самообразование
рабочая программа (подготовительная группа)

Ирина Алексеевна Максимова

Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста

 посредствам нетрадиционных техник рисования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimova.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования №1» дошкольное отделение №4

Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Кудрово, ул. Венская, д.1. тел. 493-79-88

                                                                                                                                                                          Утвержден:

Руководитель СП _________

Самообразование

« Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста

 посредствам нетрадиционных техник рисования »

в подготовительной группе "Ягодки"

Воспитатель:

                                                                                                                                                                  Максимова.И.А.

В творчестве у ребенка нет правильного, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.

                                                                                                                                            Мэрри Энн .Ф. Колль

Актуальность темы:

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Мышления;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

Пояснительная записка.

Существует много необычных техник рисования такие как: рисование масляной пастелью и акварелью, фроттаж, граттаж, ниткография, кляксография, монотипия, рисование мятой бумагой, солью, мыльными пузырями, пальцевая живопись, рисование забавными отпечатками, пеной, клеем, рисование по разным поверхностям (по стеклу, фольге, бересте, на камнях, на деревянных брусках, щепках и спилах), "мятое изображение" (по мятой бумаге), рисование ватными палочками, "пушистость" (при помощи марли или целлофана, используя трафарет), рисование "по мокрому», брызги, «травяная живопись» (в качестве материала травы, цветы, мох, листья фиксируется на бумаге при помощи клея), рисование манной крупой (различными крупами) или песком, пэчворк или лоскутная живопись, пластилинография, рисование зубочистками на клее ПВА.

Использование альтернативных техник имеет ряд преимуществ: многообразие способов и средств рисования; проявляет характер ребенка, его индивидуальность; способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; во время работы дети получают целый комплекс эмоций; развивает мелкую моторику рук; прививает любовь к изобразительному искусству; развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии, чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

Исходя из личного опыта работы, было выявлено, что дети не уверенно рисуют, мало — кто фантазирует. Возник вопрос, как же можно раскрепостить детей, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Для этого в работу во всех возрастных группах можно внедрить альтернативную технику рисования. Практика показала: с помощью традиционных способов рисования нельзя в полной мере решить проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его интересы и способности. Нужны новые способы работы с детьми. На основании этого была поставлена цель.

Цель: использовать в рисование различные альтернативные техники рисования для развития у детей творческого воображения, развивать у детей мелкую моторику, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Обучающие:

обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

обучать детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

Развивающие:

развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;

развивать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

развивать творческие способности детей;

развивать умение оценивать созданные изображения;

подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;

развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Воспитательные:

воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;

воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

В работе следует соблюдать следующие принципы:

  1. принцип наглядности (наблюдения, измерения, проводить опыты, практические работы);
  2. принцип доступности (переход от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному);
  3. принцип систематичности и последовательности (ознакомление с различными техниками рисования в определённом порядке, по системе);
  4. принцип «Свободы рисования».

Предполагаемый результат:

Для педагога: повышение профессионального уровня педагога и создание условий для поддержания и развития познавательной активности детей дошкольного возраста; желание улучшить образовательный процесс,

удовлетворенность работой;

 систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.

        Для детей: развитие детского творчества в изобразительной деятельности;

        совершенствование ручной моторики;

воспитание интереса и устойчивых технических навыков в рисовании;

умение самостоятельно искать нужное решение;

способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

навыки коммуникативного общения;

Для родителей: осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

бережное отношение к продуктам детского творчества;

партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы. 

Форма самообразования: индивидуальная.

Форма отчета о проделанной работе: выступления на педагогических советах, участие в методических объединениях.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

изучение научной литературы по данной теме;

пополнение РППС для поддержания познавательной  активности детей дошкольного возраста;

посещение НОД воспитателей, специалистов своего ДОУ для повышения профессионального уровня;

посещение методических объединений, семинаров, конференций;

самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

апробация изученной литературы и информации на практике, а так же внесение необходимых коррективов;

проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

проведение серии открытых мероприятий для родителей;

отчет о проделанной работе и представление полученных результатов на итоговом педагогическом совете для других воспитателей и специалистов своего ДОУ.

Методы работы: наглядные, словесные и практические.

наблюдения с детьми;

обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих

информацию о предметах и явлениях;

объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;

показ способов действия;

игровые приемы;

совместный анализ выполненной работы.

Практический этап

1. Посещение методических объединений, семинаров, конференций на тему само- образования;

2. Посещение НОД воспитателей, специалистов своего ДОУ;

3. Апробация изученной литературы и информации на практике, а так же внесение в образовательный процесс необходимых коррективов.

4.Работа с родителями.

Обобщающий этап

1. Подведение итогов о проделанной работе на тему самообразования.

2.Оформление результатов (самоанализ).

Внедренческий этап

1. Публикация на сайтах, в журналах.

2. Организация мастер-классов для педагогов.

3.Фотоотчеты, выставки, информация для родительского уголка.

4. Выступление на итоговом педагогическом совете своего детского сада.

Работа с родителями

 Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности.

 Консультация для родителей “ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РИСОВАНИЮ, «Организация самостоятельной          изобразительной деятельности детей», «Рисовать - это важно!».

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами».

Буклеты для родителей «Как развивать творчество», «Виды нетрадиционного рисования».

Памятка: «Учите рисовать в нетрадиционной технике».

Оформление выставки для родителей. «Радость в каждом рисунке»

Пути решения проблемы:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2Развивать детское творчество, наглядно-образное мышлениетворческое воображение и художественный вкустворческое воображение, путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

5. Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей

6. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний;

7. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности;

8. Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.

План работы на 2020-2021г

Этапы  работы

содержание

срок

ответственный

I.

Подготовительный этап:

Подбор  методической  литературы,  работа  с  картотекой,  библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. Составление тематического плана занятий с детьми, конспектов занятий. организация и пополнение развивающей среды; проведение диагностики развития творческих способностей детей; подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемовспособствующих развитию творческих способностей детей.

Сентябрь.

Максимова.И.А.

II.

Основной этап:

Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность);

Мониторинг по образовательной области “Художественно-эстетическое развитие (рисование)” Проведение ООД и режимных моментов с целью выявления у детей уровней умений рисовать.

НОД: Тема: «Осеннее дерево». 

Цель: познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования конфетти;

НОД: Тема: « Осень отражается в воде».

Цель: познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования монотипия пейзажная.

Экскурсия по участку детского сада, экскурсия в осенний парк, рассматривание осенних иллюстраций, чтение стихов об осени, беседы с детьми об осени.

Дидактическая игра «Художник по имени Осень».

ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»

Музыкальное произведение  П.И.Чайковского «Времена года», «Осень»

Чтения загадок описательного и сравнительного характера.

Изготовление  и сбор картотеки: дидактических игр и упражнений по развитию творчества в изобразительной деятельности.

Выступление на МО «Мастер-класс» по реализации новой технике рисования с педагогами «Техника Эбру»

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности.

Консультация для родителей “ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РИСОВАНИЮ.

Оформление выставок детского творчества.

с 01.10.20г–по 31.05.21г.

Октябрь

Максимова.И.А.

Максимова.И.А.

НОД: Тема: «Колючая сказка».

Цель: познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования штрихом.

Чтение рассказов М. Пришвина «Еж», Ч. Чарушина «Еж», рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные».

Физкультминутка «Ёжик топал по тропинке».

НОД: Тема: « Эбру –чудеса в воде»

Рассматривание картин И. И. Левитана, И. И. Шишкина с изображением осени.

Физкультминутка «Ветер».

Загадки о осени, беседа об осени, листопаде.

Музыкальное произведение «Вальс цветов» П.И. Чайковского

 Цель: познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники.

Дидактические игры и упражнения по цветовосприятию. «Шарфики и шапочки»,

«Цветное чаепитие у Маши и Даши»

Изготовление картотеки пальчиковых игр по методике  Е.С. Железновой. Цель:  разнообразить сенсорные впечатления,  развить внимательность и способность сосредотачиваться.

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». Изготовление буклета «Техники нетрадиционного рисования»

Ноябрь

Максимова.И.А.

Открытое занятие  непосредственной образовательной деятельности на тему:«Путешествие в страну Рисовандию» по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования.

НОД: Тема: «Зима. Зимний лес».

Цель: познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники «Отпечаток капустным листом».

Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» и

 С. Есенина «Зимнее утро».

Игра « В снежок».

Пальчиковая гимнастика. « Закрутились, завертелись белые снежинки».

НОД: Тема: «Новогодняя елка».

Цель: познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники пластилинографией.

Чтение стихотворения Е. Благининой, Р.Кудашева, В. Шипунова «Ёлка».

Пальчиковая игра «На елке». 

Физкультурная  минутка «Ёлочка».

Музыкальное произведение П.И.Чайковский «Щелкунчик»

Беседы с детьми о красоте природы, знакомство с натюрмортом,

Дидактическое упражнение «Нарисуем, как расположены тарелки на столе».

Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине от большой к маленькой.

Дидактическое упражнение «Украсим предметы»

Цель:  упражнять  детей  в  умении  заполнять    ограниченное  пространство  в соответствии с заданной формой предметов.

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами- это интересно.

Декабрь

Максимова.И.А.

НОД: Тема: «Зимний лес»

Цель: формировать умение детей самостоятельно придумывать композицию рисунка и передавать в художественной деятельности, с использованием  нетрадиционного материаларисованием солью.

 Наблюдение за зимней природой во время прогулок.

 Рассматривание картин о зиме  И. Э. Грабарь
"Февральская лазурь", И. И. Шишкин
"Зима".

Чтение стихотворений А.Блок, Е.Трутнева «Новый год».

Дидактическая игра

«Подбери слово»

Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине.

Музыкальное произведение П.И.Чайковский «Зима», «Святки».

НОД: Тема: «Путаница-перепутаница».

Цель: Развивать и закрепить умение детей работать в нетрадиционной технике «ниткография».

Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

Беседа : какие бывают нитки.

Чтение сказки «Трудолюбивая Ниточка»,«Школа необычных художников»

Пальчиковая игра “Пять и пять”

Буклеты для родителей «Как развивать творчество».

Мастер-класс для родителей.

Январь

Максимова.И.А.

НОД: Тема: Сказка «Репка». 

Цель: учить детей рисовать в нетрадиционной технике (пластилином) по мотивам русской народной сказки «Репка»;       

Чтение  русских народных сказок. Просмотр мультфильма  «Репка», подготовка и показ кукольного  спектакля по сказке «Репка», рассматривание иллюстраций к сказке для уточнения внешнего вида героев сказки.

Физкультминутка «Репка».

Дидактическая игра

«Подбери слово»

Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине.

Беседы с детьми о красоте природы, знакомство  с пейзажем.

НОД:  Тема «Астры»

Цель: Формировать умение рисовать с натуры.

Закреплять умение передавать красоту букета посредством густо разведенной гуаши, используя нетрадиционный способ рисования – пластиковой вилкой, приѐм прокручивания кости при рисовании серединок.

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Чтение сказки Н. Павлова. «Желтый, белый, лиловый»

Чтение стихотворений Е.Благинина «Одуванчик», Е.Серова «Гвоздика».

Музыкальное произведение П.И.Чайковский «Весна», «Подснежник».

Рассматривание картины А.М.Герасимов «После дождя».

Составление памяток для родителей

«Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для родителей «Рисовать - это важно!».

Февраль

Максимова.И.А.

НОД: Тема: «Ветка сакуры».

Цель: познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники сочитание кяксографи и пуантилизма.

Просмотр презентации «Япония».

 Разучивание японской игры «Дзянкен».

Дидактическая игра «Одень куклу».

Чтение стихотворений Кобаяси Исса

НОД: Тема: «Маки».

Цель: Познакомить детей с новым жанром живописи - работа акварелью “по сырому”.
Рассматривание живых цветов, иллюстраций разных цветов (полевые, садовые).

Физкультминутка «Цветок».

Беседа: «Что такое живопись»

Дидактическая игра «Узнай элементы узора»

Цель: уточнить и закрепить представление об основных

элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.                                                                                
Музыкальное произведение В.А.Гаврилин «Времена года», «Лето».

Игры-тренинги по изобразительной деятельности «Угадай, что получится?», «Что это может быть?».

Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике».

Март

Максимова.И.А.

НОД: Тема: «Космос».

Цель: Развитие творческого воображения в процессе создания Космоса нетрадиционным способом рисования «Гратаж».

 Презентация про космос.

Физкультминутка«Вот из космоса зарядка».

Познакомить детей с портретом.

Дидактическая игра «Художники-реставраторы».

Вариант 1.

Дети из отдельных  кусочков под музыку («Песня о картинах», сл.

А.Кушнера, муз. Г.Гладкова)   восстанавливают картину.  По окончании

работы называют её жанр.

НОД: Тема: « Люблю березку русскую». Цель: закрепить умение детей рисовать в нетрадиционной технике (пластилином).

Чтение стихотворения С. Есенина «Белая береза», Е. Трутнева.

Приметы о березе, загадки.

Физкультминутка «Живые деревья».

Беседа с родителями об использовании нетрадиционных средств в изобразительной деятельности.

«Развитие познавательных процессов и творческих способностей у дошкольников, залог формирования успешной личности» - консультация для педагогов ДОУ.

Апрель

Максимова.И.А.

НОД: Тема: «Праздничный салют».

Цель: учить подбирать художественную технику в соответствии с темой рисунка.

Музыкальное произведение «День Победы» Д. Тухманова, изображения праздничного салюта.

Чтение стихотворение «Праздничный салют» Т.Шорыгиной:

Физкультминутка «Детский сад».

Дидактическая игра «Художественные часы» Цель: закрепить знания детей о народных художественных промыслах, умение находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор

НОД: Тема: «Черёмуха».

Цель:  расширить  и сформировать умение самостоятельно работать в нетрадиционной техникой рисования ватными палочками - пуантилизм.

Чтение стихотворения З.Александровой

«Черёмуха»,Ф.Тютчев «Весенние воды», А.Блок «На лугу».

Физкультминутка «Черёмуха».

Рассматривание картин о лете А.А.Рылов «Цветистый луг».

Дидактическая игра «Составь узор»

Цель:  учить составлять декоративные композиции

–располагать элементы, подбирая их по цвету, -на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество

Совместная творческая деятельность детей и взрослых.

 Оформление выставки для родителей. «Радость в каждом рисунке»

Май

Максимова.И.А.

III.

Заключительный этап:

Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности.

Май

Максимова.И.А.

Заключительный этап 

Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности

Литература по теме:

  1. А.С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. А. Куликова  «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» М Т Ц «Сфера» 1999г.
  2.  Е. В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ» СПБ «Детство-Пресс»2012г.
  3. Н. Н, Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» Волгоград Издательство «Учитель» 2014г.
  4. А. В, Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду Изд. «Каро»2016г.
  5. Т. А. Циквитария «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ» М  Изд. «Сфера» 2012г.
  6.  Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные техники, Планирование. Конспекты занятий.» М ТЦ «Сфера» 2009г.
  7. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»  М Изд. «Гном и Д» 2007г.
  8. О.Л. Иванова  И. И. Васильева «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка» М ТЦ «Сфера» 2011г.
  9. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет» М Изд. «Мозаика-Синтез» 2008г.

Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч1, ч2. Изд «Скрипторий» 2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...