Методическая разработка образовательной деятельности с применением технологии стеклограмм с детьми группы ТНР "По следам весны..."
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Устинова Елена Ивановна

Из опыта работы.Методическая разработка образовательной деятельности с применением технологии стеклограмм  с детьми  группы ТНР "По следам весны...".  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan-ie_po_sledam_vesny.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 31 "Аленький цветочек"                                 города Губкина Белгородской области

        

        

Методическая разработка образовательной деятельности с применением технологии стеклограмма

« По следам весны…»

                «Познавательное   развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

Подготовительная к школе  группа

                                                             

       Устинова Елена Ивановна, 

педагог-психолог

                                                             МБДОУ «Детский сад комбинированного

 вида № 31 "Аленький цветок"

 

Возраст детей/ направленность группы

Дети 6-7 лет/ группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Форма проведения ОД

Ситуация-игра

Приоритетные образовательные области

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель

Формирование у детей познавательной деятельности и развития пространственной координации, через внедрение в образовательную деятельность технологии «Стеклограмма».

Программные задачи

Коррекционно-образовательные:

- расширять представления о весенних изменениях в природе;

 - закреплять знания о процессах, происходящих весной в лесу;

 - обогащать и активизировать словарь по теме: «Весна»;

- научить передавать взаимодействия между объектами;

- научить правильно, передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Коррекционно-развивающие:

-развивать слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание и память;

-развивать пространственную координацию;

-формировать предпосылки к учебной деятельности;

-развивать объёмно-пространственное мышление.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

-совершенствовать навыки коммуникативного взаимодействия.

Виды детской деятельности

- коммуникативная

- игровая: игровые упражнения

-познавательно-исследовательская

-двигательная

- изобразительная (рисование на стеклограмме)

Формы организации детской деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей (групповая деятельность, работа в паре), индивидуальная деятельность

Ресурсы

Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, ноутбук, фонограмма.

Раздаточный материал: стеклограмм 1 шт. по 5 стекол, кисти, краски, поставки под кисточки, салфетки.

 Наглядно-демонстрационный материал: холщовый мешочек, шишка, грибы, орехи,  еловая ветка, кусочек коры, деревянная флешка, корзинка с листиками; картинки с изображением деревьев, картинка с изображением первоцветов, дидактическая игра «Угадай птицу».

Ожидаемые результаты

Ребёнок:

- развитие пространственного мышления ребенка, умение видеть перспективу;        

- сформированы представления о весне, знания о жизни животных весной и весенних цветах;

- сформированы навыки коммуникативного взаимодействия

- усовершенствованы навыки работы со стеклограммом

Этапы ОД

Деятельность педагога

I.Организационный этап.

Дети заходят в группу, а педагог-психолог предлагает им поздороваться

«Доброе утро – все люди говорят» – приветствие правой рукой.
«Доброе утро – улыбки дарят» – руки вперёд.
«Доброе утро – птицы поют» – машем "крыльями".
«Добрые вести по свету несут» – руки делают большой круг

II. Мотивационно-ориентировочный этап.

Подготовка к деятельности.

  Неожиданно,  один из детей находит холщовый мешочек.  (Вопросы детей: что это такое? Чей это мешочек? Давайте, посмотрим, что в нём?).  

Педагог-психолог пытается его открыть, но он не развязывается полностью, и предлагает детям достать содержимое самим.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Дети, поочередно опуская руку, пытаются на ощупь угадать, что в мешке и извлекают содержимое: грибы, орехи, шишки, еловую ветку, кусочек коры, деревянную флешку.

- Как вы думаете, ребята, кому может это все принадлежать, кто потерял свой мешочек? (Ответы детей: туристы, белка, баба-яга, Лесовичок).

- Давайте, посмотрим, что на флешке, может быть здесь, мы найдем подсказку?

Слайд №1. Педагог-психолог вставляет флешку в ноутбук, на экране появляется Лесовичок. Он сообщает детям, что в лесу случилась беда. Злая Зима заколдовала Весну. Помогите, пожалуйста, её расколдовать.

III. Поисковый этап.

- Как нам помочь Лесовичку расколдовать весну? (Ответы детей: надо найти, где Зима прячет Весну).  

- Что же нам делать Лесовичок?

Лесовичок: - Чтобы Вы были в безопасности и не потерялись в заснеженном лесу, вам поможет моя карта. Когда по карте вы пройдете, то картину соберете и расколдуете Весну.

Слайд №2. На экране высвечивается карта с заданиями (каждое задание обозначено символом (солнышко, ежик, дерево, птица) который зашифрован, после выполнения задания символ появляется на карте).  

- Ребята, как вы думаете, что нам для этого нужно? (Ответы детей: дружба, помощь  и смекалка). Тогда отправляемся в путь.

IV. Практический этап.

Дети рисуют на стеклограмме  ( 1 стекло -   солнышко в левом верхнем углу)

Дети рисуют на стеклограмме  (2 стекло-дерево и почки посередине листа)

Дети рисуют на стеклограмме  (3 стекло-подснежник в траве в  нижнем левом углу )

Дети рисуют на стеклограмме  ( 4 стекло- птицу)

Дети рисуют на стеклограмме  ( 5 стекло-ежик в правом нижнем углу)

- Для того, чтобы отправиться в путешествие, необходимо назвать или вспомнить  самый главный признак Весны

(Ответы детей: это солнышко, прогревает землю и все в природе оживает)

Психогимнастика «Солнышко». Солнышко Я - яркое и теплое солнышко! Мне так хорошо находиться высоко-высоко и смотреть с высоты на землю. Но вдруг меня закрыла тучка! Мне стало так грустно, даже захотелось заплакать. Я позвало на помощь ветерок и снова смогло любоваться деревьями, цветами, птицами, животными, насекомыми. И мне снова стало весело и тепло!

Ребята давайте наше солнышко перенесем на стеклограмм.

Задание «Нарисуй солнышко». Начнем рисовать  солнышко в верхнем левом углу (Дети выполняют задание).

Солнце весело сияет, нашу землю пригревает.

- Что еще в природе просыпается от такого яркого весеннего солнышка? (Ответы детей: деревья)

- Ребята, что происходит с деревьями весной? (Ответы детей: они пробуждаются, у деревьев начинается сокодвижение и на них появляются листочки). 

Слайд №3. На карте открывается символ солнца.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?». Дети поочередно берут листики из корзинки и называют дерево (липа, береза, рябина, ель, клен и др.), с которого этот листочек. Если ответ верный,  на экране загорается листик зеленого цвета, а если нет красного. Слайд №4.  Молодцы! Пора немного отдохнуть.

Динамичная игра «Почки, листочки, цветочки». Сначала обсуждаем, что означают данные понятия. Затем при слове «почки», дети должны показать кулачки, когда произносится слово «листочки» - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово «цветочки» - должны разжать пальцы. Взрослый  тоже выполняет задание вместе с детьми и иногда показывает неправильное действие - такой элемент прекрасно развивает внимание! 

- Дети, как Вы думаете, что мы с вами нарисуем на следующем стекле стеклограмма (Ответы детей - деревья с почками, листочками).

- Будьте внимательны, рисовать дерево мы будем посередине стекла. Вспомните, что главное у дерева? (Ответы детей: ствол). Что от него отходит? ( Ответы детей: ветки). Ребята, а что вначале появляется на веточках, почки или листочки? ( Ответы детей: вначале появляются почки, а из них  раскрываются листочки).

Дети, под руководством педагога, поочередно в определенной последовательности рисуют на стекле (ствол дерева, ветки, разветвления, почки).

Слайд 5. На карте открывается изображение дерева.

Слайд 6. На экране появляется картинка, на которой изображены первоцветы, последний цветок «спрятался» за весенней травой.

- Чтобы нам дальше пройти по карте, Лесовичок прислал подсказку.  - Что Вы видите на экране (Ответы детей: первоцветы)

- Давайте вспомним их название (Ответы детей: пролеска, мать-мачеха, фиалки, маргаритки, одуванчики).

  - А какой цветок спрятан, вы узнаете, выполнив задание. Перед вами лежит лист с нарисованными точками. Каждая точка обозначена цифрой. Если их соединить в определенной последовательности у вас получиться цветок. Дети находят последовательно цифры, а один ребенок их соединяет. Какой цветок у вас получился? (Ответы детей: подснежник). Вы уже догадались, что мы нарисуем на этом стеклышке? ( Ответы детей: подснежник).

- Мы нарисуем его в нижнем левом углу и раскрасим. Дети, подкладывают изображение под стеклышко, обводят и раскрашивают.

Слайд 7. На карте открывается изображение цветка

Звучит фонограмма - пение птиц.

- Когда начинают петь птицы? ( Ответы детей: весной).

- Почему? (Ответы детей: они радуются теплу и возвращению домой).

- Каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы детей: жаворонки, ласточки, стрижи, соловьи, кукушки).

 Дидактическая игра «Угадай птицу?». Детям предлагается по круглому фрагменту изображения угадать, какая птица его «потеряла». Затем к фрагменту подбирается подходящее изображение птицы. 

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

- Кто догадался, кого мы будем рисовать на следующем стекле?

(Ответы детей: птицу).

(На  стеклограме   изображено туловище птицы. Дети,  поочередно дорисовывают   голову, глаза,  клюв, хвост, крылья, перья).

Слайд №8. На карте открывается изображение птицы.

 - Ребята, а для кого еще лес это дом? (Ответы детей: для животных).

-  Как называются, животные, которые живут в лесу? (Ответы детей: дикие животные).

- Какие изменения,  происходят в их жизни весной?  (Ответы детей: они просыпаются от спячки. Весной у них появляются детеныши).

Дидактическое упражнение: «Назови детеныша» Упражнение выполняется в парах.  Дети находят парные картинки (животное и детеныша). Один ребенок называет животное, другой детеныша.

 Когда все детеныши будут названы, педагог предлагает нарисовать ежа необычным способом  в правом нижнем углу стекла.

- Предлагаю провести пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика. 

К нам Весна лишь заглянула - протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула - руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный - руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник - медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

   С помощью печатки, рисуется туловище,  а голова, глаза, нос,  лапки  поочередно дорисовывается кисточкой. С помощью жёсткой кисти рисуют иголки ежам (метод «тычка»). Главное правило: кисть надо держать вертикально. На кисть краски много не берем, в воду кисть не опускаем.

Слайд №9.  На карте открывается изображение ежа.

 -   Ребята, давайте попробуем признаки весны собрать в одну картину.   Педагог,  вместе с детьми проговаривая каждый признак повторно, соединяет стеклограмм из 5 стекол, накладывая их друг на друга, в определенной последовательности.  

- Посмотрите,  какая красивая картина у нас получилась! Что необычного в нашей картине? (Ответы детей: объемная, рисунки накладываются друг на друга, солнышко находится позади, ежик впереди).

Слайд № 10.  Появляется изображение карты с открытыми символам.  

- А теперь внимательно, посмотрите на карту. Что общего у карты и картины. (Ответы детей: солнце, деревья, птицы, животные, цветы и трава).  

- Какое время года изображено на картине? (Ответы детей:  Весна!)

V.Рефлексивно-оценочный этап.

Слайд 10.  Появляется Весна, пробуждаясь ото сна.

Весна: Спасибо  ребята, хорошо справились с заданиями, расколдовали меня, освободили от холодной зимы.  Расспрашивает  детей,   как сложно им было в  пути. Что было сделать сложно, что легко? Что нового он узнали? О чем они расскажут дома.  А кто из вас знает, каким праздником люди меня встречают. (Ответы детей масленицей). Весна угощает детей блинами. Уходит.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности с использованием технологии игрового обучения по теме «Рыбка просит помощи»

Развитие познавательной активности детей в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора...

Методическая разработка образовательной деятельности с использованием технологии игрового обучения и ИКТ по теме «Воздух»

Развитие познавательной активности детей в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности....

Методическая разработка образовательной деятельности аппликация по теме « Весна»

Возраст воспитанников: средний дошкольныйВид деятельности: коммуникативная,  изобразительная, познавательно- исследовательская.Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художес...

Методическая разработка образовательной деятельности "По следам осени"

Бинароное ОД в познавательно-речевой области с использованием исследовательской деятельности...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Спасем весну»

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне и весенних признаках, создать условия для заучивания стихотворения наизусть. Задачи:1. Образовательные: Уточнить представления детей о весенни...

Методическая разработка образовательной деятельности с применением ИКТ в средней группе на тему «Дымковская игрушка»

конспект организованной образовательной деятельности в средней группе "Дымковская игрушка" (презентация прилагается)...