Технология развивающего обучения Лего-конструирование (Фешина Е.В; Лусс Т.В)
материал (младшая группа)

Трофимова Елена Михайловна

Содействовать развитию детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность к творческой самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_trofimovoy_lego-tehnologiya.docx84.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №55 «Кузнечик»

Лего - технология в системе образования в ДОУ

(Фешина Е.В., Лусс Т.В.)

Воспитатель: Трофимова Е.М.

г.о.Подольск

2020г.

Лего - технология в системе образования в ДОУ

Актуальность.

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников.

  • силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.

Цель технологии: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO - конструированием.

Задачи:

Обучающие:

  • содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

  • создать условия для овладения основами конструирования;

  • способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие:

  • создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

  • способствовать развитию творческой активности ребёнка;

  • способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
  • создать условия для развития навыков межличностного общения и

коллективного творчества.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства.

Принципы:

  • от простого к сложному;

  • учет возрастных особенностей детей;

  • учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

  • активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

  • комплексности решения задач;

  • решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

  • результативности и гарантированности;

  • реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Формы организации обучения дошкольников конструированию

Конструирование по образцу  когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

Конструирование по модели

Конструирование по условиям  образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например: домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и

обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.

Методы и приемы, используемые с детьми:

  • беседы;

  • работа по образцу;

  • самостоятельное проектирование;

  • коллективные работы.

При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

Организуя занятия лего-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения:

  1. Приветствие. Создание проблемной ситуации - вхождение в игровую (сюжетную) ситуацию.

  1. Демонстрация и рассматривание картин с изображением объекта для конструирования.

  1. Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.

  1. Изучение при необходимости схем и чертежей.

  1. В соответствии с замыслом и темой выполнение поделки из деталей.

  1. Анализ и оценка.

  1. Обыгрывание – использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности

Алгоритм использования технологии:

  1. Образовательно – воспитательная деятельность
  2. Дополнительное образование (В рамках кружковой работы)

  1. В сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализациях

  1. В дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие

  1. Обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

  1. Досуговая деятельность

Ожидаемые результаты:

В ходе работы по лего-конструированию дети  должны:

Знать: 

- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь:

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

- конструировать по образцу;

- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Литература:

  1. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

  1. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

  1. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора

LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

Результаты мониторинговых исследований при использовании

Лего-технологии

п/п

Ф.И.

воспитанника

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Умение проектировать по образцу

Умение конструировать по схеме

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

1

н

с

н

с

н

с

2

с

в

с

в

с

в

3

с

в

с

с

с

с

4

н

с

н

с

н

с

5

н

с

н

с

н

с

6

с

с

с

с

с

с

7

с

в

н

с

н

с

8

с

в

н

с

н

с

9

с

в

с

в

с

в

10

в

в

с

в

с

в

11

н

с

н

с

н

с

12

с

в

с

в

с

в

13

с

с

н

с

н

с

14

с

с

н

с

н

с

15

н

с

н

с

н

с

16

с

в

с

в

с

в

17

с

в

с

в

с

в

18

н

н

н

н

н

н

19

н

с

н

с

н

с

20

н

с

н

с

н

с

21

с

с

с

с

с

с

22

с

в

с

с

с

с

23

н

с

н

с

н

с

24

н

с

н

с

н

с

25

с

в

н

с

н

с

26

с

с

с

с

с

с

27

с

в

н

с

н

с

28

с

в

н

с

н

с

29

н

с

н

с

н

н

30

н

с

н

с

н

с

н-12

н-1

н-19

н-1

н-19

н-2

с-17

с-16

с-11

с-23

с-11

с-22

в-1

в-13

в-0

в-6

в-0

в-6

Итоговые  показатели использования

Лего - технологии

На начало использования

Лего-технологии

На текущий момент использования

Лего-технологии

н.у.

56%

н.у.

4%

с.у.

43%

с.у.

68%

в.у.

1%

в.у.

28%

Приложение

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/20/konspekt-nod-po-lego-konstruirovaniyu-vo-2-y-mladshey-gruppe-garazh  

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/20/konspekt-nod-po-lego-konstruirovaniyu-vo-2-y-mladshey-gruppe-zoopark 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/20/konspekt-nod-po-lego-konstruirovaniyu-vo-2-y-mladshey-gruppe-teremok 

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/10/12/konsultatsiya-dlya-vospitateley-lego-tehnologiya-i 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/12/konsultatsiya-dlya-roditeley-razvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-s 


https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/20/konspekt-nod-po-lego-konstruirovaniyu-vo-2-y-mladshey-gruppe-garazh   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждо...

Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что: - позволяет осуществлять интеграцию...

Цели обучения лего-конструированию и робототехнике в дошкольном образовании

Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующ...

Развивающие возможности лего - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальность выбранной темы по самообразованию обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исслед...

Тема: Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.Задачи Разв...

Консультация для педагогов "Развивающие возможности ЛЕГО-конструирования в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО"

В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях....