Главные вкладки

    Социальное партнерство как ресурс государственного общественного управления в дошкольном образовательном учреждении в период инновационной деятельности.
    статья

    Таким образом, социальное партнерство ДОУ как ресурс государственного общественного управления способствует дальнейшему развитию дошкольного учреждения, совершенствованию вариативных форм дошкольного образования, учету потребностей семей воспитанников, развитию партнерских отношений с родителями, укреплению кадрового потенциала ДОУ, удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех участников образовательных отношений, повышению уровня воспитательно – образовательного процесса, созданию коллектива единомышленников,  обеспечивающего формирование социального здоровья воспитанников в едином образовательном пространстве «ДОУ – семья – социум».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_formirovanie_nravstvennyh_kachestv.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У

    СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ЗНАКОМСТВА С

    ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

    И.М. Гриневич, кандидат педагогических наук, доцент,

    заведующий кафедрой дошкольного образования

    СКИРО ПК и ПРО

    Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников - одно из важнейших аспектов, необходимых для полноценного и положительного психического развития ребенка (B.C.Мухина,2006). Своевременное воспитание этих чувств, является основным условием его общего психического развития. Немаловажной частью в воспитании нравственных чувств является приобщение ребенка к культурам разных народов и своего народа в частности. А раскрыть личность в ребенке полностью возможно только через включение в культуру собственного народа, путем знакомства с детской художественной литературой.

    Если изучать систему дошкольного образования в современных условиях, то можно заметить что прошли определенные весомые перемены такие как: обновленное содержание образования и воспитания детей, появление инноваций в образовательных программах в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В связи с этим актуальность данной проблемы, связанная с воспитанием нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста, приобретает первостепенную значимость.

    Для детей младшего дошкольного возраста Родина начинается с дома, в котором он живет со своей семьей, с улицы на которой этот дом находится. Чем старше ребенок, тем шире должны быть границы обозначения понятия «Родина». Именно это и является одной из основных задач дошкольной образовательной организации (далее ДОО).

    Важным условием здесь является тесное взаимодействие ДОО с семьей, где живет ребенок. Ведь семья является самой ценной ячейкой общества и неотьемлемой хранительницей национальных традиций. Взаимодействие с семьями по нравственному воспитанию детей способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа. Ускоренное развитие науки и техники, увеличение темпа жизни из поколения в поколение ведут к тому, что детство у ребенка заканчивается все раньше. И все чаще родители, а так же, педагоги стремятся к форсированию темпов детского развития, раннему поступлению детей в школу, поступлению в университет.

    В настоящее время существует большое количество образовательных программ, направленных именно на воспитание нравственных чувств у детей. Например, основной программой, реализуемой в ДОО и обеспечивающей целостность образовательной  деятельности, является обновленная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой

    Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

    Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

    Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

    Все это помогает ребенку развивать множественные подлинные чувства, переживания, благодаря которым он может ощутить настоящие всплески волнений, а значит и будет рождение таких жизненно важных чувств как любовь, доброта, милосердие, взаимопомощь и дружба, взаимопонимание и благодарность, да и все остальные чувства, характеризующие высоконравственное развитие детей.

    Каждый день педагог в ДОО создает уникальную базу качеств, чувств и инициатив, действий у каждого ребенка. Главной спецификой работы является тесное содружество с родителями. Изучая психолого - педагогическую литературу, современный педагог находит множество необходимых методов и средств - для полноценного, максимального формирования нравственных чувств у детей. «Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Конечно, же, усвоения чисто внешним образом это еще не нравственность. Нравственность в обществе в своей сущности основывается на личностных принципах, нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности» (А.О.Аргамохина,2010).

    Нравственность не может быть обычной целью, которая достигается за определенное количество времени и благодаря определенной совокупности действий и решений. Нравственность правильнее будет назвать идеалом - регулятивный принцип и оценка человеческого поведения. Обращаясь к психолого - педагогическому наследию мы видим, что нравственность это не просто какие либо нормы и правила и отношения между людьми, но и истинные чувства любви, доброты, милосердия, взаимопомощи и дружбы, взаимопонимания и благодарности и многих других настоящих переживаний и чувств.

    Примером может послужить добрый поступок: ребёнок отдал товарищу лучшее, кому-либо помог, поддержал друга в трудную минуту. В.А. Су- хомлинский оценивает это только как внешние переживания. Самое важное. как он считал - это то, что происходит в душе ребенка, его чувства!

    Находит ли он радость в самом делании добра и нуждается ли он сам прекрасных чувствах сопереживания, сострадания, или делает что-то только, чтоб поступок заметили, а его самого отметили, похвалили. По его мнению важно было вызвать не просто отношение к кому-либо или чему- либо, а само чувство волнения, переживания, сострадания или радости, которое связано с собственным поступком. Те чувства, которые переживает маленький человек, запоминаются и срастаются с ним на всю жизнь. Иначе, как считал В.А. Сухомлинский, воспитание начинает носить формальный характер, по- другому не имеет никакой продуктивности и смысла. Правильное же воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию и появлению нежелательных навыков, поступков и привычек в поведении, что может неблагоприятно сказываться и на формировании его нравственных качеств. Зарождение в ребенке высоконравственных чувств, зависит и складывается от его множества поступков: из его действия или бездействия, слова, мысли, из отношения к словам и действиям других. У ребенка должно быть четкое понимание допустимых и недопустимых норм поведения и действий.

    Произведения художественной литературы для детей в нравственном воспитании являются одним из самых активных средств воздействия на чувства и эмоции ребенка в ДОО. Эти произведения в яркой, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей нас жизни. Различные художественные образы, увлекательные захватывающие сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, или раскрываются лучшие черты и качества человека, а так же, осуждаются отрицательные поступки и явления - все это делает «книжное путешествие» к истокам нравственности очень интересным и находит живой отклик у детей, способствуя воспитанию у них нравственных качеств и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от негативных поступков (М.И. Лисина.2009).

    Дошкольники могут понять смысл «волшебных слов» из рассказа                      В. Осеевой, добродушно смеяться над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова).Конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова) и не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К. Чуковского). Теплое и трепетное отношение к близким можно воспитать с помощью таких произведений как «Посидим в тишине» Елены Благининой, «Самое страшное» Евгения Пермяка, «Вовка — добрая душа» А. Барто и многое другое.

    Старшие дошкольники очень любят сказки А.С.Пушкина и Х.К. Андерсена, веселые стихи С.Я. Маршака, поучительные поэмы В.В.Маяковского, которые формируют не только правила поведения в общении, но и эмоциональную сферу детей.

    В настоящее время трудно воспитать в детях высоконравственные чувства, это состоит в том, что развитие каждого качества в частности нуждается в своих определенных условиях и сферах развития. Формирование нравственности в человеке должно проходить в комплексе семьи, дошкольной  образовательной организации, общества и социума в целом.

    Дети рано начинают чувствовать эмоциональную зависимость,  будь то доброта и справедливость, честность, милосердие или даже малейшее проявление негатива и недоброжелательности. Необходимо воспитывать гуманные чувства в ребенке так, чтобы они распространялись не только на себе, но и имели чувство сострадания и милосердия. И это одна из основных задач дошкольных образовательных организаций, воспитывать у детей желание заботиться о других. Для этого в детских садах проводятся беседы с детьми о добрых поступках людей, часто ставлю каждого ребенка на место другого: «А ты бы как поступил? А ты что бы ответил?». При разборе конфликтных ситуаций в каком либо произведении считаю уместным задавать такие вопросы как: «Тебе было бы приятно, если бы?». «Хотел бы ты оказаться в такой ситуации?» Так же, мы считаем очень важным дать понять и каждый раз закреплять значение таких слов, как «добрый», «отзывчивый», «внимательный», «чуткий», «милосердный». После знакомства с детской художественной литературой необходимо проводить упражнения и занятия, где дети могли бы учиться замечать положительные качества других, учиться правильно и грамотно выражать свое мнение и свои чувства и конечно же учиться желать добра и творить добро, а так же учиться делать комплименты. Есть огромное количество технологий, направленных на развитие нравственных чувств (Например, игра «Комплименты». «Передай эмоцию», «Справляемся с трудностями» и т.д.).

    Работая со старшими дошкольниками, нужно понимать всю важность и необходимость нравственного воспитания. Стараться воспитывать в детях умение защищать и заботиться о тех, кто в этом нуждается.

    Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что основной задачей перед дошкольным образовательным учреждением, является научить детей разбираться в нравственных ситуациях и правильно, грамотно аргументировать свои ответы. Систематично и циклично раскрывать нравственный смысл понятий «плохо», «хорошо», «сочувствие», «сострадание», «сопереживание», «милосердие» и т.д. Очень важно воспитывать в детях способность видеть, понимать и разделять огорчения и радость другого. Эта способность должна проявляться в умении относиться к другому, как к самому себе, чувствовать и понимать, что ему может быть так же больно и неприятно, когда его обижают, в готовности понять и простить боль, которую принесли не преднамеренно, извиняться, если виноват в чем - либо. В умении считаться с желаниями и интересами товарищей. Педагогу нужно стремиться в своей работе, чтобы воспитанники выросли добрыми, честными и счастливыми людьми.

    Список литературы:

    1. Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. -М. - 2010. |электр. ресурс| // www.lib.ru
    2. Воспоминания о Сухомлинском» (В.А. Сухомлинский «О воспитании») автор - составитель С. Соловейчик. М., «Просвещение», 2009.
    3. Гладкова. Л.В. Воспитание нравственно-этических понятий у дошкольников. /Справочник воспитателя - 4 - М., 2008.
    4. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Метод, пособие/ Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. — М.: Сфера, 2007. -223 с. — (Растим патриотов России). — Библиогр.: с. 220-221.
    5. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М„ 2009
    6. Шорьпина Т.А. Беседы о поведении. - М„ 2007.
    7. Эйдемиллер Э.Г. (ред.) практикум по семейной психотерапии. Современные модели и методы. - Изд. 2-е. - СПб.: Речь, 2010. - 452 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная работа «Социальное партнерство в условиях государственно-общественного образовательного управления в ДОО."

    Представляю вам материал, подготовленный мною по результатам прохождения курсов повышения квалификации....

    Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности

    Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повы...

    Социальное партнерство в условиях государственно-общественного характера дошкольного образования

    Социальное партнерство в условиях государственно-общественного характера дошкольного образования...

    "Эффективное взаимодействие ради здоровья детей: опыт работы государственно-общественного управления в дошкольном учреждении"

    Практика представляет опыт работы дошкольного учреждения по взаимодействию с родительской общественностью, социальными институтами в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Модель упр...

    Опыт работы по государственно -общественному управлению в дошкольном учреждении

    Представлена структура государственно -общественного управления...

    Организация эффективной модели государственно-общественного управления в дошкольном отделении образовательной организации

    Организация эффективной модели государственно-общественного управления в дошкольном отделении образовательной организации...

    Социальное партнерство как ресурс государственного общественного управления в дошкольном образовательном учреждении в период инновационной деятельности.

    Таким образом, социальное партнерство ДОУ как ресурс государственного общественного управления способствует дальнейшему развитию дошкольного учреждения, совершенствованию вариативных форм дошкольного ...