Информационно - коммуникационные технологии
материал (младшая группа)

Негодяева Татьяна михайловна

Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. Роль взрослого взять роль проводника на себя.  Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_ikt.docx140.41 КБ

Предварительный просмотр:

 «Информационно - коммуникационные технологии»

Подготовила: воспитатель -Негодяева Татьяна Михайловна

(МДОУ детский сад общеразвивающего вида№28 «Ласточка»)

C:\Users\OLGA\Downloads\9676fcb27ef7bf2012de1ad6006432b0-6.jpg

   Многие ученные мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит в первые три года. Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец определяют ранний возраст как важнейший стартовый этап в жизни человека. Каким он будет этот старт, во многом зависит от воспитателя и его профессиональных компетенций.

   Ведущую роль в формировании личности ребенка раннего возраста, кроме семьи играют и другие   близкие взрослые, т. е воспитатели группы. Дети раннего возраста восприимчивы ко всему, что окружает их. По мнению Л. С. Выготского, «все функции раннего возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. Основной процент информации, получаемой человеком, воспринимается зрением (83%), из нее 40% запоминается. Чем богаче и шире чувственный опыт, тем полнее и реальнее представления и знания ребенка об объекте. Что бы помочь маленьким детям познать окружающий мир качественно, емко, я как их проводник в мир социальных объектов и отношений стараюсь задействовать максимально возможное количество анализаторов.  

Актуальность. Поскольку детей от одного года до 3 лет особенно привлекают яркие, красочные предметы, в психологии возникла и стойко удерживается теория о решающей роли цвета в восприятии ребенком предмета (Г. Фолькельт, Д. Кац, А. Декедр) вижу целесообразность использования ИКТ со своими возможностями и ресурсами.  Аудитория может задать правомерно вопрос: «А чем хуже цветная картинка?» ИКТ дает возможность передать движение, объем, глубину, цвет и оттенки, звучание объекта или субъекта, а также показать взаимоотношения, эмоции и т. д. Все дети по своей природе кинестетики, мобильность предъявляемого через ИКТ актуально для детей, а возможность обратной связи вызывают устойчивые эмоции интереса, что является основным мотиватором деятельности, как психической, так и деятельной.  

    Использование информационных технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества воспитания и образования детей раннего возраста.  Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. Роль взрослого взять роль проводника на себя.  Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний от воспитателя: находить нужную информацию в информационном пространстве интернета, составлять презентации, включать в НОД интерактивные игры и т. д.  ИКТ делает процесс интересным и привлекательным, информационно насыщенным, повышает мотивацию, расширяет   границы, реализует возможность восприятия того или   объекта, обеспечить который в реальности сложно.

   Использование ИКТ создает позитивную атмосферу в период адаптации:

 - движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка раннего возраста;

- обладает стимулом познавательной активности детей;

- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

- развивает интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

1.Внедрение ИКТ транслирует в наглядном плане передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта от взрослого к детям.

2.Современные ИКТ, повышая качества обучения и образования, позволяют ребенку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающий среде и социуму.

3. Активное и эффективное внедрение новых технологий в воспитание и образование детей в условиях ДОУ отвечает требованиям современного общества и процесса реформирования традиционной системы образования в свете современных требований

Цель   повышение качества воспитательно – образовательного процесса в работе с детьми   раннего возраста

Задачи:

  1. Повысить компетентность всех участников образовательного процесса по реализации ИКТ в процессе воспитания и образования детей раннего возраста.
  2. Систематизировать эффективные методы и приемы работы с применением ИКТ в воспитании детей раннего возраста в
  3. Сформировать ресурсную базу ИКТ через картотеки по разделам
  4. Отобрать материал яркий, образный и в доступной форме, с реализацией дидактических принципов в работе с детьми раннего возраста
  5. Включить в воспитательно – образовательный процесс с использованием ИКТ всех участников процесса.

В процессе выступления я постараюсь отстоять свою точку зрения об актуальности использования ИКТ в воспитательно – образовательной работе с детьми раннего возраста

Использование ИКТ в процессе развития и обучения детей раннего возраста обладает рядом преимуществ:

- наглядно- действенный тип информации;

- мотивация к активному восприятию материала;

- познавательная активность детей;

- полисенсорное восприятие материала

Использование звука, мультипликации, графики обеспечивает развлекательный характер образовательного содержания, что гарантирует высокую степень внимания и мотивации взаимодействия со стороны детей.

ИКТ – это комплекс учебно – методических материалов, инструментальных и технических средств.

Для работы с детьми раннего возраста использую разное оборудование:

  • Информация в электронном формате (видео, аудио, анимация, изображение - слайд)
  • Информационные носители (Флэш-памяти, DVD, CD)
  • Мультимедиа (презентации)
  • Аудиовизуальное оборудование (ноутбук, компьютер, ЖК-телевизор, проектор, интерактивная доска)

Формы использование ИКТ в процессе развития и обучения детей раннего возраста

1. Презентации в PowerPoint/ Видео

2. Создание дидактических игр

3. Аудиозаписи бытовых, городских, транспортных шумов, голоса животных и т. д. с подтверждением картинкой

4. Картотеки предметных картинок, с использованием:

а) метода «Сиквейна»

б) метод «Сторителлинг»

5. Физкультминутки

6. Гимнастика для глаз

7. Фонотеку для режимных моментов

8. Фонотека на релаксацию и активизацию

9. Создание электронной библиотеки

  1.  Электронное портфолио

Слайды или видеофрагменты позволяют показать моменты из окружающего мира: например, идёт дождь, движение волн или рост цветка. Звук, движение или мультипликация привлекает надолго внимание, способствует повышению интереса к занятию, развивает память, воображение, творчество. Можно воспроизвести жизненные ситуации, которые сложно показать в повседневной жизни, воспроизвести звуки природы.

В наше время доступен обширный выбор ИКТ, педагоги стали для детей проводниками в мир новых, современных технологий. В нашем детском саду педагогические работники также активно используют ИКТ.

Можно выделить области применения ИКТ:

  • Создание развивающей среды
  • Непосредственная образовательная деятельность
  • Взаимодействие с родителями
  • Обмен опытом и знакомство с наработками других педагогов
  • Участие в различных конкурсах
  • Формирование картотеки дидактических игр
  • Картотека записей утренников, развлечений, НОД и самостоятельной детской деятельности
  • Тематический набор картинок

Анализ собственной и детской деятельности позволяет скорректировать собственную педагогическую деятельность, а также еще раз увидеть детскую активность, их ЗУН и выстроить несколько иную тактику при необходимости. Просмотр записей, их частей помогает детям актуализировать их знания о себе, детях группы, способствует развитию социальных компетенций в целом.

 Применение ИКТ реализуется мною на обще дидактических принципах:

- принцип активности

- принцип доступности

- принцип наглядности

- принцип систематичности и последовательности

- принцип развивающего обучения, дифференцированного подхода

- принцип воспитывающего обучения

- принцип интерактивности компьютерных средств

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, детско – родительские коммуникации не продолжительны во времени – это время подъема, путь в детский сад и обратно, вечерние два часа также посвящены решению бытовых проблем. Общение ограничиваются односложными ответами, носит эмоционально личностный характер. Эмоционально – деловой, по поводу общего дела, реже, соответственно констатируем уже на этапах раннего возраста задержанное коммуникативное и речевое развитие.  Для повышения речевого развития к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Одна из важнейших линий познавательно-речевого развития ребенка состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным.

Всё это может обеспечить информационно-коммуникативные технологии.

Продолжительность занятия с детьми раннего возраста не более 10 минут.

Пример занятий с использованием ИКТ в процессе образования с детьми раннего возраста

1)  метод «Синквейн» используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Алгоритм Синквейна похож на лесенку. К основным правилам составления Синквейна относятся следующие:

1 строка –ключевое слово (на нашем примере – это Машина)

2. строка –признак предмета (маленькая, красная)

3 строка –действие (стоит, едет, играть)

4 строка – предложение (машинка красная стоит на столе)

5 строка –слово – резюме (машинка)

2)  метод «Сторителлинг» - педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания. Цель Сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Например: Ребята, посмотрите, я встретила девочку, которая плачет, а давайте посмотрим, почему плачет, и далее начинаем вместе с детьми строить рассказ.

3)  Далее я хочу познакомить с  использованием ИКТ на примере непосредственной образовательной деятельности по теме «Домашние животные»

Цель: Познакомить детей группы раннего развития с новой формой занятия; повышение эффективности образовательного процесса за счет ИКТ.

На слайде мы можем показать полисенсорное воздействие сразу на несколько анализаторов: слух, зрение, кинестетики, что способствует более полному, быстрому и качественному запоминанию, восприятию объекта или предмета.

Детям предлагаю посмотреть на картинку «Домашние животные» в презентации Microsoft Power Point. Назвать животных, которые присутствуют на картинке. Далее предлагаю послушать реальные звуки, которые издают эти животные, затем попросить детей соотнести звуки животных и повторить, что способствует развитию речи и слуха.

Следует учитывать влияние гаджетов на зрительный анализатор, вследствие зрительного восприятия мигающего экрана пересыхает слизистая глаза. Провожу гимнастику для глаз: «Глазки закрыли, ресничками похлопали, глазки отдохнули».

Гимнастика для глаз с появлением бабочки, прослеживание за её движением, также снимает напряжение со зрительного анализатора.

С помощью программы Power Point создаю дидактическую игру. Занятие проводится в игровой форме.

Дидактическая игра «Кто лишний» (предлагается детям назвать животных и где они живут).

Дидактическая игра «Кто что ест?»

На картинке заяц, предлагается детям назвать каждый продукт и угадать, что есть зайчик.  Ребята, огурец зайчик есть? Правильно нет (щелчок мышки и огурец исчезает и т.д.).

Методическая разработка занятия «Волшебная капелька» в группе раннего возраста

(подготовила воспитатель в.к.к. Негодяева Т.М.

МДОУ детский сад №28 «Ласточка»)

Цель: формировать знания детей о воде.

Задачи:

1.Обучающие:

-стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.

2.Развивающие:

- развивать речевую активность;

- формировать у детей познавательный интерес к природе и к экспериментированию;

- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность и коммуникативные навыки детей.

3.Воспитывающие:

-воспитывать доброе отношение к природе, положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми;

- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Оборудование: компьютер, экран, колокольчик, емкость с водой по количеству детей, губки на каждого ребенка, зонтик для музыкальной игры, аудиозапись, солнышко – игрушка.

Ход занятия:

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

С добрым утром, солнце! Мы - проснулись!

Воспитатель: Кто это? На улице сейчас весна, ярко светит солнышко, тает снег, бегут ручейки

Он приглашает нас в путешествие. А вот куда, вы сейчас узнаете.

Закройте глазки и прислушайтесь.

Что вы услышали? (ответы детей).

Мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды и попадем мы в чудо-сказку про маленькую капельку.

-Жила-была маленькая капелька.

Слайд 3.

Где была капелька, там была и вода. А там,где была водичка всем было хорошо: и рыбкам

 (и цветам, и деревьям)

.Потому что их поливал дождик. Дождик – это много – много капелек.

- Сколько капелек(ответы детей).

Но вот однажды подул сильный ветер – ффффуууу. 

Как ветер дует (дыхательная гимнастика). И налетела тучка 

Посмотрите, из тучки капают капельки воды.

Воспитатель: И у нас есть тучки. Ребята, подойдите, пожалуйста, к столику.

- Что лежит в тарелочках? (ответы детей). Правильно, губки, и они очень похожи на тучки.

Сожмите её и посмотрите, течёт из тучки водичка или нет?

Из чего состоят тучки? Тучки состоят из капелек.

Воспитатель: Ребята, вы наверно устали? Давайте сделаем зарядку!

Физкультминутка: "Ой, Лады-лады"

«Ой, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся!»

А у нас опять засияло солнышко.

Стало тепло, тепло (дети протягивают ручки к солнышку).

Какое солнышко? (теплое, доброе, яркое, лучистое.)

 И капелька наша улетела в свою тучку.

Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик» (сл. А. Барто).

Рефлексия.

Воспитатель: А теперь, скажите-ка мне, кто приходил к нам в гости? Где живет маленькая капелька? Кому нужна водичка?

«Кому нужна водичка?

И рыбкам, и птичкам

И деревьям в лесу,

И цветочкам на лугу,

И котятам и тигрятам,

Даже маленьким ребятам.

Везде и всегда помогает нам вода!»

4. С помощью мультимедийных технологий, в игровой форме можно учить и закреплять цвета: например: позвать в гости художника и с применением презентации, раскрасить радугу и т.д.

Используя такие занятия, дети получают более полное, реальное представление об окружающем, при этом, не проводя много времени перед проектором. Я считаю, что использование ИКТ позволяет наиболее успешно и полно реализовать развитие детей, а также повысить эффективность образовательного процесса

    Взаимодействие с семьями

Первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Сайт детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.

Мини сайт педагога. На личной веб-странице размещаю консультационные материалы, возрастные особенности, советы, рекомендации.

Сотовая связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей. Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме.

Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. В группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылаю  текущую  информацияю: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду и др.

Видеокамеру используют воспитатели и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки, открытые занятия и др.)

 Применяя TV + DVD плеер +компьютер родители могут помочь воспитателю в создании коллекции познавательных фильмов и мультфильмов.

 Аудиомагнитофон сегодня есть в каждом доме.

 Воспитатель может дать рекомендации по использования аудиомагнитофонов для прослушивания сказок (сказкотерапия) и классической музыки (музыкотерапия).

 Порекомендовать использование записей «Звуки природы» для релаксации дома.

 Мультимедийные презентации.  Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления.

 Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного процесса.

 Использую  мультимедийную  презентацию во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий.

Создана группа в приложении на Watsape.Где размещаю фото и видео, занятий, мероприятий проводимых в группе.

Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

дети легче усваивают материал

быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

тренируется эффективность внимания и память;

пополняется словарный запас;

формируется тончайшая координация движений глаз;

воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;

развивается начало процесса воображения и творческих способностей;

создается база для формирования наглядно-образного мышления;

 развивается самостоятельность и формируются личностные характеристики

В заключение хочется добавить, что роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Защита здоровья ребенка.

    Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: желательно использовать упражнения для глаз.

   И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно – коммуникативные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Необходимо разумные использование данной технологии, в сочетании с традиционной подачей материала и обязательно основываясь на  основном виде детской деятельности – игре. А для  повышения ее интереса, активности и деятельности предлагаем вам в подарок картотеку мотиваций.

Спасибо за внимание

Список использованной литературы

1.Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:ТЦ Сфера, 2007

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.:ТЦ Сфера, 2007

4. Новые формы работы с родителями при подготовке ребенка к школе: сборник материалов семинара / Под ред. В.Е. Молодцовой, О.Г. Чеховских. – Самара, 2007

5. «Родитель – ребенок – педагог»: модели развития взаимоотношений / авт.-сост. В.Е. Ламплан, И.А. Желтикова. – Волгоград: Учитель, 2011  

6. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи.  https://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105 

7. И.И Комарова, А.В Туликов «Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании»

8. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс] // https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/sovremennye-innovacionnye-formy-raboty-s-roditelyami-vospitannikov-v-uslovii

9.Моторин В. В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Журнал «Дошкольное воспитание» Изд-во: ООО Дошкольное воспитание, № 11 - 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений»

 В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового к...

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...

Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...

Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».

Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно счи...

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...