Методическая разработка образовательной деятельности в форме квеста «По следам Северного Оленя»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 12.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
образовательной деятельности в форме квеста
«По следам Северного Оленя»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатели
Балышева Юлия Валерьевна,
Исаенко Ольга Васильевна,
воспитатели МБДОУ Детский сад "Северок" с. Ванавара ЭМР
1. Пояснительная записка
Актуальность: В условиях реализации ФГОС ДО особое значение приобретает знакомство детей с культурным наследием и традициями народов России. Данная разработка направлена на приобщение дошкольников к культуре и быту коренных малочисленных народов Севера – эвенков, что способствует формированию уважения к многонациональному народу РФ, толерантности и расширению кругозора. Использование интерактивной формы квеста позволяет максимально вовлечь детей в деятельность, обеспечивая высокую познавательную и двигательную активность.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о культуре, быте и традициях коренных народов Севера (эвенков) через игровую квестовую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с особенностями жизни эвенков (кочевой образ жизни, жилище – чум, основное занятие – оленеводство).
Расширить представления о природе Севера (тайга, тундра, северное сияние) и животных Крайнего Севера.
Активизировать словарь по теме: «Эвенкия», «стойбище», «чум», «кочевать», «олень», «ягель», «Северное сияние», «Ехорье».
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, воображение и творческие способности.
Развивать общую моторику, координацию движений, умение действовать по сигналу.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к культуре и традициям других народов.
Формировать бережное отношение к природе.
Создавать условия для положительного эмоционального настроя и дружеских взаимоотношений.
Принципы построения деятельности: принцип интеграции образовательных областей, принцип активности и доступности, принцип наглядности, принцип связи с жизнью.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие (знакомство с природой и культурой Эвенкии)
Речевое развитие (активизация словаря, развитие связной речи)
Социально-коммуникативное развитие (формирование уважения к другим культурам, навыков сотрудничества)
Художественно-эстетическое развитие (творческая деятельность, танец)
Физическое развитие (подвижная игра, танец)
Целевая аудитория: дети старшей и подготовительной к школе группы (5-7 лет).
Форма проведения: образовательный квест.
Оборудование и материалы:
Атрибуты для ведущего: шапка с помпоном или ободок с ушками оленя.
Оформление помещения: импровизированный «чум» (палатка, ткань, покрывало), макет стойбища.
Иллюстрации: северное сияние, тайга, тундра, олени, дикие животные Севера.
Игрушки: фигурки северного оленя, белки, лисы, медведя и др.
Для творчества: большой лист ватмана тонированный в тёмно-синий цвет, светящиеся фломастеры или восковые мелки (белые, салатовые, голубые, розовые).
Для танца: музыкальный центр или колонка с записью ритмичной этнической музыки.
Для рефлексии: заранее заготовленные «следы оленя», вырезанные из коричневой бумаги.
Аудиозаписи: спокойная фоновая музыка для рассказа, ритмичная музыка для танца.
2. Ход квеста
(Общая длительность: 25-35 минут)
Этап 1. Организационный момент (2-3 минуты)
Ведущий (Хранитель Тайги) встречает детей у входа в оформленное помещение (у «стойбища»).
Ведущий: «Здравствуйте, юные путешественники! Я – Хранитель Тайги. Приглашаю вас в удивительное путешествие по бескрайним просторам моей родины – Эвенкии. Хотите узнать, кто мои главные друзья и как мы здесь живём? Тогда проходите в мой чум!»
Методический комментарий: Создание игрового мотива и погружение в атмосферу. Эмоциональный и доброжелательный настрой ведущего позволяет сразу заинтересовать группу детей.
Этап 2. Станция «В гостях у оленевода» (10-12 минут)
Ведущий: Дети располагаются вокруг «чума». Ведущий рассказывает, используя наглядные материалы (игрушки, иллюстрации).
Ведущий: «Вот она, моя Эвенкия! Представьте себе бескрайний лес – тайгу, где растут высокие ели и сосны, и белоснежные просторы тундры. Здесь текут быстрые реки, а в небе иногда вспыхивает разноцветное Северное сияние – самое настоящее чудо! А живут здесь мудрые люди – эвенки. Мы кочуем – переезжаем с места на место. Почему? Наш главный помощник – Северный олень (показывает игрушку) – питается особым мхом, ягелем. Когда он съедает его вокруг стойбища, мы собираем наш дом – чум – и едем дальше. В тайге живут и другие звери: пушистые белки, хитрые лисы, могучие медведи».
Методический комментарий: Сообщение новых знаний соответствует возрасту детей, подается в образной, доступной форме с опорой на визуальный ряд. Соответствует критерию «Методическая компетентность» и «Соответствие ФГОС ДО» (расширение кругозора).
Подвижная игра-разминка «Покажи зверя»
Ведущий предлагает детям изобразить животных.
Ведущий: «Давайте оживим нашу тайгу! Покажите, как:
Вот бежит олень! (дети бегут на месте, высоко поднимая колени).
А вот рысь крадётся! (дети идут осторожно, на цыпочках).
Птица в небе кружится! (дети кружатся, машут «крыльями»-руками).
И медведь в берлоге спит! (дети приседают на корточки и «засыпают», положив голову на ладошки).
Методический комментарий: Реализация здоровьесберегающей технологии. Смена видов деятельности предотвращает утомляемость. Игра развивает имитационные способности, крупную моторику. Соответствует критерию «Умение заинтересовать группу детей».
Творческое задание «Волшебное сияние»
Действия ведущего: Ведущий обращает внимание детей на «потемневшее небо» (тонированный ватман) и предлагает его украсить.
Ведущий: «Ой, смотрите! Наше небо стало тёмным-тёмным, значит, скоро появится Северное сияние! Давайте вместе нарисуем это чудо светящимися красками!»
Методический комментарий: Коллективная творческая деятельность способствует сплочению детского коллектива, развивает воображение и эстетическое восприятие. Практическая деятельность закрепляет полученные впечатления. Соответствует критерию «Психолого-педагогическая компетентность».
Этап 3. Станция «Танец друзей» (5-7 минут)
Ведущий рассказывает о традиции танца и показывает движения.
Ведущий: «Эвенки – очень дружные люди. После удачной охоты или переезда на новое стойбище они водят хоровод под названием Ехорье, чтобы порадоваться все вместе! Давайте и мы станцуем!»
(Включается ритмичная этническая музыка).
Ехорье танец:
1. Все берутся за руки и идут по кругу в одну сторону.
Этап 4. Завершение квеста. Рефлексия (3-5 минут)
Ведущий подводит итоги и вручает символические подарки.
Ведущий: «Вы были сегодня настоящими кочевниками: познакомились с тайгой, её жителями, нарисовали северное сияние и станцевали танец дружбы! В память о нашем путешествии я дарю вам «след оленя». Пусть он приведёт вас к новым интересным открытиям! Спасибо вам за компанию!»
Методический комментарий: Эмоциональное завершение деятельности, закрепление положительного опыта. Вручение «следа» служит материальным подтверждением пройденного квеста и стимулирует дальнейший познавательный интерес. Соответствует критерию «Психолого-педагогическая компетентность» (достижение заявленных результатов, создание ситуации успеха).
3. Результаты освоения содержания разработки
В ходе квеста у детей формируются/развиваются:
Предметные результаты: первичные представления о жизни эвенков, природе Севера; активизация словаря по теме.
Метапредметные результаты: умение слушать, действовать по инструкции, работать в команде, развитые творческие и двигательные способности.
Личностные результаты: проявление интереса к культуре других народов, доброжелательность, эмоциональная отзывчивость.
4. Список использованной литературы и ресурсов.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
3. Краеведческие материалы и интернет-ресурсы, посвященные культуре и быту народов Севера.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности с использованием квест-технологии для детей младшего дошкольного возраста по теме «Буратино на поле чудес»
Развивать математические навыки у детей....
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство с северным оленем»
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство с северным оленем»Цель: Развитие у детей познавательного интереса к жизни животных - северным ол...

Методическая разработка образовательной деятельности "По следам осени"
Бинароное ОД в познавательно-речевой области с использованием исследовательской деятельности...

Методическая разработка образовательной деятельности с применением технологии стеклограмм с детьми группы ТНР "По следам весны..."
Из опыта работы.Методическая разработка образовательной деятельности с применением технологии стеклограмм с детьми группы ТНР "По следам весны..."....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему “Северный олень” для детей старшей группы
Цель: формирование навыков пересказа текста с опорой на мнемотаблицу.Задачи: продолжать совершенствовать навык детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, опираясь на м...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Квест - игра: «SOS»
Учебно-игровая квест-игра по книге Ю.В. Илюхина «Секреты интересного занятия»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: Лепка «Северный олень»
Цель: Формировать умение создавать выразительный образ оленя, точно передавая форму и расположение его частей. Создавать сложную сюжетную композицию....
