Проект "Юные исследователи"
проект (подготовительная группа)

Тагирова Зульфия Сеферовна

Проект «Юные исследователи».

 

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
  2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.
  3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
  4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

 

Направление деятельности:

- Поисковая деятельность.

  • Опытно - экспериментальная деятельность.
  • Исследовательская деятельность.
  • Творческая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_issledovateli_2017.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма» МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

ул. Набережная им. Оруджева С.А., д.58, г. Надым, Ямало – Ненецкий автономный округ, 629730

тел/факс:8(3499)52 – 52 – 10; 52 – 43 – 94,Е-mail: rodniknadym@mail.ru ОКПО 90908588,ОГРН 1118903001304,ИНН/КПП 8903031357/890301001

Познавательно-исследовательский проект:

«Юные исследователи»

Выполнила: воспитатель

Тагирова З.С.

Надым 2017г.

Проект «Юные исследователи».

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
  2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.
  3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
  4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Направление деятельности:

- Поисковая деятельность.

  • Опытно - экспериментальная деятельность.
  • Исследовательская деятельность.
  • Творческая деятельность.

Срок реализации проекта: долгосрочный, 1 год.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель.

Актуальность.

Опытно-экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Опытно - экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность,

формирование элементарных математических представлений.

Гипотеза: мы предполагаем, что если систематически и последовательно использовать экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемые результаты:

У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в проведении опытно-экспериментальной деятельности. Расширяется кругозор, запас знаний. У родителей повысится уровень компетентности в вопросах детского экспериментирования. У педагогов повысится теоретический опыт и профессионализм,

внедряются современные формы и методы работы по экспериментальной деятельности дошкольников.

Реализация проекта

  1. Подготовительный этап.

Анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

  1. Основной этап.

  • Скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды;
  • разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия;
  • осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знаний об окружающем мире.

  1. Заключительный этап.

Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.

Комплексно – тематический план работы по проекту «Юный исследователь»

Сентябрь.

Тема, цель

Вид деятельности

Выводы и примечания

Тема: «Почва».

Экспериментирование с

Опыт: раздели слои почвы.

Цель: уточнить состав и

почвой.

Вывод: почва состоит из

значение почвы.

Образовательная

крошечных кусочков

ситуация.

разрушенных или стершихся

Экспериментирование на

камней, перемешанных с

прогулке.

остатками умерших растений.

Тема: «Песок, глина –

Экспериментирование с

Дети называют сходства и

наши помощники».

песком и глиной.

различия между песком и глиной.

Песочные часы.

Образовательная

Вывод: песок сыпется, а глина

Цель: уточнить

ситуация.

нет.

представления о

Экспериментирование на

песок может двигаться

свойствах песка и

прогулке.

глины познакомить с

песочными часами.

Октябрь

Тема, цель

Вид деятельности

Выводы и примечания

Тема: «Части тела человека».

Цель: выяснить из каких частей и органов состоит тело человека.

Образовательная ситуация.

Дидактическая игра.

Дети называют части тела и органы. Вывод: все части тела и органы выполняют различные функции.

Тема: Чувства.        Цель: познакомить с органами чувств и их функциями.

Образовательная ситуация.

Прослушивание аудиозаписей.

Дидактическая игра

Экспериментирование Опыт: «Узнай на вкус».

Дети называют функции органов чувств. Вывод: все органы чувств взаимосвязаны и выполняют необходимые для

жизнедеятельности функции.

Ноябрь

Тема, цель

Вид деятельности

Выводы и примечания

Тема: «Мир ткани». Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация

Конструирование Дидактическая игра

Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду.

Тема: «Мир бумаги». Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная), формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация

Беседа

Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее.

Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить.

Декабрь

Тема, цель

Вид деятельности

Выводы и примечания

Тема: «Путешествие в мир стеклянных вещей». Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого

делают предметы.

Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация- экспериментирование

Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется.

Тема: «Металл и пластмасса».

Цель: помочь определить свойства металла и пластмассы, изделий из металла и пластмассы.

Экспериментирование с предметами

Опыт: «Тонет, не тонет».

Вывод: металлические предметы тяжелые, а пластмассовые легкие.

Январь

Тема, цель

Вид деятельности

Выводы и примечания

Тема: «Какая бывает

Экспериментирование с

Вывод: вода – это жидкость

вода?»

водой

прозрачного цвета, без запаха, не

Цель: уточнить

Опыты: «Какая вода»,

имеет вкуса.

представления детей о

«Вода-растворитель»,

свойствах воды:

«Фильтрование».

прозрачная, без запаха,

Дидактическая игра

имеет вес, не имеет

собственной формы, вода-

растворитель.

Тема: «Снег, лед». Цель: показать зависимость состояния воды от температуры

воздуха, выявить свойства снега

Опыты со снегом Образовательная ситуация Наблюдение на прогулке

Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед, снег

бывает мокрый, липкий, рассыпчатый.

Февраль

Тема, цель.

Вид деятельности.

Выводы и примечания.

Тема: «От зародыша до взрослого растения».

Цель: закреплять представления о растениях, органах

Наблюдение за жизнью растений Образовательная ситуация

Опыт: «Движение воды по

Рассматривание схемы строения растения.        Опыты: движение воды по растению, испарение воды. Вывод: растение дышит, питается, размножается.

растений и их функциях.

растению».

Тема: «Жизнь растений».

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений и

выявить значение тепла, влаги и света для роста растений.

Наблюдение за жизнью растений

Образовательная ситуация

– экспериментирование

Опыты: «Колпак»,

«Лабиринт».

Дети под руководством

воспитателя наблюдают за тремя растениями, одно из которых находится на свету и поливается, другое - без воды на свету, а третье – без воды и света. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте, растение без воды жить не может.

Март

Тема, цель.

Вид деятельности.

Выводы и примечания.

Тема: «Воздух».

Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать

желание заботиться о чистоте воздуха,

формировать

представление о том, что ветер – это движение воздуха

Экспериментирование с воздухом.

Образовательная ситуация.

Наблюдение на прогулке за ветром.

Опыты: «Почему не тонет?», «Надуй шарик»,

«Буря в стакане».

Вывод: воздух может быть чистым и грязным

Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.

Определить силу ветра с помощью флюгера.

Тема: «Термометр и

Экспериментирование с

Выводы: температуру измеряют с

температура».

предметами

помощью термометра.

Цель: Познакомить с

Образовательная ситуация

понятием «температура»;

формировать

представление о приборе

для измерения

температуры –

термометре.

Апрель

Тема, цель.

Вид деятельности.

Выводы и примечания

Тема: «Магнит и его свойства».

Цель: познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о

предметах, взаимодействующих с

Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация

Опыт: «Собери металлические предметы».

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из

различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет, который

взаимодействует с магнитом, а знаком

магнитом, об их существенных признаках, выявить особенность взаимодействия двух

магнитов: притяжение и отталкивание

Чтение художественной литературы

«-» - которые не взаимодействуют с магнитами.

Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов.

Тема: «Компас».

Цель: сформировать

представления о компасе, учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток.

Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация

Опыт на прогулке

Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

Май

Тема, цель

Вид деятельности

Выводы и примечания

Тема: «На орбите». Цель: установить, что удерживает спутники на орбите, развивать у детей элементарные

представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение

Земли.

Земля. Космос.

Опыт: «День - ночь». Образовательная ситуация

Вывод: когда предметы крутятся, они не падают.

Презентация проекта

«Юные исследователи»

Работа с родителями:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности

ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Экспериментируем дома».

  1. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
  2. Наглядная информация.
  3. Обмен опытом.

Используемая литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом:

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина (отв. Ред.). М.ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

  1. Иванова И.А. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Человек- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  2. Веракса Н,Е., Галимов О.Р., «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» - Москва: Мозаика-синтез 2016.
  3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е., «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Санк-Петербург Детство-Пресс 2011.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
  5. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
  6. Большая энциклопедия для дошкольника. – В. Лаптева, И. Лебедева, перевод, 1998 – ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...