Сообщение с презентацией "Приобретение социального опыта посредством театрализованной игры" детьми старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)

Ломакина Юлия Викторовна

Просмотрев презентацию в виде видеоролика вы окунетесь в мир театрализованных игр  нашей группвы. Театрализованные игры бывают режиссерскими и играми- драматизациями, которые могут быть одновременно играми-экспромтами.Можно познакомиться с любимыми играми наших детей: "Продолжи сказку", "Ожившая картина", "Стань героем сказки", "Приключения в пути". Все эти игры усат детей общаться, находить выход из трудных жизненных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizatsiya.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

____________________________________________________________________________________________________________________

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru

   

Сообщение  с презентацией

«Приобретение социального опыта посредством театрализованной игры»

детьми старшего дошкольного возраста

        

Воспитатель: Ломакина Ю.В.

г. Электрогорск – 08. 2020

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы в него класть столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».                                                                                        

                                                                                                                            К. Станиславский

 Театрализованная игра – творческая игра, представляющая собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения изменённые детской фантазией – сюжетом игры.

  Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм в детском саду относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму.

Некоторые авторы выделяют еще третью группу театрализованных игр - это игры - экспромты.

  Для чего при работе с детьми нам необходимы театрализованные игры? Во время родительского собрания я проводила опрос «Для чего ребенку нужен детский сад?». Большинство родителей ответили: «Для общения». Умение общаться, играть со сверстниками и взрослыми, при этом уметь выходить из проблемных ситуаций, получать и делиться информацией, интересоваться другими, проявлять себя, развивать чувство эмпатии, сочувствия, взаимопомощи,  уметь справляться с эмоциями, уметь думать, находить и предлагать свои варианты выхода из конфликтных ситуаций и предлагать сюжеты развития игры – всему этому можно научиться во время театрализованных игр.

     Ребенку нравится играть, особенно со сверстниками. Но присмотритесь к малышам, играющим самостоятельно. Их лица напряжены, серьезны, не видно улыбок, не слышно смеха. Да и не удивительно. Ведь дети в игре подражают взрослым. А какими они видят нас? Дети видят нас чаще всего озабоченными, спешащими, занятыми делом — ответственным, важным, нужным людям. Дети хотят походить на взрослых. И эту похожесть на взрослых, которая заложена в них природой, они осваивают в игре. Для этого хорошо подходят театрализованные игры. Поучительный сюжет интересного детского литературного произведения или просто выдуманная детьми сказка с добрым концом – все это поможет ребенку «прорепетировать», «прожить» маленькую жизнь, приобщиться к законам человеческого общества, а впоследствии успешно пройти социализацию, занять свое достойное место в обществе, реализоваться и вырасти счастливым и востребованным человеком. Для этого хорошо подходят театрализованные игры.

 Для чего???

  В своей работе я часто использую различные варианты театрализованных игр. Хочу предложить вашему вниманию самые любимые детьми.

  Первая игра для детей старшей и подготовительной группы называется «Продолжи сказку» (сочетает драматизацию и экспромт). Эту игру можно использовать во время режимных моментов на улице, сидя на веранде (например, когда идет дождь) и в группе во второй половине дня. Воспитатель предлагает детям придумать начало сказки  ( «Жили - были…», «Однажды…», «Давным – давно…», «В одном царстве - государстве…»…). Тот ребенок, который первым предложит начало сказки,  называет первых героев, например «Жили - были старик со старухой».  Самое главное, воспитатель каждый раз уточняет «Какие?». Ребенок уточняет словесно и пытается изобразить. Цель этой игры – этот развивать речь, фантазию, творческие способности, воспитывать умение уважительно слушать сверстников и  контролировать свое поведение. Важное условие всегда должно соблюдаться: сказку сочиняем только добрую и в конце ее быстро повторяем также по очереди.

   Вторая игра называется  «Ожившая картина». Например, воспитатель предлагает детям подготовительной группы оживить картину «Зайцы в зимнем лесу».

Цель: научить детей как бы входить в картину, тем самым ярче понимать замысел художника, учиться описывать сюжетные картины.

Материал: Белая ткань ( снег), желтая ткань ( стог сена), маски совы и двух зайцев, сюжетная картина «Зайцы в зимнем в лесу» Федотова В.Ф.»                                              

Персонажи: два зайца, сова, стог сена, снег.

Ход: Дети, используя приготовленные заранее атрибуты, «оживляют» картину описывая своих персонажей и взаимодействуя между собой.

 Дети могут задавать героям картины вопросы, например: «Заяц, расскажи нам о себе?» или «Зайцы, вы спаслись от совы?». В ходе игры, дети задали вопрос зайцам: «А вы братья?», сове: «Сова, а ты кого-нибудь поймала?», снегу: «А ты поможешь зайцам убежать от совы, заметешь следы, устроишь метель?». Дети «вживались» в картину, переживая за каждого персонажа.

  Третья игра «Стань героем сказки». Воспитатель читает детям литературное произведение ( можно использовать и просмотр мультфильма из фонда Союзмультфильм), а затем предлагает перевоплотиться в героев и пересказать сказку, используя свою фантазию.

Цель: научить детей лучше понимать смысл литературных произведений, уметь пересказывать близко к тексту, лучше понимать поступки героев, на их примерах учиться справляться с проблемными ситуациями межличностного общения. Пример: театрализованная игра по сказке Михаила Пляцковского «Как утенок Крячик свою тень потерял».

Персонажи: куклы Би-ба-бо утенок, козленок и утенок, «Тень» ( из черного картона), «Тучка» (синий картон), «Солнце» ( желтый картон, на котором с одной стороны нарисован грустный смайлик, с другой веселый).

Материал: Театральная ширма, музыкальное сопровождение – заставка в начале и в конце игры (ноутбук с записью мелодии ).

Ход: Дети изображают голосом,  выбранных кукольных персонажей, и разыгрывают близко к тексту сказку об утенке. По окончании спектакля дети делают вывод, почему с друзьями лучше, чем с тенью.

  Необходимо понимать, что театрализованные игры обычно нуждаются в серьезной подготовке. Этим они схожи с сюжетно - ролевыми играми. Как, например, в сказке про Крячика,  с детьми проводилась беседа о дружбе, дидактические речевые игры «Угадай по описанию», «Назови какой?» по пополнению и активизации словаря качественными прилагательными, была прочитана книга М.Пляцковского с рассматриванием иллюстраций Сутеева, был просмотрен мультфильм по этому произведению, проведено занятие по лепке и рисованию («Дымковский козлик», «Цыпленок и утенок на траве»).

  Предложенные вашему вниманию игры соединяют в себе элементы режиссерской игры, игры - драматизации и игры с элементами импровизации.  

Я заметила, что в результате использования мной разнообразных театрализованных игр дети стали лучше общаться друг с другом, стали лучше понимать взаимоотношения между людьми, стали лучше контролировать свое поведение, уважать друг друга, ценить дружбу, любовь, заботу. Дети стали быстрее находить выход из проблемных ситуации, меньше конфликтуют, учатся быть добрыми, внимательными. У детей расширяется словарный запас, одновременно развиваются творческие способности. У детей развиваются личностные качества: самостоятельность, самооценка, усвоение нравственных норм.

  В современном мире, когда люди сталкиваются проблемами самоизоляции и компьютеризации, главным дефицитом становится дефицит общения. Дети, которые только учатся общаться, особенно нуждаются в таких играх как театрализованная игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное и ненавязчивое педагогическое средство. Эти игры доступны детям и дома. Освоив одну театрализованную игру, дети сразу создают другую ( по подобию). Так дети нашей старшей группы сразу «взялись» за известные сказки «Красная Шапочка», «Два жадных медвежонка», «Волк и Лиса». Дети могут играть в эти игры не только в саду, но и со своими родителями, братьями и сестрами.

Четвертая игра «Приключения в пути».

Цель. Закреплять знание правил дорожного движения и поведения на улице; формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках, а также пользоваться пассажирским транспортом. Воспитывать желание научить этому младших детей, своих друзей. Формировать художественно-речевые исполнительские умения и развивать способность к творческому перевоплощению.

Персонажи. Ведущий, водители, пассажиры, старушка,  доктор Айболит, котенок, инспектор ГИБДД, продавец, почтальон.

Материал. Светофор, атрибуты для милиционера, дорожные знаки (уже знакомые детям дорожные знаки, а также новые: «Место стоянки», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Осторожно — Дети»), машины легковые, грузовые и специального назначения. Персонажи, вырезанные из картона для фланелеграфа или для настольного театра. Атрибуты, декорации (их можно изготовить с помощью плакатов о правилах дорожного движения). Призы (изображения овощей, фруктов, сладостей).

Ход игры. В игре используются два сюжета: 1) путешествие по автотрассе, вдоль которой размещены дорожные знаки и населенные пункты; 2) поездка по улице города. В ходе игры возникают различные проблемные ситуации, например, поломка колеса,…

По ходу действия меняется фон: выставляются дорожные знаки, деревья, кусты, персонажи

Использованная литература:

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду/-М.:ТЦ Сфера, 2006.-134с.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1991г.-127с., ил.
  3. Буре Р.С. Социально- нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет.- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012.-80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Обощение опытом "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРУДА В ПРИРОДЕ"

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированн...

Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»

Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения. Данный материал презентует опыт работы воспи...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи посредством театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»

Форма проведения: круглый стол.Цель: Повышение родительской компетентности в вопросе развития связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельностьЗадачи:1. Информирование  р...

Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений

Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упрежнений...