"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Дмитриева Ирина Владиславовна

Развитие речи является одной из ведущих задач развития детей. Большинство детей испытывают определенные сложности в высказывании своих мыслей. Им трудно выразить свои желания и эмоции в словесной форме, сложно подобрать нужное слово, а еще сложнее последовательно изложить то, что он хочет сказать, чтобы его правильно поняли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Все дети дошкольного возраста должны научиться грамматически правильно, содержательно, последовательно и связно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть непосредственной, выразительной, живой. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей.

Связная речи отражает логику мышления дошкольника, его умения осмысливать воспринимаемое и выражать это в четкой, логичной, правильной речи. Об уровне речевого развития ребенка можно судить на основании того, как  он умеет строить свое высказывание.

В современном обществе важным средством активной деятельности человека является хорошо развитая речь.

Развитие речи старших дошкольников в театрализованной деятельности будет успешным, если будут созданы следующие условия:

- использование импровизационной деятельности в чтении художественной литературы;

- использование специально разработанного методического обеспечения для педагогов по организации и развитию речи старших дошкольников в театрализованной деятельности;

- совершенствование соответствующей предметно-развивающей среды.

Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, ребенок не может стать полноценным человеком.

Развитие речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.

Развитие речи выражается, в том, что совершенствуется понимание речи ребенком, дошкольники слушают достаточно сложные инструкции и точно выполняют требуемые педагогом действия. Важное место в жизни ребенка дошкольного возраста занимают стихи, сказки, рассказы. Все виды деятельности ребенка: наблюдение и рисование, музыкальные занятия и счет, труд и игры, сопровождает речь.

Несложный сюжет сказки или короткого рассказа дети понимают на пятом году жизни. Ребенок дошкольного возраста может ярко представлять себе людей, их действия, переживания, о которых говорится в рассказе, если, конечно, этот рассказ понятен и построен на знакомых ребенку образах.

Слушая речь других, рассказы и сказки, дети 4 - 6 лет начинают интересоваться не только их содержанием, но и формой, в которой выражено это содержание.

Говорить выразительно дети учатся и в семье и в дошкольном учреждении под руководством педагогов. Следовательно, дошкольникам нужно уметь подбирать «красивые» слова и произносить их разным тоном. Для решения этой задачи от ребенка необходимо требовать чуткости к речи взрослых. Передавая разными интонациями, темпом, акцентировкой, паузами, усилением или ослаблением голоса свое отношение к тому, о чем он рассказывает, воспитатель стремится вызвать у ребенка соответствующие переживания, возбудить сходные чувства, создать определенное настроение.

Главное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная деятельность, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Театрализованная деятельность имеет огромный потенциал для развития творческих способностей ребенка. Текст произведения – это база, к которой дети добавляют свои сюжетные моменты, придумывают  дополнительные роли, переделывают концовку и т.д. Важно и нужно развивать творчество дошкольников, как бы сложно это ни было.

Театрализованная и сюжетно - ролевая игры взаимосвязаны, именно поэтому большее количество игр находят свое отражение в повседневных играх детей, таких как игра в куклы, в машинки, в магазин и т.д. Выученные ранее песни и стихи – это есть незаменимый игровой материал. Разыгрывание пьес в настольном театре или на фланелеграфе, с помощью каких-либо игрушек или кукол, педагог показывает палитру переживаний через интонацию и через внешние действия героя. Слова и движения в таких постановках четко определяются и различаются, в зависимости от настроения и характера. Для того, что бы раскрепостить и свести к минимуму внутреннюю скованность детей ставятся специальные этюды на развитие эмоций. С помощью театрализованных игр дошкольники ощущают себя в гармонии с окружающим миром, так как в силу своих ограниченных возможностей ребенок чувствует себя неуверенно за пределами театрализованной игры. Благодаря театрализованной деятельности у детей развиваются эмоции и воображение.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность), но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Для старших дошкольников важно не только сама постановка спектакля, но работа, которая следует за ним. В специальных беседах с детьми выясняется степень усвоения ими содержания постановки. В ходе подобных бесед дети могут высказать свое мнение о содержании, дать характеристики героям спектакля, а педагоги, в свою очередь, проанализировать средства выразительности. Выяснить степень усвоения детьми материала помогает ассоциативный метод (например, вспоминание сюжета с помощью музыкальных тем постановки). Когда дети повторно вспоминают спектакль, они лучше понимают его содержание, акцентируется их внимание на особенностях средств выразительности. Дети вновь переживают ранее испытанные чувства. Старшим дошкольникам уже не интересны готовые сюжеты, им интересно придумывать свои новые. В этом детям требуется помощь педагога.

Очень важно детям дошкольного возраста, что бы их творческие начинания поощрялись. Ведь именно в дошкольном возрасте у детей развиты фантазия и творчество. Но если ребенок в этом возрасте не получит должного развития, то скорее всего творческий потенциал в будущем уже не проявится.

Педагог использует диалог, чтобы привлекать детей к взаимодействию, для этого взрослый берет стихи, в которых присутствует диалог в отчетливой форме. Вопросно - ответные интонации легко усваиваются детьми в процессе игры. Играя, дети могут меняться репликами. В играх педагог может использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре.

Если действие планируется продолжительное, то для работы над ним подходят народные сказки. Работа над спектаклем по сказке занимает несколько недель. Сказки просты для восприятия детьми, текст запоминается детьми с легкостью, требуется специального его разучивать, так как он запоминается непроизвольно. В обозначенный период педагоги обеих смен читают сказку, деля ее на фрагменты. Они обыгрывают ее в нужных местах, делят на смысловые куски. Делая это, педагоги занимаются поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Все дети по очереди проигрывают одних и тех же персонажей. Это помогает освоить текст еще на этапе знакомства с сюжетом. Так же это решает проблему поиска дублера (дети, проигравшие роль несколько раз, запоминают ее). Любой ребенок, может сыграть какую угодно роль, если основной актер отсутствует. Игра по сказке может заинтересовать детей на продолжительное время, если регулярно менять подходы к ней. Для разнообразия можно чередовать чтение сказки, обыгрывание эпизодов, проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, работу над оформлением, тематические занятия, мероприятия и экскурсии. Старших дошкольников необходимо привлекать к оформлению спектакля.

В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

Театрализованная деятельность позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

Театр в дошкольном возрасте научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нем, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.