Проект по патриотическому воспитанию «Моя малая родина- город Лесосибирск».
проект (старшая группа)

Девятловская Наталья Анатольевна

Материалы по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx28.94 КБ
Файл prilozheniya_k_proektu.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому направлению развития детей

№10 «Кораблик» города Лесосибирска»

(МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»)

СОГЛАСОВАНО:

Старший воспитатель

И.Н. Минибаева __________

Проект по патриотическому воспитанию для детей старшей группы. Тема: «Моя малая родина- город Лесосибирск».

                                                                    «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над           землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к своей Родине».

                                                                                                                         В.А.Сухомлинский.

                                                                                      Выполнила:

                                                                                     воспитатель

                                                                                                   Девятловская Н.А.                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                     

г.Лесосибирск, 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение.

1.1. Актуальность  темы по патриотическому воспитанию.

1.2. Цели и задачи патриотического воспитания дошкольников.

2. Этапы реализации проекта.

3.Список используемой литературы.

4. Приложения.

Введение в тему проекта:

В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к семье, где ребёнок растёт, уважение к обществу, в котором находишься, к традициям и истории своей страны, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка. В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны постепенно вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, малая Родина. Чувство патриотизма многогранно: любовь к своей семье, к родным местам, к своему городу и краю, гордость за свой народ, за его культуру.

Актуальность проекта:

 К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать новый импульс духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, городу, краю, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Воспитание уважения и любви к родному городу является важнейшей составляющей нравственно- патриотического воспитания. И чтобы воспитать патриотов своего города надо его хорошо знать.

Идея проекта:

Познакомить детей с родным краем и родным городом: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края и города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Новизна проекта:

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ. Но сейчас важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. Поэтому возникла необходимость изменить традиционные формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края и взять идею использовать такой вид современных технологий как проектная деятельность и создать проект под названием: «Моя малая родина- город Лесосибирск».

Проблема проекта:

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края, города.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. Формирование мира и межличностных отношений.

Цель проекта:

дать детям знания о родном городе и крае, развивать чувство гордости за регион проживания, желание сохранить его чистым и красивым; воспитание гражданских чувств, чувства любви к родному городу и родному краю.

Задачи проекта:

  • Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
  • Развивать чувство ответственности и гордости за свою малую родину.
  • Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Знакомить детей с символами города (герб, гимн), историей создания, достопримечательностями, промышленными объектами, их вреде и пользе для города;
  • Расширить представление детей о флоре и фауне города и края, о Красной книге Красноярского края, о реках и озерах Красноярского края;
  • Познакомить с творчеством местных поэтов, писателей и художников;
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  • Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям, проживающим на территории нашего города и края.
  • Развивать инициативу ребёнка, его творческие способности.

Принципы решения задач проекта:

1.Принцип позитивного центризма (отбор знаний, актуальных возрасту ребёнка)

2.Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю и городу.

3.Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

4.Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй воспитанников группы.

Вид проекта: творческий, образовательный.

Тип проекта: информационно-просветительский, практико- ориентированный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

По количеству участников проекта: групповой.

Образовательные области развития в проекте: социально- коммуникативная, познавательная, речевая, художественно- эстетическая, физическая.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители.

Срок реализации проекта: 2-я и 3-я неделя февраля.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный.  Сбор и анализ информации, создание предметно- развивающей среды группы, приобретение художественной, методической литературы, дидактических игр и наглядных пособий. Составление перспективного плана работы по реализации проекта по патриотическому воспитанию с воспитанниками и родителями группы (см.Приложение №1 и №2).

2.Основной.  Проведение НОД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.

3.Заключительный. Оценка результатов.

Необходимые условия реализации проекта:

  1. Интерес детей и родителей;
  2. Методические разработки,
  3. Интеграция образовательных областей.

Предполагаемые результаты:

  1. Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
  6. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.

Гипотеза:

Проживая в определенном городе, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям общественной  жизни и отражать свои впечатления в разного рода продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Работа по реализации проекта ведётся в 2-х направлениях:

1. Работа с детьми;

2. Работа с родителями;

Для реализации проекта был составлении перспективный план по патриотическому воспитанию с детьми и родителями на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса,  Т.С,Комаровой,  М,А,Васильевой

В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей использовались следующие формы работы:

*НОД;

*исторические материалы;

*совместную деятельность взрослых и детей;

*чтение художественной литературы;

*игры, досуги, развлечения;

*изодеятельность, конструирование;

*ознакомление с пословицами и поговорками

Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:

*участие в конкурсах творческого мастерства;

*консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;

Достигнутые результаты:

1. Повысилась познавательная активность детей;

2. Повысился уровень социализации детей: дети являются активными участниками конкурсов творческого мастерства, социальной акции;

3. Повысилась активность родителей по воспитанию патриотизма у детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.А.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Василевой М.  Мозаика-Синтез 2011г.

2.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.

3.Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.

4.С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.

5.Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.

6.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г.



Предварительный просмотр:

Приложение №1.

Перспективный план работы по патриотическому воспитанию с воспитанниками старшей группы.

Дата проведения

Тема мероприятий

Цель мероприятий

Виды деятельности:

10.02

«Моя семья»

Формировать представление о мире семьи, обобщить эмоциональный опыт семейных отношений, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи, воспитывать привязанность к семье.

1.Беседа в утреннем круге: «Что такое семья, родня».

2. Заучивание стихотворения Я.Акима «Моя родня», чтение стихотворения Я Акима «Кто кому кто».

3. СР/ игры «Семья».

4. Создание альбома «Выходные дни моей семьи», используя фото.

5. НОД по ИЗО «Моя семья».

6. НОД по развитию речи: Составление рассказа по темам: «С кем я живу?», «Мои мама, папа, бабушка, дедушка».

7. Познавательная беседа: «Состав семьи: ближние и дальние родственники», «Работа моих родителей».

8. Д/и «Моя семья, моя родословная».

9. Отгадывание загадок по темам: «Кто кому приходится», «Родной дом».

10. Чтение художественной литературы: рассказа Ю.Яковлева «Мама»

11. Пальчиковая гимнастика: «Веселая семейка».

12. Динамическая пауза: «Папа, мама, я- дружная спортивная семья».

.

11.02

«Моя малая родина- Лесосибирск. Его многонациональные жители».

Продолжить знакомство с понятием «малая родина». Познакомить детей с историей создания города, символикой города, названием районов, микрорайонов и улиц города, стихами и песней о родном городе. Познакомить с национальностями, проживающими в городе.

  1. Беседа в утреннем круге: «Что ты знаешь о малой родине?».
  2. Чтение и заучивание отрывка стихотворения «Я живу в Сибири, в Красноярском крае».
  3. НОД Аппликация. Коллективная работа: «Мой город: дома и улицы Лесосибирска».
  4. СР/игра «Мой дом».
  5. Познавательные беседа: «Многонациональный Лесосибирск».
  6. Моделирование из конструктора Лего- «Любимый район города: дома и здания».
  7. Демонстрация презинтации «Мой Лесосибирск».
  8. Прослушивание и заучивание песни «Лесосибирск».
  9. Чтение художественной литературы: стихотворение Пляцковского «Моя малая родина».
  10.  Д/и «Четвертый лишний» (на знание районов и улиц города).
  11.  Свободная деятельность по изо: «Нарисуй дом своей мечты».

12.02

«Достопримечательности города Лесосибирска»

Познакомить с достопримечательностями нашего города, закрепить знание памятников архитектуры, их название и местоположение в городе.

  1. Беседа в утреннем круге: «Какие памятные места в городе ты посещал?».
  2. Заучивание песни «Лесосибирск».
  3. Ситуативный разговор: «Что такое памятники?»
  4. НОД Детство с родным городом. Просмотр презинтации: «Памятные места Лесосибирска».
  5. Д/и «Найди лишнее» (памятники города).
  6. Чтение художественной литературы: рассказа С. Баруздина «Здесь будет город».
  7. Рассматривание альбома «Достопримечательности города Лесосибирска».
  8. Создание рисунков на выставку: «Город моей мечты- Лесосибирск».

13.02

«Экологический досуг: растительный и животный мир Красноярского края»

Развивать интерес и любовь к родной природе, её красоте, формировать бережное отношение к природе и всему живому. Продолжить знакомство с Красной книгой Красноярского края: редкими животными и растениями.

  1. Беседа в утреннем круге: «Друзья сибирского леса».
  2.  Познавательные беседы: «Растительный мир Красноярского края», «Животный мир Красноярского края», «Красная книга Красноярского края».
  3. Создание макета «Красная книга Красноярского края».
  4. Д/и «Отгадай животного по его описанию».
  5. Д/и «С какого дерева листок».
  6. Упражнения по мнемопластике «Деревца качаются, елочки стоят».
  7. Д/и «Растения сибирского леса».
  8. Конкурс «Самый умный»: отгадывание загадок о животных, птицах, грибах, ягодах, деревьях, растущих в нашем крае.
  9. Составление экосказки о родном городе.
  10. Рассматривание альбома «Животные Красноярского края», «Растения Красноярского края».

14.02

Почетные жители нашего города

Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими наш город (поэтами, писателями, администрацией города), воспитывать уважение к выдающимся людям, вызвать желание быть полезным своему городу.

  1. Беседа в утреннем круге: «Чем я могу быть полезен своему городу».
  2. Знакомство с поэзией лесосибирских поэтов (на выбор). Чтение стихотворений.
  3. Познавательная беседа: «Выдающиеся люди города», «Художники нашего города и их работы».
  4.  Д/и «Закончи предложение», «Угадай по портрету».
  5. Викторина «Знаток Лесосибирска».
  6. НОД Аппликация. «Валентинка для моей семьи».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию детей старшей группы

Формы работы

Содержание работы

Сроки проведения

1. Привлечение родителей к участию в деятельности группы

  1. Семейные проекты: создание рисунков на тему: «Моя семья», предоставление семейных фото в группу.
  2. Участие в изготовлении поздравительных открыток к 45-ю города Лесосибирска.

10.02- 14.02.20г.

Педагогическое просвещение родителей

1. Наглядная педагогическая информация

  1. Тематические выставки:
  • "Наш город Лесосибирск";
  1. Памятки для родителей:
  • "Растим патриотов".
  1. Выставки детских работ;
  2. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

10.02- 14.02.20г.

2. Консультирование

1. «Что такое патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: современные подходы»;

2. «Воспитание любви к родной природе- залог процветания нашего города и края»;

3. Консультация по вопросам родительского конкурса «Поздравительная открытка к юбилею города».

10.02- 14.02.20г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию "Моя малая родина"

Актуальность темы:Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нр...

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию : "Моя малая родина - город Щелково".

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.Задачи:  Расширить представление детей о Родине малой и большой. Закрепить знания детей об историческ...

Проект по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»

Проект по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»(младшая группа МБДОУ №26) Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой растемИ березки у дороги,По которой мы идемЧто мы Родиной зовем?Солнце в...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - Керчь"

Цель: Воспитывать интерес, любовь и уважение к родному городу, чувство патриотизма, гражданственности....

Презентация к проекту по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

Данная презентация предназначена для проведения НОД по познавательному развитию в средней группе....

Проект по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» в старшей группе «Ромашки»

Проблема: дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности....

Проект с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая родина- город Никольск»

Проект с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию«Моя малая родина- город Никольск»Составила: воспитатель Черных И. Ю.Тип проекта: познавательный...