Главные вкладки

    Кружок "Юный эколог"
    методическая разработка (средняя группа)

    Гулиева Надежда Алексеевна

    «Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

    В. А. Сухомлинский.

    Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема

    современности. С каждым годом её звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесён живой природе.

    Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образованиелюдей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего  населения,включая  и  подрастающее  поколение.  Началом   формирования   экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство,  так  какв этот период  закладывается  фундамент,  осознанного  отношения  окружающейдействительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые  надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

    Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.

    Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_srednyaya_solnyshko.docx48.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Малышок»

    Экологический кружок

    «Юный эколог»

    Средняя группа «Солнышко»

                                                            

    Воспитатели:  Попова А.Ф.

                                Гулиева Н.А.

            

    П.Берёзово

    2020г

    «Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

    В. А. Сухомлинский.

    Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема

    современности. С каждым годом её звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесён живой природе.

    Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образованиелюдей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего  населения,включая  и  подрастающее  поколение.  Началом   формирования   экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство,  так  какв этот период  закладывается  фундамент,  осознанного  отношения  окружающейдействительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые  надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

    Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.

    Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.

    Экологические игры- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

    Знания о природе, полученные детьми в процессе различных игр, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

    Цель кружка:

    Формирование экологической культуры дошкольников посредством игровой деятельности.

    Задачи:

    1.Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края, малой Родины.

     2.Формировать представления о традициях, праздниках коренных жителей  малой Родины.

    3. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

    3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

    4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

    5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

    Методы, используемые для реализации работы кружка:

    1. Наглядные методы:

    - экскурсии, целевые прогулки, экологические тропы;

    - наблюдения;

    - показа сказок, театрализованных представлений  (детьми);

    - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

    - проведение дидактических игр;

    2. Словесные методы:

    - чтение литературных произведений;

    - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

    3. Игровые методы:

    - проведение разнообразных игр (подвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций , музыкальных игр.)

    - загадывание загадок;

    - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, праздников;

    4. Практические методы:

    - организация продуктивной деятельности детей  (создание атрибутов, гербариев растений, коллекций   для сюжетно- ролевых игр)

    - постановка сказок, отрывков литературных произведений.

    5.Основные направления кружка «Юный эколог»:

    1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

    2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка лука, цветов.).

    3.Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

    Критерии результативности обучения:

    -представления о сезонных изменениях;

    - представления о диких животных нашего края;

    - знания о деревьях и кустарниках:

    - знания об овощах и фруктах, ягодах;

    - умения называть предметы окружения, их назначения свойства;

    - бережное отношение к природе;

    - знания о правилах поведения в природе;

    - знание экологических игр;

    Расписание работы:

    Количество занятий- 1 раз в неделю

    Возраст детей - 4-5 лет

    Количество детей -21

    Место проведения- группа, территория детского сада

    Участники кружка- дети, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, муз работник.

                            

    Тема занятий

    Программное содержание

    Формы работы

    Сентябрь

    1.Берёзовский район – наша малая Родина.

    (папка:

    «Берёзово»)

    Развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

    1.Пальчиковая игра: «Наш поселок»

    2.Физминутка:  «Здравствуй, мир»

    3. Д/игра: «Старичок-Лесовичок»

    4.П/игра народов Севера: «Смелые ребята»

    2. «Вот она какая, осень золотая! »

    (Обухова Л.А. стр.6)

    Уточнять и расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

    1.Пальчиковая игра: «Осенние листья»

    2.Физминутка: «Плыли тучи дождевые»

    3. Д/ игра: «Найди такой же листочек».

    4.Продуктивная деятельность (лепка овощей, фруктов для сюж.- рол. игры «Магазин»)

    3. «Овощи и фрукты»

    (Обухова Л.А стр5. Соломенникова О.А.  стр.28)

    Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

    1.Пальчиковая игра: «У Лариски –две редиски»

    2. Физминутка: «Удивляемся природе»

    3.Д/ Игра: «Угадай на вкус», «Овощи и фрукты»

    4. Сюж. -рол. игра: Магазин «Овощи и фрукты»

    Октябрь

    1. «Грибное царство нашего края».

    (Петрова Т.И .,

    Ст.р 17)

    Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

    1.Пальчиковая игра: «Грибы»

    2. Физминутка: «Гриша шел»

    3. Д/ игра: «Найди лишний гриб».

    4. П /игра: «Летает, плавает, бегает»

    1.«Что растет в нашем лесу? »

    (Обухова Л.А.,  стр. 29)

    Накапливать впечатления о деревьях: учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах

    1.Пальчиковая игра: «Осенние листья»

    2.Физминутка: «На поляне дуб зеленый»

    3.Д/и: «Кто быстрее найдет листочек»

    4.Свойства дерева.

    3.Прохождение экологической тропы (Соломенникова О.А. Стр. 33)

    Расширять представления об осенних изменениях в природе

    Экскурсия по территории  детского сада.

    4.Праздник

    «Осени»

    Закрепить знания  о времени года «Осень».

    Проведение праздника.

    Ноябрь

    1.«Зелёная аптека»

    (Обухова Л.А., стр.54)

    Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям.

    1.Пальчиковая игра:

    «Цветок», «Цветы»

    2. Физминутка: «На поляне дуб зеленый»

    3.Д/и: «Что где растет»

    4. П/игра:«Солнце»

    2. «В гостях у птиц».

    (Обухова Л.А. ,стр.23)

    Продолжить знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, синичка, грач, голубь).

    1.Пальчиковая игра: «Кормушка»

    2.Физминутка: «О чем поют воробушки»

    3.Д/и: «Улетают-не улетают»

    4.Муз игра: «Птица и птенчики»

    3.Мой родной поселок «Березово»

    Познакомить детей с достопримечательностями поселка.

    1.Пальчиковая игра: «Моя Родина»

    2.Физминутка: «Здравствуй, мир»

    3. П / игры народов Севера.

    4. Продуктивная деятельность (макет «Зимний лес» вырезание животных).

    4. Инсценировка «Репка»

    Развивать речь через театрализованную (художественную) деятельность

    Показ сказки детям 2 мл группы, родителям.

    Декабрь

    1.«Зимушка-зима»

    (Соломенникова О.А., стр. 41)

    Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.

    1.Пальчиковая игра: «Зима»

    2.Физминутка: «На  дворе у нас мороз»

    3. Игры народов Севера: «Льдинки, ветер и мороз»

    4.Сюж – рол. игра: «Путешествие в зимний лес»

    2.«Домашние животные – друзья человека»

    (Обухова Л.А., стр.14)

    Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают).

    1.Пальчиковая игра: «Домашние животные»

    2.Физминутка: «Котята»

    3. Д/и: «Найди детеныша зверя»

    4. П. игра: «Кого не стало».

    3. «Воздух»

    (Обухова Л.А.,

     Стр. 36)

    Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

    (Уточнить представления о свойствах снега и познакомить с его защитными свойствами)

    1.Пальчиковая игра: «Зима»

    2.Физминутка: «Ветер»

    3. Словесная игра: «В воде, в воздухе, на земле»

    4.Свойства воздуха.

    4.«Путешествие по временам года».

    Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года

    1.Пальчиковая игра:  «Туман»

    2.Физминутка: «Мы летим над облаками»

    3. Д/ игра: «Какое время года?»

    4.Д /игра: «Хорошо-плохо»

    5. «Водичка-водичка»

    (Обухова стр. 40)

    Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды внашей жизни.

    1.Пальчиковая игра: «На водопой»

    2. Физминутка: «Как приятно в речке плавать»

    3.Д\ игра: «Воздух, земля, вода»

    Д/ игра: «Хорошо-плохо»

    4. П/игра: «Летает, плавает, бегает»

    Январь

    1.«Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят…»

    (Обухова Л.А., стр.12)

    Познакомить с аквариумными рыбками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

    1.Пальчикова игра: «Жил да был один налим»

    2.Физминутка: « Море волнуется»

    3. Д/игра: «Птицы, звери, рыбы»

    4. Игры народов Севера: «Рыбаки и рыбки»

    Праздник:

    «Игры Народов Севера»

    Знакомство с  бытом северных народов детей через  игры

    Проведение праздника.

    3. «Крылатые соседи»

    (Обухова Л.А., стр.23)

    Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим»

    1.Пальчиковая игра: «Птички»

     2.Д/ игра: «Опиши птичку»  

    3. Подвижная игра: «Снегири»

    Февраль

    1.«Кто живет в лесах нашего края?»

    (Обухова стр. 9)

    Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным.

    1.Пальчиковая игра :«На водопой»

    2.Физминутка: «Звериная зарядка»

    3.Д /игра «Угадай по описанию».

    4. Д /игра: «Животные наших лесов»

    5.Продуктивная деятельность (лепка цветов для сюж.- рол. игры «Цветочный магазин»)

    2. «Комнатные растения»

    (Обухова стр. 25, Соломенникова

    стр. 57)

    Закрепить названия знакомых растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая

    различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

    1.Пальчиковая гимнастика: «Посадим цветы»

    2. Физминутка: «Подрастает зернышко»

    3.Сюж. ролевая игра: «Цветочный магазин»

    4. «Водоемы нашего края»

    (Обухова стр. 46)

    Сформировать у детей представление о реке Сосьва;

    Дать представление о водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море).

    1.Пальчиковая игра: « К речке»

    2.Физминутка: «Как приятно в речке плавать»

    3. Д/ игра: « Укрась платье куклы хан узором»

    4.Игры народов Севера: «Ручейки и озера»

    Сказка «Кукушка»

    Расширить кругозор детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов Севера

    Показ сказки детям средней группы, родителям.

    Март

    1.«Весна, идет!»

    (Петрова Е.И. стр.43)

    Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

    1.Пальчиковая игра: «Весна, весна красная»

    2. Физминутка: «Солнце»

    3.Д/игра: « Скорая помощь»

    4.Д/ и: «Весной на деревьях растут листья, а зимой..»

    2. «Домашние любимцы»

    (Соломенникова О.А. стр. 43)

    Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

    1.Пальчиковая игра:

    «Кролики»

    2.Физминутка: «Щенок»

    3.Д/игра: «Кто чем питается», «Найди детеныша»

    4.Игры народов Севера: «Каюр и собаки»

    3. «Посадка лука»

    (Обухова Л.А. стр.21)

    Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

    1.Пальчиковая игра: «Посадим цветы»

    2. Физминутка: «На лугу растут цветы»

    3.Д\игра: «Что было бы, если из леса исчезли..»

    4. Продуктивная   деятельность: Посадка лука.

    4.«Мир растений».

    Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

    1.Пальчикова игра: «Ветер и листья»

    2. Физминутка: «Мы с друзьями»

    3.Д/ игры: «Собери букет»,«Узнай растение»

    4. Песок и его свойства

    5.Экологическая тропа весной

    (Соломенникова О.А. стр. 66)

    Расширять представления о сезонных изменениях в природе.

    Экскурсия по территории детского сада.

    Апрель

    1.«Весенние явления в живой и неживой природе» (Обухова  стр.27)

    Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

    1.Пальчиковая игра: «Ветер и листья»

    2.Физминутка: «Кап-кап»

    3.Д/игры: «Чудесный мешочек»

    4.П/ Игра:« Солнышко и дождик»

    2.«Земля - мой дом»

    Дать представление о суше и водном пространстве,разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах.

    1.Пальчиковая игра: «Здравствуй»

    2. Физминутка:  «Кап-кап»

    3.Д/ Игра: «Кто живёт на суше, а кто в воде».

    4.П /Игра: « Море – Суша  Земля»

    5.Свойства воды

    3.Праздник Птиц.

    Продолжать закреплять знания о природе, развивать познавательный интерес к жизни пернатых друзей

    Проведение праздника.

    4.Насекомые

    (Соломенникова стр 59, Обухова) 

    Расширять представления о насекомых. Закреплять знания о строении насекомых

    1.Пальчиковая игра: «Жук»

    2.Физминутка: «Кузнечики»

    3.П\игра: «На полянку пошли насекомых нашли»

    (Соломенникова стр.63)

    Май

    1.Экологическая тропа весной

    ( Соломенникова

    Стр. 66)

    Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отношение к природе.

    Беседа по теме.

    2.«Растения на территории детского сада».

    Закрепить умение ухаживать за растениями; воспитывать отношение к растениям как к живым существам.

    1.Пальчиковая игра: «Радуга»

    2.Физминутка: « Детский сад»

    3.Д\игра: «Угадай растение»

    4. Игры народов Севера: «Успей поймать»

    Праздник:  «В гостях у Лесовичка»

    Закрепить знания детей о  природе нашего края.

    Проведение праздника.

    Список литературы:

    1. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно —   экспериментальная деятельность» Николаева В.ВС. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002

    2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999.                      3. Николаева С. Н.«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995                                                                             4. 4.Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998                                                                                                              5. Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников, Москва 2005                                                                                  6. Рыжова Н.А. «Маленький исследователь в детском саду»                               7. Соломенникова О.А, «Ознакомление с природой в детском саду» средняя группа, Москва 2015.

    8.  Интернет ресурс.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

    На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

    Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

    Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

    Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

    Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

    Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

    Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....