История возникновения проектного метода
статья (старшая, подготовительная группа)

Князева Татьяна Николаевна

На современном этапе развития образования проектная деятельность приобретает особое значение, так как в учебной деятельности она стимулирует интерес детей за счет нестандартного подхода к получению знаний, изучению материала. Проектная деятельность развивает творческие способности детей, стимулирует у ребёнка желание достичь успеха путем создания продукта проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyazeva_statya_proektnyy_metod.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

История возникновения проектного метода

Князева Татьяна Николаевна, воспитатель ГБОУ «Школа № 842»

        Термин «проект» впервые вошёл в употребление в XVI веке в деятельности техников и архитекторов.        Парижская королевская архитектурная академия рассматривала  разработанные студентами проекты и допускала к участию в конкурсах. Также,  на основе созданных проектов молодые люди получали возможность поступать в академию без вступительных экзаменов и получать титулы архитекторов.

        В своё время Я. А. Коменский высказался о внесении в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Я. А. Коменский подчёркивал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».[1]

        Продолжая тему, Ж. Ж. Руссо писал: «Что первые наши учителя философии - это наши ноги, руки, глаза». Ж.Ж. Руссо в «Эмиль, или о воспитании» призывает не давать ребенку никаких словесных уроков, предлагает, чтобы ребенок приобретал знания из своего собственного опыта и практики.

        Ж.Ж. Руссо утверждал, что ребенка нужно воспитывать в интересной детской деятельности. Непосредственный интерес малыша к изучаемому предмету или явлению - вот двигатель, который ведет его по пути познания. Вместе с тем, Ж.Ж. Руссо считал, что обучение ребенка должно быть максимально наглядным, а информация емкой, конкретной и основываться на примерах.

        И.Г. Песталоцци считал, что ребёнку в первую очередь необходимо дать полную, развернутую картину мира, развивать навыки систематизации, обобщения знаний и умение делать выводы, и только после этого давать детям конкретную информацию.

        Развитием  проектного метода и внедрением его в образовательные учреждения занимались такие ученые и педагоги, как Дж. Дьюи, К. Поппер, Г. Саймон, У. Х. Килпатрик, и многие другие.        

        Непосредственно проектный метод был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи. В школах, организованных по методике Дьюи, предоставлялось ученикам право свободного выбора занятий и формы получения знаний. Сама образовательная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Педагог оказывал помощь детям для достижения запланированного.

        Джон Дьюи считал, что проектная деятельность ориентирована на организацию обучающей деятельности детей с учетом их интересов.

        В 1911 году термин «проект» был узаконен Бюро воспитания США. У. Килпатрик писал: «Проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца».

        Лозунгом основателей системы проектного обучения является: «Все из жизни, все для жизни». Ребенок самостоятельно исследует окружающий мир, познает его возможности, механизмы взаимодействия явлений, предметов, человека. Авторы проектного метода справедливо считали, что иследовательская свобода детей является главным элементом методики обучения.

        В начале XX века проектным методом заинтересовались русские педагоги. Исследуя опыт зарубежных коллег, Е. Г. Кагаров в 1926 году пишет: «Что такое «метод проектов? Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

        Е. Г. Кагаров выделил характерные черты данного метода:

        - исходный пункт обучения есть детские интересы сегодняшнего дня;

        - детские проекты как бы копируют различные стороны окружающей действительности;

        - дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

        - проект есть единство теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

        С.Т. Шацкий стал одним из разработчиков проектного метода в России. В 1905 году С.Т. Шацкий вместе с архитектором А.У. Зеленко создаёт первые в России детские клубы. В послереволюционной России проектный метод внедряется интенсивно и широко.

        С.Т. Шацкий считал, что организация традиционных учебных занятий носит неэффективный характер и предлагал организовать образовательную работу так, чтобы занятия были именно приготовлением уроков в школе, в подходящей обстановке, под контролем учителя и при его непосредственной помощи.[2]

        В 1920-е годы появляется бригадно-лабораторный метод. Особенность метода состоит в соединении коллективной работы всех обучающихся с индивидуальной. Бригада была часть класса, состоящая из нескольких детей. На общих занятиях обсуждались задания, планировалась работа, устанавливались сроки выполнения. После каждая бригада отдельно и самостоятельно выполняла поставленную задачу, по завершению бригадир отчитывался перед учителем.

        К сожалению, в 1931 году проектный метод осудили и запретили постановлением ЦК КПСС(б). Но некоторые элементы проектного метода были заимствованы и реализованы в различных формах в системе образования.

        Следующий этап развития проектного метода относится к 1960-1990-е годам XX века. В 1960-е годы данный метод направляется на прогрессивное воспитание детей, идёт речь о концепции Дж.Дьюи и У. Килпатрика и введении проектного метода в образование.         В начале 80-х годов XX века в Великобритании в образовании объединяются два направления: гуманитарно-художественное и научно-техническое. Поднимаются проблемы возрастных особенностей детей, стимулирование инициативности, самостоятельности, творческих способностей, индивидуальный подход к каждому ребёнку.         В нашей стране, в 60-е годы XX века основной идеей учёного Л.В. Занкова стало развивающее обучение. Цель данного обучения есть достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Для организации обучения предлагались экскурсии, кружковая работа, работа в библиотеках. Л.В. Занков считал, что ребенка необходимо стимулировать для самостоятельного получения информации и правильного её применения.

        В 60-70-х годах XX века была разработана система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Особенность системы состоит в изменении предметного содержания обучения. Основой изучения дисциплин является система научных понятий. Отказываются от репродуктивного метода обучения, переходят к деятельностной педагогике, в которой главным является наличие теоретического мышления. Основной задачей для педагогов является освоение детьми обобщенных способов действия, педагог и дети переходят на коллективно-распределительный тип деятельности.

        В 70-80-х годах XX века развивается педагогика сотрудничества. В.Ф. Шаталов разрабатывает подход, в котором охватывались сразу все ученики. Подход заключается в создании творческой, увлеченной атмосферы вокруг учащихся. В.Ф. Шаталов справедливо считал, что в детей необходимо вселять оптимизм, давать почувствовать ребенку успех в его деятельности. В.Ф. Шаталов подчёркивал, что материал необходимо давать детям ясно, четко, доступно, с наглядным использованием блок-схем. Результат данного подхода: даже слабые дети стремились к успеху и достижению высоких результатов, находили творческие решения, планировали и прогнозировали свою деятельность, самостоятельно исправляли ошибки.[3]

        На современном этапе развития образования проектная деятельность приобретает особое значение, так как в учебной деятельности она стимулирует интерес детей за счет нестандартного подхода к получению знаний, изучению материала. Проектная деятельность развивает творческие способности детей, стимулирует у ребёнка желание достичь успеха путем создания продукта проекта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.        Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). Известия АПН РСФСР, вып. 14).М.; Л., 2014, с. 24-37

2.        Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.

3.        Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264 с.

4.        Баранник, Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2015. - №24. – 67 с.

5.        Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 278с.

6.        Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

7.        Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под. ред. Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.

8.        Буланова – Топоркова, М.В., Духавнева, А.В. и др. Педагогические технологии / М.В. Буланова- Топоркова, А.В. Духавнева - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.- 47с.

9.        Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

10.        Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336.

11.        Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№. 2.-С.24.

12.        Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.

13.        Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ф.С. Гайнуллова; под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 c.

14.        Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 89с.

15.        Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

16.        Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2010. - 288 c.

17.        Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук.. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 c.

18.        Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста / авт.-сост. М.В.Савченко, Котова Л.Н., Губанова Н.В. Донецк: Истоки, 2017. - 76 с.

19.        Дыбина ,О.В., Рахманова, Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом/ О.В. Дыбина, Н.П. Щетинина - М., 2004. - 49с.

20.        Загвязинский, В.И. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р. М. Атаханов и др.; под ред. В.И.Загвязинского - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.

21.        Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Н.М. Зубкова - М.: Издательство «Речь», 2006. - 108с.

22.        Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

23.        Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

24.        Ликум, А. Детская энциклопедия "Все обо всем"/ А. Ликум - М.: АЗТ,1997. - 134с.

25.        Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

26.        Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2014. - 160 c.

27.        Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н.В. Микляевой) / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 c.

28.        Осмоловская, И. М. Словесные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 128с.

29.        Песков, В.К. Окно в природу: Щепотка соли / В.К. Песков - М., -2000. - 67с.

30.        Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. – Просвещение-Альфа, М., 2012. – 341с.

31.        Развитие конструктивной деятельности детей дошкольного возраста: методическое пособие / сост. Сипачева Е.В. - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018. - 56 с.

32.        Развивающая предметно-пространственная среда как важный фактор формирования личности ребѐнка в условиях ДОО(У): методическое пособие / Авт.-сост. Макеенко Е.П., Сипачева Е.В., Ищук В.С., Бойко Л.П. и др. - Донецк: ГОУ ДПО "Донецкий РИДПО",2018. - 44 с.

33.        Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 920 c.

34.        Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - Москва: Педагогика, 1982. - 209 с.

35.        Газиева, М. Ю. Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. -Молодой ученый. 2017. - №17 [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/archive/151/42751/ (дата обращения 12.01.2019).

36.        Морозова, И.С., Штепина, И.С. Познавательная активность младших дошкольников /И.С. Морозова, И.С. Штепина Теория и практика общественного развития. 2012. [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-mladshih-doshkolnikov (дата обращения 22.09.2020).

37.        Методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / URL: https://studwood.ru/ (дата обращения 22.09.2020).

38.        Диагностика познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / URL: https://studbooks.net/ (дата обращения 22.09.2020).

39.        Минюк ,Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г) [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6151/ (дата обращения: 22.09.2020).

40.        Исследовательские проекты для дошкольников [Электронный ресурс] / URL: http://raguda.ru/vs/issledovatelskie-proekty-dlja-doshkolnikov.html (дата обращения 22.09.2020).

41.        Науменко, О.П. Методический сборник «Диагностический инструментарий» [Электронный ресурс] / URL: https://studydoc.ru/doc/551627/metodicheskij-sbornik-«diagnosticheskij-instrumentarij (дата обращения 22.09.2020).

42.        Ильин, В.С. Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / URL: http://www.bestreferat.ru/referat-343436.html (дата обращения 22.09.2020).

43.        Клочко Елена Диагностика дошкольников: методики, тесты (примеры) [Электронный ресурс] / URL: http://fb.ru/article/252568/diagnostika-doshkolnikov-metodiki-testyi-primeryi (дата обращения 22.09.2020).

44.         Принципы организации опытно-экспериментальной работы в процессе формирования краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» Шемшурина С. А. – КиберЛенинка [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-organizatsii-opytno-eksperimentalnoy-raboty-v-protsesse-formirovaniya-kraevedcheskoy-kompetentsii-podrostkov-v (дата обращения 22.09.2020).

45.        Щукина, Г.И., Морозова, И.С., Штепина, И.С. Познавательная активность младших дошкольников. / И.С. Морозова [Электронный ресурс] / URL: https://www.teoriapractica.ru (дата обращения 22.09.2020).

46.        Лисина, Н.Н. преп.проф.дисциплин ГБПОУ ВЛАТТМетод проектов как современная педагогическая технология. / Н.Н. Лисина [Электронный ресурс] / URL: https://infourok.ru/metod-proektov-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1492720.html (дата обращения 22.09.2020).

47.        Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев [Электронный ресурс] /URL: http://s17001.edu35.ru/attachments/article/264 (дата обращения 20.09.2020).

48.        Педагогической технологии метод проектов[Электронный ресурс] /URL: https://megapredmet.ru/1-18032.html (дата обращения 20.09.2020).

49.        Канайкина, Т.А. Педагогическая технология «Метод проектов»[Электронный ресурс] / URL: http://www.informio.ru/publications/id4554/Pedagogicheskaja-tehnologija-Metod-proektov (дата обращения 22.09.2020).

50.        Скопина, М.С. Экспериментальная деятельность в детском саду по ФГОС[Электронный ресурс] / URL: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html (дата обращения 22.09.2020).

51.        Как организовывать эксперименты в детском саду?[Электронный ресурс] / URL: https://podrastu.ru/deyatelnost/eksperimentalnaja-dejatelnost-detei-detskom-sadu.html (дата обращения 22.09.2020).

52.        Горошилова, Е.П. Занятия-эксперименты [Электронный ресурс] / URL:http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/16600-eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou.html (дата обращения 19.09.2020).

53.        Кириллова, И. М. Экспериментальная деятельность в детском саду // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10616/ (дата обращения: 18.09.2020).

54.        Метод проектов как педагогическая технология[Электронный ресурс] / URL: https://pandia.ru/text/77/413/23612.php (дата обращения: 19.09.2020).

55.        Канайкина, Т.А. Педагогическая технология «Метод проектов»[Электронный ресурс] / URL: https://www.informio.ru/publications/id4554/Pedagogicheskaja-tehnologija-Metod-proektov (дата обращения: 19.09.2020).

56.        Метод проектов как педагогическая технология[Электронный ресурс] / URL: http://edu.znate.ru/docs/2381/index-10911-30.html (дата обращения: 21.09.2020).

57.        Лукова, Н.Л. развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности[Электронный ресурс] / URL: https://infourok.ru/nauchnaya-statya-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-razlichnih-vidah-deyatelnosti-3298364.html (дата обращения: 21.09.2020).


[1] Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

[2] Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - Москва: Педагогика, 1982. - 209 с.

[3] Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 278 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме "История возникновения ложки

В данной презентации рассказывается об истории возникновения ложки и материалах, используемых при ее изготовлении...

История возникновения и развития методов учебных проектов.

Предлагаем материал с историческими данными о методах проектов....

Теоретические подходы изучения и история возникновения игровых методов

Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенно...

История возникновения метода проектов в дошкольной педагогике

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования....

Конспект ООД по теме: (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)

Конспект ООД по теме:  (история возникновения города) «Родной мой Нижневартовск» (из истории возникновения города)...

Доклад на тему "История возникновения метода проектов в педагогике"!

quot;История возникновения метода проектов в педагогике"...

Проектная карта «По следам истории возникновения первой игрушки на Руси»

Проектная карта «По следам истории возникновения первой игрушки  на Руси»Дата проведения: Цель проекта: создание социальной ситуации развития в процессе  выставки рисунков...