Проект "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа)
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования - это подготовка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skoro_v_shkolu.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 116 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
“Скоро в школу!”
Разработан: воспитателем высшей квалификационной категории Ксенофонтовой Алевтиной Ксенофонтовной
Чебоксары 2020
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт проекта.
- Актуальность (Проблема)
- Анализ внешней и внутренней среды
- Цели и задачи проекта.
- Участники проекта.
- Ресурсы проекта.
- Механизм реализации проекта.
- План реализации проекта.
- Перспективы дальнейшего развития проекта.
- Список литературы
Паспорт проекта
Название проекта | “Скоро в школу!” |
Тема проекта | Формирование интереса к обучению в школе у старших дошкольников |
Автор проекта | Ксенофонтова Алевтина Ксенофонтовна |
Место реализации проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №116 «Родничок» города Чебоксары Чувашской Республики. |
Проблема, на решение которой направлен проект | Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования - это подготовка к школе. |
Цель проекта | Использование возможности социального партнерства для согласованности дошкольного и начального школьного образования, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание, обучение и социализации. |
Задачи проекта | 1.Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса; 2.Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника; 3.Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бес стрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной; 4.Выработать единую стратегию в работе с родителями; 5.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов. |
Участники проекта | Дети, воспитатели, учителя начальной школы, родители воспитанников. |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный, на 2020-2021 учебный год |
Ожидаемые результаты | 1.Повышение уровня методической осведомлённости педагогов. 2.Создана система планирования работы. 3.Организована предметно – пространственная среда способствующая расширению и углублению детской компетентности. 4.У выпускников ДОУ быстро пройдёт адаптационный период в школе, уровень подготовки детей будет соответствовать требованиям школы. |
ПРОБЛЕМА:
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования - это подготовка к школе. К сожалению, сегодня многие авторы рассматривают проблему целесообразного отбора содержания дошкольного образования как более раннее изучение программы первого класса и сводят цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений и навыков. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения.
Актуальность проекта:
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы. Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.
В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу, ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.
- АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
- Анализ внешней среды
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" | Недостаточно методических пособий по преемственнности: детский сад - школа. |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; | Перенесение ответственности за воспитание детей на ДОУ. |
Государственная программа Чувашской Республики "Развитие образования" на 2012-2020 годы; | Недостаточный уровень знаний по данной проблеме у родителей. |
Комплексная образовательная программа дошкольного образования "Истоки"/ Под редакцией Л.А.Парамоновой. | |
Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 г.; |
Анализ внутренней среды
Детский сад осуществляет обучение и развитие ребёнка по основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад №116» г.Чебоксары, разработанной учреждением в соответствии с ФГОС ДО, с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» в соответствии с ФГОС ДО
Образовательная деятельность в МБДОУ также осуществляется в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.;
- Приказом Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного
Образования» от 17.10.2013г.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : Использование возможности социального партнерства длясогласованности дошкольного и начального школьного образования,обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание, обучение и социализации.
Задачи проекта:
1.Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;
2.Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;
3.Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бес стрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;
4.Выработать единую стратегию в работе с родителями;
5.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Выдвижение гипотезы
Предполагается, что такой подход непременно будетспособствовать сплочению семьи,эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у нихобщих духовных интересов.Если мы хотим вырастить нравственное здоровое поколение,то должны решать проблему «всем миром»: детский сад, школа, семья, общественнность.
Тип проекта:
По срокам реализации: долгосрочный.
По целевой установке: образовательный.
Участники проекта: дети подготовительной группы № 10, воспитатель, родители, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель начальной школы.
Продолжительность проекта: 1 учебный год
Ожидаемый результат:
1.Повышение уровня методической осведомлённости педагогов.
2.Создана система планирования работы.
3.Организована предметно – пространственная среда способствующая расширению и углублению детской компетентности.
4.У выпускников ДОУ быстропройдёт адаптационный период в школе, уровень подготовки детей будет соответствовать требованиям школы.
5. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Проект реализуется с использованием следующих видов ресурсов:
Нормативно-правовые ресурсы:
- 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273- ФЗ от 29.12.2012 г.(ред. от 29.12.2017);
- 2.Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- 3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151«Об утверждении федеральных государственных требований»;
- 4.ФГОС Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- 5.СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программно-методическое обеспечение:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки». - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 161с.
- Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, сюжетных картинок с изображением школы, учителей начальных классов, просматривание презентаций по теме проекта.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
1.Определение целей и задач проекта; 2.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей; 3.Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды; 4.Проведение индивидуальных бесед с родителями по теме проекта; 5.Участие родителей в сборе необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды; 6.Опрос родителей по теме проекта. | ООД; 1.Проведение цикла бесед на тему ”Скоро в школу”; 2.Презентации -”Мы будущие школьники!”; "Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС ДО" 3..Просмотр видеофильмов; 4.Изготовление брошюры ”Нам скоро в школу!”; 6.Выпуск газеты “До свидания, детский сад!” ; 7.Проведение экскурсий по школе. | 1.Итоговое мероприятие ООД ”Мы к школе готовы!”; 2.Проведение конкурса рисунков, нарисованных совместно с родителями; 3. Конкурс чтецов "Я будущий школьник!". |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап | Мероприятия | Сроки проведения |
Подготовительный | 1.Определение целей и задач; 2.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с детьми; 3.Практическая работа по подготовке необходимых материалов; 4. Обогащение предметно -развивающей среды. Работа с детьми: Праздник "День знаний" Работа с родителями: 1. Консультация "Образовательные стандарты". 2.Участие родителей в сборе необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды; | Сентябрь 2020 |
Основной Заключительный этап | Работа с детьми: 1. Экскурсия в школу. 2. Сюжетно-ролевые и дидактические игры по теме. 3. Беседы: "Профессия учителя", "Зачем учить в школе" . 4. Показ презентации "Скоро в школу". 5. Рассматривание фотоальбомов родителей - первоклассников. 6. Рисование "Я будущий школьник". 7. Аппликация "Моя будущая школа". 8. Творческая встреча первоклассников и дошкольников "Наше детство". 9. Беседа "Если ты останешься дома один" (основы безопасности). 10. Анкетирование "Я первоклассник". 11. Мониторинг готовности к обучению детей в школе. Работа с родителями: 1.Индивидуальная консультация по готовности детей к школьному обучению. 2. Тестирование "Готов ли ваш ребёнок к школе?". 3. Родительское собрание "Как подготовить будущего первоклассника?". 4.Тренинг и эффективное общение родителей с детьми. 5.Консультация "Психологическая готовность родителей к школе". 6.Анкетирование родителей "Мой образ ребёнка первоклассника". Работа с педагогами: 1. Оформление уголка для игры "Школа". 2. Оформление информационного стенда "Что нужно знать о готовности ребёнка к школе?". 3. Оформление уголка книги "Читаем сами". 4. Совместный педсовет "Анализ школьной адаптации и успеваемости выпускников ДОУ". 5. Анкетирование "Преемственность детского сада и школы". 6.Взаимопосещение занятий и уроков. Работа с детьми: 1.Праздник "Прощай наш детский сад!" 2. Рисование "Наш любимый воспитатель". 3. Беседа с приглашением учителя начальной школы. Работа с родителями: 1. Творческая мастерская "В добрый путь, выпускник!". Работа с педагогами: 1.Заседание творческой группы по результам мониторинга. | Октябрь Октябрь - май Ноябрь Ноябрь Декабрь Январь Январь Февраль Март Апрель |
Перспективы дальнейшего развития
Дальнейшая организация преемственных связей и чёткое понимание содержания осуществления преемственности, а также доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами начальной школы и детского сада.
Список литературы:
1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П.
«Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и
начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для
родителей; под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007.
3. «Поговорим о преемственности», Р. Стеркина, «Обруч», №1, 1997г.
4. «Преемственность: так в чем проблема? », Е. Сербина, «Обруч», №1, 1997г
5. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка», - О. П.
Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2,
2003г.
6. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников:
Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Интернет ресурсы:
1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/08/proekt-preemstvennostdou-i-nachalnoy-shkoly
2. https://yadi.sk/i/DiDw0j7zVfSQU
3. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-premstvenost-v-rabote-detskogosada-i-nachalnoi-shkoly.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...