ГЛАВНЫЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА - ДЕТСКАЯ ИГРА
статья (младшая группа)

Игра —это основная деятельность ребенка, которая возникает у него как бы спонтанно, без всяких призывов и воспитательных воздействий взрослых, и увлекает
его, как ничто другое. Иногда родители воспринимают ее как нечто несерьезное и стремятся отвлечь от нее ребенка, чтобы он занимался чем-то, с их точки зрения, более полезным -учился, например, или помогал по хозяйству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВНЫЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА - ДЕТСКАЯ ИГРА

         Игра —это основная деятельность ребенка, которая возникает у него как бы спонтанно, без всяких призывов и воспитательных воздействий взрослых, и увлекает
его, как ничто другое. Иногда родители воспринимают ее как нечто
несерьезное и стремятся отвлечь от нее ребенка, чтобы он занимался
чем-то, с их точки зрения, более полезным - учился, например, или
помогал по хозяйству. Однако такая позиция не выдерживает критики,
поскольку, как показывают результаты множества психологических
исследований,
игра — это способ познания ребенком мира и движущая
сила его развития.
Игры бывают очень разными и на первый взгляд
мало похожими друг на друга, однако у всех них есть две общие черты.
Во-первых, любая игра представляет собой
действие в мнимой ситуа-
ции.
Она не копирует реальность, а позволяет воспроизводить какие-то
ее элементы заместителей реальных предметов, а в игровых ролях ребенок воспроизводит то, что делают взрослые. Во-вторых, мотивы игры лежат для участников в самом ее процессе, а не в тех внешних результатах, что могут быть достигнуты с ее помощью. Игра в первую очередь воссоздает межличностные отношения между людьми, но это происходит вне тех утилитарных, связанных с извлечением пользы ситуаций, как, например, в трудовой деятельности.

При всем многообразии игр, можно выделить несколько типов:

  • Сенсомоторные игры: совершение движений, направленных на получение интересных для ребенка ощущений. Такие игры преобладают в первые 2-3 года жизни. Примеры: погремушки, удары какими-либо предметами друг о друга или столь раздражающее многих родителей стремление малышей влезть в лужу, чтобы побрызгаться или изваляться в грязи.
  • Сюжетные игры подразумевают такие действия с предметами, которые иллюстрируют определенный сюжет, заимствованный как из реальной жизни, так и из сказки, мультфильма и т.п.  Возить машинки, кормить и укладывать спать куклу, строить город из песка — примеры таких игр. Быстрее всего они развиваются в 3—4 года, однако не исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.
  • Ролевые игры: здесь дети берут на себя определенные роли, позиции человека в обществе и воспроизводят те модели поведения, которые, как они считают, им соответствуют. Это могут быть, например, позиции, связанные с трудовой деятельностью (как, скажем, в игре в магазин), роли солдат и офицеров в боевых действиях и т.п. Именно эти игры наиболее значимы для развития ребенка в возрасте 4—6 лет, они будут рассмотрены ниже более подробно. Многие подростки и взрослые, кстати, тоже неравнодушны к подобным играм, существует даже целая субкультура «ролевиков».
  • Игры с правилами. Они представляют собой искусственные ситуации, зачастую не имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди действуют на основе заранее сформулированных правил. Чаще всего это сопровождается состязанием.

Можно сказать — список своих умений, но всякий список находится на бумаге, а мы говорим здесь, скорее, об ощущениях. «Портрет своих умений» не есть отражение своей внешности в зеркале, это именно представление о тех процедурах, действиях, функциях, относительно которых ребенок хранит уверенность, что умеет или сумеет это сделать. «Портрет своих умений» - психологическая концепция, очень важная для собственной самооценки, эмоционального равновесия и обретения внутренней уверенности, для адекватности своего поведения в конце концов.

Считается, что лишь в подростковом возрасте ребенок начинает задумываться над своим «зеркальным» портретом, а именно тем, что подросток видит в зеркале: «Я рыжий с веснушками, маленького роста, зато джинсы у меня стильные и прическа эксцентричная». «Портрет своих умений» ребенок начинает компоновать очень рано: когда натягивает на ножки эластичные колготки и либо хнычет — не получается, либо настаивает — я сам, когда собирает детали «железной дороги» и либо зовет маму — «делай ты», либо неторопливо и упорно соединяет звенья одно за другим, уверенный, благодаря «портрету своих умений», что это у него обязательно должно получиться.

Освоение какого-либо навыка есть истинное приобретение. Новое умение добавляется к «портрету своих умений». Это таинство совершается в одиночестве. Цель рождается внутри, и удовлетворение собой доставляет чувство блаженства. Эта награда никогда не запаздывает и всегда находит своего героя. Лишь сам индивид понимает, чему он научился и какие препятствия преодолел. Своя оценка объективна, ибо эта оценка самого себя, через самого себя, через свои способности и талант. Сравнивать себя с другим безрассудно! У другого человека — другие возможности, таланты и, конечно же, свои ограничения. Другой ребенок развивается в контексте других обстоятельств. Понять это очень важно и родителям, и воспитателям, и самому себе, чтобы не сковывать свои ресурсы и не страдать от зависти или комплекса неполноценности. В наш век ценится индивидуальность и предоставляется достаточно возможности ее сохранять.

Тяга к удовольствию управляет нашим поведением, но удовольствие от достигнутой цели и от процесса достижения может быть важнее и сильнее других удовольствий. А. Маслоу много рассуждал на эту тему. Экзистенциальная психология делает упор на том, что происход»" «здесь и теперь», но в итоге рассуждений все же приходит к выводу о важности и необходимости для человека существования цели как смысла жизни. В противоположность этому отсутствие смысла и мотивации останавливает работу, зачастую характеризует психически больную личность или попросту умственно отсталого человека. Постановка цели и осознание новых мотивов связана с высшими потребностями - потребностями в самоактуализации и самореализации.

В дошкольном возрасте дети учатся ставить цели, у них начинают появляться смыслообразующие функции мотива, появляется соподчиненность желания и потребностей. Разнообразные интересы приобретают относительную устойчивость, складывается индивиду-ально-мотивационная сфера личности. Внешний способ целеобразо-вания постепенно замещается внутренним, что рассматривается как развитие самостоятельности.

Игры развивают ребенка в одиночестве, но с подачи взрослого, с помощью разнообразного и своеобразного инструментария, простого и в то же время многофункционального. Это гимн индивидуализму. Каждый запуск такого «игрового пасьянса» поднимает интеллект на ступеньку выше и в то же время готовит его для будущих инсайтов. После множественных поисков решений образуется метаумение, способность видеть решение задачи сразу. Но ребенок не ищет славы и толпы поклонников, покуда взрослые ему об этом не рассказали.

Отдельно взятая дидактическая игра будет направлена на развитие одного узкоспецифического навыка. Если бы детская психика механически конструировалась из таких отдельных навыков как обособленных деталей, то развитие шло бы фрагментарно и дискретно, и ребенок, как объект воздействия развивающих игр, был бы подобен роботу, собранному из деталей. Но так как, к счастью, ребенок находится в контексте других социальных отношений, то он и сохраняет способность оставаться гибким и адекватным.

Завершая статью, выскажем еще некоторые утверждения. Для игр конструирования характерны (и поэтому притягательны Для игрока) понятность задачи, легкое, хорошо знакомое начало, пробое, даже примитивное манипулирование, которое запускает некую активность, впоследствии порождающую некую цель, к которой и Устремляется ребенок.

Развивающие игры ведут непосредственно к цели, учат выделять временной отрезок и чувствовать промежуток времени. Благодаря этим играм развивается умение получать радость от освоенного навыка, самостоятельно мотивировать и поддерживать себя.

Именно развивающие игры воспитывают серьезное отношение к игре у самого игрока как проекцию чужого уважения к данному виду деятельности у окружающих его взрослых. Данный тип игр использует кратковременную память, но способствует формированию логических связей и абстрактных мыслительных конструктов. Эти игры закладывают основы мотивационной структуры личностной психики, подготавливают почву для формирования основ волевого поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- способ познания мира

Консультация для родителей по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Игра -способ познания мира".

Консультация о том, что лучший способ познать мир в возрасте 3-7лет -это игра. Как с помощью игры научить ребёнка постигать правила жизни,  взаимопомощи и взаимодействию....

Д/Игра в ДОУ как способ познания мира и развитие социально - коммуникативных способностей ребенка.

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с городами героями России.В комплект входят: игровое поле, открытки и карточки с фотографиями городов – героев России по 9 шт., кубик, фишки....

Сюжетно - ролевая игра в ДОУ как способ познания мира и развитие социально - коммуникативных способностей ребенка.

Дети 5-6 лет с удовольствием участвуют в сюжетно ролевых играх, примеряя на себя различные роли. Данное пособие позволяет не только соревноваться в ловкости и быстроте гоняя шарики по лабиринтам, но и...

Практикум для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»

Практикум для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»...

Мастер - класс для педагогов «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира»

Этот материал вам поможет провести мастер - класс по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира»...

Игра – как способ познания мира и своего мира в этом мире

Игра – как способ познания мира и своего мира в этом мире. Подвижная игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в подвижной иг...