ходе гражданской войны. Этот памятник после реконструкции открыт к годовщине Октябрьской революции в 1974 году.

Якорная площадь украшена еще одним памятником – 76-миллиметровой артиллерийской установкой с корабля «Октябрьская революция». В Великую Отечественную войну командиром этого орудия был старшина Иван Тамбасов, ценою жизни спасший корабль от взрыва 16 апреля 1943 г.

Два кормовых якоря (стоп-анкеры) весом по 2,6 тонны линейного корабля «Октябрьская революция» и часть брони башни орудий главного калибра. Как и артиллерийская установка, в 1957 году были установлены в Летнем саду Кронштадта, но впоследствии перенесены на Якорную площадь, где официально открыты 22 июня 1986 года.

Стена Славы (открыта 9 мая 2000 года) в память о защитниках Кронштадта и Ленинграда, погибших во время Великой Отечественной Войны— 24 мемориальных доски.

8. Д/и «Собери картинку» (достопримечательности Якорной площади)
9. Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakornaya_ploshchad_v_kronshtadte.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Якорная площадь в Кронштадте

Слайд 2

Чугунная мостовая

Слайд 4

Морской Собор

Слайд 5

Графический диктант «Морской собор»

Слайд 6

Памятник адмиралу С.О. Макарову

Слайд 7

Мнемотаблица «Памятник адмиралу С.О. Макарову»

Слайд 8

Вечный огонь

Слайд 9

Орудие И. Тамбасова

Слайд 10

Два кормовых якоря (стоп-анкеры)

Слайд 11

Аллея C лавы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Прогулка по Африке».

Продолжать знакомить детей с Африкой. Познакомить с животным миром саванны, тропического леса, рек: хищниками и травоядными. Формировать у детей представления о повадках животных, их  образ...

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по теме: «Прогулка в осенний лес»

Конспект игровой образовательной ситуации в  старшей группепо теме: «Прогулка в осенний лес» Автор конспектавоспитатель МБДОУ детского сада № 16 ст. ГубскойТроцик Юлия Викторовна Воспит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Прогулка по Африке»

Формировать у детей представление о том, что разные виды животных приспособлены к жизни в определенной среде обитания. Продолжать учить детей играть по системе ТРИЗ. Дать детям углубленные знания о ж...

Конспект занятия по краеведению в старшей группе на тему : « Башня с часами Хлудовской мануфактуры XIX века».

Приобщать детей к духовным ценностям, через знакомство с культурным наследием родного города, его историческим прошлым. Воспитание любви и уважения к родному городу и людям, гордости за свой род...

Конспект НОД по краеведению в старшей группе «Легенды о деревьях. Виртуальная прогулка в Петровский парк»

Виртуальная прогулка в Петровский парк г. Кронштадта. Знакомство детей с деревьями и кустарниками. Создание гербариев....

План - конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: «Прогулка по лесу» (экскурсия в парк)

План - конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)на тему: «Прогулка по лесу» (экскурсия в парк)Программное содержание: - продолжать знакомить детей с временами года, отмеча...