План по самообразованию «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)

Чулкова Ирина Валерьевна

Тема: «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_chulkovoy_i.v.docx42.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ЧУЛКОВОЙ ИРИНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ

 Тема: «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»

Учебный год:  2018-2019

Актуальность.

К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т.е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико - фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.

Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка в овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Многие специалисты (А.К. Бондаренко, А.В. Запорожец, С.Л. Новосёлова и другие) рекомендуют использовать игровые формы в работе по развитию речи дошкольников, что вполне закономерно, так как  игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому работу  по развитию связной речи у дошкольников целесообразно проводить в процессе игровой деятельности, чтобы наиболее результативно подготовить ребёнка к школе.

Таким образом, тема актуальна тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятия по развитию речи в ожидаемой детьми сфере более эффективно.

Планируемый результат: формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание.

Цель:  повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Изучение методической литературы по данной теме.

2.  Составление картотек дидактических игр по теме.

3. Использование дидактических игр по теме при взаимодействии с детьми.

4. Побуждение родителей к участию в образовательном процессе путём создания и  оформления «книг» детского речевого творчества

5 Создание «Педагогической копилки» (картотеки дидактических игр, чистоговорок,  загадок, пословиц и поговорок, сборник памяток для родителей).

6. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Методы работы

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Практические.
  • Игровые.

Принципы

• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями.

• Принцип учёта интересов всех участников педагогического процесса.

• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи.

Методологический раздел

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.

Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Дети старшего дошкольного возраста стремятся к достижению заданного игрой результата и умеют следовать логике действий в игре.

ЗАПОВЕДИ

• Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем.

• Приобретайте знания систематически, не стыдясь, обращайтесь за советом к товарищам.

• Умеешь сам – научи других.

• Любите детей, ежедневно вносите в их жизнь что-то новое, интересное.

• Оставляйте в порядке своё рабочее место: уголки, документацию.

• Уважайте труд своих сотрудниц, поддерживайте их авторитет перед детьми, коллегами, родителями.

• После рабочего дня подготовьтесь к следующему рабочему дню.

• Никогда не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня.

• Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении.

ПЛАН

Месяц

Тема

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами

Сентябрь

Подбор и изучение методик и технологий, подбор и анализ худо-жественной литературы по теме, дидактичес-ких игр, сюжетных картин.

Мониторинг, выявление уровня владения речью у детей.

Памятка для родителей «Роль игры в развитии речи ребёнка»

Октябрь

Обогащение и активизация словаря.

Использование дидактических игр направленные на обогащение словаря в ходе формирования и закрепления представлений и знаний об окружающем.

Работа над формированием умения называть существенные признаки, качества, свойства и действия точным метким словом; уточнение и закрепление понимания и употребления обобщающих наименований (мебель, транспорт, растения и т.п.); антонимов, синонимов (в играх «Скажи наоборот», «Подбери похожее слово» и др), сравнений. Формирование правильного понимания переносного смысла в загадках, пословицах, словосочетаниях («На всякого Егорку есть поговорка» — на все случаи жизни; многозначность слова: «золотые руки» — умелые руки, «золотая осень» — красивая осень).

Оформление «книги» семейного словесного творчества «Загадки».

Привлечение родителей к совместному с детьми словесному творчеству на тему «Придумываем загадки».

Презентация картотек:

Картотека игр направленных на обогащение словаря.

Картотека чистоговорок.

Картотека загадок.

Ноябрь

 

Говорим правильно.

Использование дидактических игр направленных на формирование грамматического строя речи.

Знакомство с некоторыми грамматическими нормами (например, «слово «пальто» не изменяется»; «одеть — кого?, надеть — что?» и др.); закрепляет умение правильно изменять и согласовывать слова в предложениях, упражняет детей в образовании трудных грамматических форм существительных, прилагательных, глаголов (бегу — бежать, машу — махать и т.д.)

Памятка для родителей «Говорим правильно»

Консультация: «Развитие диалогической речи посредством дидактических игр».

Презентация картотеки дидактических игр по теме.

Декабрь

Совершенствование навыков составления описательного рассказа.

Подбор и использование дидактических игр способствующих совершенствованию и закреплению навыков составления связного описательного рассказа по сюжетной картинке (картинкам) на занятиях.

Презентация картотеки дидактических игр способствующих совершенствованию и закреплению навыков составления описания.

Январь

«Чему научат любимые герои? «

Просмотр мультфильмов. Работа над дикцией и интонацией с помощью мультфильмов по мотивам сказок и былин.

Совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Укрепление и развитие артикуляционного и голосового аппаратов,  формирование навыка использовать темп, силу голоса, дикцию, побуждение детей произносить слова согласно нормам литературного языка.

Памятка для родителей «Полезные мультфильмы»

Презентация картотеки «Пословицы и поговорки».

Февраль

Работа над формированием образной речи.

 Подобрать сказки для чтения детям, которые соответствуют интересам детей группы, темам, которые они обсуждают между собой, которые могут послужить источником для развития игровой и продуктивной деятельности

Работа над пересказом с помощью Д/И «Собери сказку», «Расскажем сказку по картинке» и др.

Побуждение  детей к умению выразительной передачи интонацией эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания характеров героев; активизировать в речи фразеологизмы. Развитие выразительной литературной речи.

Побуждение к обсуждению прослушанной сказки так, чтобы дети демонстрировали понимание прочитанного, придумывали свои версии происходящего.

Приобщение к словотворчеству (сочинение рассказов, сказок, попытки рифмовать слова) через создание «книги» детских произведений.

Оформление «Книги» детских произведений «Если б в сказку я попал»

Март

Учимся рассказывать и рассуждать.

Подбор и внедрение в образовательный процесс дидактических игр на формирование навыков рассуждения и повествования. Побуждение детей к рассказыванию различных историй, давая оценку героям своих историй, их поступкам, описанному ими событию, рассуждать на тему альтернативного развития событий в рассказанной истории.

Консультация для родителей: «Сказки учат рассуждать»

Презентация картотеки дидактических игр способствующих развитию образной речи.

Апрель

Планируем и мечтаем.

Совершенствование навыка использовать в речи  простые распространенные предложения, грамматически правильно строить сложные предложения.

Формирование умения использовать речь для планирования действий.

Рекомендация помочь детям в составлении рассказов о детских мечтах и планах на будущее, о самостоятельной школьной, взрослой жизни, выборе профессии, какими дети видят себя через 5,10, 15 лет, и какие шаги хотят предпринять для осуществления своих планов. Принять участие в создании «Книги» детского творчества «Прекрасное «Далёко».

Подготовка материала для отчётной презентации.

Создание и оформление педагогической копилки (сборник картотек).

Май

Подведение итогов.

Побуждение к составлению различных рассказов из опыта,  совершенствование навыка активного слушания сверстников и анализа услышанного.

Активизация в речи сложных (союзных и бессоюзных) предложений; работа над построением предложения разной грамматической структуры (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, с прямой речью) в разнообразных словесных играх.

Книга семейного творчества «До свидания Детский сад» - составление совместно с детьми рассказов-воспоминаний о времени проведённом в Детском саду.

Представление опыта «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»


Список использованной литературы

  1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре [Текст]  /А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2012
  2. Запорожец А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст]  /А. В. Запорожец.  – М.: Просвещение, 2013.  
  3. Ёлкина  Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Н. В. Елкина. – Ярославль: ЯГПУ
  4. «ИСТОКИ» примерная образовательная программа дошкольного образования. Издательство «Творческий Центр Сфера» Москва 2014
  5. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.
  6. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.
  7. Нищева  Н. В. Обучение дошкольников рассказыванию по картине: методические рекомендации [Текст] /Н. В. Нищева. – М.: Гном и Д, 2013.
  8. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2012.
  9. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Источник http://dob.1september.ru/article.php?ID=200200414
  10. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.
  11. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
  12. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]/ режим доступа: www. konsultant.ru
  13. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]/ Г. С. Швайко. – М.: Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...

«Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых средств и технологий»

Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников посредством нетрадиционных игровых средств и технологий....

Дидактическая игра, как средство развития связной речи и речетворчества у детей старшего дошкольного возраста

В презентации представлены  речевые игры, которые помогут перевести слова из пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь. Описываются условия, которые необходимы для успешного реч...

План работы по теме самообразования «Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии нетрадиционных методов рисования».

Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способн...

План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"

План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...