статья "Игры-викторины для дошкольников"
статья

Борнякова Мария Владимировна

Прежде чем создавать для детей викторины, необходио разобраться в их квалификации, особенностях проведения. Данная статья раскрывает эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_igry-_viktoriny_dlya_doshkolnikov.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Борнякова Мария Владимировна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №1

 Выборгского района  Санкт- Петербурга

«Игры- викторины для дошкольников»

«Что наша жизнь? Игра!»

М.И.Чайковский.

Человек будущего- какой он? Давайте поразмышляем. Безусловно, это свободный, самостоятельный, инициативный человек. Человек, способный принять самостоятельное решение, в том числе и в ситуации выбора. А когда человек овладевает теми качествами, которые помогут ему стать именно таким? Конечно, характер и темперамент сопровождают нас с самого рождения. Но умения развить и воспользоваться своими врожденными данными, направить свои ресурсы в конструктивное русло- это результат длительного, трудоемкого и интересного процесса- воспитательно- образовательного.

Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

 Игра способствует развитию активности и инициативы. Овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных характеристик  детей на этапе завершения дошкольного образования.

 Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

Назначение игры для дошкольника — возможность раскрыть свой потенциал, а для взрослого — помощь в направлении вектора развития малыша. Это определяет функционал игровой деятельности, подразделённый на несколько видов:

  • развлекательная функция (стимулирует интерес ребёнка, дарит ему удовольствие от процесса и результата игры);
  • социокультурная (помогает постигать нормы и правила поведения в обществе);
  • диагностическая (позволяет взрослому определить отклонения в развитии и поведении ребёнка, например, замкнутость малыша);
  • коррекционная (ставит целью внесение положительных изменений в личность ребёнка);
  • терапевтическая (помогает в развлекательной форме преодолевать те или иные трудности, с которыми малыш сталкивается в различных видах деятельности, например, с помощью театрализованных постановок терапевтических сказок дети преодолевают страхи, становятся более общительными);
  • коммуникативная (формирует способность ребёнка получать и передавать информацию в процессе общения, совместной деятельности со сверстниками, развивает речь);
  • познавательно-воспитательная (помогает закрепить блоки информации, получаемые малышом в процессе разных видов деятельности, формирует любознательность);
  • функция самореализации (игра позволяет ребёнку определить спектр своих интересов, так как малыш не будет играть, если ему скучно, малоинтересно).    

Из многообразия игр я выделю дидактические или обучающие игры. Они направлены на объяснение, отработку или закрепление учебного материала. К этим играм относится викторина. Как одна из форм досуговой деятельности, она дает возможность для проявления познавательной активности во всех областях знаний.

 Виктори́на – это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога и воспитанников, в процессе которой дети развлекаются, соревнуясь в правильном выполнении предложных разработчиками поисковых заданий различного содержания, соблюдая определенные правила и представляя ответы в заданной форме. По итогам викторины с учетом предложенных критериев определяется победитель.

В ходе взаимодействия в рамках викторины, дошкольники имеют возможность реализовать освоенные личные результаты и достижения, а также опыт их презентации в форме речевого высказывания. Педагоги являются активными участниками и организаторами речевого общения между детьми. Особо следует обратить внимание на то, что традиционно викторина представляется такой формой, в которой происходит процесс угадывания правильных ответов на вопросы. Наша задача в организации данной деятельности заключается в том, что дошкольники не просто односложно отвечают на вопросы и задания, демонстрируя тем самым свои знания, но и обсуждают, договариваются, размышляют, рассуждают, объясняют свои решения.

По содержанию викторины могут быть тематическими (все задания по одной теме) и смешанными (задания имеют разную тематику); по тематике заданий (областям знаний): музыкальная, литературная и др. Если рассматривать деятельность по количеству участвующих в ней детей, то она будет индивидуальная или командная; по составу участников (детская, семейная, внутригрупповая, межгрупповая, разновозрастная).

Как любой организованный процесс, викторина имеет несколько этапов:

  • ознакомление детей с темой викторины;
  • подготовка детей к выполнению заданий викторины;
  • ознакомление с заданиями;
  • ход викторины, в ходе викторины: выслушивание заданий, обсуждение способов его решения, выслушивание ответов, внесение исправлений и дополнений в соответствии с правилами викторины;
  • заслушивание итогов, участие в процедуре награждения.

Как проводятся викторины для детей?

Обычно различные тематические викторины проводится с большой группой детей. Перед взрослым ведущим стоит сложная задача – придумать вопросы, соответствующие возрасту и уровню психического и интеллектуального развития личности на данном этапе. Составить занимательную викторину можно обо всём, что должно быть известно детям в данный период их развития. Какие задания можно включать в викторину? Решение кроссвордов, отгадывание загадок, тест, двигательные упражнения, музицирование…

При этом существует несколько правил подготовки интеллектуальных заданий. Необходимо, чтобы вопросы:

  • четко формулировались;
  • объединялись общей тематикой;
  • имели определенную цель;
  • были понятными детям.

Если ребенок затрудняется ответить на какой-либо вопрос, взрослый может дать ему наводящую подсказку.

Слово «викторина» мы подсознательно ассоциируем со словом «победа», поэтому логическое завершение викторины- определение победителей. Вне зависимости от того, кто победил, педагогу нужно проследить, чтобы каждый участник получил какую-нибудь награду.

Итак, викторина- это игра! А любая игра- это развлечение. Использование подобных развлечений в образовательном процессе помогают в игровой развлекательной форме упорядочить знания, пробудить интерес к познавательной деятельности и расширить кругозор.

Во время работы над выступлением я использовала и адаптировала материалы, выложенные в свободном доступе в интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...