Модифицированная программа «Музицирование с детьми старшей группы»
методическая разработка (старшая группа)

Михайлина Марина Павловна

Моя программа расчитана на детей старшей группы,  тема программы "Музицирование с детьми старшей группы". Играя на детских музыкальных инструментах дети учаться слушать себя и рядом сидящего. Так же они учаться играть ритмично, развивается чувства ритма, чувства ритма улучшается и в других видах музыкальной деятельности, а так как ритм это основа в музыке, то я считаю эту работу интересной и нужной в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obrazovanie_i_nauki_respubliki_buryatii.docx61.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад «Алёнушка»

Модифицированная программа

«Музицирование с детьми старшей группы»

Музыкальный руководитель:

Михайлина М. П.

Пояснительная записка

Дошкольное детство – важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый удивительный мир.

 Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуют его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является обучение детей музыке. Ребёнку необходима музыка, а не разговоры о ней.

Элементарное музицирование с орфовскими или самодельными инструментами, как одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности. Становясь старше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки игры на детских музыкальных инструментах, со временем уже осмысленно опираясь на свой музыкальный опыт, изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном музыкальном творчестве.

Интерес детей к игре на музыкальных инструментах как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, развивается чувства ритма. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передавать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развитие мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Моя программа предназначена для детей старшей группы.

Она органично вписалась в раздел работы музыкального воспитания в детском саду, который называется «Детский оркестр ». Учитывая ярко выраженный интерес детей к инструментам, в ней сделан несколько больший акцент на работу с ними. Программа систематизирует работу по детскому оркестру, даёт возможность педагогу включить в неё всех детей.

Для решения поставленных задач использовался два метода, которые определяют приёмы, способы, средства, необходимые для развития эмоциональности детей, их креативности, любви к музицированию, а также для формирования навыков и умений. Это метод  активизации творческих проявлений ребёнка и метод моделирования элементов музыкального языка.

Наряду с пением, игрой на детских музыкальных инструментах в занятия кружка включаются разные формы музыкально-оздоровительной работы.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ

Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.

Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе. Педагоги медицинские работники ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья  и индивидуальных особенностей ребёнка.

О лечебной силе музыки свидетельствует самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времён и народов Авиценна ещё тысячу  лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С 19 века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи всё чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физкультурном воспитании дошкольников.

Образовательные задачи:

  • Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и её грамматический строй.
  • Формировать начало музыкальной культуры.
  • Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
  • Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

  • Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
  • Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учётом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одарённости в музыкальной деятельности на занятиях и кружковой деятельности.
  • Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного посёлка; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
  • С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адоптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  • Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Результатами этой музыкально- оздоровительной работы являются:

  • Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
  • Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
  • Повышение уровня речевого развития.
  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах независимо от погоды

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях

Виды музыкальных занятий

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальное занятие, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка.

Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические,  комплексные, интегрированные.

Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки – распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

 

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащённость дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики  Б. Толкачёва, А. Стрельниковой. В  результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. Артикуляционные гимнастики Е.Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки Е. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию нового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректирующие произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши. ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приёмы массажа полезны не только больному , но здоровому человеку. Делая самомассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребёнок может легко научиться этому в игре. Использование игрового массажа  А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые используются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности Пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое  музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом музыкальным. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, Украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют её в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания, и педагогической импровизации, варьирующей  ход  занятия, его содержания и методы. Успех занятий не возможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует  самостоятельное  музицирование  детей  в  группе.  

Актуальность

Влияние музыки на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умение понимать  и ценить музыкальное искусство, без пробуждения у детей творческих начал не возможно становления цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование личности ребёнка.  Однако следует отметить, что эстетическому воспитанию детей средствами музыкального искусства, приобщению их к прекрасному долгое время придавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего, стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитие оставалось на втором плане.

Россия начала 20 века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшее и старшее поколение. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Это одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Общение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

И. Карлей, опытный педагог – музыкант, много лет посвятил воспитанию детей, считает, что для достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки, импровизации, которые станут уроками жизни.

Обучение музыки нельзя рассматривать только как логическую линию развития от простого к сложному. Такой взгляд на обучение музыки ошибочен. Каждый ребёнок проходит свой путь творческого развития. Дети дошкольного возраста умеют откликаться на красоту музыкального произведения, которое волнует и нас, правда с трудом, а иногда и не объясняя, почему оно им нравится.

Детям нужно активное музицирование, а не пассивное слушание. А. Маслоу, один из современных западных психологов, написал:  «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.  Во времена быстрых перемен, подобных нашим, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, веря в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено».

Цель парциальной программы:

- Развитие творческих способностей детей и их обучение в действии.

Задачи:

  1. Учить детей совместному творческому участию в музицировании.
  2. Способствовать созданию у детей удовольствия, эмоционально приподнятого чувства от музицирования.
  3. Сознательно добиваться самостоятельности детей в музыкальной деятельности, способности выдвигать свои идеи, умения включаться в музицирование.
  4. Показать детям связь между музыкой, которую они могут производить сами, и той высокой музыкой, исполнение которой им пока недоступно.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые моменты и приёмы, интегрированные формы организации музыкально-творческой деятельности, пространственно предметная среда.

Программа составлена на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора Карла Орфа, а также на основе методических рекомендаций  Т. Э. Тютюнниковой к программе «Элементарное музицирование с дошкольниками».

Музыкальная основа – различные жанры русского детского фольклора, детского фольклора народов мира, авторская музыка  разных стилей и эпох, современная  танцевальная музыка,   современные детские песни.

Работа с детьми по развитию навыков элементарного музицирования в соответствии с требованиями программы осуществляется по трём взаимосвязанным  направлениям: учебному, творческому и концертному.

Учебное музицирование в программе рассматривается как обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их применять в процессе развития у детей чувства ритма и звуковысотного слуха.

Творческое направление работы по развитию у детей навыков элементарного музицирования нацеливает ребёнка  на свободное использование знакомого материала в новых условия, предусматривает различные варианты его комбинирования. Цель  данного направления в работе – пробуждать творческий импульс.

Задача концертного музицирования приобщение детей к соучастию в исполнении аранжированной классической музыки.

Рассчитана программа на 1 год. Рекомендована программа для детей старшего возраста. Структурной особенностью её является тематическое планирование содержания занятий. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно малышу в этом возрасте. Раскрываемые в темах общечеловеческие ценности дают возможность ребёнку творчески преобразовать опыт общения с природой, музыкой, людьми.

Вся работа с детьми в старшей группе осуществляется в форме устного музицирования. Главные средства – музыка, речь и движение, Основные инструменты – шумовые. Важнейшее внимание уделяется метроритмическому восприятию детей, развитию интонационного, звуковысотного и тембрового слуха.

Основу в программе составляют два метода:

  1. Метод активизации творческих проявлений;
  2. Метод моделирования музыкального языка.
  • Метод активизации творческих проявлений – это направляемое педагогом детское музицирование и игра в самых разнообразных формах. Творческое обучение оказывает большое воздействие на процесс усвоения понятий приобретение умений и навыков, способствующих формированию креативности и независимости мышления.
  • Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребёнку в доступном для него виде особенности выразительных средств и отношений, Моделировать могут ритмические и звуковысотные отношения, динамику, темп, форму, фактуру.

Основные важнейшие принципы программы:

  1. Активное слушание музыки (соединение её восприятия с движением).
  2. Так же один из главных принципов – создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Я не принуждаю детей к действию (играм, пению, игре на детских музыкальных инструментах), а даю возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
  3. Целостный подход в решении педагогических задач:
  • обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение с движениями, через речевые игры с звучащими жестами, через активное слушание, через игру на детских музыкальных инструментах;
  • претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
  • приобщение к народной культуре (слушание, пение р.н.п. и попевок,  разучивание  народных игр, хороводов)
  1. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
  2. Один из важнейших принципов музыкального воспитания партнёрство;
  3. Принцип положительной оценки деятельности детей, способствующий ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Содержание программы раскрывает нравственно – эстетические и культурно познавательные ценности окружающего мира, выраженные через музыкальный образ  языком музыки. Оно ориентировано на воспитание эмоционального и осознанного отношения к музыкальному искусству, на умение слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным состояниям.

Содержательный аспект программы выстраивается таким образом, что, познавая красоту окружающего мира, произведения музыкального искусства, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это побуждает детей передать свои мысли и впечатления в игре на детских музыкальных инструментах, в движении под музыку.

Социальное пространство развивающей среды должно позволить ребёнку проявить творческие возможности, познавать способы образного создания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе деятельности.

Реализация программы обусловлена диагностикой, выявляющей уровень владения игрой на детских музыкальных инструментах, пении и движении под музыку в сопровождении «звучащих жестов», а также инструментов.

Задачи старшей группы:

  1. Побуждать детей экспериментировать со звуком, чтобы установить зависимость качества звука от свойств используемых материалов.
  2. Развивать навыки свободной импровизации в песнях, танцах, игре на детских музыкальных инструментах.
  3. .      Способствовать установлению отношений творчества и сотрудничества между        участниками               занятий.
  4. Учить различать быстрый и медленный темп, ускорение и замедление, пользоваться ими в импровизируемой и исполняемой музыке.
  5. Учить различать громкое и тихое звучание. Использовать усиление и ослабление звучности как выразительные приёмы.
  6. Учить использовать шумовые инструменты для озвучивания стихов и песен, сказок.
  7. Учить исполнять метрическую пульсацию (в речевых упражнениях, звучащих жестах, в движении). Отличать на слух двухдольную пульсацию.
  8. Развивать умения имитировать ритмические мотивы в движении.
  9. Развивать умения использовать речевые упражнения как основу для ритмических импровизаций.
  10. Совершенствовать умения «переносить» ритм слов на инструменты и «звучащие» жесты.
  11. Совершенствовать навык создания ритмических композиций, используя тексты и шумовые инструменты.
  12. Продолжать формирование детского инструментального творчества.
  13. Воспитывать у детей терпимость и уважение к людям других национальностей.
  14. Воспитывать музыкальный и эстетический вкус, интерес к музыке, желание слушать и исполнять её.

Тематический план музыкальных занятий для детей старшей группы

Месяцы

Недели

Тема

Сентябрь

1

2

3

4

Дождевая фантазия

Октябрь

1

2

3

4

Шумовой оркестр снаружи и изнутри

В мире музыкальных инструментов

Ноябрь

1

2

3

4

Праздник английского

Декабрь

1

2

3

4

Бамбура – Чуфара

(волшебный урок)

Январь

1

2

3

4

Праздник итальянского языка

Февраль

1

2

3

4

Праздник французского языка

Март

1

2

3

4

Вкусный урок

Апрель

1

2

3

4

Яблоки – веники (чепуховый урок)

Май

1

2

3

4

Я слышу вальса звук прелестный

Технологическая карта музыкальных занятий в старшей группе

Месяцы

Недели

Темы занятий

Задачи занятий

Репертуар

Сентябрь

1

2

3

4

«Дождевая фантазия»

Развить слуховое восприятие, ощущение тонкой палитры естественных звуков природы.

Формировать способности целостного восприятия пространственно-звукового поля.

Развитие созерцательности, гармонизации психического состояния ребёнка.

«Ах, какая осень» муз. З. Роот

«Дождик озорник» муз. З. Роот

Оркестр «Сладкая ягод»

Обр. Е. Антипиной

Октябрь

1

2

3

4

«Шумовой оркестр снаружи и изнутри»

«В мире музыкальных инструментов»

Изготовить самодельные музыкальные инструменты в партнёрском сотрудничестве взрослых и детей.

Побуждать детей экспериментировать

Со звуком, чтобы установить зависимость качества звука от свойств используемых материалов(крупа,плассмаса,бумага.)

Способствовать установлению отношений творчества и сотрудничества между детьми.

«Тутти-фрутти»

«Ранним утром» сл. И. Бурсова

«Прилетела птичка» немецкая народная песня, русский текст Т. Тютюнниковой

«Музыканты» Немецкая народная песня,русский текст Т. Тютюнниковой

«Три весельчика» сл.Г. Виеру

«Кузнечик» сл. И. Кузнецовой

«Весёлые инструменты»Датская народная песня

«Хлоп-хлоп»муз. С. Перкио

«Сапожник»французская народная песня обр. А Александрова

Швейцарская народная мелодия

«Каждый звук имеет своё имя» обр. Ж. Металлиди

Ноябрь

1

2

3

4

«Праздник английского»

Познакомить детей с английским поэтическим и музыкальным фольклором.

Создать атмосферу уважения и интереса к английской культуре.

Воспитать у детей терпимость и уважение к людям других национальностей.

Показать детям, что все люди схожи в своих заботах и интересах, радости и печали, в желании быть счастливым.

«Лондонский мост» старинная английская песня

«Зелёные рукава» старинная английская песня

«Урок английского» Народная мелодия, сл. Т. Тютюнниковой

«Весёлый пекарь» старинная английская песня

«Полли чаем угощает» английская народная песня

«Пусть делают всё так, как я!» английская народная песня обр. Ж.

Металлиди

Танец старинный английский танец

Декабрь

1

2

3

4

«Бамбура-чуфара»

Белый урок

Создать ситуацию игры, насыщенную волшебными сказочными персонажами, в которой каждому ребёнку найдётся необычная роль.

Развивать слуховое, зрительное воображение и ассоциативное мышление.

Установить ассоциативные связи между миром фантазии и реальности

Формировать представление  детей о цвете, звуке ,движении, а также их различных комбинациях.

Развивать творческое воображение.

Вызывать эмоциональный отклик на глубокую выразительность белого цвета.

«Королёк» украинская народная песня

«Песенка колдуньи» сл. М. Бородицкого

«Вальс» музыка Ф. Шуберта

«Скрут» сл. С.Чёрного

«Мори-Мокки» Муз. М.Покелы

«Снежный ком» муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой

«Вальс» муз. В.А. Моцарт

«Снегопад» сл. Э. Фарджон

«Колыбельная» муз. Ф. Шпиндлер

«Белая гамма» сл. Т.

Тютюнниковой

«Полька» обр. Н. Михалевской

Январь

1

2

3

4

«Праздник итальянского языка»

Познакомить детей с итальянским поэтическим и музыкальным фольклором.

Создать атмосферу уважения и интереса к итальянской культуре.

Воспитывать у детей терпимость и уважение к людям других национальностей.

«Тарантелла» итальянский народный танец

Урок итальянского народная мелодия

Макароны итальянская народная песня

«Четыре таракана и сверчок» русский текст

Ю.Батицкого и Р. Виккерса

Февраль

1

2

3

4

«Праздник французского языка»

Познакомить детей с французским сказочно-поэтическим и музыкальным фольклором.

Создать атмосферу уважения и интереса к французской культуре.

Воспитывать у детей терпимость и уважение к людям других национальностей.

Развивать способности к музыкальной и словесной импровизации.

Развивать чувства юмора.

«На мосту Авиньон» французская нар. песня обработка А. Александрова

«Тамбурин» муз. Ж.Рамо

«Врунишка» французская народная песня сл. П.-М. Фонтен

«Братец Якоб» французская нар. песня

«Кукушка»французская нар. песня

«Урок французского»

Муз. народная

Март

1

2

3

4

«Вкусный урок»

Создать условия для получения детьми удовольствия от процесса фантазийного общения и игры.

Объединить и расширить знания детей о вкусовых предпочтениях людей и животных.

Развивать способности детей к объединению различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, двигательных в процессе музицирования.

«Россинки» муз. С. Майкапара

«Пудинг – блюдинг» сл. А. усачёва

«Кот – сладкоежка»сл.М. Карема

« Весёлый чайник»сл. Ю. Морец

«Фуршет» сл. Т. Тютюнниковой

«Шоколадное рондо» Т.Э. тютюнникова

Апрель

1

2

3

4

«Яблоки-веники» (чепуховый урок)

Развивать способности к музыкальной и словестной импровизации.

Установить литературно- музыкальные связи.

Развивать чувства юмора.

Хохотальная разминка

Чепуховая

Чепуха муз. и слова Н. Найдёновой

«Росинки»муз.С. Майкапара

«Путаница» немецкий фольклор, русский текст В. Викторова

«Смешинки»»

Май

1

2

3

4

«Я слышу вальса звук прелестный»

«Вот как весело у нас, посмотрите вы на нас!»

Создать условия для получения детьми удовольствия от общения и совместного музицирования.

Развивать способность детей к различным формам музицирования.

Создать условия для чувственного постижения трёхдольного ритма в речи, движении, музыке.

Развивать творческие способности, воображение и способность к различным видам элементарной импровизации в трёхдольном размере.

«Аннушка» чешская нар.  мел.

«Лесной вальс» муз. Т.Тютюнниковой

«Солнечный дождь» – ритмодекламация муз. А. Лютославского

«Сапожник» немецкая народная песня

«Путаница» немецкий фольклор, русский текст В. Викторова

«Вальс» муз. С. Майкапара

«Тарабарчик» сл. В. Данько

«Танец Анитры» муз. Э. Грига

Концерт для родителей.

Перспективный план музыкальных занятий с технологиями здоровьесбережения

Старшая группа

№ п/п

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь

1

Пальчиковая игра

Развивать мелкую моторику рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью

Пальчиковые игры: «Дружба», «В гости».

2

Дыхательная гимнастика

Познакомить с дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельниковой, учить вдыхать носом, выдыхать ртом (вдох – шумный, резкий, короткий, как хлопок в ладоши, предельно активный; выдох – абсолютно пассивный, через рот – «не видно и не слышно»)

Дыхательное упражнение «Ладошки».

3

Оздоровительные упражнения

Разучивать комплекс оздоровительной гимнастики для горла, лечебные игры; тренировать носовое дыхание; формировать ритмический и глубокий выдох; разучить с детьми игры на преодоление болезней носа и горла

Оздоровительные игры «Кто громче»,  «Побулькаем»

4

Актикуляционная гимнастика

Вырабатывать качественные, полноценные движения органов артикуляции

Артикуляционные упражнения «Знакомство с язычком и его домиком»

5

Речевые игры

Развивать координацию речи с движением, развивать общие речевые навыки, внимание, быструю реакцию на смену текста и иузыкального материала.

Речевые игры с движением: «Кто нам песенку поёт?», «Стёпка - растрёпка»

6

Игровой массаж

Показать, как правильно выполнять самомассаж биологически активных зон лица для предотвращения простудных заболеваний; обратить на лёгкость прикосновения пальцев к лицу

Комплекс массажа лица «Лепка».

Октябрь

1

Пальчиковая игра

Продолжать разучивать пальчиковые игры, следить за чётким движением пальцев, активным проговариванием текста

Пальчиковые игры: «На лужок», «Сидит белка на тележке», «Повстречались».

2

Дыхательная гимнастика

Пробуждать работать над правильным вдохом – выдохом детей

Дыхательные упражнения: «Ладошки», «Погончики».

3

Оздоровительные упражнения

Активизировать фонационный выдох с помощью фонопедических упражнений

Игровые фонопедические упражнения: «Резиновая игрушка», «Погреемся».

4

Актикуляционная гимнастика

Развивать мышцы речевого аппарата детей, закрепить у детей знание органов артикуляции.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Домашняя сказка».

5

Речевые игры

Эмоционально выполнять движения по тексту, координировать речь и движение.

Речевые игры: «Лесичка - сестричка», «Волки и зайцы».

6

Игровой массаж

Учить выполнять массаж спины друг другу; показать детям приёмы массажа, движения рук.

Массаж спины «Что в горбу?», «Весёлый музыкант».

Ноябрь

1

Пальчиковая игра

Развивать внимание и быструю реакцию на смену движений и жестов, чёткую дикцию.

Пальчиковые игры: «Вверх ладошки!», «Вот помощники мои», «Гости».

2

Дыхательная гимнастика

Развивать у детей глубину вдоха, работать над правильным движением рук при вдохе.

Дыхательные упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос».

3

Оздоровительные упражнения

Развивать комплекс оздоровительных упражнений; проследить за точным выполнением всех движений языком, использовать при показе игрушку «Ротик».

Оздоровительные упражнения для горла: «Лошадка»,»Ворона», «Змеинный язычок», «Зевота», «Смешинка».

4

Актикуляционная гимнастика

Продолжать развивать речевой аппарат дошкольников с помощью артикуляционных упражнений, сопровождать выполнение упражнений движениями рук.

Комплекс артикуляционных упражнений «Прогулочная сказка».

5

Речевые игры

Развивать координацию речи с движением; развивать творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение самодельных музыкальных инструментов, звучащих жестов (хлопки, шлепки притопы).

Речевые игры со звучащими жестами : «Солнышко», «Листопад».

6

Игровой массаж

Разучивать комплекс упражнений самомассажа головы для воздействия на активные точки, улучшающие кровообращение.

Массаж головы: «Надо голову помыть», «Сено», «Роботы», «Расческа».

Декабрь

1

Пальчиковая игра

Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных точек рук.

Массаж пальцев: «Прогулка», «Матрёшки».

2

Дыхательная гимнастика

Продолжать разучивать упражнения гимнастики Стрельниковой, обращая внимание на осанку детей, правильное положение рук.

Дыхательное упражнение: «Кошка».

,3

Оздоровительные упражнения

Развивать у детей подвижность и гибкость позвоночника, укреплять глазные мышцы с помощью упражнений для коррекции осанки на основе китайского искусства движения

Упражнения для коррекции осанки: «Кошка просыпается». «Медведь осматривается вокруг и защищается от врага», «Сова вглядывается в темноту».

4

Актикуляционная гимнастика

Работать с детьми над коррекцией произношения, укрепление дыхательного аппарата.

Комплекс артикуляционных упражнений «Спортивная сказка».

5

Речевые игры

Учить произносить фразы с различной динамикой голоса: на пиано говорить тихо, но не шёпотом, на форте – громко, но без крика.

Речевые игры: «Сторож», «Котик Рыжик».

6

Игровой массаж

Побуждать детей активно участвовать в проведении самомассажа для профилактики простудных заболеваний.

Массаж биологических активных зон: «Обезьяна Чи-чи- чи», «Снеговик».

Январь

1

Пальчиковая игра

При помощи пальчиковой игры развивать координацию движения пальцев рук,

Пальчиковые игры: «Морковка», «Луноход», «Часы».

2

Дыхательная гимнастика

Развивать новое упражнение гимнастики Стрельниковой; напомнить детям о правилах дыхания во время упражнения: активный вдох – пассивный выдох.

Дыхательное упражнение «Обними себя».

3

Оздоровительные упражнения

Тренировать детей двигаться, сохраняя ровную осанку, правильное положение головы и туловища; развивать память, внимание. умение сохранять равновесие.

Игры на формирование правильной осанки: «Роботы», «Волшебные слова», «Восточный носильчик».

4

Актикуляционная гимнастика

Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции; учить имитировать движения животных.

Комплекс артикуляционных упражнений «Зоологическая сказка».

5

Речевые игры

Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение самодельными музыкальными инструментами, звучащими жестами.

Речевые игры: «Шкатулка», «Тарарам – шурум - бурум».

6

Игровой массаж

Разучить массаж для игр с целью оказания благотворного воздействия на биологическиактивные точки пальцев, соответствующие внутренним органам; вызывать ощущение лёгкости и радости.

Массаж рук: «Строим дом», «Массаж для пальчиков рук».

Февраль

1

Пальчиковая игра

Учить детей правильно и ритмично выполнять движение пальчиками, выразительно произносить текст игры.

Пальчиковые игры: «Божьи коровки», «Мы играем».

2

Дыхательная гимнастика

Учить детей делать глубокий вдох через нос с движениями рук и долгий выдох с произнесением различных звуков.

Дыхательное упражнение: «Жуки», «Лётчик и самолёты», «Надуй шарик».

3

Оздоровительные упражнения

Учить детей чувствовать напряжение и расслабление мышц туловища4 развивать мышцы шеи, ног.

Ритмопластические упражнения «Медведь».

Динамические упражнения «Медвежата».

4

Актикуляционная гимнастика

Развивать речевой аппарат детей, укреплять речевое дыхание; показать детям презентацию или иллюстрации к игре.

Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Рыжиком».

5

Речевые игры

Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение шумовыми инструментами, звучащими жестами.

Речевые игры с музыкальными инструментами: «Кухонный оркестр», «Матрёшки и Петрушка».

6

Игровой массаж

Разучить комплекс самомассажа тела, предварительно рассказать сказку о медвежатах, предложить детям сочинить свою.

Комплекс игрового массажа тела «Весёлые медвежата».

Март

1

Пальчиковая игра

Развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание, пространственную координацию.

Пальчиковые игры: «В лесу».

2

Дыхательная гимнастика

Учить следить за осанкой и правильным положением рук при вдохе и выдохе, выполнять движение ритмично под счёт педагога.

Дыхательные упражнения: «Большой маятник», «Повороты головы».

3

Оздоровительные упражнения

Укреплять голосовые связки детей с помощью фонопедических упражнений по методу В.Емельянова.

Фонопедические упражнения; «Ау», «Машина».

4

Актикуляционная гимнастика

Совершенствовать дикцию детей по средствам тренировки подвижности и точности движений языка и губ.

Артикуляционные упражнения: «Трактор», «Гудок парохода», «Стрельба», «Фейерверк», «После сна».

5

Речевые игры

Показать детям имитацию звуками и звучащими жестами игры на различных музыкальных инструментах; учить произносить отдельные слоги и слова в различном темпе с разной интонацией.

Речевые игры со звучащими жестами: «Фома», «Пчёлы водят хоровод».

6

Игровой массаж

Учить выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие движения от периферии к центру тела.

Массаж спины «Дождик», массаж тела «Грибной дождь».

Апрель

1

Пальчиковая игра

Развивать память, внимание, пространственную координацию, речевой и музыкальный слух.

Пальчиковые игры: «Ножницы», «Крокодил», «Возвращение домой».

2

Дыхательная гимнастика

Добавить к разученным упражнениям дыхательной гимнастики Стрельниковой новые, более сложные; выполнять наклоны головы очень осторожно, не торопясь, чтобы не нанести вред шейному отделу позвоночника.

Дыхательное упражнение: «Ушки», «Маятник головой».

3

Оздоровительные упражнения

Способствовать сохранению зрения детей с помощью игровой гимнастики для глаз.

Гимнастика для глаз: «Белка», «Сова».

4

Актикуляционная гимнастика

Повторять с детьми название элементов артикуляционных упражнений, используемых на занятиях.

Комплекс артикуляционных упражнений «Жаба Квака»

5

Речевые игры

Работать над чётким правильным произношением шипящих в начале и в середине слова; в играх использовать шумовые инструменты «шуршунчики» и «звенелки».

Речевые игры: «Шур – шур песенка», «Солнышко».

6

Игровой массаж

Побуждать активно выполнять оздоровительный самомассаж биологическиактивных точек лица.

Массаж биологически активных зон: «Ледоход», «Считалка для мышки».  

Май

1

Пальчиковая игра

Продолжать развитие мелкой моторики в сочетании с игрой, учить изображать пальцами животных и птиц.

Пальчиковые игры: «Зайцы», «Козы», «Птички», «Кошка и собаки».

2

Дыхательная гимнастика

Прдолжать знакомство детей с дыхательными упражнениями гимнастики Стрельниковой.

Дыхательное упражнение «Шаги».

3

Оздоровительные упражнения

Укреплять мышцы туловища и конечностей, формировать правильную осанку, развивать координацию движений и равновесие, чувство правильной позы при передвижении.

Оздоровительные игры: «Юнные балерины и танцоры», «перейди через речку».

4

Актикуляционная гимнастика

Развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание, чувства ритма при произнесении текста.

Артикуляционные упражнения «Котик Рыжик В детском саду».

5

Речевые игры

Работать над координацией движения и речи под музыку и без неё; развивать выразительность исполнения движений, мимики, жестов перед зеркалом; использовать в игре предметы и игрушки.

Речевые игры: «Амалама», «Обезьянки».

6

Игровой массаж

Разучивать новые виды самомассажа всего тела в игровой форме.

Массаж рук «Муравьишка», массаж тела «Лягушата», массаж бёдер «Дождик».

Предполагаемый результат от реализации программы:

В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развивается внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – всё то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

  1. Ребёнок должен различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов.
  2. Петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в движении, петь под собственный аккомпанемент.
  3. Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.
  4. Использовать самодельные игрушки - инструменты в самостоятельной деятельности.
  5. Использовать выразительные средства для создания красоты музыкального образа.
  6. Понимать  язык  эмоций (сочувствие, радость, удивление, интерес, сопереживание и т. д.).
  7. Приобрести навыки музыкального восприятия различных видов музыкального искусства, дающих толчок  развитию фантазии, воображения, творчества.
  8. Использовать выразительные  музыкальные средства для создания красоты музыкального образа.
  9. Использовать разнообразные материалы и способы изготовления самодельных инструментов при помощи взрослого и без него.
  10. Играть в ансамбле, оркестре, импровизировать.
  11. Самостоятельно исполнять музыкальные произведения, а также самостоятельно дать оценку своему исполнению.
  12. Сам организовать разнообразную музыкальную деятельность в группе, в семье.

Литература

  1. Анисимова Г. И.  100 музыкальных игр для развития дошкольников старшая и подготовительная группы. Ярославль Академия развития, 2007.
  2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Издательство «Учитель», 2009.
  3. Баренбойм Л.Педагогические размышления. Советская музыка – 1976
  4.  Баренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа: Сб. статей под редакцией Баренбойма Л. – М. Советский композитор, 1978
  5. Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. ООО «ТЦ Сфера».
  6. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленинградский областной  институт развития образования, А. И.Буренина- 2010 №1
  7.  Буренина А. И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально- литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2010 № 3.
  8. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2010 № 4.
  9. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2009 № 3.
  10. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2009 № 1.
  11. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2007 № 3.
  12. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2006 № 6.
  13. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2006 № 1.
  14. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2005 № 1.
  15. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2004 № 4.
  16. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т. С., Программа воспитания и обучения в детском саду, второе издание, исправленное и дополненное. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. Зацепин М. Б. Раздел «Музыкальное воспитание».
  17. Волков С. Ю. Детям о музыке. М.: ЗАО «Омега», 1998
  18. Зацепин  М.Б.Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. Обзор программ Дошкольного образования М.: ООО «ТЦ Сфера», 2010
  19. Кузнецова О. С. Домашний оркестр. Учредитель издательский дом «Карапуз» М., 1996
  20. Кузина В.М. Музыкальный руководитель. Учредитель и издатель: ООО Издательский дом воспитания дошкольника, 2004
  21. Кузина В.М. Дошкольное воспитание. Учредитель: Министерство образования, 1997 № 10
  22. Кузина В.М. Дошкольное воспитание. Учредитель: Министерство образования, 1997 № 8
  23. Кузина В.М. Дошкольное воспитание. Учредитель: Министерство образования, 1998 № 2
  24. Кузина В.М. Дошкольное воспитание. Учредитель: Министерство образования, 1998 № 4
  25. Кузина В.М. Дошкольное воспитание. Учредитель: Министерство образования, 1998 № 9
  26. Кузина В.М. Дошкольное воспитание. Учредитель: Министерство образования, 1999 № 9
  27. Леонтьева О. Карл Орф – для детей. Советская музыка – 1963 -№7
  28. Леонтьева О. Путь большого художника. Советская музыка – 1970 - №8
  29.  Леонтьева О. Интернациональный курс в Институте Орфа. Советская музыка – 1976 - №3
  30. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа. -  М. АСТ, Астрель, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».

Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Театрализация сказки "Репка" с детьми старшей группы на татарском языке

Театрализация русской народной сказки "Репка" детьми старшей группы получился отличной. Мы выступили перед самыми маленькими, перед мамами. Было интересно....

Модифицированная программа «Музицирование с детьми старшей группы»

Моя программа расчитана на детей старшей группы,  тема программы "Музицирование с детьми старшей группы". Играя на детских музыкальных инструментах дети учаться слушать себя и рядом сид...

Конспект развлечения «Чайная церемония» с детьми старшей группы совместно с детьми подготовительной группы

Конспект развлечения «Чайная церемония» с детьми старшей группы совместно с детьми подготовительной группы...

Конспект развлечения «Чайная церемония» с детьми старшей группы совместно с детьми подготовительной группы

Конспект развлечения «Чайная церемония» с детьми старшей группы совместно с детьми подготовительной группы...