Методическая разработка образовательной деятельности в форме квеста «По следам Северного Оленя»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Исаенко Ольга Васильевна
Образовательный квест «По следам Северного Оленя» для детей 5-7 лет. В ходе интерактивного путешествия дети знакомятся с культурой и бытом эвенков: кочевым образом жизни, оленеводством, природой Севера. Формат квеста сочетает игровые задания, творчество и танец, обеспечивая комплексное развитие в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v.docx12.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

образовательной деятельности в форме квеста

«По следам Северного Оленя»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатели

Балышева Юлия Валерьевна,

Исаенко Ольга Васильевна,

воспитатели МБДОУ Детский сад "Северок" с. Ванавара ЭМР

1. Пояснительная записка

Актуальность: В условиях реализации ФГОС ДО особое значение приобретает знакомство детей с культурным наследием и традициями народов России. Данная разработка направлена на приобщение дошкольников к культуре и быту коренных малочисленных народов Севера – эвенков, что способствует формированию уважения к многонациональному народу РФ, толерантности и расширению кругозора. Использование интерактивной формы квеста позволяет максимально вовлечь детей в деятельность, обеспечивая высокую познавательную и двигательную активность.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о культуре, быте и традициях коренных народов Севера (эвенков) через игровую квестовую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с особенностями жизни эвенков (кочевой образ жизни, жилище – чум, основное занятие – оленеводство).

Расширить представления о природе Севера (тайга, тундра, северное сияние) и животных Крайнего Севера.

Активизировать словарь по теме: «Эвенкия», «стойбище», «чум», «кочевать», «олень», «ягель», «Северное сияние», «Ехорье».

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, воображение и творческие способности.

Развивать общую моторику, координацию движений, умение действовать по сигналу.

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к культуре и традициям других народов.

Формировать бережное отношение к природе.

Создавать условия для положительного эмоционального настроя и дружеских взаимоотношений.

Принципы построения деятельности: принцип интеграции образовательных областей, принцип активности и доступности, принцип наглядности, принцип связи с жизнью.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие (знакомство с природой и культурой Эвенкии)

Речевое развитие (активизация словаря, развитие связной речи)

Социально-коммуникативное развитие (формирование уважения к другим культурам, навыков сотрудничества)

Художественно-эстетическое развитие (творческая деятельность, танец)

Физическое развитие (подвижная игра, танец)

Целевая аудитория: дети старшей и подготовительной к школе группы (5-7 лет).

Форма проведения: образовательный квест.

Оборудование и материалы:

Атрибуты для ведущего: шапка с помпоном или ободок с ушками оленя.

Оформление помещения: импровизированный «чум» (палатка, ткань, покрывало), макет стойбища.

Иллюстрации: северное сияние, тайга, тундра, олени, дикие животные Севера.

Игрушки: фигурки северного оленя, белки, лисы, медведя и др.

Для творчества: большой лист ватмана тонированный в тёмно-синий цвет, светящиеся фломастеры или восковые мелки (белые, салатовые, голубые, розовые).

Для танца: музыкальный центр или колонка с записью ритмичной этнической музыки.

Для рефлексии: заранее заготовленные «следы оленя», вырезанные из коричневой бумаги.

Аудиозаписи: спокойная фоновая музыка для рассказа, ритмичная музыка для танца.

2. Ход квеста

(Общая длительность: 25-35 минут)

Этап 1. Организационный момент (2-3 минуты)

Ведущий (Хранитель Тайги) встречает детей у входа в оформленное помещение (у «стойбища»).

Ведущий: «Здравствуйте, юные путешественники! Я – Хранитель Тайги. Приглашаю вас в удивительное путешествие по бескрайним просторам моей родины – Эвенкии. Хотите узнать, кто мои главные друзья и как мы здесь живём? Тогда проходите в мой чум!»

Методический комментарий: Создание игрового мотива и погружение в атмосферу. Эмоциональный и доброжелательный настрой ведущего позволяет сразу заинтересовать группу детей.

Этап 2. Станция «В гостях у оленевода» (10-12 минут)

Ведущий: Дети располагаются вокруг «чума». Ведущий рассказывает, используя наглядные материалы (игрушки, иллюстрации).

Ведущий: «Вот она, моя Эвенкия! Представьте себе бескрайний лес – тайгу, где растут высокие ели и сосны, и белоснежные просторы тундры. Здесь текут быстрые реки, а в небе иногда вспыхивает разноцветное Северное сияние – самое настоящее чудо! А живут здесь мудрые люди – эвенки. Мы кочуем – переезжаем с места на место. Почему? Наш главный помощник – Северный олень (показывает игрушку) – питается особым мхом, ягелем. Когда он съедает его вокруг стойбища, мы собираем наш дом – чум – и едем дальше. В тайге живут и другие звери: пушистые белки, хитрые лисы, могучие медведи».

Методический комментарий: Сообщение новых знаний соответствует возрасту детей, подается в образной, доступной форме с опорой на визуальный ряд. Соответствует критерию «Методическая компетентность» и «Соответствие ФГОС ДО» (расширение кругозора).

Подвижная игра-разминка «Покажи зверя»

 Ведущий предлагает детям изобразить животных.

Ведущий: «Давайте оживим нашу тайгу! Покажите, как:

Вот бежит олень! (дети бегут на месте, высоко поднимая колени).

А вот рысь крадётся! (дети идут осторожно, на цыпочках).

Птица в небе кружится! (дети кружатся, машут «крыльями»-руками).

И медведь в берлоге спит! (дети приседают на корточки и «засыпают», положив голову на ладошки).

Методический комментарий: Реализация здоровьесберегающей технологии. Смена видов деятельности предотвращает утомляемость. Игра развивает имитационные способности, крупную моторику. Соответствует критерию «Умение заинтересовать группу детей».

Творческое задание «Волшебное сияние»

Действия ведущего: Ведущий обращает внимание детей на «потемневшее небо» (тонированный ватман) и предлагает его украсить.

Ведущий: «Ой, смотрите! Наше небо стало тёмным-тёмным, значит, скоро появится Северное сияние! Давайте вместе нарисуем это чудо светящимися красками!»

Методический комментарий: Коллективная творческая деятельность способствует сплочению детского коллектива, развивает воображение и эстетическое восприятие. Практическая деятельность закрепляет полученные впечатления. Соответствует критерию «Психолого-педагогическая компетентность».

Этап 3. Станция «Танец друзей» (5-7 минут)

 Ведущий рассказывает о традиции танца и показывает движения.

Ведущий: «Эвенки – очень дружные люди. После удачной охоты или переезда на новое стойбище они водят хоровод под названием Ехорье, чтобы порадоваться все вместе! Давайте и мы станцуем!»

(Включается ритмичная этническая музыка).

Ехорье танец:

1. Все берутся за руки и идут по кругу в одну сторону.

Этап 4. Завершение квеста. Рефлексия (3-5 минут)

Ведущий подводит итоги и вручает символические подарки.

Ведущий: «Вы были сегодня настоящими кочевниками: познакомились с тайгой, её жителями, нарисовали северное сияние и станцевали танец дружбы! В память о нашем путешествии я дарю вам «след оленя». Пусть он приведёт вас к новым интересным открытиям! Спасибо вам за компанию!»

Методический комментарий: Эмоциональное завершение деятельности, закрепление положительного опыта. Вручение «следа» служит материальным подтверждением пройденного квеста и стимулирует дальнейший познавательный интерес. Соответствует критерию «Психолого-педагогическая компетентность» (достижение заявленных результатов, создание ситуации успеха).

3. Результаты освоения содержания разработки

В ходе квеста у детей формируются/развиваются:

Предметные результаты: первичные представления о жизни эвенков, природе Севера; активизация словаря по теме.

Метапредметные результаты: умение слушать, действовать по инструкции, работать в команде, развитые творческие и двигательные способности.

Личностные результаты: проявление интереса к культуре других народов, доброжелательность, эмоциональная отзывчивость.

4. Список использованной литературы и ресурсов.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).

2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).

3. Краеведческие материалы и интернет-ресурсы, посвященные культуре и быту народов Севера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство с северным оленем»

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе    «Знакомство с северным оленем»Цель: Развитие у детей познавательного интереса к жизни животных - северным ол...

Методическая разработка образовательной деятельности "По следам осени"

Бинароное ОД в познавательно-речевой области с использованием исследовательской деятельности...

Методическая разработка образовательной деятельности с применением технологии стеклограмм с детьми группы ТНР "По следам весны..."

Из опыта работы.Методическая разработка образовательной деятельности с применением технологии стеклограмм  с детьми  группы ТНР "По следам весны..."....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему “Северный олень” для детей старшей группы

Цель: формирование навыков пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.Задачи: продолжать совершенствовать навык детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, опираясь на  м...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Квест - игра: «SOS»

Учебно-игровая квест-игра по книге Ю.В. Илюхина «Секреты интересного занятия»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: Лепка «Северный олень»

Цель: Формировать умение создавать выразительный образ оленя, точно передавая форму и расположение его частей. Создавать сложную сюжетную композицию....