«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОУ»
методическая разработка (младшая группа)

Современные психологи и педагоги дошкольного образования обеспокоены тем, что родители большую часть времени проводят на работе, а ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к ним. Мы призываем сохранить детям детство и возможность играть в игры. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек. Именно в игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranniy_vozrast.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОУ»

МБДОУ «ДС»Лада»

Воспитатель: Джанболатова З.А.

Современные психологи и педагоги дошкольного образования обеспокоены тем, родители большую часть времени проводят на работе, а ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к ним. Мы призываем сохранить детям детство и возможность играть в игры. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек. Именно в игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях.

В игре ребенку объясняют правила, а привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений. В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее.

Игра не является изначально присущей ребенку, она складывается в процессе воспитания, а не возникает стихийно, тем самым являясь мощным средством воспитания и развития ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; общение со взрослым и совместные игры с сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), (ложка, совок, лопатка, лейка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность».

Содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций и построено на пяти образовательных областях.

Данное содержание реализуется при помощи различных видов игр: дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д, которые используются воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.

Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями — малыш играет. Это его естественное состояние. Игра — путь детей к познанию окружающего мира. Ребенок в игре проявляет инициативу, творчество и знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует». Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач

Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одними из наиболее сложных разделов работы, так как он должен научить малыша играть самостоятельно, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни и тогда педагогический процесс в детском саду будет направлен на создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом:

 Центр театрализованной деятельности: уголок ряженья, ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО», настольный плоскостной или магнитный театры, театральные костюмы.

 Центр сенсорного развития: пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика и т.д

Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения

Центр конструирования: строительный материал - мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

Спортивный центр: мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки, сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков.

Центр изобразительной деятельности: трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-раскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран».

 Музыкальный центр: погремушки, маракасы, деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

 Художественно-речевой центр: яркие картинки, книжки.

 Экологический центр: сухой аквариум, ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками, комнатные растения.

Содержание указанных в стандарте пяти образовательных областей реализуется при помощи следующих видов игр, которые используются воспитателями в группах раннего возраста: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, пальчиковые, сюжетное конструирование и др.

Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях ДОУ, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.

Список используемых источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Электронный ресурс). http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
  2. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
  3. Горюнова Т.М. Развитие детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2009
  4. Смирнова Е.О. Социализация детей раннего возраста. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Материал по коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста в детском саду....

Организация работы с детьми раннего возраста с учетом ФГОС ДО.

Материал предназначен для педагогов раннего возраста, в котором указаны целевые ориентиры образования в младшем и раннем дошкольном возрасте с учетом ФГОС ДО....

РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Конспект краткого выступления-отчета о работе с детьми раннего возраста....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

          Раннее детство — уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. В раннем детстве ребенок проходит ги...

Выступление на круглом столе в рамках ГМО «Работа с детьми раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО» Тема: «Применение технологии «Активный родитель» в работе с родителями»

Как вы думаете, что является залогом успешной работы с детьми?В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Правильный подход – это учиться взаимодействовать с ро...

Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «Детский сад №98» Васильева С.В.

Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «...

Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР

На современном этапе развития общества, прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Задача педагогов...