Статья "Идём в школу!"
статья (подготовительная группа)

Балабанова Валентина Сергеевна

Многие школы формируют классы по степени готовности детей. Программа начальной школы очень насыщена. Чтобы успеть на уроках  сделать всё, что положено и понять всё, что делалось и говорилось, ребёнку просто необходимо обладать некоторыми умениями, чтобы быстрее войти в учебный процесс. Иначе ему будет тяжело на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_idem_v_shkolu.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Идём в школу.

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» гласит, что от ребенка дошкольного возраста нельзя требовать «конкретных образовательных достижений». Это значит, что ребенок до начала учебы в школе может не знать, что такое буквы, цифры и как держать ручку. Но реальность такова, что многие школы формируют классы по степени готовности детей, а первоклассники делают фонетический разбор слов и пишут диктанты.

    Программа начальной школы очень насыщенна. Чтобы успеть сделать на занятиях всё, что положено, да ещё и осознать то, что делалось и говорилось, ребёнку просто необходимо обладать входными умениями, которые помогут быстрее войти в учебный процесс. Иначе ему будет тяжело на уроках. Школьник будет тратить все силы и время на то, чтобы составить буквы в слова при чтении задания, потом на то, чтобы понять задание, а не на выполнение самого задания, на обдумывание, куда и как писать, а не на запись решения и т. п.

     Не убеждайте голословно ребенка в том, что в школе ему понравится и будет интересно. Понятие «интересно» индивидуально. Лучше познакомьте ребенка с его будущей школой и учительницей, расскажите о своих школьных годах. Разъясните, зачем нужны школы, почему важно учиться, настройте ребенка на деловой лад и выработайте ответственный подход к учебе. Идеальный результат ваших бесед - возникновение у ребенка желания учиться. Отсутствие учебных мотивов и интереса к школе затруднит обучение первоклассника и плохо скажется на его успеваемости. Нужно добиться позитивного отношения и к школе, и к самому себе и к миру в целом.

Избавьте своих детей от неудобных ситуаций в школе и займитесь структурированием знаний об окружающем мире, природе, деятельности человека.
Идя в первый класс, ребенку желательно знать:

Количество
-Считать до 20 (количественный, порядковый счёт).
-Называть числа в прямом (обратном) порядке до 20.
-Называть соседние числа, понимать, что значит предыдущее число и последующее.
-Соотносить цифру и количество предметов. (Т.е. покажи ту цифру, сколько нарисовано шаров.)
-Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел из двух меньших.
-Дети могут знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек 1, 2, 5, 10 рублей. Определять из каких монет они состоят.
-Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, –, =). Использовать слова «сложение» - это плюс и «вычитание» - это минус.
-Понимать из чего состоит задача (условие и вопрос).
-Дети также могут знать знаки больше >, или меньше <

Величина
-Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры (полоски бумаги в клетку или линейку, где измерения начинаются от 0).
-Делить круг, квадрат (предмет) на 2, 4, 8 равные части, обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая ½ ), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
-Сравнивать целый предмет с его частями (пример: ½, меньше, чем целое и т.д.)
-Дети могут измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (пример: 2 стакана воды =1 банки).
-Дети могут сравнивать вес предметов (тяжелее – легче) путем взвешивания их на ладонях.

Геометрические фигуры
-Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.
-Иметь представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, об отрезке на прямой линии.
-Дети могут иметь представление о геометрических фигурах, их элементах (вершины, углы, стороны).
-Они могут распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
-Так же дети могут  моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов – один большой прямоугольник; из частей круга – круг, из четырех отрезков – четырехугольник, из двух коротких отрезков – один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.


Ориентировка в пространстве и на плоскости
-Дети могут ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). понимать как пользоваться планом, схемой, маршрутом, картой.
-Дети могут самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения на карте, или слушая словесные инструкции составить схему, рисунок.

Ориентировка во времени
-Желательно, чтобы они знали название и последовательность времён года, месяцев года, дней недели. Называли соседние месяцы, дни недели. Определяли последующие и предыдущие.
-Определять время по часам с точностью до одного часа.
-Различать длительность отдельных временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 и 10 минут, 1 час).

В конструировании
-Видеть конструкцию предмета и анализировать её с учётом практического назначения.
-Создавать различные конструкции предметов в соответствии с его назначением.
-Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
 
-Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, драп, капрон, трикотаж и т.п.), метал (чугун – не гнётся, алюминий – гнётся, серебро, золото – украшение и детали для оборудования), дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т.п.).
-Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использование.
-Определять происхождение рукотворных предметов.
-Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов (вкусовые, слуховые, тактильные, обоняние) перцептивных действий.
-Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

-Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей. (мебель, канцелярия, посуда, игрушки)
-Знать дату своего рождения, своё отчество, домашний адрес и № телефона; имена и отчества родителей.
-Знать и называть страну, где живёт. Называть столицу России. Знать символы государства (флаг, герб, гимн России).
-Иметь представление о президенте, правительстве России; о воинах – защитниках Отечества.
-Дети в старшем дошкольном возрасте называют военные профессии.
-Детям необходимо знать дорожные знаки и их назначение (переход подземный или наземный, а также знаки разрешающие или запрещающие катание на транспорте и игры в определённых местах).
-Знать русский национальный костюм, традиции, обычаи, фольклор.
-Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках; школе; библиотеке.
-Желательно, чтобы дети называли профессии не только родителей, но и окружающих их людей (продавец, врач, дворник, художник, парикмахер, воспитатель, тракторист, доярка, агроном и т. д.)

Экологическое воспитание
-Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
-Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
-Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
-Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Трудовое воспитание
-Одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить её в порядок.
-Организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.
-Осуществлять простые виды деятельности в природе, по уходу за животными, растениями, на участке в соответствии с сезонными и погодными условиями.
-Изготовлять игрушки, пособия для игр и занятий из разных материалов.

Ручной труд
-Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги.
-Делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек.
-Изготовлять объёмные игрушки.
-Работать с иголкой (вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать вешалку, пуговицу, шить швом «вперёд иголку»).

Развитие речи
-Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении.
-Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голос.
-В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
-Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
-Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
-Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Художественная литература.
-Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ, объясняя, что прослушали сказку (рассказ, стихотворение).
-Называть любимые сказки и рассказы; прочесть одно или два любимых стихотворения, 2 – 3 считалки; вспомнить 2 – 3 загадки.
-Назвать 2 – 3 авторов произведений.
-Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, пьесы, рассказа.

ИЗО
-Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
-Называть основные выразительные средства.
-Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.

В рисовании
-
Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на тему окружающей жизни, литературных произведений.
-Использовать в рисовании разные материала и способы создания изображения.

В лепке
-
Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из 2-х, 3-х и более изображений.
-Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
-Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
 

В аппликации
-Создавать изображение различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания; создавать сюжетные и декоративные композиции.

    Самое главное при подготовке ребенка к школе - научить его воспринимать информацию, причем как устную, так и письменную (для начала в виде картинок, знаков, схем, символов).

     Многие родители отдают детей в детский сад и школу, полагая, что там их научат абсолютно всему. Конечно, педагоги дадут знания по определенным предметам. Но забота о всестороннем, гармоничном развитии и хорошей успеваемости детей лежит все-таки не на них, а на родителях. Не забывайте об этом. Получение качественного образования - тяжелый труд, как для детей, так и для тех, кто за них отвечает. И подготовка к школе - только первый этап этого совместного, многолетнего пути. Подойти к ней нужно серьезно и ответственно каждому родителю.

Желаем вам успехов в ваших начинаниях!

 (https://ustinova-oe-domoddou38.edumsko.ru/articles/post/2260839)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...