НОД в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

НОД на тему "Жостовские мотивы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhostovo.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Конспект

                 непосредственной образовательной деятельности  

               на тему «Искусство Жостова»

                         для старшего дошкольного возраста

             Ирхина Г. В.. педагог дополнительного образования

                                          г. Кропоткин  

Цель: Знакомство с традиционным русским художественным промыслом - «Жостовская роспись».

Задачи:

Образовательные: : Расширить знания детей о народных промыслах России

Развивающие: Развивать интерес к истории нашей Родины, желание узнать новое через посещение музеев. Развивать навык общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:  Воспитывать бережное отношение к произведениям народного творчества - музейным экспонатам, культуру поведения в музеях, воспитывать уважительное отношение к культурным традициям нашей страны, интерес к народным промыслам России.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практический, вопросы к детям, активизация словаря, индивидуальная работа.

Материалы и оборудование:

Ход деятельности

 Недалеко от Москвы, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.

Яркие, крупные и сочные цветы в окружении листвы.

В начале ХIХ в. На Руси получил широкое распространение заморский напиток - чай. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изготавливать самовары. Неприменным участником чаепития стали подносы. (Показ презентации «Жостово», особенности жостовской росписи.) Форма подносов самая разнообразная - это и шестиугольные и восьмиугольные и даже треугольные подносы. Фон подносов не только чёрный, а красный, зелёный, бордовый, синий, бирюзовый, оранжевый. А теперь мы как настоящие мастера умельцы изготовим свой поднос, для начала мы выберим какой он будет формы, и раскрасим, сделаем фон.

Зародившийся в далёкие времена промысел не забыт, не исчез. Он живёт до сих пор.

Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых, металл теперь не куют, а прессуют, красками пользуются другими, но самое главное сохранилось – ощущение праздника и радости от работы мастера. Люди радуются, покупая красочные подносы с жостовскими букетами, дарят друзьям, знакомым.

(Показ этапов росписи жостовских подносов.).

Роза - королева цветов. Её художник изображает в центре, лепестки переливаются множеством оттенков, но не сразу на подносе появляется такой красивый цветок. О том какой интересный и длительный путь совершает изображение розы, прежде чем предстать в жостовском букете, вы сейчас и увидите. Ребята подойдите все ко мне. Воспитатель наглядным образом объясняет и показывает роспись цветка.

Прежде чем художник начнёт расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он чёрный, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым. От первого прикосновения кисти, насыщенного белилами и красным цветом на поверхности подноса возникает бледный силуэт крупного цветка. В нём ещё нет лепестков, объёма, здесь я обозначила место, где будет распускаться наша роза. Первые мазки в росписи, называются замалёвок. Но в таком состоянии цветок долго не останется.

Следующий слой в жостовской росписи называется «тенёжка». На этом этапе я беру красный цвет для цветка и прозрачным слоем накладываю тени. И почти закрыт белёсый подмалёвок.

Прокладка – самый ответственный этап жостовского письма. Здесь уточняется, высветляется форма цветка. Лепестки розы становятся тонкими, изящными. Я беру насыщенный, яркий цвет, смешанный с белилами.

Теперь, когда роза почти ожила, я смешиваю на палитре, розовый и белила и наношу блики.

Теперь я беру тонкую кисть и насыщаю её светлой краской и делаю в центре розы семенца. Этот этап называется – привязка, так же можно нарисовать прожилки у листиков, усики, завитки. Таким образом, букет вживается в поднос.

Практическая часть. Предложить выбрать поднос, любой формы и раскрасить его, выбрав цвет фона. После выбора подноса начинаем продумывать какой будет основной цвет. А подносы разнообразны в цвете, ещё раз вспомним и посмотрим (показ иллюстраций разных по цвету подносов). Выбрали фон подноса, теперь берём большую кисть, так как поднос у нас большой, широкий, и всю поверхность закрываем цветом. Работаем кистью живо, смело, закрашиваем все места, чтобы не было пробелов. Цвет кладём на поверхность понасыщеннее, поярче.

Наше путешествие в село Жостово подошло к концу.

Ребята давайте теперь ответим на вопросы, что мы узнали на сегодняшнем занятии. Откуда произошло название Жостово? Откуда появилась Жостовская роспись? Какой формы бывают подносы? Какие цветы изображены?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят красоту. Труд и талант народных умельцев придаёт величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...