Мастер-класс для родителей «Развитие творческой инициативы дошкольников»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malchenko_master_klass_2.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель:

Мальченко Л.Н.

Мастер-класс для родителей

«Развитие творческой инициативы дошкольников»

Цель мастер-класса. Познакомить участников мастер-класса со значением интеллектуальной активности ребенка для его дальнейшего развития и социализации в обществе.

Задачи. Учить участников мастер-класса использовать загадки для развития творческого потенциала дошкольников.

Развивать умение поэтапного использования загадки, как способа поисковой деятельности детей.

Воспитывать у родителей дух сотрудничества и сотворчества со своими детьми.

Оборудование. Набор картинок с изображением предметов, модель «Составь рассказ о предмете»

Раздаточный материал. Листы бумаги, цветные карандаши.

Ход мастер-класса.

Водная часть.

Педагог.

 К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации, имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности» (А. М. Матюшкин). Поэтому познавательная активность «занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности» (М. И. Лисина). Отсюда ясно, что познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства.

Исследовательское обучение – это обучение, в котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, организованного  педагогом.

Одно из направлений развития творческой исследовательской активности дошкольников – занятия, связанные с загадками.

Загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себя замысловатую задачу в виде явного  или предполагаемого вопроса. Любая загадка представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить  сложную мыслительную операцию.

Главными задачами работы при развитии познавательной активности стали: учить детей видеть и понимать образные сравнения; с помощью модели определять обобщенный образ загадываемого предмета; учить детей самостоятельно конструировать загадки.

Решение указанных задач ведется поэтапно:

I. Нахождение сходных предметов по какому-либо признаку в окружающей обстановке;

II. С помощью набора картинок учить детей анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;

III. Введение модели, с помощью которой дети учатся загадывать - отгадывать;

IV. Коллективное составление загадок.

Основная часть.

I этап.

Исходя из того, что наблюдение и изучение предметов в их многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и умозаключения, с этой целью на первом этапе предлагаются следующие задания:

Задание 1.

Цель: учить находить сходные предметы в окружающей обстановке по одному общему признаку – по материалу, сравнивать и обобщать их; развивать наблюдательность и внимание

Педагог дает задание участникам мастер-класса: Назовите все деревянные предметы в группе. Участники сначала перечисляют предметы, которые находятся в поле их зрения, потом ходят и ищут деревянные предметы в группе. (Столы, стулья, двери, шкафы, полочки, рамка у зеркала, шкафы в раздевалке и скамеечки и т.д.).

Педагог: Есть ли среди них похожие предметы? Что между ними общего?

Участники: Столы и стулья похожи, потому что на них можно сидеть, писать, кушать. Из конструктора можно построить домик для нашего хомячка, тогда они будут похожи. А еще у стола и стула четыре ножки. Общее у них, что они деревянные.

Педагог предлагает найти в окружающей обстановке предметы из металла, пластмассы. Участники выполняют задание.

Педагог: Вы довольно легко находили нужные предметы, пытались сравнивать их, находили между ними сходные признаки, обобщали по ним.

Задание 2.

Цель: учить находить в окружающей обстановке предметы схожие по форме; продолжать развивать наблюдательность и внимание.

Педагог дает задание участникам мастер-класса: Назовите все предметы круглой формы.

Участники: Часы, зеркальце из «Парикмахерской», мячики.

Педагог задает вопрос: А если повнимательнее рассмотреть ваши вещи, игрушки, увидите ли вы детали, части круглой формы?

Участники обследуют вещи, игрушки и называют детали круглой формы.  (Пуговицы   тоже   круглые. Глаза  у  медведя  и голова у него круглая. Ластик у меня круглый. И у куклы тоже глаза и голова круглые. А у конструктора есть детали круглые. У меня значок круглый и т.д.).

Педагог: При выполнении заданий возможны трудности в нахождении предметов схожих по форме, так как нужно сконцентрировать внимание. Здесь целесообразно задавать вопросы, стимулирующие анализирующее восприятие.

Педагог: На первом этапе можно проследить, что  при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, участники игр активизируются, начинают искать, предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям поддерживается вопросом о предметах-заместителях, т.е. рефлексией. В результате таких заданий удается развивать наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

II этап.

Педагог: Этот этап строится так, чтобы активизировалась внутренняя содержательная сторона познавательного интереса, что помогло бы ребенку размышлять, овладевать умением находить образные сравнения. С этой целью используют следующие задания.

Педагог предлагает участникам прослушать стихотворение:

На свете все на все похоже:

Змея - на ремешок из кожи,

Луна - на круглый глаз огромный,

Журавль - на тощий кран подъемный,

Кот полосатый - на пижаму,

Я - на тебя, а ты - на маму. (Р. Сеф)

Педагог: Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком, луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой? Какое между ними сходство? Участники отвечают.

Педагог: Посмотрите, это предметы-братья, так как они похожи друг на друга по форме как луна и глаз, по расцветке как кот и пижама и т.д.

Задание усложняется.

Участникам предлагается набор картинок с изображением предметов, которые различны между собой, но схожи в образном сравнении. Например, гриб - зонтик - шляпа; груша - лампочка; арбуз - мячик; подсолнух - солнце; еж - иголки - булавки; змея - ремень - веревка - шнур и т. д..

Педагог предлагает найти на картинках предметы-братья и объяснить сходство. Для облегчения задания педагог использует загадки, где присутствует образное описание предмета.

Висит груша - нельзя скушать. (Лампочка)

Участники находят картинку с изображением груши и лампочки и проводил анализ этих предметов, объясняя сравнение: Лампочка похожа, потому что они висят и похожи по форме.

Под кочкой крошка

Только шляпка да ножка. (Гриб)

Участники: У гриба шляпка на ножке, вот здесь есть картинка со шляпой», показал картинку. Затем приходят к выводу, что гриб чем-то похож на зонт, у которого есть ручка (как ножка у гриба) и шляпка от дождя.

Педагог: В результате выполнения задания, опираясь на образные сравнения, вы пытались объяснить свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку), глубже и точнее анализировали предметы, рассуждали, делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого давали образное сравнение.

III этап.

Педагог: 

На этом этапе детям предлагается модель (на листе бумаги изображены: человек - назначение и способы использования предмета; геометрические фигуры - форма предмета; цветовой спектр - цвет предмета; кусочки ткани – материал (гладкий, шероховатый), с помощью которой они учатся выделять признаки и на этой основе составлять загадки). Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств предмета.

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление дошкольников развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Этот переход от внешних свойств предметов к существенному отношению - важнейший в развитии познавательной активности. При этом учитывали основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно воспринимаемым свойствам, качествам вещей. Эти скрытые свойства и связи являются весьма существенными для познаваемого объекта, их осознание приближает детей к пониманию понятия. С этой целью были проведены задания с использованием модели, где дети, опираясь на принцип моделирования, учились анализировать свойства предметов, составлять собственные загадки.

Задание 1.

Участникам предлагается для анализа и рассмотрения яблоко. Опираясь на модель, они выделяли признаки данного предмета.

Педагог:

· «Какой формы яблоко, есть ли эта форма на модели?»

· «Какого цвета яблоко? Каких цветов бывает?»

· «Какое яблоко на ощупь?»

· «Как оно используется человеком?»

Участники:

«Яблоко круглое, похоже на шар, круг». 

«Оно зеленое, но бывают разные яблоки желтые, красные, смешанных цветов». 

«Оно гладкое вот как здесь».

Педагог: Сложнее всего установить связь «человек-яблоко». Варят варенье, есть сок яблочный, пироги пекут с яблоками, яблоки люди выращивают, мы едим их, они вкусные.

Задание 2.

Участники с помощью модели составляют загадки о каком-нибудь предмете. Один показывает на модели свойства загаданного предмета, а остальные ищут отгадку по предложенным свойствам.

Педагог: На данном этапе опытной работы детей учат понимать схему и обобщать признаки и свойства предметов на основе модели, что будет необходимо для следующего этапа обучения детей составлению загадок.

IV этап.

Цель: учить детей самостоятельно конструировать загадки, используя образные сравнения; закреплять умения детей сравнивать предметы, образно мыслить при составлении загадок.

Задание 1.

Педагог вместе с участниками внимательно рассмотрела несколько предметов (настольная лампа, мяч, книга, аквариум и т.д.).

Педагог задает вопросы для активизации наблюдательности и подведения участников к поиску образных сравнений. Например: «На какие предметы похож мяч? Чем они похожи между собой?», участники сравнивали мяч с шариком, яблоком, апельсином, глобусом, арбузом.

Педагог: Это предметы-братья мяча. А теперь, давайте найдем предметы-братья для других предметов.

Затем каждый участник дает свое сравнение предмету:

Настольная лампа: «Она похожа на гриб», «светит как солнышко, оно тоже светит», «шнур у нее как веревка», «а еще она как свечка светит или как маленькая люстра».

Задание 2.

Игра «Отгадай и найди предмет».

Правила игры: С помощью считалки выбрать участника, который будет водящим и выйдет из групповой комнаты в спальню. Остальные  в это время определяют какой-либо предмет, находящийся в группе, придумывают про него загадку. После того, как водящий зашел, он должен отгадать и найти этот предмет, отгадав придуманную загадку.

Условие: Водящий может задать два наводящих вопроса о загаданном предмете (например: «Из чего сделан предмет? Как он используется человеком? Съедобный или несъедобный? Какого он цвета?» и т.д.), если какие-либо качества, свойства, признаки данного предмета не были названы в загадке.

Участники играют.

Педагог: Игра вызывает большой интерес у детей, они активно придумывают загадки, приходят к общему мнению.

Заключительная часть.

Педагог: Непосредственное общение взрослого и ребенка имеет огромную ценность. Увлеченность единой целью, интерес к достижению результата сближает детей и взрослого, активизирует творческий потенциал, познавательный интерес.

Уважаемые родители!

                Поощряйте потребность в исследовании, она порождает любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность.

Предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его формулировать цель деятельности), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг, он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Волшебный мир красок» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А с...

Мастер- класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»

Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. А для развития творческих способностей или предпосылок к нему наиболее близким ...

Мастер-класс "Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников с элементами арттерапии "

Повышение  профессионального мастерства педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологическо...

Мастер-класс «Интеллектуальные игры в развитии творческих способностей дошкольников»

Мастер класс раскрывает методику обучения логико-математическим играм Никитина «Собери узор», «Кубики для всех», методику игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, с  г...

Мастер – класс «Конструктор LEGO как средство творческого развития дошкольников с ТНР»

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса внедрению Лего игр с целью повышению уровня развития творческих способностей у детей с ТНР....

Мастер-класс "STEM-технологий в формировании творческих способностей дошкольников "

Цель: создание условия для формирования творческих способностей дошкольников через использование STEM-технологий.Задачи:образовательные: познакомить детей с новым способом изображения солнца...