Доклад "«Дошкольное образование: социальные приоритеты и актуальные проблемы»
материал

Ляхова Елена Ивановна

Выступление на августовской конференции для работников образования на тему «Дошкольное образование: социальные приоритеты

и актуальные проблемы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avgust_2012_doklad_na_konf.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на августовской конференции работников образования

«Дошкольное образование: социальные приоритеты

и актуальные проблемы»

    Одним из основных приоритетов современного этапа модернизации российского образования является повышение качества образования, приведение его в соответствии с мировыми стандартами.

      Происходящие в России в последнее десятилетие стремительные перемены, связанные с гуманизацией и   демократизацией отношений, с преобразованиями в экономике изменяют место и роль системы образования в процессе общественного развития. Эти изменения предполагают ответную реакцию на них со стороны одного из важнейших элементов системы образования – общеобразовательного учреждения. Развитие системы дошкольного образования определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит ломка традиционных воззрений на природу детского развития, ребенок постепенно превращается в субъекта собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного качества. Все это, требует обновления подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением, поиска путей развития образования через создание новой практики дошкольного образования, внедрение научно – методических разработок, рассматривающих инновационную деятельность, обеспечивающую формирование ключевых компетентностей детей раннего и дошкольного возраста.

В связи с этим государством обозначены социальные приоритеты в дошкольном образовании:

 Разработка и реализация, с учетом региональных особенностей, системы мер по обеспечению конституционных гарантий бесплатности и общедоступности дошкольного образования, включая бесплатность образовательного процесса для всех детей, а также частичное или полное погашение за счет бюджета стоимости содержания и питания в дошкольных учреждениях детей из малообеспеченных семей.

 Разработка и введение государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса и социальных нормативов по содержанию (уходу и присмотру) детей в дошкольных образовательных учреждениях.

 Установление критериев разграничения бесплатного (финансируемого за счет бюджета) освоения содержания дошкольного образования и дополнительных платных образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях.

 Обновление санитарно-эпидемиологических правил и нормативов деятельности дошкольных образовательных учреждений и групп различной направленности; совершенствование на этой основе критериев государственного лицензирования дошкольных учреждений.

 Разработка и начало реализации долгосрочной государственной целевой программы по восстановлению сети дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь в крупных экономически развитых городах и сельской местности, как части (подпрограммы) Федеральной целевой программы развития образования; отражение региональной и муниципальной специфики в этой программе и ее нацеленность на значительное повышение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях в ближайшие 10 лет.

 Разработка новой типологии дошкольных образовательных учреждений, расширение их разнообразия, оптимизация их сети с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения.

 Существенное расширение и нормативно-правовое обеспечение практики создания и деятельности нетрадиционных организационно-педагогических форм дошкольного образования: групп краткосрочного пребывания, групп с гибким графиком работы, дежурных групп, групп физического развития и укрепления здоровья, групп развития индивидуальных склонностей и интересов и др.

 Расширение сети дошкольных образовательных учреждений и групп коррекционной и компенсирующей направленности (прежде всего для детей с различного рода психоневрологическими отклонениями) в связи со значительным увеличением количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, развитии и поведении.

 Содействие развитию нетрадиционных видов дошкольного воспитания в семье, организация подготовки нянь и гувернеров для воспитания и образования детей на дому, в том числе путем переподготовки незанятого населения.

 Организация дошкольного образования на базе учреждений здравоохранения, где дети дошкольного возраста проходят длительное лечение.

 Организация дошкольного образования малолетних детей, находящихся вместе с осужденными матерями в исправительно-трудовых колониях.

 Обновление и повышение качества дошкольного образования; широкое введение разработанного нового поколения программно-методического обеспечения дошкольного образования, нацеленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка.

 Оказание помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста: создание тематических теле- и радиопрограмм, психолого-медико-педагогических консультаций, курсов для молодых родителей, тематических разделов в печатной периодике, сайтов в Интернете и т.д.

 Государственное стимулирование развития рынка детских книг, радио- и телепередач; организация их обязательной профессиональной психолого-педагогической экспертизы на предмет безопасности для физического и психического здоровья детей.

 Возобновление деятельности Федерального экспертного совета по играм и игрушкам (возможно на основе успешно действующего Московского учебно-методического центра игры и игрушек); информирование общественности об играх и игрушках, представляющих опасность для психического и физического здоровья детей; введение уголовной ответственности за изготовление и распространение подобных игр и игрушек.

 Существенное расширение на базе дошкольных и общеобразовательных учреждений групп подготовки к школе, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Уточнение целей и содержания деятельности этих групп, разработка для них примерных образовательных программ; четкое отделение этих программ от задач и содержания начального образования, в частности – от неоправданно раннего систематического обучения (которое в последнее время получило широкое распространение вследствие противоправного введения приемных испытаний при зачислении детей в отдельные общеобразовательные учреждения).

Новые инициативы, особенно в дошкольном образовании, зачастую вызывают смешанную реакцию педагогической общественности. Из опыта своей деятельности и анализа сходных ситуаций мы предполагаем, что большинство педагогов и образовательных учреждений будут испытывать затруднения, как по форме исполнения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), так и по содержанию работы в области конструирования и реализации образовательных программ. Развитие программно-методического обеспечения дошкольного образования постепенно становится адекватным современным ожиданиям общества, контролируемым со стороны основных заказчиков и направленным на удовлетворение потребностей детей.

Программирование развития, программное развитие и развитие программ — достаточно сложные вопросы для педагога дошкольного образования. Их не только нужно уметь дифференцировать, но и интегрировать для реализации своей профессиональной миссии — создания условий для разностороннего и целостного развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Результаты развития ребенка напрямую определяют структуру и содержание деятельности педагога дошкольного образования, миссией которой является обеспечение оптимальных организационно-педагогических условий для успешного воспитания, обучения, развития, социализации ребенка на этапе дошкольного детства. В этой связи в контексте непрерывного образования, обогащения элементов профессиональной компетентности образовательная программа занимает особое место в системе деятельности ДОУ, являясь ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-педагогические и содержательно-деятельностные предпосылки осуществления этой миссии.

   После введения в действие ФГТ изменился статус образовательной программы учреждения: программа была инициативным документом, а стала — обязательным. В связи с этим разработка содержания образовательной программы, описание принципов и критериев построения, технологии ее реализации в образовательном процессе вызвали определенные трудности у  практических работников.

  1.Не достаточное соответствие ООПДО  требованиям ФГТ. Пояснительные записки. С одной стороны, эта часть программы  имеет вполне понятную структуру. Но в пояснительных записках слабо отражены особенности  образовательного процесса, условия  конкретного детсада. Просто приведены сведения о кадрах, сведения о контингенте детей, о родителях. Но ни слова о социальном заказе родителей.   В чём он выражается?  Как детсад его  выполняет? Как окружающий социум используется для выполнения программы?  В других разделах программ тоже не отражается специфика. Иногда и приоритетное направление никак не отражено. Самое слабое место – программы не адаптированы  к условиям конкретных садов. Особенности педагогического состава могли бы отразиться в модели взаимодействия специалистов и воспитателей. В разделе комплексирования программ нет обоснования выбора парциальных.   Раздел «Система мониторинга» меньше  затруднений вызвал у тех, у кого система мониторинга была и раньше. Написание вариативной части пока тоже требует осмысления и работы.  Когда все встали перед необходимостью написания программы, одним не хватило аналитических умений, другим самостоятельности. Было очень трудно побороть нежелание и непонимание, -  зачем это делать.

Систематизация затруднений и прогнозы их преодоления в процессе разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Положения ФГТ

Проблемы и противоречия в практике разработки образовательных программ

Рекомендации и прогнозы

Направления образования: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое

В ДОУ реализация направлений образования определяется отбором программно-методического обеспечения. Выбор программ, методик и технологий и их объединение во многих детских садах зачастую проводится случайно, без учета специфики детского коллектива, четкого анализа скомпонованного содержания и в большинстве случаев зависит просто от желания педагога

Необходимо разработать образовательную систему, обеспечивающую связь:

а)        направлений деятельно-
сти ДОУ;

б)        образовательных областей;

в)        направлений деятельности педагогов;

г)        детских видов деятельности

Принципы построения и реализации:

—        развивающего образования;

—        сочетания научной обоснованности и практической применимости;

—        комплексности: единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

—        интеграции образовательных областей;

—        комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

—        паритетности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, как в образовательном процессе, так и при проведении режимных моментов

В практике разработки образовательных программ определение методологии и концепции, отражающих принципы построения и реализации программы, либо отсутствует, либо носит формальный характер. В редких программах встречается последовательная и взаимосвязанная реализация цепочки «концепция—цели и задачи—содержание—технологии». Сложившейся системы в видении и представлении концепции нет в том числе по причине смешения таких документов, как концепция развития ДОУ, программа развития ДОУ, образовательная программа. Из выделенных в ФГТ принципов построения и реализации программы нормативное закрепление получили принципы интеграции и комплексно-тематического построения образовательного процесса, которые ранее имели инициативный характер

Системный признак образовательная программа приобретает при отражении всех перечисленных принципов в логике:

—        определения образовательных задач и результатов;

—        построения программы;

—        реализации образовательных областей;

—        взаимодействия субъектов образования в подсистемах «педагог—дети», «педагог—педагоги», «педагог—родители»

Требования к содержанию и технологии программы:

—        соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

—        предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра)

В существующих программах, как правило, отсутствует стратегическое видение развития ребенка в смежных возрастах (раннем, дошкольном и младшем школьном), что сказывается отрицательно на комплексном характере образования. Не уделяется достаточно внимания перспективному плану развития детских видов деятельности (особенно игры)

В пояснительной записке следует определить логику и перспективы развития ребенка, обозначить преемственные основания развития в образовании и связать это с особенностями развития ребенка в присущих ему детских видах деятельности

Критерии:

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»)

В детских садах, имеющих приоритетное направление в работе с детьми, и центрах развития ребенка имеет место тенденция увеличения содержания учебно-познавательной деятельности — т. е. знаний, способов действия и соответствующих программ, приемов, алгоритмов и т. д., что в целом влияет на здоровье (как физическое, так и психическое) и мотивацию учебной деятельности

Максимальная интеграция содержания, использование дополнительных образовательных программ для реализации целей основных, разумный подход к организации основных режимов жизни ребенка, согласованность действий всех субъектов образования позволит оптимизировать нагрузку на детей и существенно повысить результаты образования

Программа состоит из двух частей:

1)        обязательной части;

2)        части, формируемой участниками об-
разовательного процесса.

Объем обязательной части программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации программы, а объем части, формируемой участниками образовательного процесса, — не более 20 % общего объема программы

До введения ФГТ как обязательная часть образовательной программы рассматривалась комплексная программа, реализуемая в ДОУ и выбранная в качестве основной. При этом ДОУ испытывали затруднения в определении специфики использования авторской программы. Согласно ФГТ, часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности и специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Опыт работы ДОУ показал, что педагогические коллективы стараются учитывать региональный компонент, но планирование педагогами содержания образовательной деятельности по региональному компоненту осуществляется в отрыве от основного содержания, что влияет на полноту, глубину и комплексность восприятия детьми материала по осваиваемым разделам

Необходимо четко обосновать целесообразность, объем и соотношение обязательной и вариативной частей программы, учитывая возможности педагогов, интересы родителей и потребности ребенка

Общий объем обязательной части программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

—        образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

—        образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

—        самостоятельную деятельность детей;

—        взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Утвердившийся подход к рассмотрению образовательного процесса с точки зрения форм взаимодействия взрослого с ребенком (регламентированная деятельность, совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность детей) вызовет сложности в планировании регламентированной деятельности (занятий) не как самостоятельного блока образовательного процесса, а как одной из форм организации различных видов детской деятельности. В действующих программах общий объем программы не соотнесен по основным направлениям его реализации (деятельности детей, педагогов, родителей), а также не представлен через систему детской деятельности

Следует адекватно общему объему программы отразить систему направлений и де-ятельностей (детей, педагогов, родителей) по реализации обязательной части

Пояснительная записка должна раскрывать:

—        возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

—        приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации программы;

—        цели и задачи деятельности учреждения по реализации программы;

—        особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие);

—        принципы формирования программы

В практике разработки программ фиксируется склонность разработчиков к подаче чрезмерной и непредметной информации: приводятся анализ образовательного процесса, кадровой обеспеченности, состояния материально-технической базы, то есть вопросы, характерные для программы развития учреждения. В программах содержится техническая информация: обозначаются задачи всего образовательного учреждения; перечисляется нормативная база (как федеральная, так и местная), на основе которой осуществляет свою деятельность учреждение; указываются особенности педагогического коллектива и его штатная численность и т. д.

Следует четко придерживаться структуры пояснительной записки, которая теперь закреплена нормативно

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает.

—        описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;

—        проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

В действующих программах нередко отсутствует система планирования как основного механизма осуществления образовательной программы, координирующего реализацию всех образовательных областей в работе с детьми всех возрастов в деятельности всех специалистов. Планирование системы деятельности не производится в координатах: «система деятельности педагогов», «педагогов, детей и родителей», «детской деятельности»; особенности организации образовательного процесса не коррелируют со спецификой учреждения

Следует максимально согласовать существующие в детском саду планы: исключить дублирование, несоответствие, избегать декларативности

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением

Педагогические коллективы испытывают серьезные затруднения в постановке образовательных целей и задач, отборе содержания образовательной работы, типовыми являются следующие:

—        наличие глобальных и/или неизмеряемых, и/или множественных целей в образовательной программе;

—        задачи не исчерпывают цель: их больше или меньше, они шире или уже цели;

—        рассогласование целей концепции развития, программы развития, образовательной программы;

—        методология цели не соответствует реализуемым образовательным программам;

—        цели дублируют задачи уставной деятельности или повторяют цели и задачи реализуемых образовательных программ;

—        наличие проблем с декомпозицией основной цели на итоговые и промежуточные, комплексные и локальные;

—        постановка акцентов в направлениях образовательной работы с детьми происходит в ущерб или без учета других направлений, в то время как целью образовательной работы является системная и комплексная деятельность ДОУ по образованию детей;

—        отсутствует методическая система обоснования выбора, сочетания и реализации комплексной и парциальных образовательных программ; основной и дополнительных. Педагоги не всегда могут объяснить выбор используемых ими программ и методик, а также обосновать, почему какая-то часть содержания программы используется при планировании образовательного процесса, а другая часть содержания — нет Устранение указанных проблем обостряется положениями ФГТ Выделенные в ФГТ образовательные области входят в противоречие с традиционными разделами дошкольных образовательных программ. В ФГТ отсутствуют четкие ориентиры в дифференциации комплексных (интегративных) и локальных (специфических) задач

Четко определить образовательные цели и задачи по каждой области, декомпозировав их по видам; максимально скоординировать деятельность педагогов и детей; пересмотреть существующий объем образовательной работы в соответствии с требованиями (в том числе определить необходимый и достаточный объем и количество реализуемых комплексных и парциальных программ)

Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья) должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении программы:

—        выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

—        осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

—        возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программы и их интеграции в образовательном учреждении

Педагогические коллективы компенсирующих и комбинированных детских садов часто затрудняются в неформальной интеграции общеобразовательной и коррекционной работы с детьми.

В ФГТ явно просматривается следующее противоречие: с одной стороны, заявлен принцип интеграции, а с другой, содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей рассматривается в отрыве от содержания коррекционной работы

Четко обозначить границы индивидуального, дифференцированного и интегрированного подходов в соответствии с:

—        требованиями программы;

—        особенностями детей;

—        возможностями специалистов;

—        интересами и запросами родителей

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. Итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы. Промежуточные результаты освоения программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения программы по всем направлениям развития детей

Типичным негативным фактором является отсутствие четких представлений у воспитателей и специалистов при определении «ожидаемого результата», т. е. тех параметров, которые показывают, что должны будут знать и уметь дети в конце учебного года в соответствии с базовой программой и с учетом обновления содержания. Недостатком этого раздела программ является создание громоздких и трудноизмеряемых моделей личности и деятельности выпускника (приводится большое, до 15, количество характеристик личности воспитанника; они множественны, хаотичны и неупорядочены; характеристика «модели» не соотнесена с типом и видом образовательного учреждения). Большинство рассматривают «модель» выпускника как конечный результат, а не как условие объединения и координации усилий членов педагогического коллектива. Также часто происходит смешение традиционного (знания, умения, навыки) и компе-тентностного (компетенции) подходов, что не позволяет адекватно описать прогнозируемый результат, а следовательно, и спроектировать всю образовательную деятельность учреждения.

Устранение указанных проблем обостряется положениями ФГТ. В предлагаемой структуре обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание работы с детьми представлено с точки зрения образовательных областей, а планируемые результаты освоения программы представлены только как интегративные (получаемые во всех образовательных областях). При этом учет специфических (локальных) для каждой образовательной области результатов остается на усмотрение педагогического коллектива детского сада

Необходимо определить не только интегративные результаты освоения детьми программы, но и локальные — специфические для каждой образовательной области, дифференцировав их на промежуточные и итоговые

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга

В действующих программах отмечаются следующие проблемы в представлении мониторинга:

—        использующиеся в детском саду стандартные авторские диагностики не включают в себя вопросы расширенного содержания и, таким образом, не отслеживают эффективность усвоения знаний и умений детей по сопутствующим парциальным программам и методикам по различным видам деятельности;

—        критерии и показатели либо слишком детализированы, либо, наоборот, слишком обобщены;

—        отсутствует связь между моделью выпускника, проектируемыми результатами освоения программы, конкретными показателями диагностики и методами их изучения;

—        отсутствует система мониторинга;

—        отсутствует система деятельности всех специалистов ДОУ по реализации мониторинга (административный, методический, педагогический)

Следует создать систему мониторинга, которая включает:

—        системность показателей;

—        комплекс методов по их изучению;

—        систематичность измерений;

—        взаимодействие специалистов в ДОУ в процессе и по результатам мониторинга;

—        использование и хранение полученной информации

 

2. Проблема – недостаточное понимание того, как планировать и вести  образовательный процесс   в условиях реализации ФГТ.

 Работа по основной общеобразовательной программе   в некоторой степени является инновационной. В чём будут изменения? Что останется старым? Так или иначе, предстоит вводить новшества.

Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства. Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию (разработке) освоению, использованию и распространению новшеств.

Какие новшества  вводятся? Для ответа на этот вопрос  сравним  модели образовательного процесса до ФГТ и при ФГТ.

Изменяется  организация  всего учебного процесса (слайд).

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели:

  • Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
  • Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;
  • Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
  • Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

Новшеством будет построение учебного процесса в другой модели. Эта модель построена в логике деятельностного подхода. Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

 Другие  новшества  связаны с принципами, лежащими в основе ООПДО. Они перечислены в  пояснительной записке: интеграции образовательных областей,  решение программных образовательных задач  при  проведении режимных моментов,  комплексно-тематический принцип. Для одних  это уже частично  реализованные принципы, для других -  новшество.  Любое нововведение прогрессивно для определенного отрезка времен и для определённого ДОУ, но может быстро устаревать и  даже препятствовать дальнейшему развитию.

Наиболее часто задаваемые вопросы руководителей и педагогов:

  Как правильно сформулировать задачи годового плана, направленные на  реализацию ФГТ?

Какую форму  перспективного и календарного планирования выбрать?

Часто  воспитатели задают простой вопрос: можно ли планировать занятия? Как будет выглядеть сетка  занятий? Но это будет не сетка занятий, а планирование непосредственно образовательной деятельности.  

 А давайте задумаемся: Что даёт простая смена терминов «занятие» и «НОД». Ничего. Главное ведь учиться решать  образовательные задачи не  только на занятиях.

  3. Особая проблема – повышение квалификации. Переход на ФГТ  требует  переобучения большинства кадров. Современное состояние системы повышения квалификации педагогов  в аспекте компетентностно-ориентированного образования может быть охарактеризовано рядом противоречий:

- Потребность педагогов и руководителей образовательных учреждений в личностном и профессиональном росте и недостаточная адаптированность образовательных программ повышения квалификации к индивидуальным профессионально-образовательным потребностям взрослых обучающихся;

- Нацеленность педагогов ДОУ на непрерывное повышение квалификации и недостаточная мобильность этой системы, отсутствие гибких форм повышения квалификации;

- Опережающее развитие инновационной образовательной практики и недостаточная разработанность программно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов ДОУ к управлению инновационными процессами на основе нового теоретического и практического знания;

- Между развитием педагогической теории, осмысляющей научные понятия «детство», «творчество» и «компетентность» в контексте гуманистической модели образования, и сложившихся стереотипов данных понятий в сознании педагогов и руководителей ДОУ с большим стажем работы.

 Педагоги детсадов имеют очень низкую зарплату, чтобы за свой счёт повышать  квалификацию на курсах в г. Тамбове. Значит, необходимо было организовать районные семинары – практикумы по изучению и внедрению ФГТ.  Пока основной метод повышения квалификации  - самообразование педагогов. Отмеченные трудности в реализации новых целевых ориентаций в области дошкольного воспитания позволяют констатировать, что проблема особой подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений Тамбовской области и проявление ими прогрессивной профессиональной компетентности является актуальной.

  4. Проблема перехода ДОУ из режима функционирования в режим развития. 

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

 Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.

Деятельность ДОУ в режиме функционирования — процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

  5. Проблема слабой материально – технической базы.

Никому не секрет, что ДОУ из – за недостаточного финансирования вынуждены искать дополнительные средства для ремонта и создания развивающей среды. А ведь эти время и силы дошкольные работники могли бы посвятить детям.

Таким образом мы видим, что в сфере образования за последнее время произошли глобальные изменения, которые требуют от педагогов создание условий для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства и удовлетворения потребностей родителей.

Информационные ресурсы:

  1. - Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

      - А. А. Майер, С. Ф. Багаутдинова

      «Проблемы проектирования основной общеобразовательной                  программы дошкольного образования»

     - Федеральная целевая программа развития образования 

       на 2011-2015 годы

      - «Детство» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

 

- www.izh.ru

- www.eurekanet.ru

- http://www.google.ru

- dob.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываю...

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

        В первую очередь    мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает.          В настоящее время...

Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.

В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА система и формы работы с детьми старшей группы над проблемой : «Что такое ветер?» ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Расширение представлений детей о таком природным явлением , как ветер, уточнение причин  его возникновения , его роли в жизнедеятельности  человека. Способствование формированию умения наблю...