Конспект
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ»

 

ФГОС выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного образования «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»

Душа каждого ребёнка  - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от тех духовно-нравственных установок, которые человек получил в детстве. 

На наш взгляд, одним из эффективных средств, способствующих формированию системы духовно-нравственных ценностей личности является программа «Истоки». Авторами являются профессор Российской Академии естественных наук И. А. Кузьмин и профессор Вологодского государственного педагогического университета, доктор исторических наук А. В. Камкин. Эта программа была введена с 2015 года. Почему именно «Истоки»? 

Во-первых, в программе «Истоки» в дошкольном возрасте  разработана содержательная основа, которая включает в себя систему понятий и категорий-ценностей. 

Во-вторых, содержание обучения и воспитания объединены в целостный образовательный процесс.

В-третьих, разработана особая методика, в основу которой положен активный метод, что требуют от нас стандарты образования. В методике мы используем социокультурные образовательные технологии, которые позволяют устранить разрывы между обучением и воспитанием.

В- четвертых, обеспечивает преемственность всех ступеней образования.

Основная цель нашей работы— заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также приобщить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям.

Нами определены основные задачи:(размещены на слайде) 

формировать основы целостного духовно - нравственного и социального развития личности воспитанника;

- приобщать воспитанника к базовым ценностям Российской цивилизации на основе духовно - нравственных традиций народа;

- развивать коммуникативные умения, речевое взаимодействие и управленческие способности воспитанников.

Какие ценности мы формируем в дошкольном образовании? 

Прежде всего, это ценности родной культуры. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности.

ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Наша задача – пробудить интерес детей к познанию истины

социокультурные ценности: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике. 

ценности внешнего мира, составляющие природно – культурное пространство России: священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы), сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города. 

- ценности деятельности человека: праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека. 

нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование в радости.

В своей работе мы используем активные формы обучения: ресурсный круг; ресурсный круг с делегированием; работа в паре, работа в мини- группе. 

  1. Работа с родителями.

Свою работу по формированию духовно-нравственных представлений дошкольников мы начали со знакомства с семьи. Педагоги разработали план работы с родителями по каждой возрастной группе по формированию духовно-нравственных ценностей, в который входили активные занятия, тренинги. 

Совместно с родителями реализован проект «Родословное дерево». Дети и родители находили историю происхождения фамилии и значение имени ребенка, составляли генеалогическое дерево. 

С целью возрождения семейной традиции душеполезного чтения нами был разработан проект «Круг чтения». В основу проекта положен комплект книг для развития детей. 

В работе с родителями мы использовали не только родительские собрания, консультации, анкетирование, но и тренинги.

Работая с родителями, мы стремимся обратить их внимание на педагогический потенциал традиционной народной культуры, понять её глубинный смысл и привить этнокультурные традиции в своей семье. 

  1. Реализация социальных проектов.

Мы разработали проекты на основе социокультурного системного подхода в образовании дошкольников и их родителей.

В рамках реализации социального проекта «Дорогами войны» в дошкольных группах прошла экскурсия по музейной экспозиции, посвященной ветерану Великой Отечественной войны Манаенкову Николаю Ивановичу.

На базе старшей группе был создан мини-музей «Кукла в военной форме».

Организована экскурсия по городу Борисоглебск на площадь Ленина, площадь «Борцам за власть Советов», мемориал «Мать Родина!»

Проект «Тепло маминых сердец», итоговым мероприятием которого стал конкурс «Мисс мама!»

В проектах ребенок получает опыт отношений к людям, к обществу, труду, природе, традициям. 

Проект «Защитники земли Русской» разработан на основе категории-ценностей, развивающих внутренний мир человека («Вера» – «Надежда» – «Любовь» – « Мудрость»). Знакомились с жизнью богатырей земли Русской, их достоинствами.

Категории - ценностей, развивающие традиции «Слова» - «Образа» - «Дела» - «Праздника» позволили нам разработать проекты «Народная игрушка». 

Дошкольники принимали активное участие во Всероссийских акциях:

  1. Акции «Бессмертный полк»

  2. «Сирень Победы». 

  3. «Спасибо деду за Победу!».

  4. Акция «Скворушка»

  5. Акция «Покормим птиц зимой». 

  6. Акция «Белый цветок»

  7. Телемарафон «Мы же люди»

 

  1. Наследие русского народа.

На основе игрового наследия русского народа был разработан проект «Золотые ворота». С детьми проводились народные игры: «Золотые ворота», «Петушиные бои», «Кто самый ловкий» и другие.

В ходе работы мы разработали систему формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников. Нами были организованы:

  1. Экскурсия в школьную библиотеку, где дети познакомились со сказками, пословицами, загадками, песенками и потешками.

  2. На развивающих занятиях дети знакомились с торжественными былинами.

  3. В картинной галереи школы дети познакомились с художником, учеником нашей школы Сапрыкиным Виктором Александровичем, в картинах которого отображен наш любимый город Борисоглебск.

  4. Экскурсия в музей-усадьбу Рахманинова и слушание концерта, посвященного произведениям А.С. Пушкина.

  5. Разучивая народные танцы, принимали активное участие во всероссийских хореографических конкурсах, являясь лауреатами 1, 2, 3 степеней.

  6. Родители вместе с детьми придумывают сказки, затем мы создаем книгу и мультфильм. 

7. Рассматриваем экспонаты выставки «Мастера золотые руки»

8. Изготавливаем куколок, вышиваем и вяжем.

9. Участие в окружном краеведческом конкурсе «Город Бориса и Глеба» 1 место в номинации «Прогулка по городу» (Соловьев Артем).

Мы проводили целевую прогулку в сосновый бор на тему: «Исследуем ближайшие окрестности леса».

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники«Осенины»«Рождество»«Защитники Отечества»«Масленица»; «Народные гулянья».

Ежегодно в дошкольных группах совместно с начальной школой празднуется День православной книги. В мероприятии принимает участие настоятель Петропавловского храма священник Александр Аблаев, который не только рассказывает ребятам о православных книгах, но и показывает их.

Празднованию пасхи предшествовало участие воспитанников в мероприятии «Пасхальный благовест».

Мы считаем, что наиболее значимым моментов для детей и их родителей всегда остается вручение детям созданного ими совместно с родителями альбома «Мои истоки» и просмотр созданного мультфильма, которые являются результатом и показателем работы по духовно-нравственному развитию дошкольников.

  1. Создание волонтерского отряда «Юный волонтер»

В 2019 году на базе дошкольных групп создан волонтерский отряд «Юный волонтер», в рамках которого организована работа с детьми дошкольного возраста при активном взаимодействии педагогов, родителей воспитанников. 

Главная цель детского волонтерского отряда - воспитание духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.

Были проведены следующие мероприятия:

  1. «День пожилого человека»

  2. Концерт, посвященный Дню Матери

  3. Участие в акции «Подари ребенку праздник», «Покормим птиц зимой»

4. Изготовление новогодней открытки для детей.

Таким образом, получая системное представление о главных ценностях жизни, дошкольник приобретает первый социальный опыт, расширение которого происходит на начальной ступени общего образования. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....