конспект
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сенькина Елена Михайловна

Знакомство с куклой-оберег

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия в подготовительной группе

Знакомство с русской народной куклой  «Кукла- оберег»

Цели:

Познакомить  детей   с русскими народными промыслами и традициями.

Задачи

1.Научиться изготавливать простейшую куклу – скрутку.

2.Развивать    интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

3.Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.  

Материал: тряпичные,  соломенные, урожайные, современные куклы; иллюстрации,  порядок изготовления тряпичной куклы,  сундук, иллюстрации русских народных кукол «Ангелочек», куклы-обереги,  ткань, нитки (заранее  нарванные).

Ход ОД.

Ребята , я вам расскажу очень интересную историю.                                                        На далёком севере жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа.  И вот однажды заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: "Что же ты хочешь? "  Тихо-тихо прошептал мальчик: "Хочу увидеть солнышко… ". А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко. Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.  Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: "Ну, вот и солнышко! " С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её "святым духом", хранительницей детей, символом семейного счастья.

- Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)

- Молодцы, правильно, это кукла.

- А у вас есть куклы?                                                                                            -Для чего нужны куклы?                                                                                - -Посмотрите внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

- А из какого материала они сделаны?

Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы.

- Скажите, а такие куклы у вас есть?

- Как вы думаете, из чего они сделаны?

- Посмотрите, на этих кукол.                                                                                       -Они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?

- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы,  а эти куклы из соломы  и ткани.

- Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла.

- Посмотрите, перед вами куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).

- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.

- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

- Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

- Давно–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег? (Ответы детей).

Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

 Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).

Таких кукол называли «безликая».                                                                                 Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие».

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.

Вы хотите иметь куколку – оберег?. Для изготовления куклы нам понадобится семь кусочков ткани, которые нужно оторвать от большого куска. Материал желательно подобрать ярких расцветок. Ширина должна быть приблизительно в три раза меньше длины.

Куколка должна уместиться на ладони, поэтому можно просто положить ладошку два раза по длине, и взять, немного поменьше.

Мы сложим каждый кусочек ткани вдоль дважды вдоль.

Подравниваем все полоски, что у нас получились пополам.

Перевязываем нитью, отделяя голову от туловища.

Руки вместе с косынкой выполняются из квадратного куска ткани красного цвета.

Закрепляем косыночку на голове, перевязываем нитью. Расправляем рукава.

Нить можно закрыть красивой ленточкой (тесьмой). Помните, что куклу мы делаем по всем правилам, и, значит, мы не пользуемся ножницами. Сегодня мы с вами изготовили куклу оберег.

Молодцы.

Какие красивые куклы у вас получились! Но у наших кукол нет  лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....