Роль воспитателя в освоении и применении музыкально-дидактических игр и пособий в совместной и самостоятельной деятельности детей.
консультация

Софья Борисовна Гусева

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в освоении и применении музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности. 

Для развития совместной и самостоятельной музыкальной деятельности нужны условия. Это зоны музыкальной деятельности, где дети самостоятельно музицируют, организовывают различные музыкально-дидактические игры, прослушивают любимые произведения.

    В доступной игровой форме в совместной деятельности педагоги помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побуждают к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя в освоении и применении  музыкально-дидактических игр и пособий в совместной и самостоятельной деятельности детей.

                                                 (консультация)

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в освоении и применении музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности.  

          Игра, по утверждению психолога Г.С Теплова - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят детей в окружающий их мир.   Игра-оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Эльконин Д.Б: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных». Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым-задача взрослых.                                                                                                                         Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в музыкально-дидактической игре.                                                               В своих научных исследованиях в области развития музыкально-сенсорных способностей Ветлугина Н.А. отводила первостепенную роль музыкально дидактическим играм. В дальнейшем эту тему развили в своих работах такие педагоги, как Комиссарова Л.Н, Костина Э.П., Кононова Н.Г.                                                 Основная цель разработанных ими музыкально-дидактических игр   формирование у детей музыкальных и творческих способностей, применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры в основном впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры, сначала они участвуют сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре очень велика: он тактично направляет её ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Ещё Макаренко А.С. писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я только буду приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я требовал этого от коллег».

Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организует игры с детьми, но и сам становиться активным участником. Для того, чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитателю нужно очень хорошо знать репертуар, объём умений и навыков детей своей группы. Поэтому вначале учебного года намечается план работы совместной и самостоятельной деятельности детей в группе. Воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр детей в данной возрастной группе, получают советы и рекомендации по проведению этих игр со всеми детьми или с подгруппой. Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе малоактивных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Музыкально-дидактическим играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующих самостоятельных действий в игре. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым. Воспитатель при проведении игры обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребёнок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям, ввести очерёдность в выборе ведущего. Надо умело объяснять, что всё в игре подчиняется общим правилам. Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что, чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять детям выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации.

В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за ними можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Оказывается, дети договорились накануне кто на чём будет играть. Таким образом у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у них возникает обмен игровым опытом. Для развития совместной и самостоятельной музыкальной деятельности нужны условия. Это зоны музыкальной деятельности, где дети самостоятельно музицируют, организовывают различные музыкально-дидактические игры, прослушивают любимые произведения.

    В доступной игровой форме в совместной деятельности педагоги помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побуждают к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей в группе    является то, что она осуществляются при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку. В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых.

 Источники:

  • Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка» – «Просвещение» Москва 1968г.
  • .Костина Э.П. Программа «Камертон» программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр 2001 г.
  • Костина Э.П. «Музыкально-дидактические игры» - Ростов-на-Дону «Феникс» 2011г.
  • Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры и пособия» – Москва «Просвещение» 1982г.
  • 7.Комисарова Л.Н, Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» - Москва «Просвещение» 1986г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход к организации совместной и самостоятельной деятельности детей в аспекте художественно-эстетического развития.

Важность художественно-эстетического развитияИнтеграция образовательных областей как требование ФГТ и программыРабота ДОУ по интеграции образовательных областей – реальностьВыводы Приобщение ребё...

Планирование совместной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня ДОУ в соответствии с ФГТ (выступление (из опыта работы) на заседании методического объединения воспитателей ДОУ)

Введение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду, что приве...

Интеграция образовательных областей в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Этот доклад был зачитан на педагогическом совете. Будет полезен для воспитателей детских садов....

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

Связная речь-Это не просто последовательность слов и предложений -это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.В нашей г...

Статья "Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности".

Данный материал -  показывает одну из форм  организации совместно – самостоятельной деятельности, положенной в основу любого проекта.  Детям  помогает  развивать са...