«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
проект по развитию речи

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2_ml.gr_.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

 «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

лет».

Цель: Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Приобщать детей к русскому фольклору, помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов;

2. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

3. Обогащать чувства детей, воображение и речь;

Актуальность выбранной темы:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа  представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа,

выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его

способностей и таланта.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию.

I этап - начальный.

Изучение методической литературы:

1.  Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009

2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост.

Г.Науменко. М., 1998

3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской

культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008

4. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от

рождения до 5 лет. М., 2005

5. Русский фольклор /Сост. В. Аникин. М., 1985г.

II этап- подготовительный

На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее:

  • подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
  • составлена картотека потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;
  • подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
  • изготовление атрибутов, масок.

Работа с родителями

Взаимодействие детского сада с родителями воспитанников  - важное направление  в работе детского сада

Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей.

Взаимодействие с родителями осуществлялось в рамках специальных мероприятий:  

  • индивидуальные беседы, систематически проходящими в течении года;
  • консультации для родителей

-по развитию словаря, были рекомендации родителям читать познавательную литературу для детей, рассматривать иллюстрации;

 - для грамматического строя речи,  советовала проводить с детьми игры;

 - были рекомендации по практическим действиям с использованием              фольклора в режимных моментах;

II этап работа с детьми

  • Потешки использую не только в режимных моментах, но и в организованной образовательной и совместно – индивидуальной деятельности. Методы и приёмы, используемые при работе с потешками - обыгрывание сюжета потешки.
  • В ходе непосредственно образовательной деятельности с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации т. д.) с помощью которых создаётся полная картина действий. Одним из главных приёмов наглядности является приём инсценировки произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Приём инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
  • Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке и т. д.);
  • Использую во время занятий

- словесные игры;

- подвижные игры и хороводные игры;

- пальчиковую гимнастику;

- чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций;

  • Коллективное чтение, заучивание наизусть потешек, песенок – прибауток, поговорок, пословиц, отгадывание загадок.
  • Обыгрывание игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.
  • Проведение праздников – участие в утренниках Новый год, 8 Марта, на таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые.

Ожидаемые результаты:

  • у детей повысится интерес  к устному народному творчеству;  Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • у детей сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения;
  • сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей;
  • дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.

               Сроки проведения: с сентября 2018 года по май 2019 года.

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

-Изучение темы:

«Роль потешек в

развитии речи

ребенка».

- Создание

картотеки потешек

для работы с

детьми.

Показ

кукольного театра

по сказке

«Колобок».

-Применение

потешек в

режимных

моментах.

Консультация

 «Справиться с детским

непослушанием

помогут потешки».

октябрь

- Создание

картотеки

загадок.

Игры-имитации

отдельных

действий

человека,

животных, птиц.

Индивидуальные

беседы.

ноябрь

- Изучение темы:

«Настольно –

печатные игры по

русским народным

сказкам».

- Создание

библиотеки

красочных книг с

русскими

народными

сказками.

- Дидактические

игры «Узнай

сказку», «Угадай,

из какой сказки

герой?»

- Настольно-

печатные игры по мотивам русских

народных сказок

(разрезные

картинки, лото,

пазлы).

Дидактические

игры.

Настольно-

печатные игры по мотивам р.н.с.

декабрь

Изучение темы:

«Использование

фольклора в работе

с детьми».

- Хороводы,

Народные игры

- Просмотр

кукольного театра

по русской

народной сказке

«Заюшкина

избушка».

Индивидуальные

Беседы.

январь

Консультация

 «Не

забывайте

народные игры».

- Игровая

деятельность

«Поиграем с

пальчиками».

(Пальчиковые

игры на основе

русских народных

потешек).

Консультация «Пришла Коляда» -

разучивание колядок.

февраль

-Изучение темы:

« Устное народное

творчество как

средство духовно-

нравственного

развития личности

ребенка».

- Разучивание

песен и стихов

про Масленицу.

- Знакомство с

пословицами и

поговорками.

Консультация «Роль

пальчиковых игр в

развитии речи детей

младшего возраста».

март

- Изучение темы:

«Театрализованные

игры как средство

развития речи

детей».

- Знакомство с

закличками,

потешками о

солнце.

Индивидуальные беседы.

апрель

- Приобретение в

группу раскрасок

по русским

народным сказкам

и потешкам.

- Разучивание

потешек, песенок,

скороговорок.

-Дидактические

игры «Угадай

сказку», «Из

какой сказки

герой».

- Консультация:

«Почитай мне сказку,

мама».

май

- Отчёт о

проделанной

работе по теме

самообразования.

Самоанализ плана

самообразования.

- Игры -

драматизации по

знакомым

сказкам.

Заклички, загадки.

Индивидуальные беседы.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие. 

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать уже с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...