«Народная музыка как средство развития музыкальности дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации музыкальности школьников на основе изучения народной музыки. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах философов, психологов, педагогов и методистов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Моляко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Костюка и др.). Перед учреждениями образования выдвигаются новые приоритетные цели, направленные на изменение характера их деятельности и дальнейшего освоения дошкольниками народной музыки с приоритетной задачей развития их музыкальности. Суть изменения деятельности учреждений состоит, прежде всего, в обращении к синкретической личности ребенка (Л.С. Выготский), его духовному потенциалу. Эти процессы строятся на идеях гуманистического подхода, который, в свою очередь, выдвигает задачу формирования ценностных ориентаций личности дошкольника.

3. Цель–развитие музыкальности дошкольников на базе  изучения народной музыки.

4. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать музыкальность дошкольников.

2. Изучить сущность народной музыки как средство развития музыкальности.

3. Формировать музыкальность дошкольников средствами народной музыки.

 4. Проанализировать результаты развития музыкальности дошкольников средствами народной музыки.

5. В процессе решения поставленных задач получены следующие результаты: В первой главе мы, проанализировали, что с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Структуру музыкальности представляют:

1. Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. В нем обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Ладовое чувство - это не только различение общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, "прочувствованное восприятие". Б.М. Теплов называет его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха.

2. Музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется

слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха". Активное запоминание слуховых представлений - отмечает Б.М. Теплов, - делает участие двигательных моментов особенно существенным .

3. Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Переживание ритма и восприятие музыки - это активный процесс.

Проблема формирования и развития творческих способностей дошкольников путем приобщения их к музыкально-исполнительской деятельности, теоретически обоснованная Б.В. Асафьевым и Б.Л. Яворским, нашла свое практическое воплощение в педагогической деятельности выдающихся украинских композиторов.

Фольклор - искусство памяти поколений. Музыкальный фольклор известен всем общественно-историческими формациям начиная с доклассовых обществ и включая современный мир. В этом плане термин «Народная музыка» - очень широкий и обобщённый, толкующий народную музыку не как один из компонентов народного творчества, а как ветвь (или корень) единой музыкальной культуры.

В ходе подготовки констатирующего эксперимента были определены критерии развития музыкальности дошкольников средствами народной музыки:

-музыкальный слух (ритмический и мелодический),

-интерес к народной музыке,

- динамика развития музыкального образа народной музыки.  

Уровни развития музыкальности:

высокий – у школьника хорошо развит музыкальный слух и ритмический, и мелодический, он четко определяет характерные особенности народных песен, проявляет интерес к народной музыке, высок уровень реакции на динамику развития музыкального образа народной музыки;

средний – школьник иногда неверно воспроизводит ритмический рисунок, при повторении простейшей мелодии допускает ошибку, интерес к   народной музыке весьма умеренный, уровень реакции на динамику развития музыкального образа народной музыки проявляется слабо;

низкий – и чувство мелодии, и чувство ритма на низком уровне, не проявляет интерес к народной музыке, реакция на динамику развития музыкального образа при прослушивании народных песен отсутствует.

В целях исследования уровня развития музыкальности младших школьников средствами народной музыки, были проведены контрольные срезы в 4-ом классе с учетом ряда общих и специальных показателей музыкальности.

Специальные показатели рассматриваются в двух областях: в области движения и музыкально-ритмического воплощения.

Среди общих показателей были:

1) наличие и отсутствие увлеченности,;

2) естественность поведения;

3) действия по вдохновению, интуиции;

4) скорость реакции во время исполнения заданий;

5) смена настроения во время развития музыкального образа;

6) действия, свидетельствующие о наличии или отсутствии воображения;

7) инициатива и активность во время выполнения творческого задания;

8) реализация образа соответственно замыслу.

Формирующий эксперимент проводился с целью повышения уровня развития музыкальности учащихся в двух вариантах. Его методическая задача - проверка целесообразности применения в работе учителя музыки, разработанной методики развития музыкальности, основанной на использовании народной музыки в учебном процессе.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:  Предпосылками развития музыкальности является формирование активной позиции ученика, которая с приобретением им опыта проявляется в самостоятельности решений и действий. Эта интеграция (активность и деятельность) требует конструктивного подхода и содействия в развитии музыкальности, что является условием успешного формирования творческого потенциала личности.

Творческий потенциал - это сложная, многоплановая структура со своей системой взаимосвязанных и взаимообусловленных способностей, проявляющихся в целеустремленной и планомерной деятельности, направленной на создание новых духовных и материальных ценностей, характеризующихся особым волевым устремлением, инициативным сознательным поиском, сосредоточением мыслительных, физических, эмоциональных усилий на объекте музыкального творчества.

Одной из характерных черт творческой личности является самореализация, включающая две ее стороны: внешнюю (поведенческую), проявляющуюся в инициативных музыкально-творческих действиях и поступках, побудительным мотивом которых служит потребность в самореализации; и внутреннюю (мотивационную), являющуюся результатом развития комплекса качеств и свойств личности, которые способствуют реализации развития музыкальности и выражаются в творческих способностях и духовных потребностях, как в стержневых характеристиках личности.

В решении проблемы эстетического становления личности вопрос развития музыкальности занимает особое место, являясь целью всей системы эстетического воспитания: формирования способностей воспроизводить, оценивать и создавать музыкально-эстетические ценности.

Процесс развития музыкальности личности происходит под воздействием условий, создаваемых обществом для реализации творческого потенциала личности, а также рационального и эффективного использования этих условий самой личностью.

Анализируя проведенную экспериментальное исследование, можно сделать вывод, что в каждом варианте есть рациональное зерно, дающее возможность совершенствовать музыкальность дошкольников. Но сочетание различных форм работы из разных методических вариантов по принципу дополнительности дало бы большой практический эффект. На наш взгляд, оптимальным вариантом методики развития музыкальности может быть следующий: урок музыки + урок ритмики + внеклассная художественно-творческая работа.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Благодаря систематическому, целенаправленному применению в работе учителей музыки в начальных классах народной музыки у детей развивается не только специальные музыкальные способности (эстетическое переживание музыки, чувство лада, ритма, фразы, штрихов и др.) и успешно формируются такие необходимые общие способности, как заинтересованность, самостоятельность, комбинаторность, изобретательность, что повышает способность детей к продуцированию нестандартных идей и нахождению оригинальных решений, но и, главное, развивается музыкальность.

Потенциальные психофизические возможности, которые присущи каждому ребенку, при соответствующих педагогических условиях влияют на развитие музыкальности. К таким условиям относятся:

- организация сенсорного опыта детей, включение его в музыкально-игровую драматизацию;

- использование творческих, проблемных ситуаций в условиях обеспечения единства индивидуальных и коллективных форм организации учебно-творческой деятельности учащихся;

- восприятие и аналитический подход к прослушиванию народной музыки.

      Целенаправленное применение музыкально-дидактических и музыкально-ритмических игр в учебно-воспитательном процессе с целью развития полноценного восприятия народного музыкального произведения и отображения его особенностей в движениях, игровой деятельности способствовали потенциальному формированию музыкальности с учетом сложности творческих заданий, которые зависели от особенностей развития и характера музыкального образа народной песни.

 Наиболее успешно развивается  музыкальность на уроках музыки, если параллельно с ними проходят занятия музыкальной ритмики, слушание народных песен и внеклассная художественно-творческая деятельность. В этом случае занятия ритмикой, обогащая сенсорные возможности детей, создают необходимый объем музыкально-ритмических движений, а внеклассная деятельность способствует большей самостоятельности учащихся, обогащая их практический опыт решения творческих задач.

Полученные результаты свидетельствуют о возможности внедрения экспериментальных формирующих приемов в практику работы школы с целью повышения качественной стороны образования и воспитания.

Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы развития музыкальности учащихся младших классов на основе изучения народной музыки.

Представляют научный и практический интерес исследования влияния музыкально-игровой драматизации и восприятие народной музыки на всестороннее развитие учеников младших классов, в том числе, на формирование устойчивых эстетических представлений и нравственных норм поведения. Не менее актуально изучение методики подготовки студентов педвузов к проведению уроков музыки нового типа с использованием освоения народной музыки в целях развития их музыкальности.

Цели достигнуты, гипотеза  исследования подтверждена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_muzyka_kak_sredstvo._1.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Народная музыка как средство развития музыкальности дошкольников»

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации музыкальности школьников на основе изучения народной музыки. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах философов, психологов, педагогов и методистов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Моляко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Костюка и др.). Перед учреждениями образования выдвигаются новые приоритетные цели, направленные на изменение характера их деятельности и дальнейшего освоения дошкольниками народной музыки с приоритетной задачей развития их музыкальности. Суть изменения деятельности учреждений состоит, прежде всего, в обращении к синкретической личности ребенка (Л.С. Выготский), его духовному потенциалу. Эти процессы строятся на идеях гуманистического подхода, который, в свою очередь, выдвигает задачу формирования ценностных ориентаций личности дошкольника.

3. Цель–развитие музыкальности дошкольников на базе  изучения народной музыки.

4. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи: 

1. Охарактеризовать музыкальность дошкольников.

2. Изучить сущность народной музыки как средство развития музыкальности.

3. Формировать музыкальность дошкольников средствами народной музыки.

 4. Проанализировать результаты развития музыкальности дошкольников средствами народной музыки.

5. В процессе решения поставленных задач получены следующие результаты: В первой главе мы, проанализировали, что с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Структуру музыкальности представляют:

1. Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. В нем обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Ладовое чувство - это не только различение общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, "прочувствованное восприятие". Б.М. Теплов называет его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха.

2. Музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется

слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха". Активное запоминание слуховых представлений - отмечает Б.М. Теплов, - делает участие двигательных моментов особенно существенным .

3. Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Переживание ритма и восприятие музыки - это активный процесс.

Проблема формирования и развития творческих способностей дошкольников путем приобщения их к музыкально-исполнительской деятельности, теоретически обоснованная Б.В. Асафьевым и Б.Л. Яворским, нашла свое практическое воплощение в педагогической деятельности выдающихся украинских композиторов.

Фольклор - искусство памяти поколений. Музыкальный фольклор известен всем общественно-историческими формациям начиная с доклассовых обществ и включая современный мир. В этом плане термин «Народная музыка» - очень широкий и обобщённый, толкующий народную музыку не как один из компонентов народного творчества, а как ветвь (или корень) единой музыкальной культуры.

В ходе подготовки констатирующего эксперимента были определены критерии развития музыкальности дошкольников средствами народной музыки:

-музыкальный слух (ритмический и мелодический),

-интерес к народной музыке,

- динамика развития музыкального образа народной музыки.  

Уровни развития музыкальности:

высокий – у школьника хорошо развит музыкальный слух и ритмический, и мелодический, он четко определяет характерные особенности народных песен, проявляет интерес к народной музыке, высок уровень реакции на динамику развития музыкального образа народной музыки;

средний – школьник иногда неверно воспроизводит ритмический рисунок, при повторении простейшей мелодии допускает ошибку, интерес к   народной музыке весьма умеренный, уровень реакции на динамику развития музыкального образа народной музыки проявляется слабо;

низкий – и чувство мелодии, и чувство ритма на низком уровне, не проявляет интерес к народной музыке, реакция на динамику развития музыкального образа при прослушивании народных песен отсутствует.

В целях исследования уровня развития музыкальности младших школьников средствами народной музыки, были проведены контрольные срезы в 4-ом классе с учетом ряда общих и специальных показателей музыкальности.

Специальные показатели рассматриваются в двух областях: в области движения и музыкально-ритмического воплощения.

Среди общих показателей были:

1) наличие и отсутствие увлеченности,;

2) естественность поведения;

3) действия по вдохновению, интуиции;

4) скорость реакции во время исполнения заданий;

5) смена настроения во время развития музыкального образа;

6) действия, свидетельствующие о наличии или отсутствии воображения;

7) инициатива и активность во время выполнения творческого задания;

8) реализация образа соответственно замыслу.

Формирующий эксперимент проводился с целью повышения уровня развития музыкальности учащихся в двух вариантах. Его методическая задача - проверка целесообразности применения в работе учителя музыки, разработанной методики развития музыкальности, основанной на использовании народной музыки в учебном процессе.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:  Предпосылками развития музыкальности является формирование активной позиции ученика, которая с приобретением им опыта проявляется в самостоятельности решений и действий. Эта интеграция (активность и деятельность) требует конструктивного подхода и содействия в развитии музыкальности, что является условием успешного формирования творческого потенциала личности.

Творческий потенциал - это сложная, многоплановая структура со своей системой взаимосвязанных и взаимообусловленных способностей, проявляющихся в целеустремленной и планомерной деятельности, направленной на создание новых духовных и материальных ценностей, характеризующихся особым волевым устремлением, инициативным сознательным поиском, сосредоточением мыслительных, физических, эмоциональных усилий на объекте музыкального творчества.

Одной из характерных черт творческой личности является самореализация, включающая две ее стороны: внешнюю (поведенческую), проявляющуюся в инициативных музыкально-творческих действиях и поступках, побудительным мотивом которых служит потребность в самореализации; и внутреннюю (мотивационную), являющуюся результатом развития комплекса качеств и свойств личности, которые способствуют реализации развития музыкальности и выражаются в творческих способностях и духовных потребностях, как в стержневых характеристиках личности.

В решении проблемы эстетического становления личности вопрос развития музыкальности занимает особое место, являясь целью всей системы эстетического воспитания: формирования способностей воспроизводить, оценивать и создавать музыкально-эстетические ценности.

Процесс развития музыкальности личности происходит под воздействием условий, создаваемых обществом для реализации творческого потенциала личности, а также рационального и эффективного использования этих условий самой личностью.

Анализируя проведенную экспериментальное исследование, можно сделать вывод, что в каждом варианте есть рациональное зерно, дающее возможность совершенствовать музыкальность дошкольников. Но сочетание различных форм работы из разных методических вариантов по принципу дополнительности дало бы большой практический эффект. На наш взгляд, оптимальным вариантом методики развития музыкальности может быть следующий: урок музыки + урок ритмики + внеклассная художественно-творческая работа.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Благодаря систематическому, целенаправленному применению в работе учителей музыки в начальных классах народной музыки у детей развивается не только специальные музыкальные способности (эстетическое переживание музыки, чувство лада, ритма, фразы, штрихов и др.) и успешно формируются такие необходимые общие способности, как заинтересованность, самостоятельность, комбинаторность, изобретательность, что повышает способность детей к продуцированию нестандартных идей и нахождению оригинальных решений, но и, главное, развивается музыкальность.

Потенциальные психофизические возможности, которые присущи каждому ребенку, при соответствующих педагогических условиях влияют на развитие музыкальности. К таким условиям относятся:

- организация сенсорного опыта детей, включение его в музыкально-игровую драматизацию;

- использование творческих, проблемных ситуаций в условиях обеспечения единства индивидуальных и коллективных форм организации учебно-творческой деятельности учащихся;

- восприятие и аналитический подход к прослушиванию народной музыки.

      Целенаправленное применение музыкально-дидактических и музыкально-ритмических игр в учебно-воспитательном процессе с целью развития полноценного восприятия народного музыкального произведения и отображения его особенностей в движениях, игровой деятельности способствовали потенциальному формированию музыкальности с учетом сложности творческих заданий, которые зависели от особенностей развития и характера музыкального образа народной песни.

 Наиболее успешно развивается  музыкальность на уроках музыки, если параллельно с ними проходят занятия музыкальной ритмики, слушание народных песен и внеклассная художественно-творческая деятельность. В этом случае занятия ритмикой, обогащая сенсорные возможности детей, создают необходимый объем музыкально-ритмических движений, а внеклассная деятельность способствует большей самостоятельности учащихся, обогащая их практический опыт решения творческих задач.

Полученные результаты свидетельствуют о возможности внедрения экспериментальных формирующих приемов в практику работы школы с целью повышения качественной стороны образования и воспитания.

Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы развития музыкальности учащихся младших классов на основе изучения народной музыки.

Представляют научный и практический интерес исследования влияния музыкально-игровой драматизации и восприятие народной музыки на всестороннее развитие учеников младших классов, в том числе, на формирование устойчивых эстетических представлений и нравственных норм поведения. Не менее актуально изучение методики подготовки студентов педвузов к проведению уроков музыки нового типа с использованием освоения народной музыки в целях развития их музыкальности.

Цели достигнуты, гипотеза  исследования подтверждена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников"

Музыкальная сказка  развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций...

Педагогический проект «Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»

Педагогический проект«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»...

Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей раннего возраста

Организация музыкального воспитания детей раннего возраста....