Календарный план по теме"Осень" в старшей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Аширова Надия Харрясовна

Ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника старшей группы детского сада; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_nedelya_osen_ashirova.docx69.96 КБ

Предварительный просмотр:

Календарный план воспитательно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе № 6

Месяц      Сентябрь                                       Неделя     5                                               День     Понедельник                                                   Число  28

Тема: Осень

Итоговое мероприятие:  «Викторина «Все об осени»,  день проведения 02. 10.

Виды и формы деятельности по образовательным областям

Время в режиме дня

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное  развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Физическое  развитие

Утро

Свободное общение «Что нам осень принесла».

Цели: Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления и знания о времени года – осень.

Инд.р.Сравнение чисел 5 и 6 (счет

в движении).

Цель: развивать зрительное внимание.

Д/и «Это правда или нет?».

Цель. Развивать репродуктивное и творческое воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

Обыгрывание мини-сценки по стихотворению Н. Егорова «Листопад».

Беседа: «Береги природу»,

Цель: воспитание осознанно-правильного отношения к природе.

 «Культура поведения людей в природе», «Вот и осень наступила»

Лепка «Осенний натюрморт».

Цель: учить детей создавать объемные композиции; совершенствовать изобразительную технику (сам-но выбирать способ и приемы лепки)

Слушание музыкальных произведений на тему «Осень».

Утренняя гимнастика (см. картотеку).

Ц: совершенствование двигательных навыков.

П /и «Передай мяч»,

Ц: развитие ловкости . «Физминутка «Встанем, дети…», Е. Минкина . с. 16

 Прогулка

Наблюдение за кошкой

Цели: закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;

воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Загадка о кошке.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

Сбор урожая на огороде.

Цель: воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.

П/и «Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.

Индивидуальная работа

 Разв. движений.

Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь - вместе; одна вперед — другая назад).

Вечер

Рассматривание открыток, иллюстраций, пейзажей об осени.

Ц: Вызывать у детей желание рассматривать картины о природе.

Рассматривание картины «Труд людей осенью»

Инд.р.Составление рассказа из личного опыта «Что нам осень принесла»

Цель: Продолжать формировать знания детей о временах года, называть месяцы в определенной последовательности.

Ситуация:

«Прогулка в сказочный лес»- обсуждение опасных ситуаций.

С/р игра «Поездка на автобусе на природу осенью».

Д/и «Какого цвета осень»,

«Когда это бывает».

Слушание песни «Соловушка»

Побудить детей на основе игровой мотивации по своему желанию печатать листьями (11.с.26)

Гимнатика в постели после сна (см. картотеку).

Ц: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн .

П/игра, стимулирующая проявления детского творчества: «Кружатся листочки, ведут хоровод».

Работа с родителями

Изготовление атрибутов к осеннему празднику.

НОД

1. Коррекционно - развивающая образовательная деятельность (далее КРОД).

Источник. По плану логопеда.

Цель:

Оборудование: 

2. ФЭМП. Тема: «Ознакомление с понятием «прямоугольник».    Закрепление геометрической фигуры «квадрат».

Источник. Кн. Волчкова «Конспекты…Матем - ка», с.59.        

Цель: Развитие сообразительности, воображения, логического мышления, памяти; закрепление навыков счета до 10  

Оборудование: 

Для воспитателя: числовые карточки,

Для детей: тетрадь, ручка, карандаш, раздаточный материал; счетные палочки; полоски Кюизенера..

3. Музыка 10.25.

Источник. По плану музыкального руководителя.

Цель: 

Оборудование: 

Календарный план воспитательно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе № 6

Месяц  Сентябрь              Неделя  5                       День    Вторник              Число 29

Тема:  Осень

Итоговое мероприятие:  Викторина «Все об осени»,  день проведения 02.10.

Виды и формы деятельности по образовательным областям

Время в режиме дня

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное  развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Физическое  развитие

Утро

Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень».

Ц: Вызывать у детей желание рассматривать картины о природе.

Инд.р.Решение логических задач. 

Цель: развивать зрительное внимание.

Инд.р.Словесная игра «Доскажи словечко».

Речевая игра «Здравствуй, осень!» (Полякевич В.С., с.28).

Д/и «Лето - зима».

Цель: Продолжать формировать знания детей о временах года и называть их в определенной последовательности

Беседа «Как художник составляет натюрморт» (4, с.75)

Музыкально – ритмические движения

«Осень золотая»,

 муз. Г. Гусевой

Цель: Учить совмещать слова песни – хоровода и движения.

Утренняя гимнастика (см. картотеку).

Ц: совершенствование двигательных навыков.

П/И «Попади в кольцо»,

 Прогулка

Наблюдение за мать-и мачехой

Цели: продолжать знакомство с лекарственными растениями;

пополнять свой фитобар сбором лекарственных трав;

формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Повторить загадку.

Он и мачеха, и мать.

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

Сбор лекарственных растений.

Цель: пополнить фитобар детского сада 

П/и «Каких листьев больше?».

Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость. Индивидуальная работа

 «Прыгни дальше».

Цель: учить прыгать в длину с разбега.

Вечер

Рассматривание иллюстраций с изображением осени  в огороде.

Ц: Вызывать у детей желание рассматривать картины о природе.

Опыт: «Сравнение летних и осенних листьев» Граб Л.М. стр.77.

Цель: Совершенствовать исследовательские навыки  через опытно – экспериментальную деятельность.

Инд.р.Д/и: «Когда это бывает»,

Чтение стихов об осени.

Рассматривание иллюстраций  книг: Д.Крупская «Жёлтый листопад», А.Толстой «Осень», С.Козлов «Сентябрь», И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», И.Соколов-Микитов «Золотая осень».

Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе на природу осенью».

Цель: Продолжать формировать знания детей о временах года и называть их в определенной последовательности.

Инд.р. «Деревянные  брусочки» (постучать  по  ним пальцами).

Цель: учить придумывать  ритмический  рисунок  на  нетрадиционных  шумовых  и  музыкальных  инструментах,   

Гимнатика в постели после сна (см. картотеку).

Ц: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн.

Работа с родителями

Конкурс рисунков родителей и детей «Осенний лес».

НОД

1. КРОД

Источник. По плану логопеда.

Цель:

Оборудование: 

2. Аппликация.  Листочки на окошке: (витраж), (симметричная аппликация )

Источник. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в д/с. Старшая группа», с.56.

Цель: вызвать у детей желание создать композицию из листьев, поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать симметричную, обрывную и накладную).

«Осенние картины» Лыкова с.56.

Оборудование: незавершенное панно «Осенний натюрморт», пластилин, дощечки, салфетки, стеки.

3. Физическая культура.

Источник. По плану физкультурного руководителя.

Цель: 

Оборудование: 

Календарный план воспитательно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе № 6

Месяц Сентябрь                Неделя   5                 День Среда               Число 30

Тема: Осень

Итоговое мероприятие:  Викторина «Все об осени»,  день проведения 28. 09.

Виды и формы деятельности по образовательным областям

Время в режиме дня

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное  развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Физическое  развитие

Утро

Украшение уголка природы растениями и цветами, осенними листьями, овощами, фруктами.

Л.Г.Горькова «Сценариизанятий», с.21

Инд.р.Ситуация: «Прогулка в сказочный лес»- обсуждение опасных ситуаций.

Заучивание: Н.Сладков «Осень на пороге»;

С.Козлов «Сентябрь»;

Н.Рубцов, Хр.д/д/ст/в,с.330.

Ц: развитие навыков выразительного чтения, памяти и поэтического слуха у дошкольников

Игра – соревнование «Кто быстрее соберет»

 

Рассматривание картин с осенними пейзажами

В. Д. Поленова, И. С. Остроухова, [9, с. 14].

Рассматривание осенних и летних пейзажей. Ц: Сравнить, обратить внимание на изображение художниками сезонных изменений в природе.

Утренняя гимнастика (см. картотеку).

Ц: совершенствование двигательных навыков.

П \ игры на развитие выносливости: «Позвони в колокольчик», «Веселое путешествие»

 Прогулка

Наблюдение за муравьем

Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях;вызывать интерес к окружающему миру.

Беседа о муравье.

Он — работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Сбор урожая кабачков на огороде.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям.

П/ и «Один — двое», «Пройди бесшумно».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости). Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: воспитывать выносливость.

Вечер

 Сбор природного материала: листьев, шишек, семян.

Гербарий осенних листьев, семян, плодов.

Рассматривание репродукций картины В.Поленова,

« Осенний день».

Цели: Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления и знания о времени года – осень.

Инд.р.Д/и «Какого цвета осень».

Инд.р. «Помоги собрать урожай».

Задачи: Закрепить знания детей о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде;

Развивать умение различать плоды по месту их выращивания;

О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет», стр. 71

«Музыка  грома,  дождя». Цель: Учить придумывать  ритмический  рисунок  на  нетрадиционных  шумовых  и  музыкальных  инструментах (поиграть  на  шумовом  инструменте с  ключами   ритмический  рисунок  на  бубне).

Гимнатика в постели после сна (см. картотеку).

Ц: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн

Работа с родителями

Совместная экскурсия в лес с родителями и сбор осенних листьев.

1. Чтение художественной литературы. Г. Скребицкий «Осень».

Источник. Ушакова О.С., с.109, 236.

Цель: Воспитывать эмоциональное восприятие произведений живописи, учить передавать свои впечатления; обогащать словарь детей определениями; активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов; учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией свои чувства и впечатления.

Оборудование: Схемы по произведению, картина «Осень».

2. ФЦКМ. Тема: «Волшебница - осень»

Источник. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольника» стр 63.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника старшей группы детского сада; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Оборудование: Карточки с явлениями природы по временам по месяцам, карточки с изображением птиц,овощей, карточки с изображением трудовой деятельности людей, игра «Четвертый лишний».Слушанье «Времена года» П. И. Чайковского и А. Вивальди. Рисование «Золотая осень».

3. МУЗЫКА

Источник. По плану музыкального руководителя.

Цель: 

Оборудование: 

4. Социализация. Вынесенное. «Помоги собрать урожай».

Цель: Закрепить знания детей о том какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде. Развивать умение различать плоды по месту их выращивания. Воспитывать интерес и уважение к с/х труду.

Источник. О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет», стр. 71

Календарный план воспитательно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе № 6

Месяц Сентябрь                            Неделя  4                              День Четверг                  Число 01.10.

Тема: Осень

Итоговое мероприятие:  Викторина «Все об осени»,  день проведения 02.10.

Виды и формы деятельности по образовательным областям

Время в режиме дня

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное  развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Физическое  развитие

Утро

Инд.р.Д/и «Какого цвета осень», «Когда это бывает».

Цель. Развивать репродуктивное и творческое воображение, фантазию.

Д/у «Уложи горошину в стручок»,

Цель: учить детей ориентироваться  в пространстве

Свободное чтение

М.Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Хр.д/д/ст/в,

М.ф.ф., Хр.д/д/ст/в,7;

Инд.р.Игра  «Найди по эскизу». Книга: Курочкина «Дети и пейзажная живопись»с.129

Рассматривание произведений народного декоративно-прикладного искусства, в которых народные мастера используют растительный орнамент (листья, трава, цветы).

Ц: Показать значение профессии народных мастеров  в жизни человека..

Утренняя гимнастика (см. картотеку).

Ц: совершенствование двигательных навыков.

Мордовская нар. игра «Раю-раю»,

А.Кенеман «Детские подвижные игры разных народов», с.64

 Прогулка

Наблюдение за одуванчиком

Цели: продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

пополнить свой фитобар сбором лекарственных трав.

Сбор лекарственных растений.

Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.

П/и «Совушка».

Цель: учить действовать по сигналу.

«У оленя дом большой».

Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.

Индивидуальная работа

 «Смелые ребята».

Цели: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.

Вечер

Рассматривание репродукций картины И. Бродского  «Опавшие листья».

Инд.р.Рисование геометрических фигур по точкам; игры с природным материалам ( шишки, песок, палочки);

Цель: развивать зрительное внимание.

Панно «Осень» со съёмным материалом; картинки – исключения (что лишнее по временам года)

Слушание «Осень» муз. П.Чайковского

Цель: учить слушать музыку.

«Придумай натюрморт».

Цель: Упражнение в составлении различных композиций натюрмортов (на фланелеграфе).

Гимнастика в постели после сна (см. картотеку).

Ц: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн.

Работа с родителями

Сбор природного материала: листьев, шишек, семян и т.д

НОД

1.КРОД

Источник. По плану логопеда.

Цель:

Оборудование: 

2.ФЭМП. Тема: «Сравнение предметов по длине»

Источник. Кн. Новикова В.П. «Математика в детском саду» стр. 9

Цель: Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; учить увеличивать число на одну единицу.

Оборудование:

Для воспитателя: Мяч; набор геометрических фигур

Для детей: Квадрат (4*4 см); полоска-мерка (4*1 см);осенние листья.

1.Физическая культура

Источник. По плану физкультурного руководителя.

Цель: 

Оборудование: 

Календарный план воспитательно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе № 6

Месяц Сентябрь                                      Неделя      4                    День    Пятница                      Число 02.10

Тема: Осень

Итоговое мероприятие:  «Викторина «Все об осени»,  день проведения 02.10.

Виды и формы деятельности по образовательным областям

Время в режиме дня

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное  развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Физическое  развитие

Утро

Викторина «Все об осени».

Ц: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, закрепить представления о трёх периодах осени

Д/и «Покажи столько же»

Свободное чтение И.Мазнин «Осень», Ушакова, 2002, 86;

А.Плещеев «Осень»;

Н.Минский «Листопад»;

Ц: развитие, памяти и поэтического слуха у дошкольников.

Игра «Найди картину по модели (линии горизонта, формат картины)», Книга: Курочкина «Дети и пейзажная живопись», с.129

Пение «Урожайная».

Цель: Учить запоминать текст, закреплять умение передавать ритмический рисунок.

Утренняя гимнастика (см. картотеку).

Ц: совершенствование двигательных навыков.

П/и «Попади в корзину»

 Прогулка

Наблюдение за пауком

Цели:расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях;

формировать реалистические представления о природе.

Сбор семян.

Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.

П/ и «Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.

Индивидуальная работа.

Развитие движений.

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).

Вечер

Ручной труд из природного материала (семена арбуза, тыквы, семечек).

Цель. Развивать репродуктивное и творческое воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

Д/и: «Собери бусы», «Найди пару».

Рассматривание иллюстраций книг Л.Завальнюк «Времена года», О.Воронкова «Солнечный денек», А.Майков «Осеннее утро», С.Козлов «Сентябрь»,

Наблюдение за красотой и разнообразием цветов и оттенков в осеннем убранстве деревьев, кустарников (на прогулке).

Гимнастика в постели после сна (см. картотеку).

Ц: поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн

Работа с родителями

Совместный осенний праздник «Урожай собирай».

НОД

1.КРОД

Источник. По плану логопеда.

Цель:

Оборудование: 

2. Рисование «Осенние листья»

Источник. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в д/с. Старшая группа», с.50

Цель: учить детей рисовать натуры, передавая форму и окраску осенних листьев; познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге.

Оборудование: Акварельные краски, белые листы бумаги, палитры, кисточки, баночки с водой. Репродукции картинрусских художников. Коробка – посылка с листочками.

3. Физкультура на прогулке. Занятие 3

Источник. В.Г.Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке», стр.58

Цель: Учить детей подбивать волан ракеткой правой и левой рукой, упражнять в лазание по гимнастической стенке чередующимся шагом.

Оборудование: По одной стороне площадки поставить в ряд гимнастические скамейки, городки, воланы и ракетки.

4. Конструирование. Вынесенное. «Друзья – притворяшки»

Источник.        Л.А. Парамонова. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет стр.173

Цель: Закреплять умение детей анализировать природный материал как основу бедующей поделки, помогать детям увидеть разное в одном и том же материале, развивать творческую фантазию.        

Оборудование: Ветки, корни, сучки, шишки, листья, семена, косточки и др. пластелин.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты