Непрерывная образовательная деятельность Музыкальная гостиная « Осенние фантазии» для детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа)

Томилина Наталья Викторовна

 Музыкальная  гостиная, как нетрадиционная форма музыкального занятия.

Му           Музыкальная гостиная, это такая форма занятия, в которой происходит общение ребенка с произведениями мировой музыкальной классики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_osennie_fantazii_avtosohranennyy.docx26.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность

Музыкальная гостиная « Осенние фантазии»

для детей старшей группы

Цель: Вызвать у детей интерес к музыкальным произведениям П.И. Чайковского, желание слушать  музыку и понимать ее.

 Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать работу над понятием языка композитора
  • Продолжать работу  по развитию  звуковысотного слуха, чувства ритма, ладового слуха, музыкальной памяти.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение отображать впечатления от музыкальных впечатлений в речи детей, передавать характер музыки  в движении, соотносить его  с произведением живописи и поэзии.

Воспитательные:

  • Воспитание у детей музыкального вкуса.

Оборудование:

Музыкальное произведение: П.И. Чайковский "" из цикла "Времена года" «Осенняя песня».

Репродукции картины:   Радимова Т.П. «Поздняя осень», И.Ладынин «Краски осени», И Шишкин «Осень».

Оборудование: магнитофон, столы, бумага, краски,   кисточки.

Мультимедийная установка, ноутбук.  Звуковые колонки.  Дидактическая игра «Цветовое лото», мобильная ширма, «планшеты».

Зал оформлен в соответствии с тематикой занятия.

Предварительная  работа:

Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний  пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осень. Беседы об увиденном и услышанном.

Разучивание стихов и песен об осени.  

Ход занятия

М.Р.Здравствуйте ребята!

Музыкальное приветствие детьми.

Я рада, что вы пришли ко мне в гости, в мою музыкальную гостиную.

сегодня наша встреча посвящена…

А как вы думаете чему?  Или кому?

Повернитесь (встаю за ширму)

 (Поворачиваемся к ширме.)

Что вы видите перед собой ?

- А как называется этот период осени?

(ответы детей) 

Переворачиваю ширму.  Показываю другую  картину.

 А теперь посмотрите, что изменилось?

Ветер сорвал эти листья….

А как же называется  этот период осени.

поворачиваю золотая…  

поворачиваю, поздняя ….

(Немного обыграть движение ширмой).

Оказывается, осень такая бывает разная.

Так чему же будет посвящена наша муз гостиная? .

 Дети : осени

Давайте вспомним наше интересное упражнение с голосом, которое так и называется «Осень»

Фонопедическое упражнение «Осень»

Идет осень по лесу, шуршит листвой.

Дети произносят «шур…шур…» и скользят ладонями друг о друга

Прикоснется осень рукой к березке,

пожелтеют листья и запоют свою песенку.

Делают crescendo и diminuendo на звук «А», развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на усиление звука и приближая ладони друг к другу на затихание; когда ладони сложены вместе, наступает тишина

Прикоснется к рябинке,

Покраснеют листочки, запоют свою радостную песню.

Делают crescendo и diminuendo на звук «О»

Заденет осинку,

Красные листья запоют.

Делают crescendo и diminuendo на звук «Э»

Взмахнет руками Осень,

Запоет ветер.

Делают crescendo и diminuendo на звук «У»

Затрепещут, задрожат листья на деревьях,

Произносят «ш-ш-ш…», подняв руки вверх и легко встряхивая кистями.

Полетят на землю разноцветным дождем.

Произносят «п…п…», постепенно опуская руки

М.Р.:  Молодцы!  Какая интересная осень в звуках у нас получилась. 

А  продолжить наш  разговор  об осени,   мне хочется в  моей  музыкальной  гостиной.

Проходите.  Присаживайтесь. Сядьте  поудобнее.  

(Дети садятся на свои места).

 Вспомните, чем мы занимаемся на  музыкальной  гостиной.

Да вы все правы.   И сегодня  наша встреча посвящена природе и музыке.  

У нас в гостях музыка великого русского композитора  П.И. Чайковского .Он создал целый цикл произведений о природе и назвал его «Времена года», в нем столько пьес, сколько месяцев в году. Ровно 12.И каждое имеет название определенного месяца.

 Давайте послушаем  пьесу «Осенняя песня», и попробуем представить, что композитор нам  нарисовал с помощью музыкальных звуков.

Вы внимательно прослушали фрагмент пьесы. А что вы представили?

(Ответы детей)

Как интересно. Молодцы.

(слушаем еще небольшой фрагмент)

-   А Какая музыка  по характеру?

. Давайте соберем  все ваши красивые слова о музыке в нашу шкатулку. Чудесная шкатулка получилась, и я ее оставлю вот здесь. Ставлю шкатулку на стол.

(Что можно сказать про музыку,   какая по характеру.. )

Как рассказывает музыка?  (с помощью каких интонации ? )

- в каком темпе звучала музыка,

Какая картина осени изображена в музыке?

 (Эта пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая, печальная. В мелодии слышны интонации, похожие на вздохи. Поздняя, хмурая осень, осыпаются листья, наступают холода. Чувствуется сожаление, вызванное картиной увядающей, унылой осени. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно. )

М.Р.  Природа вдохновляет людей на творчество. Композиторы  передают свои эмоции  в  музыке, поэты и писатели в стихах, а художники пишут картины об осени . Композиторы писали с помощью музыкальных звуков, а художники с помощью красок.

Я хочу вам представить картины русских художников.

Посмотрите внимательно на них.

-Что вы видите?  

- Какое время года изобразили красками художники?

- И снова такая разная осень.

- А как вы думаете, какая из представленных картин  подходит к музыке П. И. Чайковского?

- А почему?

 - Давайте Мы и выведем ее более  крупно на экран.

-Посмотрите, какая действительно поздняя, поздняя осень.

-А давайте-ка, еще раз рассмотрим ее  внимательно,  теперь более близко. Но сначала  послушайте музыку и посмотрите на эту картину.

действительно… Подходит.

А когда вы смотрели на эту картину, какие чувства она у вас вызвала?

А сейчас я вам предлагаю встать. Подойти к этой картине, закрыть глаза, и мысленно очутиться именно в картине.

и……..   Открываем глаза.  И вот  мы с вами стоим на берегу этого прохладного озера (реки)

- Что могли бы мы услышать в этой картине?

Оглядитесь вокруг? Что вы заметили такого, что раньше не видели?

 А я вот заметила..

(вот там удивительное облачко летит над  моей головой, как отражаются деревья… какое небо безоблачное, чистое, спокойное,  наверное на улице мороз. трава покрыта инеем или снежком, какая звенящая тишина.)

-А я вот стою вместе с вами здесь, и вот звенящая тишина. неслышно ни птиц, не зверей.

Мне так хочется прочитать стихотворение про позднюю осень, но в голове ничего не вспоминается, может вы мне поможете?

какое стихотворение подошло к этой картине?

 (Дети читают стихи)

Как Здорово!

Но нам надо вернуться из этой картины обратно.

Давайте опять закроем глаза, …  мысленно делаем шаг назад, …открываем глаза…

Мы возвращаемся в нашу музыкальную гостиную.

-И  сейчас я предлагаю вам  очень интересную игру.  Присаживайтесь пожалуйста, перед вами ваши планшеты.   Я включу музыку. и вы при помощи цветовых пятен  попробуете изобразить цветом, какое же ваше ощущение от этой музыки. (Музыка начинает играть, а они выкладывают на планшетах цветовое лото. )     Давайте теперь  посмотрим….

Как красиво получилось. У вас такие разные картины получились!

А почему ты выбрал такие краски?

А ты?...

Какие же вы молодцы! Как здорово это у вас получилось.

А давайте немного отдохнем.    

А теперь мы  просто изобразим эту музыку нашими движениями. Посмотрите, здесь висят цветные шарфы. Они могут нам помочь. Кто хочет, может его взять.

Давайте попробуем изобразить эту музыку. (Идем танцевать).

Изобразите движениями ту музыку, которая сейчас звучит.

Это так было здорово. Мне очень понравилось!

(Обратить внимание на движения. Передать характер. Можно еще раз станцевать)

Ребята, а посмотрите, у меня стоят столы, а на них  краски и кисти. Теперь пусть потанцует наша кисточка на листе  бумаге, и нарисовали эту музыку цветовыми пятнами.

 

М.Р. Расскажи, что ты нарисовал? почему ты выбрал  такой цвет?

Ну, вот наше занятие подошло к концу. Мне было так интересно с вами заниматься сегодня. Подойдите все ко мне. Посмотрите, у  меня на пианино лежат смайлики настроения.

Выберите  тот смайлик  настроения  то,  которое у вас в данный момент. Покажите.

А у меня знаете, какое настроение. Показываю. Мне было очень интересно с вами сегодня заниматься.

 Скажите, а чему же была посвящена сегодня наша музыкальная гостиная?

Я благодарю Вас за удивительную встречу в моей музыкальной гостиной.

До свидания!