План самообразования на тему "Развитие речи посредствам дидактических игр"
статья

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

 

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» Нуриевой Рузили Раилевны

Тема : «Развитие речи посредствам дидактических игр».

01.09.2018

(дата начала работы над темой)

30.05.2019

(предполагаемая дата окончания работы)

Высокая Гора, 2018г.

Тема самообразования: «Развитие речи посредствам  дидактических игр»

Актуальность :  Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого  развития .

Задачи: 1. изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по данной теме.

2. повышать свою психолого- педагогическую культуру, психологическую компетентность.

3. Обобщить и расширить опыты работы в данном направлении.

Методы организации театрализованной деятельности:

Практические- игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика),инсценировки, драматизации.

Словесные- рассказ, чтение педагога, рассказ детей. Беседа ,подбор синонимов, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу помочь детям освоить навыки и умения, развить речь, внимание, память, творческое воображение.

Гипотеза:

Развитие речи детей дошкольного возраста возможно при условии, если :

  1. Создана предметно-развивающая среда для деятельности детей.
  2. Осуществляется контроль за нервно-психическим развитием детей,контроль за развитием речи воспитанников.
  3. Проводится работа в период адаптации детей.
  4. Наличие системы работы с родителями.

Перечень вопросов по самообразованию:

1.изучение психолого-педагогической литературы;

2.разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

3.проектная и исследовательская деятельность;

4.анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

5.продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

6.планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемые трудности в процессе развития речи по средствам дидактических игр:

1.неумение представлять ребенком самого себя;

2.снижена речевая память;

3.не выразительная речь;

4.трудности диалоговой речи;

5. частичная или полная закрепощенность;

6. снижена эмоционально-волевая сфера.

Пути преодоления трудностей :более активное вовлечение детей в дидактическую игру ,индивидуальная работа по развитию речи.

Предполагаемый результат: Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Перспективный план работы  самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Результат

Диагностическо-

прогностический

- Изучение научной и педагогической литературы по развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников.

- Обзор  учебно-методической литературы, а также интернет ресурсов по дидактическим играм.

по образовательным областям.

- Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий  коллег, обмен опытом с коллегами по теме самообразования.

- Изучение новых технологий и методик по теме самообразования.

- Подбор инструментария по выявлению уровня  развития речи по средствам дидактических игр.

-  Изучить требования к организации предметно – развивающей среды в группе по развитию речи  по средствам дидактических игр.

- Изготовление дидактических игр по развитию речи  для дошкольников.

- Привлечение родителей к  проблеме развития  моторики рук

 (консультации, анкетирование, памятки)

 - Разработка собственного сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования.

 - Приобретение систематических знаний в области   эмоционально - волевой сферы дошкольников.

- Знакомство с опытом отечественных педагогов по дидактическим играм.

- Составление  диагностических карт по развитию по средствам  развития речи дидактическими играми.

- Оформление предметно –развивающей среды в группе по дидактическим играм.

- Картотека работ с дошкольниками по развитию речи по средствам дидактических игр.

- Изготовление для родителей информационных стендов, папок- передвижек, листовок по теме самообразования.

-  Создание личного сайта воспитателя.

Практически-

Обобщающий

-Систематизация изученного материала

- Разработка новых форм, методов и приёмов развитию речи по средствам дидактических игр .

-  Разработка программы по развитию речи по средствам дидактических игр .

 - Прохождение курсов повышения квалификации.

 - Заполнение сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования.

 - Корректировка  работы по самообразованию (по необходимости)

 

- Повышение квалификации.

- Программа по теме самообразования

Итогово -контрольный

- Апробация программы по развитию речи  по средствам дидактических игр.

- Отслеживание результативности работы

-Проверка программы по теме самообразования в детском саду научным руководителем.

-Публикация методического материала на интернет сайтах.

- Заполнение сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования.

- Получение рецензии на программу.

- Внедрение программы в образовательный процесс.

-Сертификаты и дипломы.

- Участие в педагогических советах, методических объединений, семинарах и конференциях,

Участники самообра -

зования

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

Отметка о выполнении

Самообразование педагога

Составление плана работы по теме самообразования

Сентябрь

План работы на год

Заполнение личного сайта по теме самообразования

В течение года

Информация на сайте

Проверка программы по дидактическим играм научным руководителем

Сентябрь

Рецензия на программу

Изготовление дидактических игр

Октябрь

Дидактические игры

Разработка дидактического пособия по УМК  «Сказка в гостях»

Декабрь

Дидактическая игра «Сказка в гостях»

Публикация программы  по дидактическим играм ресурсах сети интернет

Февраль

Свидетельство о публикации

Работа с детьми

Работа по программе по дидактическим играм

В течение года

Положительная динамика в развитии речи

Беседы, просмотр иллюстраций и видео- роликов на тему «Театральное искусство

В течение года

Приобретение детьми систематических знаний о театральном искусстве

Организация театральных постановок для праздников, развлечений и утренников

В течение года

Показ спектаклей.

Проведение диагностического обследования детей по развитию уровня эмоционально – волевой сферы

Сентябрь - Октябрь

 Установить начальный уровень эмоционально – волевой сферы детей

Экскурсия в Мензелинский государственный татарский драматический театр им.С. Амутбаева

Октябрь

Знакомство с «закулисьем» театральной деятельности

Подготовка и проведение «Недели театра»

Ноябрь

Показ спектаклей

Посещение с показом спектакля  различных учреждений города

Декабрь

Показ театральных представлений для большой публики

Промежуточное диагностическое обследование детей по работе программы «Фантазия»

Декабрь

Отслеживание результатов

Экскурсия в музей театра

Февраль

Знакомство с историей театрального искусства

Сочинение и обыгрывание сказки с персонажами УМК

Апрель

Показ спектакля малому зрителю

Диагностическое обследование детей

Май

Выявление результативности программы

Коллективное изготовление декораций для показа спектаклей на «Недели театра»

Октябрь

Показ спектаклей

Консультация по теме «Использование театрализованных игр  в работе с неуверенными детьми»

Февраль

Методические рекомендации

Подготовка и проведение мастер – класса      « Изготовим куклу сами»

Апрель

Куклы – марионетки

Работа с родителями

Помощь в изготовлении декораций, атрибутов и костюмов для спектаклей.

В течение года

Декорации к спектаклям

«Главный вид деятельности - игра»

Октябрь

Папка - передвижка

Организация конкурса творческих работ «Карнавальная маска»

Декабрь

Выставка творческих работ

Консультация «Роль дидактической игры в развитии ребенка»

Февраль

Рекомендации для родителей

Организация и проведение смотра – конкурса «Домашние игры»

Март

Показ спектаклей

Оформление фотоотчета «Как мы живем играя»

Май

Стенгазета с фотографиями

                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Перспективный план работы по развитию речи посредством дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста»

Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи на учебный год ....

План по самообразованию «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»...

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

План самообразования РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ МИНИАТЮР» НА 2021-2022 уч. год

изучение влияния двигательно-речевых миниатюр на развитие устной речи у дет старшего дошкольного возраста с ОНР...

План по самообразованию «Развитие речи посредствам дидактических игр детей дошкольного возраста»

План по самообразованию  «Развитие речи посредствам дидактических игр детей дошкольного возраста»...

План по самообразованию " Развитие математических способностей посредством дидактических игр"

для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования. ...