Педагогический проект "Что такое доброта?"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Выдрина Светлана Вадимовна

Проект «Что такое доброта?» разработан с целью нравственного воспитания детей дошкольного возраста, развития положительных качеств характера, способствующие сплочению коллектива, мотивирующие детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей. Данный проект способствует социализации личности ребёнка, выявлению ранних добровольческих инициатив.

Отличительной особенностью проекта является формирование социально-личностных компетенции детей дошкольного возраста и приобщение старших дошкольников к волонтёрскому движению.

Практическая значимость проекта:

1. Материалы исследования могут быть использованы в педагогической деятельности дошкольных образовательных организациях;

2. В рамках реализации проекта был разработан алгоритм формирования первоначальных представлений о нравственном поведении (чувствах, эмоциях) детей дошкольного возраста;

3.Разработаны конспекты занятий, бесед, а также собраны картотеки игр с детьми по нравственному воспитанию;

4.Разработаны тренинги, семинары и собрания для педагогов и родителей ДОУ;

5.Разработаны и внедрены разнообразные формы дифференцированной и индивидуальной работы по коррекции поведения детей при  проблемах нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  № 153 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?»

Кемерово, 2020г.

Аннотация проекта:

Проект «Что такое доброта?» разработан с целью нравственного воспитания детей дошкольного возраста, развития положительных качеств характера, способствующие сплочению коллектива, мотивирующие детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей. Данный проект способствует социализации личности ребёнка, выявлению ранних добровольческих инициатив.

Отличительной особенностью проекта является формирование социально-личностных компетенции детей дошкольного возраста и приобщение старших дошкольников к волонтёрскому движению.

Автор проекта: старший воспитатель МБДОУ №153 «Детский сад общеразвивающего вида» Выдрина Светлана Вадимовна.


Паспорт проекта

Тема проекта

Что такое доброта?

Разработчики проекта

Старший воспитатель МБДОУ№153

Выдрина Светлана Вадимовна

Исполнители проекта

  • дети дошкольного возраста с 3 до 7 (8) лет;
  • семьи воспитанников МБДОУ;
  • педагоги МБДОУ и детских центров.
  • социальные партнёры.

База реализации проекта

МБДОУ №153 «Детский сад общеразвивающего вида»

Цель и задача проекта

Цель проекта: воспитание у детей  положительных качеств характера, способствующие сплочению коллектива, мотивирующие детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи:

  • формировать представление детей о понятиях «добро» и «зло», их важность в жизни людей;
  • развивать умение оценивать поступки окружающих;
  • поощрять стремления ребёнка совершать «добрые поступки»;
  • формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;
  • расширять пространство взаимодействия детей с окружающим миром;
  • создавать среду, стимулирующую индивидуальную реализацию личностных качеств ребенка, его социальный успех;
  • повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании детей, а также способах коррекции поведения ребёнка

Сроки реализации проекта

Учебный год

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный

  • Опрос детей, родителей, педагогов по проблеме;
  • Определение цели и задач по решению проблемы;
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

2 этап  Основной (практический)

  • Разработка занятий, бесед, рекомендаций и других запланированных мероприятий по проекту;

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов.

3 этап – Заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта;
  • Подведение итогов, определение перспектив по дальнейшему развитию проекта;
  • Презентация проекта на родительских собраниях, педсовете ДОУ.

Финансирование (планируемые объёмы и источники)

Не требуется.

Результаты реализации проекта

  1. Сформированы представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
  2. Сформированы доброжелательные отношения друг к другу, использование в речи форм словесной вежливости.
  3. Сформировано желание сделать что-то  для  людей, принести им пользу.
  4. Повысилась способность детей договариваться друг с другом, оказывать поддержку.
  5. Сформировано бережное отношение к живой природе.
  6. Внимание родителей к проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста и их коррекция.

Продукты по итогам реализации проекта

  • Оформление творческой выставки «Добро глазами детей!»;
  • Акция. Создание  листовок «Давай беречь природу! Делай добрые дела!»
  • Буклет «Улыбнись прохожему! Подари улыбку!»;
  • Оформление творческой выставки-конкурса поделок «Добрые герои сказок и мультфильмов»;
  • Оформление коллажа «Тропинкою добра!»;
  • Создание электронных банков методических, видеоматериалов проекта педагогов;
  • Создание картотеки дидактических игр и словесно-художественного материала по теме проекта;
  • Презентация проекта.

Пояснительная записка

Данный проект направлен на развитие у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».  

В  проекте внимание обращено на развитие у дошкольников таких качеств личности как доброжелательность, сопереживание, отзывчивость, милосердие, терпимость и др. Эта работа  имеет свою системность постепенного формирования  личностных особенностей  через базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество). Проект заключает в себе, имеющие данные направления и обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач, проходит через все формы деятельности с детьми.

Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Поэтому большое внимание уделяется работе с семьями воспитанников, начиная с первой младшей группы. Данная деятельность строилась на совместных партнёрских взаимовыгодных отношениях, целенаправленных обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребёнка дошкольного возраста.

Проект явился для маленьких воспитанников первым знакомством с реальной общественной жизнью вне семьи и детского сада через сотрудничество  с  учреждениями: культуры, образования, волонтёрского движения. Реализация проекта проходила при содействие с социальными партнёрами:

  • Детско-юношеская областная библиотека г.Кемерово;
  • Городская станция юных натуралистов г.Кемерово, агитационная бригада, руководитель Дорофеева О.С.;
  • ГУК «Кемеровский областной музей изобразительных искусств», организатор творческих выставок Быкова О.А.;
  • Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса, руководитель инструментального квартета «Щелкунчик» Савина Т.П.;
  • Областной театр кукол им. А.Гайдара;
  • Областной центр детского (юношеского) технического творчества и безопасности дорожного движения.
  • Средняя образовательная школа №80 г. Кемерово.
  • Волонтёрская группа помощи бездомным животным «Южный» г.Кемерово
  • Кемеровский государственный институт культуры.

Вид проекта: социальный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: учебный год.

Место проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  № 153 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» г. Кемерово

Участники (исполнители) проекта:

  • дети дошкольного возраста с 3 до 7 (8) лет;
  • семьи воспитанников МБДОУ;
  • педагоги МБДОУ и детских центров.
  • социальные партнёры учреждений.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность проекта:

По результатам опроса педагогов и родителей ДОУ, а также детей старшего дошкольного возраста мы пришли к такому выводу, что сейчас в обществе  есть социальная напряжённость, агрессия, где доминируют материальные ценности над духовными, которые влияют на подрастающее поколение. Данная напряжённость проявляется в детской агрессивности, враждебности. По нашим наблюдениям прослеживается у детей эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.

Новизна  проекта: разработка и апробирование инновационных форм  нравственного воспитания и социальной адаптации детей дошкольного возраста. Создание новой модели взаимодействия участников проекта.

Цель проекта: воспитание у детей  положительных качеств характера, способствующие сплочению коллектива, мотивирующие детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи:

  • формировать представление детей о понятиях «добро» и «зло», их важность в жизни людей;
  • развивать умение оценивать поступки окружающих;
  • поощрять стремления ребёнка совершать «добрые поступки»;
  • формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;
  • расширять пространство взаимодействия детей с окружающим миром посредством сотрудничества с учреждениями культуры, центрами дополнительного образования детей;
  • создавать среду, стимулирующую индивидуальную реализацию личностных качеств ребенка, его социальный успех;
  • повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании детей, а также способах коррекции поведения ребёнка.

Гипотеза: 

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!»

В.А. Сухомлинский

Формы реализации проекта:

  • Совместная организационная деятельность с детьми.
  • Организационная работа с родителями, педагогами ДОУ, социальными партнёрами.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Учебно – методические:

- дидактические игры, наглядный материал:

1.

Эмоциональные состояния Т.В. Громовой

3-5 лет

2.

Эмоциональные пиктограммы

2,5-4 лет

3.

Азбука настроения

4-7 лет

4.

Сочини рассказ по картинкам!

6-7(8) лет

5.

Определи кто прав! Как поступишь ты? (набор сюжетных картинок)

5-7 (8)лет

6.

Набор пиктограмм

5-7 (8) лет

7.

Язык жестов                                          

5-7 (8) лет

 

  • Кадровые:

- воспитатели;

- педагог-психолог;

- музыкальный руководитель;

- педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности;

- хореограф;

- социальные партнёры учреждений культуры, центра дополнительного образования.

  • Информационные:

- интернет – порталы:

http://adalin.mospsy.ru/ - Психологический центр «АДАЛИН»;

http://doshkolnik.ru/ - журнал «Дошкольник»;

          http://festival.1september.ru/preschool - Сайт «Фестиваль педагогических идей» (раздел «Дошкольники»);

         http://pochemu4ka.ru/publ/zagadki/285 - Сайт «Почемучка»;

         http://razumniki.ru/ - сайт «Разумники» (раннее развитие ребёнка);

         http://vospitatel.com.ua/ - сайт «Воспитатель»;

        http://dohcolonoc.ru/ - сайт «Дошколёнок ру.».

       - методическая литература:

  1. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей. А.А.Майер, Е.Д. Файзуллаева, М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
  2. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. Л.В. Коломийченко, М.: ТЦ Сфера, 2019. – 160 с.
  3. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий. Т.В. Ананьева, СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.-80 с.
  4. Нравственное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. М.: Мозайка - Синтез, 2006.- 80 с.
  5. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Л.В. Куцакова, М.: Мозайка - Синтез, 2007.- 144 с.
  6. Ознакомление с окружающим миром. Коррекционно-развивающее обучение. Конспекты занятий. для работы с детьми 5-6 лет. И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, М.: Мозайка - Синтез, 2011.- 160 с.
  7. Ознакомление с окружающим миром. Коррекционно-развивающее обучение. Конспекты занятий. для работы с детьми 6-7 лет. И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, М.: Мозайка - Синтез, 2011.- 176 с.
  8. Поделись улыбкою своей. Развитие чувства юмора у детей. Н.В. Микляева, М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  9. Практический психолог в детском саду. А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова, М.: Мозайка - Синтез, 2014.- 144с.
  10. Работа с рисунками. Авт. сост. Н.И.Приходько, Кемерово, ДОиН КО, КРИПКиПРО, 2011.- 72с.
  11. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход. О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, М.: ТЦ Сфера, 2005.- 144 с.
  12.  Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего возраста. И.В. Сидорова, СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.- 80 с.
  13. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая группа раннего возраста. Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова, М.: Мозайка - Синтез, 2018.- 80 с.
  14. Социальное развитие детей в ДОУ. Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина, М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
  15. Социально- личностное развитие. Анализ программ дошкольного образования. И.В. Сушкова, М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
  16. Трудовое воспитание в детском саду. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова, М.: Мозайка - Синтез, 2006.- 80с.
  17. Уроки психологического здоровья. В.В. Ветрова, М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
  18. Этические беседы с детьми 4-7 лет. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, М.: Мозайка - Синтез, 2007.- 80с.
  19.  Я - компетентный родитель. Программа работы с родителями дошкольников. Под. ред. Л.В. Коломийченко, М.: ТЦ Сфера, 2013.- 128 с.
  20.  Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Л.Л. Мосалова, СПб.: Детство-пресс, 2013.- 80 с.
  • Материально-технические:

- проекционная оргтехника (телевизор, диапроектор);

- музыкальный центр.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированы представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
  2. Сформированы доброжелательные отношения друг к другу, использование в речи форм словесной вежливости.
  3. Сформировано желание сделать что-то  для других людей, принести им пользу.
  4. Внимание родителей к проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста и их коррекция.

Продукты по итогам реализации проекта:

  • Оформление творческой выставки «Добро глазами детей!»;
  • Буклет «Улыбнись прохожему! Подари улыбку!»;
  • Оформление творческой выставки поделок «Добрые герои сказок и мультфильмов»;
  • Оформление коллажа «Тропинкою добра!»;
  • Создание картотеки дидактических игр и словесно-художественного материала по теме;
  • Создание электронных банков методических, видео материалов проекта педагогов;
  • Презентация проекта.

Риски и мероприятия по снижению рисков:

Риск

Ожидаемые последствия наступления риска

Мероприятия по предупреждению наступления риска

Действия в случае наступления риска

1.

Недостаточная компетенция педагогов для реализации проекта

Нарушение логики исследования, невозможность достижения цели

Изучение педагогических приёмов взаимодействия, особенностей возраста, оценка использованных форм работы.

Консультация с более опытными педагогами, владеющими методикой проектной деятельности, а также с методистами Научно-методического центра г. Кемерово

2.

Не умение родителей взаимодействовать с ребёнком для достижения результата

Проблемы с реализацией практической части исследования

Разъяснение педагогами и специалистами ДОУ приёмов взаимодействия, подбор способов мотивации ребёнка

Консультации с воспитателями, психологом ДОУ. Возможность изменения хода исследования, акцент на другие виды исследования

3.

Не удаётся мотивировать ребёнка на участие в исследовании

Не возможность достижения цели

Выбор различных способов мотивации

Предоставить ребёнку

позицию наблюдателя за другими детьми

Мероприятия по реализации проекта.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственный

1 этап – Подготовительный

1.

Создание инициативной группы проекта.

Сентябрь

Старший воспитатель

Выдрина С.В.

2.

Опрос детей, родителей, педагогов по проблеме.

Сентябрь

Старший воспитатель

3.

Определение цели и задач по решению проблемы.

Сентябрь

Инициативная группа

4.

Создание необходимых условий для реализации проекта:

- вспомнить опыт работы  по духовно-нравственному воспитанию педагогов  классиков, изучить современные методы воспитания нравственности;

 - разработать план реализации проекта по работе с детьми, педагогами и семьями ДОУ;

- создать для детей предметно-развивающую среду по теме проекта;

- заключить партнерство с   учреждениями культуры и искусств, детскими досуговыми центрами и разработать систему взаимодействия с данными организациями.

Сентябрь-Октябрь

Старший воспитатель

2 этап  Основной (практический)

Работа с детьми

1 младшая группа

1.

Проект «Малышкина школа Доброты». 

Цель: формирование доброго отношения к окружающему миру.

Октябрь - май

Воспитатели:

2 младшая группа

1.

Комплексное занятие «Добрики».

Цель: формирование представлений детей младшего возраста об общечеловеческих качествах - доброте, сострадание и их значимости в системе отношений со сверстниками (взрослыми).

Октябрь

Воспитатели

2.

Тематические беседы «Наш добрый денёк»

Цель: создание традиции ежедневного обсуждения (оценивания) поступков своих сверстников и своих собственных, совершённых в течение дня

Октябрь-май

Воспитатели

3.

Создание коллажа «Тропинка доброты».

Цель: развитие умения оценивать поступки окружающих, свои собственные.

Октябрь-май

Воспитатели

4.

Чтение художественной литературы (согласно ООП ДОУ), беседа по произведениям.

Цель: формирование у детей правильного восприятия содержания произведения, сопереживание героям художественной литературы.

Октябрь-май

Воспитатели

5.

Творческая выставка-конкурс поделок: «Добрые персонажи сказок и мультфильмов»

Цель: популяризация и повышение  детско-родительских отношений через творческий конкурс в рамках проекта «Что такое доброта?»

Ноябрь

Воспитатели

5.

Альбом: «Мы помощники».

Цель: Расширение знаний детей о труде взрослых дома, развитие элементарных  навыков трудолюбия.

Март

Воспитатели

6.

Итоговое мероприятие в рамках проекта. Развлечение «Вежливость и доброта – наши лучшие друзья!»

Цель: обобщение представления детей  о  доброте, как о ценном качестве человека.

Май

Воспитатели

 Средняя группа

1.

Тематическое занятие «Что такое доброта?»

Цель: выявление представлений детей об общечеловеческих качествах - доброте, сострадание, о значимости во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Октябрь

Воспитатель:

2.

Тематические беседы «Наш добрый денёк»

Цель: создание традиции ежедневного обсуждения (оценивания) поступков своих сверстников и своих собственных, совершённых в течение дня.

Октябрь-май

Воспитатели:

3.

Создание коллажа «Тропинка доброты».

Цель: развитие умения оценивать поступки окружающих, свои собственные.

Октябрь-май

Воспитатели:

4.

Чтение художественной литературы (согласно ООП ДОУ), беседа по произведениям.      

Цель: формирование у детей правильного восприятия содержания произведения, сопереживание героям художественной литературы.

Октябрь-май

Воспитатели:

5.

Тематическое занятие «Будь природе другом!»

Цель: формирование бережного отношения к природе и живым существам.

Октябрь

Воспитатели:

6.

Тематическое занятие «Мама - солнышко мое!». 

Цель: воспитание  у детей чувство любви, доброты и уважения к родному человеку - маме.

Ноябрь

Воспитатель:

7.

Сюжетно-ролевая игра

«Ветеринарный центр».

Цель: знакомство с работой ветеринарного центра.

Декабрь-январь

Воспитатель:

8.

Комплексное игровое занятие «Как  мы учились делать добрые дела».                                                   Цель: формирование у детей желания совершать добрые дела, помогать, уметь сопереживать ближним, пожилым людям, брошенным животным.

Март

Воспитатель:

9.

Итоговое мероприятие в рамках проекта. Развлечение «Вместе весело шагать…» Цель: обобщение  представления детей о доброте, как о ценном качестве человека

Май

Воспитатели:

Старшая группа

1.

Тематическое занятие «Что такое доброта?»

Цель: выявление представлений детей об общечеловеческих качествах - доброте, сострадание, о значимости во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Октябрь

Воспитатель:

2.

Тематические беседы «Наш добрый денёк»

Цель: создание традиции ежедневного обсуждения (оценивания) поступков своих сверстников и своих собственных, совершённых в течение дня.

Октябрь-май

Воспитатель:

3.

Создание коллажа «Тропинка доброты».

Цель: развитие умения оценивать поступки окружающих, свои собственные.

Октябрь-май

Воспитатель:

4.

Чтение художественной литературы (согласно ООП ДОУ), беседа по произведениям.      

Цель: формирование у детей правильного восприятия содержания произведения, сопереживание героям художественной литературы.

Октябрь-май

Воспитатель:

5.

Экологический проект «Протяни руку лапам»

Цель: Привлечение внимания детей дошкольного возраста, их родителей к решению проблем, связанных с бродячими животными, научить детей внимательному и бережному

отношению к животным, сформировать общечеловеческие ценности «доброта»,

«милосердие».

Ноябрь-Декабрь

Воспитатель:

6.

Подготовка инсценировки и показ сказки «Теремок» для младших дошкольников 

Цель: освоение опыта сотрудничества, содействие формированию доброжелательного и заботливого  отношения к младшим дошкольникам.

Январь

Воспитатель:

7.

Акция «Улыбнись прохожему, подари улыбку» 

Цель: формирование добрых взаимоотношений между детьми, родителями и окружающими.

Февраль

Воспитатель:

8.

Акция «Подари игрушку нуждающемуся ребёнку»  (собранные игрушки передать в Знаменский собор для малообеспеченных семей).

Цель: формирование традиции милосердия и благотворительности у детей старшего дошкольного возраста.

Март

Воспитатель:

9.

 Тематическая неделя «Земля – наш дом родной!»

Цель: расширение представления детей  о планете Земля и формирование бережного отношения к природе.

Апрель

Воспитатель:

10.

Итоговое мероприятие составление интеллект – карты «Доброта». Цель: Систематизация  знаний и представлений о понятие «Доброта», как итоговый этап предыдущей образовательной деятельности по теме.

Май

Воспитатель:

Подготовительная группа

1.

Тематическое занятие «Что такое доброта?»

Цель: выявление представлений детей об общечеловеческих качествах - доброте, сострадание, о значимости во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Октябрь

Воспитатель:

2.

Шефство над младшими дошкольниками.

Цель: создание атмосферы толерантности в детском коллективе.

Октябрь- май

Воспитатель:

3.

Тематические беседы «Наш добрый денёк»

Цель: создание традиции ежедневного обсуждения (оценивания) поступков своих сверстников и своих собственных, совершённых в течение дня.

Октябрь-май

Воспитатель:

4.

Создание коллажа «Тропинка доброты».

Цель: развитие умения оценивать поступки окружающих, свои собственные.

Октябрь-май

Воспитатель:

5.

Чтение художественной литературы (согласно ООП ДОУ), беседа по произведениям.      

Цель: формирование у детей правильного восприятия содержания произведения, сопереживание героям художественной литературы.

Октябрь-май

Воспитатель:

6.

Открытка на День пожилого человека.

Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения, внимания к пожилым людям.

Октябрь

Воспитатель:

7.

Тематическое занятие «С любовью к родному городу».

Цель: воспитание  любви к родному городу, чувства гордости, сопричастности  сделать его лучше.

Ноябрь

Воспитатель:

8.

Тематическое занятие «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Цель: воспитание бережного отношения детей старшего дошкольного возраста к домашним животным.

Декабрь

Воспитатель:

9.

Знакомство с православными праздниками «Рождество», «Масленица», «Пасха».

Цель: формирование  представлений о традициях празднования русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.

Январь, Март, апрель

Воспитатель:

10.

Открытка ветерану ВОВ

Цель: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей путём вовлечения в социально – значимые дела, поздравление ветеранов Великой Отечественной войны.

Апрель

Воспитатель

11.

Акция. Создание  листовок «Давай беречь природу! Делай добрые дела!»

Цель: актуализирование внимания детей к проблеме загрязнения природы, добровольческой инициативы.

Апрель

Воспитатель:

12.

Итоговое мероприятие  составление интеллект-карты «Доброта». Цель: Систематизация  знаний и представлений о понятие «Доброта», как итоговый этап предыдущей образовательной деятельности по теме.

Май

Воспитатель

Работа с родителями

1.

Семинар-тренинг для родителей «Нужна ли доброта нашим детям?» (общее собрание) Цель: Формирование понимания родителей о значимости нравственного воспитания и эмоциональной поддержки.

Октябрь

Психолог

2.

Творческая выставка-конкурс поделок: «Добрые персонажи сказок и мультфильмов»

Цель: популяризация и повышение  детско-родительских отношений через творческий конкурс в рамках проекта «Что такое доброта?»

Ноябрь

Воспитатели

3.

Родительское собрание. Круглый стол «Доброта начинается с детства» (родители детей младших групп) Цель: Повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Декабрь

Воспитатели:

4.

Творческая выставка рисунков «Доброта глазами детей»

Цель: популяризация и повышение  детско-родительских отношений через творческую выставку в рамках проекта «Что такое доброта?»

Февраль

Воспитатели:

5.

Итоговое собрание. Показ презентации по теме проекта.

Цель: демонстрация итогов проекта, выявление перспектив дальнейшего развития проекта.

Май

Воспитатели

Работа с педагогами

1.

Тренинг «Зачем педагогу милосердие?» 

Цель: создание педагогам условия для рефлексии и самоанализа в сфере профессиональной деятельности и личностных особенностей.

Сентябрь

Психолог

2.

Круглый стол «Активные формы по повышению качества работы по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей ДОУ».

Цель: систематизация знаний об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам нравственно-патриотического и духовного воспитания.

Октябрь

Старший воспитатель

3.

Педсовет «Посеем в детских душах доброту!»

Цель: повышение профессионального уровня у педагогов ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста по организации деятельности по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию.

Ноябрь

Старший воспитатель

4.

Открытые мероприятия по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей ДОУ.

Цель: определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей дошкольного возраста, выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по данной теме.

Декабрь-январь

Старший воспитатель

5.

Тематическая выставка «Путь к добру».

Цель: выявление и популяризация инновационного педагогического опыта в области нравственно-патриотического и духовного воспитания детей дошкольного возраста.

Апрель

Старший воспитатель

3 этап – Заключительный

1.

Обработка результатов по реализации проекта;

Май

Инициативная группа

2.

Подведение итогов, определение перспектив по дальнейшему развитию проекта;

Май

Старший воспитатель

3.

Презентация проекта на родительских собраниях, педсовете ДОУ.

Май

Старший воспитатель, инициативная группа.

Оценка эффективности реализации проекта

Показатели до проекта

Дети младших групп по содержанию сказок и рассказов определяют положительных и отрицательных героев.

Родители младших групп уверены, что если ребёнок кусается, дерётся, то ему не были привиты нравственно-этические нормы.

Дети  старших групп имеют общее представление о «Добре». 25% дошкольников смогли привести примеры добрых поступков, остальной процент детей затруднялись ответить. 65 % детей смогли дать оценку поступков героям литературных произведений. Большинство детей считают, что быть «Добрым» - это не очень хорошо, т.к. такого человека часто все обижают, он слабый. А вот вести себя агрессивно, значит «Быть главным» и можно защитить себя от нападок других – это  правильное поведение.

По результатам анкетирования большинство родителей знают, что такое «доброта» (96%), но есть и 4% тех, кто затрудняется ответить на данный вопрос. Верят в добро  (100%) и считают истоками доброты - семью (78%). По мнению большинства родителей человек должен быть добрым, чтобы всем легче жилось - 35%, но есть малый процент тех родителей, которые считают, что человек не должен быть добрым -  9%  или добрым нужно быть только для себя – 13%.

65% опрошенных считают,  что  воспитывать в себе доброту можно, совершая  добрые поступки,  но было 9%  тех, которые затрудняются ответить на этот вопрос. Некоторые родители сделали вывод, что доброта может принести разочаровании -78%. Большинство родителей считают, что добрый человек должен обладать такими качествами как - отзывчивость, сострадание -  43%, а также - добрый, открытый, душевный- 39%. Отвечая на вопрос, как человека сделать добрее, родители ответили - быть добрым самому- 61%  и  дарить тепло и ласку с детства- 26%, но и в этом вопросе возникли сложности у 13% родителей, которые не смогли дать ответа.

Показатели после проекта

У детей старших групп сформировались представления о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Дошкольники в большинстве изменили мнение, что «Доброта» - это качество означающая слабость личности. Они убедились на собственных примерах (через проведённые с ними мероприятия) в том, что только сильный духом человек способен совершать добрые поступки. Ребята в группах стали больше обращать внимание и анализировать ситуации  своих сверстников, пытаться корректировать плохие действия товарищей советом, стыдить, приводить примеры хороших поступков других детей группы. Детский маленький коллектив ДОУ стал более сплочённым, дружным и внимательным к проблемам товарищей. К концу проекта у детей сформировалось желание сделать что-то хорошее для других людей, принести им пользу.

К концу проекта большинство родителей серьёзно стали относиться  к проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста и активно участвовать в мероприятиях ДОУ по коррекции поведения детей. Активно взрослые вместе с дошколятами совершали добрые поступки: кормили бездомных животных в питомнике, собирали игрушки для нуждающихся детей, изготавливали открытки для пожилых людей (ветеранов ВОВ, одиноким), проводили экологические акции и др.

В итоге после опроса дети поняли, что «Доброта» многогранна. Если человек добр, он добр ко всему: к своей семье, к своим друзьям, к природе, к Родине, к людям. Совершённое тобою добро обязательно возвращается  к тебе, как и совершённое зло. Поэтому совершай как можно больше добрых дел. Героические поступки совершают только люди с добрым сердцем. Люди охотнее  общаются с доброжелательным человеком, чем с жестоким (таких боятся и избегают) и др. 

Проблемы в ходе проекта:

  • Низкий уровень заинтересованности педагогов по данной теме;
  • Трудности, связанные с фиксацией и оформлением результата деятельности;
  • Неподготовленность педагогов к масштабам проекта.

Перспективы развития проекта:

  • Продолжение работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста и поиску инновационных форм и методов;
  • Продолжение взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию и коррекции поведения детей;
  • Пополнение созданных электронных банков методическими, видео материалами проекта педагогов;
  • Распространение опыта. Выступление на районном (городском) методическом объединении воспитателей (старших воспитателей) с материалами проекта;
  • Продолжать совместную деятельность, развивать систему социального партнёрство в направлении духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
  • Разработать программу духовно-нравственного воспитания по всем возрастным дошкольным группам, включая в программу методический материал проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт педагогического проекта "Что такое хорошо и что такое плохо"

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого нравственного в...

Педагогический проект "Такие добрые сказки"

Телевизор, компьютер, телефоны всё больше и больше стали интересовать наших детей. Дети перестали читать. Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Одним из современных...

Педагогическое мероприятие "Такой разный Новый год"

Итоговое педагогическое мероприятие, ставшее завершающим в ходе реализации одноимённого творческого проекта в старшей логопедической группе ДОУ....

Педагогический проект " Такие разные грибы"

Расширить представление у детей о лесе и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы....

Педагогический проект "Лэпбук "Что такое хорошо и что такое плохо!"

Для занятий с детьми актуальны лэпбуки по разным темам. Предлагаю педагогический проект по социально-коммуникативному развитию "Что такое хорошо и что такое плохо!"...