Музыкально-творческий проект « Масленица идёт за собой Весну ведёт»
проект (старшая группа)

Михайлина Марина Павловна

Проект посвящён теме Масленица. Написан проект для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Алёнушка»

Музыкально-творческий проект

« Масленица идёт за собой Весну ведёт»

Подготовили:

музыкальный руководитель

Михайлина М.П.

Музыкально-творческий проект

«Масленица идёт за собой Весну ведёт»

Вид проекта: музыкально-творческий.

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой (принимали участие дети старших, подготовительных групп)
  • по доминирующему методу-познавательно-игровой, музыкально-творческий;
  • по предметным областям – межпредметный (литература, музыка).
  • по продолжительности – краткосрочный                     (1 месяц) Участники проекта: музыкальный руководитель Михайлина М.П. воспитатели старших, подготовительных групп, родители воспитанников.

Срок реализации: краткосрочный.

Направление деятельности проекта: синтез нравственно-патриотического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция с другими образовательными областями: музыка,  коммуникация, художественное творчество, познание.

Актуальность:

Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.  Непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздника «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Проблема проекта: имея богатейшие народные традиции мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Педагогическая цель проекта: нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре.

Задачи:

  • создание условий для повышения интереса к традициям русского народа  (праздник Масленица).
  • Развитие творческих способностей: певческих актерских, танцевальных навыков  детей на основе разных жанров русского фольклора.

  • воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры, на основе изучения русского фольклора.
  • воспитание нравственных качеств личности ребенка: справедливости, доброты, правдивости.

Детская цель: умение прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать; уважительно относиться к национальным традициям.

Задачи:

  • обогащать духовный мир детей;
  • обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;
  • систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей;
  • формировать способности к творческому самовыражению и потребности в нем;
  • знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;
  • формировать у детей гражданскую принадлежность;
  • развивать  интерес к обрядовым русским праздникам;
  • развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
  • развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
  • воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
  • воспитывать любовь к Родине, ее традициям.

Предшествующая работа:

Знакомство и разучивание литературного  фольклора (сказки, пословицы, приговоры).

Слушание и разучивание музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки).

Разучивание народных игр (разучивание хороводных и подвижных игр.)

Просмотр презентации (рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века).

Слушание  русской народной музыки (масленичные песни).

Форма проведения итогового мероприятия: праздник

«Масленица».

Материал и оборудование:

«Масленица» - наряженная кукла (чучело).

Костюмы для взрослых:  костюм Лешего, Бабы Яги, Весны.

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, свистульки.

Технические средства: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран,  микрофон, фотоаппарат, синтезатор.

Спортивное оборудование: бубны, санки, лыжи, вёдра, коромысла, санки-ледянки, канат, кегли.

Музыкальный репертуар: игровой хоровод «Ой зима», песня «Зима в России», песня «Снежные конфетки» Я. Жабко, песня «Как у наших у ворот» р.н.п.,

Игровая деятельность: 

игра «Горелки» р.н.м., игра «Догонялки», эстафета с лыжами.

Планирование работы над проектом:

  1. Выбор формы реализации проекта.
  2. Составление сценария.
  3. Работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей информации в интернете.
  4. Проведение с детьми обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов.
  5. Распределение ролей (среди воспитателей);

6.  Подбор костюмов.

7. Разучивание песен, пословиц, закличек, игр, хороводов для выступления во время праздника.

8. Проведение праздника « Масленица!».

9. Подведение итогов реализации проекта.

10. Организация места проведения праздника (музыкальный зал).

Этапы реализации проекта:

  1.  Подготовительный.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.

Содержание:

  1. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;
  2. Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме «Масленица»;
  3. Определение темы проекта;
  4. Определить цели и задач;
  5. Создать творческую группу;
  6. Разработка сценария мероприятия;
  7. Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;
  8. Подготовка подвижных игр и соревнований.
  1. Основной

Цель:  Формирования знаний детей о русской национальной традиции « Проводы масленицы».

Содержание:

  1. Наблюдение за изменениями в природе;
  2. Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;
  3. Заучивание закличек, стихов;
  4. Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.
  5. Знакомство со значением и обычаями праздника.
    Понедельник - встреча. Заучивание масленичных закличек, частушек, хороводов.
    Знакомство детей со значением слова «Заигрыш»
    Вторник - Заигрыш. Разучивание песни « Ох, блины, блины, блины…». Подвижные игры: « Гори, гори ясно», « Ручеёк», катание на карусели.
    Знакомство со значением и символикой блинов.
    Среда - Лакомка.  Беседа « Что мы узнали о масленице».
    Четверг - Разгуляй. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица.

Рисуем с детьми. Выставка рисунков.

Пятница - тёщины вечера. Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы.

Создание праздничного настроения.

Праздничное мероприятие « Масленица».

  1. Заключительный

Цель:  Формирования устойчивого интереса к национальной культуре.

Содержание:

  1. Праздник «Масленица» в музыкальном зале;
  2. Фоторепортаж с места событий для родителей « Как мы провели масленицу».
  3. Оформление паспорта проекта « Масленица идёт за собой Весну ведёт».
  4. Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.
  5. Подготовка к презентации к защите проекта.
  6. Защита проекта «Масленица идёт за собой Весну ведёт!»

Развитие речи:

Беседа «История Масленицы».

Цель: вызывать чувство интереса к истории России.

Художественная литература:

1. Заучивание закличек на Масленицу: закрепить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек.

2. Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу:  закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.

3. Заучивание масленичных частушек: воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

1. Приобщить детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

2.  Повысить познавательный интерес среди детей к родной истории.

4. Расширить кругозора детей.

5. Обеспечить развития у детей любознательности, стремление изучать традиции родной страны.

6. Развить у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.

7. Повысить  творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Для родителей:

  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Достигнутые результаты.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества.

Методы и формы организации проекта:

  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • беседы о народном празднике;
  • просмотр презентаций посвящённых празднику «Масленица»;
  • слушание музыкальных произведений и песенного фольклора, посвященного празднику;
  • разучивание подвижных музыкальных игр;
  • проведение праздника « Масленица».

Используемая литература:

Материалы из периодических изданий

1.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

2. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

3. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

4. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

6. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр»1998 г. В. М. Петров

7. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.

8. «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.

9. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.

10. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М. А. Давыдова, Москва 2007 г.

11. «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.

12. «Бабушкины забавушки», Л. Н. Капранова, Ростов-на-Дону 2008 г.

13. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г. А. Лапшина, Волгоград 2001 г.


Сценарий для детей старшей группы «Масленица»

Цель: Знакомство с традицией проведения народного праздника - Масленица.

Задачи: 

  • Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу. 

  • приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленица; 
  • создание атмосферы радости, повышение познавательного интереса среди детей к родной истории; 
  • воспитывать чувства патриотизма.

Дети входят в зал под музыку.

Ведущий:

Дети отгадайте загадку

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица-

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом-

Всё покрылось серебром! (зима)

Песня «Зима в России»

Ведущий: Кто спешит в наш хоровод?

Дети: Это к нам зима идёт!

Звучит музыка входит зима.

Зима:

Дети, гости вот и я!

Все вы знаете меня!

Подружились вы со мной,

С белой Зимушкой – зимой!

С вами я в снежки играла,

На лошадках вас катала

Ну, давайте все играть

Меня, Зиму развлекать!

Песня: «Снежные конфетки» Я. Жабко

Хоровод: «Ой, зима»

Зима: А что вам нравиться зимой?

Дети: Белые полянки,

Мы катались на коньках,

На лыжах и на санках!

Ведущий: Ребята, покажем зимушке, как весело катались на санках!

Эстафета с лыжами.

Зима: Весело катались! А, небось, дедушку Мороза ох как боялись?

Ведущий: Да что ты Зимушка совсем не боялись! Да и сейчас не боимся!

Дети:

Ты Мороз, Мороз, Мороз,

Не показывай свой нос,

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём

И на улицу пойдём,

Сядем в саночки – самокаточки,

С горки бух!

Зима: Вижу, хорошо вам было в моё зимнее время! Побыла в гостях у людей, да пора уходить из гостей! Время моё вышло, пора Весне дорогу уступать. Сестрица Весна у вас на долго останется, теплом да солнышком будет вас радовать! А про меня не забывайте, добром вспоминайте, зовите в гости, когда время придёт! До свидания! (Уходит)

Ведущий: Ребята, давайте Весну в гости звать!

Дети:

Приходи, Весна, приходи красна!

Давай солнышко – колоколнышко!

Приноси урожай в наш родимый край!

Звучит музыка, на метле «летит» Баба Яга.

Ага, опять меня на праздник не зовёте! Всё о Весне говорите! Я её спрятала, ни за что не найдёте! Ха – ха –ха!

Ведущий: Да, что же ты наделала, Баба Яга! Мы, так соскучились по Весне! Ведь и у тебя, наверное, косточки старые зимой застудились! Неужели не хочешь под весенним солнышком погреться?

Баба Яга: Ой, хочу. Ой, хочу. Простите меня старушку древнюю.… Да ведь запамятовала я, куда Весну спрятала! Что теперь делать? Придумала! Позову – ка я сейчас дружка своего – Лешего, может он подскажет?

Свистит в свисток, прибегает Леший.

Леший: Бр – р! Замёрз, окоченел! Жду, не дождусь, когда Весна придёт.

Баба Яга: Да не придёт, спрятала я её! А куда - не помню. Помоги Леший подумай.

Леший: Да как тут думать, если все мозги в ледышку превратились.

Ведущий: А вы поиграйте с нами, разогреетесь, может и вспомните?

Баба Яга:

И то верно! Я и считалку знаю:

«Ехала телега из Москвы

Потеряла три доски,

Стук, звон, выйди вон!»

Игра: «Баба Яга» интернет

Леший:  

А у меня дудочка есть!

Как без дудки вот беда,

Ходят ноги не туда!

Баба Яга:

А как дудочку почуют –

Сами ноженьки танцуют.

Баба Яга:

Дудка больше не играет,

Все ребята убегают!

Игра: «Догонялки»

Баба Яга:

Леший бегает в лесу –

И сосулька на носу!

Леший: Ой!

Леший: Бабка – Ёжка – нос как,  поварёшка!

Баба Яга: Ой! Вспомнила, вспомнила! Спит Весна – красна за Колдун - горой, надо её разбудить, волшебные слова сказать: «Весна, Весна, пробудись ото сна!»

Дети повторяют, появляется Весна.

Дети:

Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким

С дождями сильными,

С хлебами обильными!

Весна: Здравствуйте, друзья мои верные! Долго я к вам добиралась – Баба Яга за Колдун – гору меня спрятала! Что нам делать с ней? Простить? Будь, по-вашему! (Баба Яга и Леший радуются, обнимаются, кланяются Весне.) Ну, давайте играть.

Игра «Горелки» р.н.и.

Весна: Не одна я к вам пришла, со мной дорогая гостья – Масленица! Зовите её!

Весна: Приезжай, честная Масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная, коса длинная, трёхаршинная!

Леший: Лента алая двухполтинная!

Баба Яга: Платок беленький, новомодненький!

Весна:

Проходи, Масленица, в гости на широкий двор!

А мы, девушки, её привечаем,

А мы красные её встречаем,

Веселенько в хороводе гуляем!

Песня  «Как у наших у ворот» р.н.п.

Весна: Живёт Масленица семь деньков!

Ведущий: Оставайся, Масленица, семь годков! (Кланяется Масленице).

Широкая Масленица мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

Дети:

- Блинами гору устилали! Ух!

- Сверху маслицем поливали! Ух!

- Как от блинов гора крута! Ух!

- Как от маслица гора ясна! Ух!

- А на горушку снега сыплются! Ух!

- А нас мамочки домой кличут! Ух!

- Нам домой идти не годится! Ух!

- Мы надумали с горы прокатиться! Ух!

- Ой ты, Масленица – кривошейка,

Покатай – ка нас хорошенько! Ух!

Песня: «Блины» р.н.п.

Весна: Раз, два, три! К Бабе Яге беги! (Дети бегут к Бабе Яге).

Баба Яга: Раз, два, три! К Весне беги! (Дети бегут к Лешему).

Леший:  Раз, два, три! К Лешему беги! (Дети бегут к Весне).

Весна: А сейчас по русскому обычаю, обнимемся, поцелуемся да попросим друг у друга прощения!

Весна:

А теперь пойдём гулять нашу Масленицу провожать.

Ты прощай, прощай, наша Масленица,

Ты прощай, прощай, наша широкая!

Ты не в среду пришла и не в пятницу!

Ты пришла в воскресенье всю неделю веселье!

Леший: Ты пришла с добром, сыром, маслом, яйцом!

Баба Яга: С блинами, пирогами да оладьями!

Взрослые уносят чучело на улицу. Дети и взрослые  выходят на улицу.

Дети:

Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло!

Взрослые: Пусть огонь и дым заберёт все наши обиды и печали, все несчастья и неприятности, все огорчения и неудачи!

Дети возвращаются в группу.

Ведущий:

Как вкусно пахнет! Что это?

А это – блинчики отличные,

Очень вкусные, пшеничные!

На столах скатерти самобраные,

Проходите, гости званные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-творческий социальный проект "Разные дети - равные дети"

Цель проекта: содействие музыкальному развитию воспитанников детского сада и реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями посредством организации их совместной музыкал...

Развлечение в средней группе : «Масленица идёт, за собой весну ведёт.»

Развлечение в средней группе : «Масленица идёт, за собой весну ведёт.»Задачи:Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями, с народными праздниками, с масленичными песн...

Развлечение для детей на тему: "Масленица идёт, за собой весну ведёт!"

Конспект развлечения для детей на прогулке детского сада....

Масленица идет - за собой весну ведет

Цель: формирование представлений о традициях празднования Масленицы.Задачи:образовательные:- изучить быт, традиции, культура русского народа;- развивать интерес к истории, представление о народных обр...

Музыкально-творческий социальный проект «Посиделки»

Музыкально-творческий социальный проект «Посиделки».Цель проекта: содействие музыкальному развитию воспитанников детского сада и реабилитационного центра посредством организации их совмест...

Образовательная ситуация для детей первой младшей группы «Утка к озеру идёт, за собой утят ведёт»

Технологическая карта образовательной ситуации с детьми первой младшей группы по познавательному развитию (окружающий мир) на тему "Утка к озеру идет, за собой утят ведет"...

Методическая разработка. Педагогический проект «Масленица идёт, весну под руку ведёт»

Проект направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица....