Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»

 

Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. Для ребёнка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предложение нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. И поэтому основная цель педагогов - это помочь ребёнку в адаптации к условиям дошкольного учреждения.

И для реализации этой цели нами были поставлены задачи:

1. Установить доверительные отношения с каждым ребенком.

2. Снять эмоциональное напряжение.

3. Вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

4. Научить ребенка играть вместе с другими детьми.

Наилучшим средством решения этих задач являются игры и игровые методы

взаимодействия с детьми.

Почему игра? Да потому что, игра - одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.

При адаптации детей раннего возраста я использую разные методы и приемы.
Методы обучения – это способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.

Прием обучения – часть метода, отдельный шаг в его реализации. Эти методы и приемы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой.
 

 

 

 

Известно, что лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин

«смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребенок находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся. Для этого мы используем всевозможные игры, такие как:

·

игры – забавы: мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, заводные игрушки, музыкальные игрушки (колокольчики, погремушки, свистульки, трещетки)

·

элементы телесной терапии («игры на коленках», обнять, погладить)

·

подвижные игры

·

совместные игры, сопровождаемые потешками и прибаутками. («Ладушки -

ладушки», «Догонялки», игры с пальчиками «Сорока - ворона»)

·

коммуникативные игры – танцы

·

релаксационные игры (живой песок, крупа, вода)

·

имитационные игры («Зайка Серенький», «Курочка и цыплята», «Прятки» (где же ребятки?) игровые ситуации: «Попрыгаем, как зайки», «Полетаем, как воробушки»)

·

пальчиковые игры

·

нетрадиционное рисование (рисование ладошкой, пальцами, штампиками, ватными палочками)

·

Театрализованные игры (кукольные театры).

Эти игры быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой.

Проведения игр в адаптационный период требует от взрослого четкого выполнения следующих правил.

Правило 1. Это первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Если ребенок противится, не идет играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувство протеста, негативизма. В возрасте 2-3 лет дети очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Увидев, как играют другие дети, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.

Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. То есть, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3. Многократное повторение игр, которые являются необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по - разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.

Правило 4. Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу).

Правило 5. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям. Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам.

Исключения составляют игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри, зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.) Такой материал не следует превращать в обычный, всегда доступный.

И ещё хотелось бы добавить к правилам, что игры должны обязательно сопровождаться улыбкой и ласковой интонацией воспитателя.

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир.

Разработанная система игр и игровых упражнений способствует преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Для меня главный итог моей работы: это сделать так, чтобы детский сад, наша группа, стали для ребенка и его родителей теплым, радостным домом. Для того чтобы это действительно стало так, надо быть терпеливым, внимательным, добрым, активным, умеющим развлекать, играть, перевоплощаться, и прежде всего, любить детей.

В наших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. Для ребёнка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предложение нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. И поэтому основная цель педагогов - это помочь ребёнку в адаптации к условиям дошкольного учреждения.

И для реализации этой цели нами были поставлены задачи:

1. Установить доверительные отношения с каждым ребенком.

2. Снять эмоциональное напряжение.

3. Вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

4. Научить ребенка играть вместе с другими детьми.

Наилучшим средством решения этих задач являются игры и игровые методы

взаимодействия с детьми.

Почему игра? Да потому что, игра - одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.

При адаптации детей раннего возраста я использую разные методы и приемы.
Методы обучения – это способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.

Прием обучения – часть метода, отдельный шаг в его реализации. Эти методы и приемы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой.

Известно, что лучшее лекарство от стресса - смех. Существует даже термин

«смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребенок находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся. Для этого мы используем всевозможные игры, такие как:

игры – забавы: мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, заводные игрушки, музыкальные игрушки (колокольчики, погремушки, свистульки, трещетки)

элементы телесной терапии («игры на коленках», обнять, погладить)

подвижные игры

совместные игры, сопровождаемые потешками и прибаутками. («Ладушки -

ладушки», «Догонялки», игры с пальчиками «Сорока - ворона»)

коммуникативные игры – танцы

релаксационные игры (живой песок, крупа, вода)

имитационные игры («Зайка Серенький», «Курочка и цыплята», «Прятки» (где же ребятки?) игровые ситуации: «Попрыгаем, как зайки», «Полетаем, как воробушки»)

пальчиковые игры

нетрадиционное рисование (рисование ладошкой, пальцами, штампиками, ватными палочками)

Театрализованные игры (кукольные театры).

Эти игры быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой.

Проведения игр в адаптационный период требует от взрослого четкого выполнения следующих правил.

Правило 1. Это первое и самое важное правило - добровольное участие в игре. Если ребенок противится, не идет играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувство протеста, негативизма. В возрасте 2-3 лет дети очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Увидев, как играют другие дети, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.

Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. То есть, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3. Многократное повторение игр, которые являются необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по - разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.

Правило 4. Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу).

Правило 5. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям. Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам.

Исключения составляют игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри, зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.) Такой материал не следует превращать в обычный, всегда доступный.

И ещё хотелось бы добавить к правилам, что игры должны обязательно сопровождаться улыбкой и ласковой интонацией воспитателя.

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир.

Разработанная система игр и игровых упражнений способствует преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Для меня главный итог моей работы: это сделать так, чтобы детский сад, наша группа, стали для ребенка и его родителей теплым, радостным домом. Для того чтобы это действительно стало так, надо быть терпеливым, внимательным, добрым, активным, умеющим развлекать, играть, перевоплощаться, и прежде всего, любить детей.

В наших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»...

Выступление: «Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Выступление: «Использование игровых приёмов в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...