Перспективное планирование по дополнительному кружку развития логического мышления "Развивайка"
материал (старшая группа)

Янузакова Фатима Тагировна

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_po_voskobovichu.docx51.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение детский сад «Родничок» комбинированного вида

Перспективное планирование

по дополнительному кружку

развития логического мышления «Развивайка»

дошкольный возраст

                     на 2020-2021 учебный год

Разработала

воспитатель:

Янузакова Фатима Тагировна

Пыть -Ях 2020г

Пояснительная записка

 Введение

В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

  • интеллектуальное развитие;
  • создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода   обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.

Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных платных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. 

По решаемым образовательным задачам все развивающие игры В.В. Воскобовича делятся на три группы.

Первая группа игр направлена на математическое развитие детей.

В процессе освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций.

(«Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Конструктор цифр», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат Воскобовича»).

Вторая группа — это игры с буквами, звуками, слогами и словами («Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Звуки и буквы», «Шнур-затейник».

Третья – универсальные игровые обучающие средства. (Коврограф  «Ларчик», «Игровизор», «Геовизор»)

1.2.  Цель работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

1.3. Основными задачами реализации программы являются:

  • Обучение пониманию и решению логических задач.
  • Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
  • Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.  
  • Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
  • Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
  • Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
  • Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
  • Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
  • Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
  • Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.

 Возраст детей – 5-6 лет

Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.

План  рассчитан на реализацию в течение 2020-2021 учебного года.

К концу года дети научатся:

  • различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
  • использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости;
  • Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
  • высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование интереса к развивающим играм.

Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович  В.В., Харько Т.Г.  «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».

2. Учебно-тематический план

Работа осуществляется под руководством педагога, проводится 1 раз в неделю, в четверг, в форме игрового тренинга длительностью 20 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

В течение года будет запланировано провести  31 занятие.

Неделя

Тема занятия

и используемые игры

Задачи

Октябрь

1

 Тема: «В гостях у зверят цифроцирка»

«Цифроцирк», «Чудо-соты»

(стр.12; Т.Г.Харько  «Сказки Фиолетового леса» средний возраст)

Обучающие:

  • учить самостоятельно составлять изображения цифр по схемам с помощью деталей игры «Чудо-соты»;
  • упражнять в счете от 1до 10, называть цифры, располагать по-порядку.

Развивающие:        

  • развивать зрительную память, внимание через игру «Что изменилось?»;  
  •  формировать элементы театрализованной деятельности посредством изображения действий цирковых артистов.

Воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно слушать ответы сверстников, не выкрикивать.

2

Тема  «Как Кораблик Плюх-Плюх готовился к путешествию»

(«Кораблик Плюх-Плюх» и «Прозрачный квадрат»

(стр. 61 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ» и стр.14 «Сказки Фиолетового леса»)

Обучающие:

  • познакомить с новой игрой «Кораблик Плюх-Плюх», ее персонажами;
  • учить самостоятельно группировать предметы по одному признаку (цвету), определять и называть высоту предметов.
  • учить складывать фигуру «лодочка» за счет перемещения частей в пространстве из деталей игры «Прозрачный квадрат»

Развивающие:

  • развивать пространственные представления (слева – справа, вверху – внизу);

  • развивать умение аргументировать выбор предмета определенной формы;
  • формировать умения анализировать, сравнивать.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

3

Тема «Как лягушата пополняли запасы пресной воды»              

(«Чудо-соты», «Коврограф Ларчик» игра «Игрушечный дождь»)

стр.16 «Сказки Фиолетового леса»,  стр. 6  методичка к пособию  «Коврограф Ларчик»

Обучающие:

  • развивать умение конструировать контуры геометрических фигур разного размера, выбирать картинки с частями силуэта «ведро» по описанию и составлять его;
  • пополнять и активизировать словарь за счет образования прилагательных (прямоугольное, четырехугольное,  многоугольное, узкое, высокое).

Развивающие:

  • формировать  понимание антонимов величины: высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий;
  • продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, элементы логического мышления, память.

Воспитательные

  • формировать навыки саморефлексии;
  • воспитывать нравственные и волевые качества.

4

Тема «Фабрика фигур»

(«Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», игра из пособия «Логика» М.В.Кралина)

Обучающие:

  • закреплять навык счета в пределах 10;
  •  учить устанавливать закономерность в расположении ряда геометрических фигур;
  • учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».

Развивающие:

  • развивать элементы логического мышления, умение расшифровывать (декодировать) информацию о свойствах фигур: цвет и форма по знаково-символическим обозначениям с отрицательной частицей «не»;
  • упражнять в конструировании фигур по схемам.

Воспитательные:

  • формировать умение слушать и слышать задания педагога, контролировать свое поведение.

Ноябрь

1

Тема «Путешествие в Фиолетовый лес»

(«Цифроцирк», «Чудо-цветик»)

стр.64 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»

Обучающие:

  • познакомить детей с игрой «Чудо-цветик», учить находить детали, соответствующие заданному числу, учить называть их: одноглазка, двухглазка и т.д.)
  • продолжать учить  детей конструировать заданную форму, складывать фигуры по желанию по схемам игры «Чудо-цветик».

Развивающие:

  • формировать умение обводить карандашом сконструированную фигуру по контуру, развивать зрительно-моторную координацию;
  • развивать умение находить большее или меньшее число к названному, ориентируясь на цифровой ряд  игры «Цифроцирк».

Воспитательные:

  • воспитывать умение выслушивать внимательно ответы детей, помогать при затруднениях сверстникам.

2

Тема «В гости к веселым гномам»

(Эталоны цвета «Лепестки» и  «Геовизор»)

(стр. 42 «Развивающие игры в ДОУ»)

Обучающие:

  • продолжать знакомить с персонажами игры – клоунами (Кохле, Охле, Желе. Зеле, Геле, Селе, Фи), помочь запомнить их имена;
  • учить детей ориентироваться на координатной плоскости игры, находить и соединять точки для получения изображения зонтика.

Развивающие:

  • упражнять в количественном счете, развивать умение определять порядковый номер «лепестка»;
  • развивать пространственную ориентировку при расположении элементов  игры «Лепестки» по словесным указаниям  и его смысловое отражение в речи (над, под, между, рядом, слева, справа);
  • продолжать развитие мелкой моторики пальцев, точности и координации движений.

Воспитательные:

  • приобретение детьми опыта коллективной деятельности, навыков сотрудничества, умения работать в группе.

3

Тема «В гостях у сказки»

(«Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Геоконт»)

Обучающие:

  •  продолжать знакомить детей  игрой «Геоконт», ее персонажами: Паук Юк и паучата.
  • продолжать формировать умение детей работать с составными конструктивными схемами, составлять силуэты персонажей из знакомых сказок

Развивающие:

  • закреплять умение различать и называть цвет, форму, составлять геометрические фигуры  на поле игры «Геоконт» и находить в окружающей обстановке предметы аналогичной формы;
  • побуждать детей к высказыванию мыслей в форме простых распространенных предложений.

Воспитательные:

  • предоставлять детям возможность быть активными помощниками героям сказок.

4

Тема: «Как Лопушок и Гусеница Фифа гуляли по ковровой дорожке»

(«Коврограф: Ларчик», «Чудо-соты», «Чудо-цветик»)

стр. 21«Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • учить детей ориентироваться на листе в клетку, используя ориентиры «вверх», «вниз», «влево», «вправо».

Развивающие:

  • развивать умение отгадывать загадки, придумывать и конструировать контуры и силуэты отгаданных предметов;
  • развитие пространственного и логического мышления, воображения;

Воспитательные:

  • воспитывать умение доводить работу до конца, добиваться желаемого результата, оценивать его.

Декабрь

1

Тема: «Как малыш Гео гостил у девочки Дольки и Ворона Метра»

(«Чудо-цветик», «Игровой квадрат Воскобовича» (двухцветный)

стр. 23 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • продолжать знакомить с эталонами формы и величины, структуры (стороны, углы, вершины);
  • учить   приёму конструирования фигуры «башмачок», используя алгоритм сложения и план действий.

Развивающие:

  • развивать восприятие формы, определять на ощупь части игры «Чудо-цветик», составлять целое из разного количества частей,
  • продолжать формировать конструктивные навыки, пространственную ориентировку, логическое мышление;
  • формировать планирующую функцию речи.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества, умение радоваться успехам товарищей и оценивать результат работы.

2

Тема: «Как малыш Гео оказался на островах»

(«Прозрачный квадрат», «Игровой квадрат»)

стр. 25 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • закреплять представления о транспорте, его видах;
  • упражнять в складывании фигуры «самолет» по выбору из деталей игр «Прозрачный квадрат» и «Чудо – соты».

Развивающие:

  • развивать аналитические способности, умение видеть в простой ситуации проблему и предлагать варианты ее решения;
  • тренировать мелкую моторику рук и координацию действий (глаз – рука).

Воспитательные:

  • воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.

3

Тема: «Как друзья разгадывали загадки Краб-Крабыча»

(«Чудо – соты», «Прозрачная цифра»)

стр. 27«Сказки Фиолетового леса»

 

Обучающие:

  • упражнять детей в отгадывании загадок о геометрических фигурах, нахождении фигуры по количеству углов и сторон (квадрат и прямоугольник), по описанию их признаков (цвет, размер);
  • продолжать учить расшифровывать (декодировать) информацию о свойствах фигур: цвет и форма по знаково-символическим обозначениям с отрицательной частицей «не».

Развивающие:

  • развивать умение связно и грамотно выражать свою мысль и слушать окружающих;
  • продолжать формировать умение делать простейшие выводы, используя сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».

Воспитательные:

  • воспитывать умение соревноваться между собой при выполнении задания, соблюдать очередность, проявлять нравственные качества.

4

Тема: «Как зверята выступали на арене Цифроцирка»

(«Чудо-соты», «Колумбово яйцо»)

Стр.34 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • познакомить с игрой «Колумбово яйцо», учить составлять изображения разных артистов цирка из ее деталей по предложенной конструктивной схеме;
  • закреплять умение составлять числовой ряд от 1 до 10, обозначать числа цифрами, аргументировать свой выбор.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение – придумывать и составлять силуэт «бабочка», конструировать силуэт «гантель» по образцу;
  • формировать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку и изобразительные навыки, умение обводить придуманный силуэт карандашом.

Воспитательные:

  • воспитывать умение поддерживать беседу на тему «Выступление в цирке», придумывать и показывать действия сказочных артистов (элементы театрализации).

Январь

1

Тема: «Как кораблик попал в шторм»

(«Кораблик Плюх-Плюх», «Геовизор»

стр. 35 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • продолжать учить детей определять высоту предметов, их порядковый номер, решать логическую задачу на определение формы предмета.

Развивающие:

  • развивать понимание пространственных характеристик «низкий», «высокий», «верхний», «нижний», «между»;
  • тренировать мелкую моторику рук и координацию действий «глаз - рука».

Воспитательные:

  • воспитывать в детях умение прийти на помощь сверстникам в трудной ситуации, проявить взаимовыручку.

2

Тема: «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 1 занятие

(«Танграм», «Прозрачный квадрат»)

1 игровая ситуация «Загадочный конверт»

2 игровая ситуация «Портреты друзей»

Обучающие:

  • познакомить с новой игрой «Танграм»;
  • учить составлять фигуры животных по схемам в масштабе 1:1;

Развивающие:

  • развивать игровые умения (принятие задания, анализ образца, воссоздание изображения);
  • упражнять в нахождении лишней фигуры в ряду (пластинки), умении объяснять, доказывать, обосновывать свой выбор;
  • упражнять в умении высказывать предположения о правильном решении поставленной задачи.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, инициативность.

Февраль

1

Тема: «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 2 занятие

(«Танграм»), «Лепестки»)

3 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (звери)»

4 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (птицы)»

«Методика ознакомления с игрой»

(распечатка)

Обучающие:

  • учить самостоятельно составлять фигуры животных и птиц из деталей игры, используя схемы уменьшенного масштаба;
  •  упражнять в установлении закономерности в расположении элементов игры «Лепестки» и    ее продолжении.  

 Развивающие:

  • развивать умение объединения выделенных при анализе компонентов целого, пространственного воображения;
  • развивать пространственную ориентировку, умение словами обозначать направление предмета (влево, вправо, налево, направо);  
  • закреплять умение наклеивать полученное изображения на лист.

Воспитательные:

  • формировать доброжелательные отношения между педагогом и детьми.

2

Тема: «Найди фигуру»

 («Танграм», «Геоконт», игра из пособия «Логика» М.В.Кралина, стр.42)

Обучающие:

  • учить находить среди деталей игры «Танграм» соответствующие знаково-символическому коду, познакомить с обозначением – размера        расшифровывать (декодировать) с отрицательной частицей «не»;
  • продолжать учить детей создавать контуры геометрических фигур с помощью резинок на поле игры «Геоконт» по знаково-символическому коду.
  • в правильном употреблении грамматических категорий (окончание прилагательных);
  • развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, умение видеть  противоположные свойства в предметах

Воспитательные:

  • формировать умение слушать и слышать

задание взрослого до конца.

3

Тема: «Как гусеница Фифа наряжалась»

(«Сложи узор» Никитина, пособие «Коврограф «Ларчик», «Эталоны цвета», «Прозрачный квадрат»)

Стр. 49 и стр. 158  «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • учить складывать фигуру «Бантик» из кубиков игры «Сложи узор» по схеме путем перемещения частей в пространстве;                                                                                                                                                            
  • продолжать формировать умение придумывать и конструировать головной убор (шляпа) для сказочного персонажа по замыслу.

Развивающие: 

  • развивать умение ориентироваться на плоскости, понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  • развивать творческое воображение, умение рассказывать о назначении предметов.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к конструктивной деятельности;

  • воспитывать наблюдательность и умение делать выводы в ходе самостоятельной и совместной практической деятельности взрослого и ребенка, учить работать в парах.

4

Тема: «Волшебные превращения счетных палочек»

Обучающие:

  • учить детей составлять геометрические фигуры и узоры из геометрических палочек, пользуясь схематичным изображением;
  • упражнять в счете (учить отсчитывать нужное количество палочек);

Развивающие:

  • развивать конструктивные возможности, пространственное воображение, смекалку, сообразительность;
  • способствовать развитию новых способов действия при решении поставленных задач.

Воспитательные:

  • развивать и поддерживать активность и самостоятельность у детей.

Март

1

Тема: «Вечернее представление в Цифроцирке»

(«Прозрачная цифра», пособие «Коврограф «Ларчик» - «Цветные квадраты», «Забавные цифры», «Сложи узор»

Стр. 60  «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • продолжать учить детей сортировать предметы и сравнивать их по цвету, составлять цифры 1,2,3 путем наложения пластинок друг на друга и на трафарет;
  • закреплять умение составлять фигуры из кубиков игры «Сложи узор» по схеме № 9 («фонарик»);

Развивающие:

  • развивать пространственную ориентировку, логическое мышление, умение анализировать и обобщать.

Воспитательные:

  • воспитывать произвольность поведения, волевые качества.

2

Тема: «Как малыш Гео нашел грибы»

««Чудо-цветик», «Квадрат Воскобовича (двухцветный), «Забавные цифры»)

Стр. 65 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • учить конструировать объемную фигуру «самолет» путем перемещения частей в пространстве;
  • упражнять в соотношении цифры и количества, отсчитывании заданного количества предметов и делении их на подгруппы.

Развивающие:

  • формировать умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на основе этих связей.
  • развивать умение видеть в простой ситуации проблему и предлагать варианты ее решения;

Воспитательные:

  • продолжать формировать умение устанавливать взаимодействие со сверстниками.

3

Тема: «Как Медвежонокс Галчонком поссорились и помирились»

«Выбери фигуры» пособие «Логика» М.В.Кралина, «Чудо-соты», «Танграм»)

Стр. 67 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • учить решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера», предлагать варианты решения проблемной ситуации;
  • упражнять в расшифровке (декодировании) несложной информации о свойствах фигур: цвет и форма по знаково-символическим обозначениям и  с отрицательной частицей «не»;

Развивающие:

  • развивать элементы логического и конструктивного мышления, память, умение работать со схемой;
  • помогать детям сравнивать и делать выводы в ходе самостоятельной и совместной практической деятельности.

Воспитательные:

воспитывать элементы коммуникативной культуры: умение слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач, работать в парах.

4

Тема: «Как артисты Цифроцирка плавали на Кораблике  Плюх-Плюх»

(«Кораблик  Плюх-Плюх», пособие «Коврограф «Ларчик», «Колумбово яйцо»)

Стр. 82 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • закреплять умение группировать предметы по цвету, определять высоту, находить предметы  по порядку, сортировать их по пространственному положению;
  • учить самостоятельно составлять силуэт  «Рыбка» по схеме из деталей игры «Колумбово яйцо».

Развивающие:

  • развивать умение решать логическую задачу на поиск предмета по признаку;
  • продолжать развивать конструктивные умения, речевую активность, волевые качества.

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные  навыки, воспитывать желание вовремя придти на помощь сверстникам, радоваться их успехам.

Апрель

1

Тема: «Как артисты Цифроцирка получили волшебную стрелочку»

(«Прозрачный квадрат»,  «Чудо-цветик», «Забавные цифры», «Колумбово яйцо»)

Стр. 85 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • упражнять в нахождении геометрических фигур по форме;
  • учить придумывать и составлять сюжетную картинку «Что увидели друзья?» из деталей игры «Колумбово яйцо».

Развивающие:

  • развивать умение составлять силуэт «стрелочка» приемом наложения пластинок на схему, конструировать силуэт «мостик» из частей по образцу;
  • формирование творческого воображения, целостности восприятия, внимания.

Воспитательные:

  • поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями игр;
  • развивать стремление к преодолению трудностей и уверенность в себе.

2

Тема: «Как гусеница Фифа вырастила цветы»

(«»Чудо-соты», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), пособие «Коврограф «Ларчик», «Геовизор»)

Стр. 93 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • учить детей устанавливать последовательность событий, называть этапы процесса выращивания растений;
  • закреплять представления о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, прямоугольник, умение конструировать их за счет перемещения частей в пространстве;
  • учить детей обводить (зарисовывать)  полученное изображение на листе.

Развивающие:

  • развивать умение решать логическую задачу на определение предмета по признакам, словесно-логическое мышление;
  • продолжать формировать умение работать с конструктивными схемами, придумывать и конструировать силуэты «цветы»;
  • активизировать речевую деятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость, поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями игр и желание оказывать им помощь.

3

Тема: «Как у гусеницы Фифы осыпался цветок»

(«Лепестки», » пособие «Логика» М.В.Кралина (знаки - символы), наборы геометрических фигур, «Геоконт»)

Стр. 99 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • закреплять умение понимать порядковый счет, пространственное положение предметов относительно друг друга и плоскости;
  • упражнять в умении расшифровывать (декодировать) знаково-символические обозначения, понимать отрицание «не», выборе геометрических фигур, соответствующих этим обозначениям.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение, умение придумывать названия цветку, изображение вазы на поле игры «Геоконт»;
  • развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

  • формировать умение слушать и слышать задания взрослого, контролировать своё поведение.

4

Тема: «Как на Чудо-островах появилась необычная машина»

(«Чудо-соты», «Танграм»)

Стр. 99 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • закреплять знания о видах транспорта (наземный, воздушный, водный), составлять силуэт «легковая машина» по образцу, заменять в нем одни части на другие;
  • учить самостоятельно придумывать силуэт «лодочка» из деталей игры «Танграм», называть геометрические фигуры, размер и количество.

Развивающие:

  • развивать элементы логического мышления, выделять в предмете хорошее и плохое (технология ТРИЗ), решать проблемную ситуацию;
  • развивать целостное восприятие, устойчивость внимания.

Воспитательные:

  • развивать инициативность, самостоятельность
  • продолжать формировать навык самооценки и оценки общего результата

Май

Апрель

1

Тема «Как друзья помогли Девочке Дольке»

(«Чудо-цветик», «Колумбово яйцо», пособие «Коврограф «Ларчик»)

Стр. 102 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • упражнять в умении устанавливать закономерность в расположении фигур и, руководствуясь ею выкладывать ряд из фигур;
  • учить составлять целое из 5 частей, понимать соотношение целого и части.

Развивающие:

  • развивать умение конструировать по собственному замыслу силуэт «цветок» из деталей игры «Колумбово яйцо», придумывать ему название и для чего он нужен;
  • формировать произвольность внимания, творческое воображения, целостность восприятия.

Воспитательные:

  • поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями сказки, желание оказывать им помощь.

2

Тема: «Как друзья играли с Крутиком  По»

(«Прозрачный квадрат», «Счетные палочки»)

Обучающие:

  • познакомить с вариантом игры «Прозрачный квадрат» - «Вертикальное домино»;
  • учить решать логическую задачу на преобразование одной фигуры в другую путем перемещения заданного количества деталей (домик – флажок: № 8).

Развивающие:

  • развивать любознательность и пытливость;
  • стимулировать детей к проговариванию своих действий;
  • развивать инициативность, самостоятельность в создании образов различных персонажей.

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные навыки: умение работать в парах, договариваться, помогать друг другу и соблюдать очередность.

3

Тема: «Как Ворон Метр спас команду кораблика Плюх-Плюх»

(«Кораблик Плюх-Плюх», «Чудо-соты», «Колумбово яйцо»)

Стр. 109 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • закреплять умение сортировать флажки по цвету и пространственному положению, менять пространственное положение флажков в зависимости от задания;
  • упражнять в нахождении предметов по высоте.

Развивающие:

  • развивать словесно-логическое мышление, умение видоизменять силуэт путем изменения количества деталей и их расположения;
  • закреплять умение самостоятельно работать с составными конструктивными схемами, составлять силуэт «жук» и «рыбка» (№18)

Воспитательные:

  • воспитывать умение проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.

4

Тема: «Как Галчонок Каррчик помогал Пчелке Жуже».  

(«Прозрачный квадрат», пособие «Коврограф «Ларчик», «Цветные квадраты»)

Стр. 114  «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • упражнять в расположении цветных карточек по цветам радуги, умении видеть ошибку и исправлять ее;
  • развивать понимание пространственных отношений, умение словами обозначать положение карточки

( между, после, перед, после, впереди, за);

Развивающие:

  • закреплять умение сортировать пластинки игры по нарисованным геометрическим фигурам, составлять из них квадраты путем наложения друг на друга;
  • закреплять навык работы с составными конструктивными схемами, составлять силуэт «китенок»;
  • продолжать развивать зрительно-моторную координацию, умение обводить части на листе бумаги, дорисовывать изображение, рассказывать о его содержании.

Воспитательные:

  • стимулировать проявление самостоятельности и инициативности в процессе игр.

5

Тема «Как Лопушок и Гусеница Фифа делили фигуры»

 (наборы геометрических фигур, «Игровизор» лист № 1, пособие «Коврограф «Ларчик», «Цветные квадраты»)

Стр. 118 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • продолжать учить решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера);
  •  учить детей сохранять направление движения руки (плавного и неотрывного)

Развивающие:

  • Закреплять навык счета, соотношения цифры и количества предметов;
  • закреплять умение выделять свойства геометрических фигур (цвет, форма, размер), сравнивать и обобщать по ним фигуры;
  • развивать умение ориентироваться на плоскости в клетку, предлагать варианты решения проблемной ситуации.  

Воспитательные:

  • продолжать формировать навык самооценки и оценки общего результата.


Соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО.

Программа составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.

Основные принципы:

  • самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности,
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.

Стандарт позволяет решить основную цель - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

ФГОС нацеливает на решение следующих задач:

  • сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
  • формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

В соответствии с ФГОС программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы программы по развивающим играм В.В. Воскобовича направлена на освоение детьми задач образовательных областей:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.

В соответствии с ФГОС создана предметно-развивающая среда:

  • развивающие игры математического характера: «Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты», «Двухцветный квадрат Воскобовича»,  «Чудо-цветик», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» «Сложи узор», «Танграм», «Колумбово яйцо».  
  • игры с буквами, звуками, слогами и словами: «Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1», «Читайка на шариках 2».  
  • универсальные игровые обучающие средства: Коврограф «Ларчик», «Игровизор».

 Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Формы организации работы с детьми:

1. Логико-математические игры.

2. Интегрированные игровые занятия.

3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.

4. Конструктивную деятельность.

5. Развлечения.

Методы: игровые, практические, словесные.

  1. Игровые приемы:
  • манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
  • побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
  1. Практические приемы:
  • манипуляция,
  • превращение,
  • складывание,
  • выбор,
  • складывание,
  • показ,
  • совместные действия,
  • сравнение.
  1. Словесные приемы:
  • диалог с игровыми персонажами,
  • объяснение,
  • описание,
  • рассказ,
  • сказка,
  • уточнение,
  • стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия);
  • игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).

Формы организации работы с родителями:

  • консультации о подборе развивающих игр для детей 4 -5 лет;
  • индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
  • развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания с показом фрагментов деятельности детей;
  • совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
  • подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
  • организация «Домашней игротеки»;
  • разъяснительная и образовательная работа.

Методы и приемы:

  • Словесные (беседы с родителями, рассказ о работе).
  • Наглядные (реклама, просмотры материалов и документов).
  • Практические (показ предоставляемых услуг)

Литература:

  1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
  2. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.
  3. Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.

Краткая характеристика логических операций, доступных для детей

среднего возраста.

Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез –мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий.

Систематизация – приведение в систему, расположение объектов в определенном порядке, установление между ними определенной последовательности.

Обобщение - процесс познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов, явлений и объединении их на основе общности существенных черт.

Классификация –распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Классификация включает такие логические действия, как:

1.     выделение общего признака – основание классификации;

2.     деление на классы по основанию классификации.

         Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.

Игры

Цель

1. «Цифроцирк»

  • Формирование представлений о количественном составе чисел, обучение счету.
  • Совершенствование мелкой моторики руки и умений следовать внутреннему плану действий.
  • Знакомство с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа.
  • Усвоение счета и отсчета в пределах десяти.
  • Развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и объединять.

2.  «Чудо-соты»

  • Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, мелкой моторики руки и умения конструирования целых фигур из частей.
  • Развитие сенсорных способностей: восприятие цвета, формы, величины, глазомера.
  • Развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование процессов логического мышления.
  • Знакомство с приемами сложения предметов из частей по образцу, развитие умения самостоятельно создавать образы предметов и называть их.

3.  «Кораблик Плюх-Плюх»

  • Совершенствование интеллекта.
  • Тренировка мелкой моторики рук.
  • Развитие математических представлений о цвете, высоте предметов, пространственных представлениях, условной мерке (флажок), количественном и порядковом счете, составе числа.
  • Развитие умений решать логико-математических задач.

4.  «Чудо-цветик»

  • Освоение состава числа в пределах 10, соотношения целого и части (дробей).
  • Развитие умения составлять целое из частей по схематичному рисунку и собственному замыслу.
  •  Формирование умения анализировать, сравнивать.
  •  Развитие внимания, памяти, воображение, творческих способностей.
  •  Развитие мелкой моторики рук.

5. «Прозрачный

квадрат»

  • Знакомство с эталонами формы и величины, соотношением целого и части, пространственными отношениями предметов.
  • Развитие произвольности, концентрации внимания, совершенствование памяти, элементов логического и пространственного мышления, творческого воображения.
  • Знакомство с такими физическими свойствами, как гибкость, прозрачность.
  • Развитие умения находить геометрические фигуры на пластинках и объединять их в группы, конструировать квадраты из 2-3 геометрических фигур, складывать из пластин простые фигуры, созданию образов объектов по собственному замыслу.

6. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный)

  • Развитие тонкой моторики рук, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.
  • Усвоение эталонов формы и величины, структуры (стороны, углы, вершины) и приёмов конструирования геометрических фигур, алгоритмов сложения предметных форм.
  • Освоение приемов конструирования - сложения плоскостных и объемных фигур.
  • Развитие умения самостоятельно создавать образы объектов и называть их.

7.Эталоны цвета «Лепестки»

  • Знакомство с основными цветами радуги и количественным счетом.
  • Формирование умения отсчитывать нужное количество и определять порядковый номер.
  •  Знакомство с понятием пространственного расположения и его смыслового отражения в речи (над, под, слева, справа, рядом, между).
  • Развитие внимания, памяти, воображения, цветовосприятия, мелкой моторики руки, речи.

8. «Прозрачная цифра»

  • Знакомство с такими свойствами предметов, как гибкость и прозрачность.
  • Развитие умения классифицировать предметы по определенным признакам, сортировать пластинки по цвету, количеству, расположению полосок.
  •  Усвоение знаний о том, что один и тот же образ может быть воспроизведен различными способами.
  • Формирование конструктивных навыков, умения составлять знаки и фигуры по образцу и по памяти.
  • Знакомство с эталонами формы и величины, соотношением целого и части, пространственными отношениями предметов.
  • Развитие произвольности, концентрации внимания, совершенствование памяти, элементов логического мышления, творческого воображения и творческих способностей, мелкой моторики рук и речь.

9. «Геовизор»

  • Развитие интеллектуальной сферы.
  • Освоение таких понятий, как пространственные отношения, система координат, количественный счет, деление целого на части, симметрия; обучение решению логико-математических задач.
  • Развитие внимания, памяти, логического и пространственного мышления, воображения и творческих способностей, тренировка мелкой моторики рук.
  • Освоение технических умений рисовать предмет по заданным точкам различными способами.

10.«Игровизор»

  • Совершенствование психических процессов  и развитие математических представлений, знакомство  с предметным и природным миром.  
  • Развитие сенсорных и познавательных способностей; с помощью зрительного, тактильного и осязательного анализаторов учить конструировать разнообразные фигуры.
  • Развитие мелкой моторики пальцев, точности и координации движений, памяти, речи, пространственного мышления и творческого воображения. Готовить детей к простейшему программированию.

11. «Шнур-затейник»

  • Развитие творческих и сенсорных способностей, мышления, памяти, внимания и воображения.
  • Формирование речевых навыков, интеллектуальных способностей, подготовленности руки к письму.

12. «Геоконт»

  • Развитие сенсорных и познавательных способностей, умения называть отрезки, простейшие геометрические фигуры, освоение цветов радуги.
  • Развитие умения самостоятельно создавать образцы объектов.

Специальные «ключевые слова и фразы» способствуют активизации мыслительных процессов ребёнка или группы детей:

  • ключевые слова и фразы, направленные на активизацию познания: «соотнесите», «перечислите», «расскажите», «сформулируйте», «опишите», «установите» и т.д.;
  • ключевые слова и фразы, направленные на активизацию понимания: «расскажите своими словами»; «опишите, что вы чувствуете относительно…»; «суммируйте»; «покажите взаимосвязь»; «объясните смысл» и т.д.
  • ключевые слова и фразы, направленные на активизацию применения: «покажите, как…»; «продемонстрируйте»; «объясните цель применения» и т.д.;
  • ключевые слова и фразы, направленные на активизацию анализа: «сравните»; «разложите по порядку»; «объясните, как и почему»; «разложите на составляющие» и т.д.;
  • ключевые слова и фразы, направленные на активизацию синтеза: «придумайте»; «создайте»; «что произойдёт, если…»; «придумайте другой вариант» и т.д.;
  • ключевые слова и фразы, направленные на активизацию оценки: «выберите то, что вам больше нравиться»; «отберите и выберите»; «что вы думаете о …»; «подскажите критические замечания» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по работе кружка «Макаронная фантазия» (аппликация из макарон)

представлено перспективное планирование  по организации кружковой работы по аппликации из макарон для детей старшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование по работе кружка «Разноцветные пальчики» (нетрадиционная техника рисования – «пальцевая живопись») во второй младшей группе

Персективное планирование по работе кружка по рисованию для детей 3-4 лет (нетрадиционная техника "пальцевая живлоспись")...

Перспективное планирование по работе кружка «Тестопластика» (лепка из соленого теста) во второй младшей группе

Перспективное планирование куружковой работы  с детьми  в возрасте 3-4 лет лепкой из соленого теста....

Перспективное планирование работы танцевального кружка "Горошинки" (дополнительные образовательные услуги ДОУ)

В нашем детском саду вот уже несколько лет введены дополнительные образовательные услуги. Одной из них является танцевальный кружок под моим руководством. Эти дополнительные услуги пользуются успехом ...

Васина М.В. перспективное планирование занятий в кружке дополнительного образования

Васина М.В. перспективное планирование занятий в кружке дополнительного образования...

Перспективное планирование комплекса игр для развития логического мышления старших дошкольников

Авторская разработка комплекса развивающих игр, которые можно использовать в индивидуальной и коллективной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи. В ко...

Перспективное планирование работы по формированию словесно-логического мышления у старших дошкольников с использованием дидактических игр и пособий.

Дошкольники с ОНР – это особая группа детей. Дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, г...