Доклад на тему "Сюжетно-ролевые игры в старшей группе"
статья (старшая группа)

Филатова Оксана Сергеевна

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых. (Корчак Я.) Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников. Социализация –это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В игре ребенок формируется как личность, у него закладываются качества, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Согласно ФГОС ДО главным требованием к образовательной деятельности с детьми является социально-коммуникативное развитие личности. Это комплекс индивидуальных способностей человека, благоприятствующий построению личного и делового общения с людьми: понимание других, установление, поддержание и бесконфликтное прекращение контактов. Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий: 1. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей; 2. Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка; 3. Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации; 4. необходимость продуманной предметно-игровой среды; 5. Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: 1.Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник»» дни рождения» (большое место уделяется кукле) 2.Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль) .Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.) .Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов)и т.д. .Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. Роли бывают: •эмоционально-привлекательные (мама, доктор) •значимые для игры (директор магазина и др.) В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Для старшей группы детского сада характерны длительные сюжетно-ролевые игры, которые тянутся неделями, а иногда и месяцами. В такой игре у ребенка быстрее развиваются навыки коллективной жизни, растет самостоятельность. Дети вживаются в роль и чувствуют себя в ней, даже когда не играют. В таких ситуациях на ребенка легко воздействовать через любимый персонаж. Подобные игры становятся наиболее эффективной формой организации интересной жизни дошкольников в старших группах детского сада. Игра - важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса. Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Очаровашки». Воспитатель: Григорьева О.И

Доклад по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Очаровашки».Воспитатель: Григорьева О.ИНравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находя...

Конспект игры –экспериментирования «Знакомство со свойством гипса», сюжетно -ролевая игра «Больница» (старшая группа)

Конспект-занятия по экспериментированию "Знакомство со свойством гипса",сюжетно-ролевая игра "Больница"...

Моделирование сюжетно -ролевой игры "Поликлиника" старшая группа Конспект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Содержание игры:Способы вовлечения в игру детей, имеющих различные способности, особенности и интересы.Ситуация удивления для развития и обогащения сюжета.Усложняющие занятия для детейОборудование...

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников через организацию режиссёрской игры "Зоопарк" старшая группа

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольниковчерез организацию режиссёрской игры «ЗоопаркВид проекта: информационно-творческий, игровой, познавательныйСроки реализации проекта: долгоср...

Доклад на ГМО «Речевое развитие» Тема: «Речевые игры в старшей группе (из опыта работы)»

Речь не является врождённой способностью человека, а развивается в процессе онтогенеза. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики...

Доклад на родительском собрании «Воспитываем добротой» (старшая группа).

Доброта- тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать....