Сообщение на педсовете. Тема: "Особенности поликультурного воспитания в старшем дошкольном возрасте"
материал (подготовительная группа)

Логинова Лариса Львовна

"Особенности поликультурного воспитания в старшем дошкольном возрасте" , Сообщение на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида

 «Детство»

городского округа Котельники Московской области

                      Сообщение на педсовете

Тема: «Особенности поликультурного воспитания в

              Старшем дошкольном возрасте»

                                                                            Подготовила:

                                                                            Воспитатель: Логинова Л.Л.

                                  г.о. Котельники – 2020 год



Предварительный просмотр:

«Особенности поликультурного воспитания в старшем дошкольном возрасте»

Подготовила: воспитатель Логинова Л.Л.

    Мы живем в многонациональном государстве. Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. У нас – общая история и общее будущее. Мы должны постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие они есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране.

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности.  

    Образование, начиная с дошкольного должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
Каждый наделен правом развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды, приобщая ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе для современного человека очень мало. Хочется еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, попробовать готовить их национальные блюда, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения, толерантности. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.

     В нашем городе, Котельники, живет очень много представителей разных

          народов ближнего и дальнего зарубежья. В нашей группе присутствуют дети

          разных национальностей (Армяне, таджики, татары, грузины, русские,

          украинцы). 
         Поликультурное образование дошкольников интегрируется в различных  

          видах деятельности и реализуется в пяти образовательных областях:


          - социально-коммуникативное развитие;
          - познавательное развитие;
          - речевое развитие;
          - художественно-эстетическое развитие;
          - физическое развитие.


Для решения задач поликультурного воспитания в детском саду созданы мини - музеи: «Русская изба», где дети могут наглядно увидеть быт, посуду, домашнюю утварь того времени. Музей Белоруссии, в котором мы знакомимся с Побратимым городом Рогачев.

 Огромное спасибо Коционовой Ольге Михайловне, за предоставленный материал жителей народов Севера, Якутия – Саха, в проекте «Нас много, а страна одна».

 В группе создан патриотический уголок, в котором размещены материалы о Москве – столице России, о родном городе Котельники, материалы для познавательных бесед, государственная символика.

В этом году мы добавили уголок толерантности, в котором разместили кукол в национальных костюмах, альбомы о разнообразии  народного искусства с образцами гжельской, хохломской, городецкой, росписей. С помощью дидактических игр, «Составь узор», «Найди фрагмент», лото «Какая роспись?» развиваем умение различать росписи.
Приобщение детей к культурному богатству русского народа осуществляем через устное народное творчество: потешки, пословицы, поговорки, загадки, песни, хороводы русского народа; разыгрываем сказки.

Очень любят наши дети подвижные, словесные, хороводные народные игры. («Горелки, «Бабка-Ёжка», «Каравай», «Веночек». «Ручеек», «Цепи-кованные», «Юрта» и др).

В процессе дидактических игр мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования, например, «Назови элементы национального костюма», «Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в национальный костюм».

Большое значение отводим блоку «Старые и новые традиции Россиян», это народные праздники, обычаи, традиции такие как, «День матери», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «День народного единства».

 Одним из важных звеньев поликультурного воспитания является взаимодействие с родителями и законными представителями детей. Мы активно привлекаем родителей к организации тематических выставок, к изготовлению костюмов,  поделок, в которых отражены региональные особенности культуры.
Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя «отработать» в течение цикла занятий, в рамках серии мероприятий, потому что сам факт нашего существования в обществе постоянно будет давать нам пищу для размышления и расширению культурного багажа. Следовательно, нам необходимо продолжать работу в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ХОМУСУ

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования полик...

Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "

Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...

Статья «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии»

Статья посвящена вопросам поликультурного воспитания в процессе ознакомления дошкольников с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии....

Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ»              П.Ф. ЛЕСГАФТ...